ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1651/2020ПРИ от 20.08.2020 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

76RS0024-01-2020-001251-28

Дело № 2-1651/2020 Принято в окончательной форме ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2020 года г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Андриановой И.Л.,

при секретаре Савельевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к ООО "СК Прогресс" о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурора Заволжского района г. Ярославля обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «СК Прогресс» о возложении обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте единой информационной системы жилищного строительства в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» http://наш.дом.рф информацию, предусмотренную ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона №214-ФЗ, п. 9 Правил размещения информации субъектами информации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.03.2019 N 319 «О единой информационной системе жилищного строительства», а именно: правоустанавливающие документы и градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами, которые указаны в разрешениях на строительство, проект договора участия в долевом строительстве, документ, содержащий информацию о расчёте размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика, отчётность застройщика (ежеквартально), фотографии строительства и иные необходимые документы, что влечёт нарушение прав граждан на получение и ознакомление с информацией о строительстве.

В обоснование иска указано, что ООО «СК Прогресс» на основании разрешения на строительство №76- 301000-469-2015 от 09.09.2016 осуществляет строительство многоквартирных жилых домов с инженерными коммуникациями по адресу: <адрес> Строительство указанного объекта осуществляется с привлечением денежных средств граждан в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.

Проверкой, проведенной прокуратурой района 24.12.2019 установлено, что в ЕИСЖС на сайте http://наш.дом.рф застройщиком ООО «СК Прогресс» в нарушение вышеуказанных требований закона не размещены все необходимые документы по строительству данных объектов, в том числе правоустанавливающие документы и градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами, которые указаны в разрешениях на строительство, проект договора участия в долевом строительстве, документ, содержащий информацию о расчёте размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика, отчётность застройщика (ежеквартально), фотографии строительства и иные необходимые документы, что влечёт нарушение прав граждан на получение и ознакомление с информацией о строительстве. По результатам проверки, срок планируемой передачи квартир дольщикам, согласно информации предоставленной обществом, 31.12.2016 (за исключением кв. 6,8,9,10,12 - строение №3, кв. 12,21,22, где срок передачи 31.12.2017). Таким образом, ООО «СК «Прогресс» допущено нарушение сроков передачи квартир дольщикам более чем на 6 месяцев, но в связи с тем, что обществом обязательная к раскрытию информация по строениям <адрес> в сети не размещается по настоящее время, граждане участники долевого строительства лишены возможности получения информации об объектах строительства, в том числе о том, что данные объекты являются проблемными. 24.12.2019 в адрес ООО «СК Прогресс» прокуратурой района внесено представление о необходимости незамедлительного устранения нарушений федерального законодательства, согласно ответу ООО «СК прогресс» на которое строительные работы на вышеуказанных объектах в настоящее время не ведутся в силу тяжелой финансовой ситуации общества. Отсутствие необходимой информации в единой информационной системе жилищного строительства общество объясняет отсутствием оформленной электронной подписи руководителя, которая на момент написания ответа находилась в процессе оформления, после получения которой обществом планировалось размещение информации при соблюдении всех технических моментов в кратчайшие сроки. Однако по состоянию на апрель 2020 года в единой информационной системе жилищного строительства на сайте http://наш.дом.рф застройщиком ООО «СК Прогресс» в нарушение указанных требований закона по-прежнему не размещены все необходимые документы по строительству домов <адрес> что свидетельствует о длительном бездействии ООО «СК Прогресс» по устранению нарушений федерального законодательства. Многочисленные нарушения свидетельствуют о системном несоблюдении ООО «СК Прогресс» требований Федерального закона № 214- ФЗ.

Обращаясь с заявлением в суд, прокурор исходит из того, что ООО «СК Прогресс» на протяжении длительного времени не исполняются обязанности по размещению предусмотренной законом информации в ЕИСЖ, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, которые могут заключить договор купли-продажи жилого помещения в многоквартирных домах <адрес>.

Представитель истца в настоящем судебном заседании не присутствовал, при явке в предварительное судебное заседание помощник прокурора Уланов А.В. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании также не присутствовал, ответчик извещался судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Согласно ст. 23.3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" единая информационная система жилищного строительства - система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном строительстве, а также иной информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 23.3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ застройщики обязаны размещать в системе информацию в соответствии с ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ и п. 9 Правил размещения информации субъектами информациями, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством РФ, в единой информационной системе жилищного строительства, утвержденных Постановлением правительства РФ от 26.03.2019года о единой информационной системе жилищного строительства»:

1) разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства: многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в которых принимали участие застройщик и (или) его основное общество или дочерние общества такого основного общества в течение трёх лет, предшествующих опубликованию проектной декларации, с указанием места нахождения указанных объектов недвижимости, сроков ввода их в эксплуатацию (размещается в срок до направления на государственную регистрацию первого договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома и(или) иного объекта недвижимости;

2) разрешение на строительство в отношении каждого многоквартирного дома и(или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением денежных средств участников долевого строительства (размещается в срок до направления на государственную регистрацию первого договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома и(или) иного объекта недвижимости), в случае внесения изменений в любое из разрешений на строительство размещается выданное застройщику разрешение взамен предыдущего без удаления утратившего силу разрешения на строительство;

3) сведения о прекращении действий любого из размещённых в системе жилищного строительства разрешений на строительство с указанием оснований принятия органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, такого решения и с размещением в системе жилищного строительства этого решения не позднее чем через 5 рабочих дней после принятия такого решения;

4) заключение экспертизы проектной документации в отношении каждого объекта недвижимости, информация о проекте которого раскрыта в составе каждой размещённой в ЕИСЖС проектной декларации (в случае если обязательность проведения экспертизы соответствующего объекта недвижимости предусмотрена действующим законодательством);

5) проектная декларация в отношении всех объектов капитального строительства, строительство которых осуществляется 9осуществлялось) с привлечением денежных средств участников долевого строительства во всех версиях и редакциях, а также все изменения к ним;

6) все заключения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство, на соответствие требованиям, установленным ч. 2 ст. 3, ст. 20 и 21 Федерального закона, а в случае направления контролирующим органом отказа о выдаче заключения - все отказы о выдаче разрешения;

7) проект договора участия в долевом строительстве или проекты таких договоров, используемые застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и(или) иных объектов недвижимости, строительство которых осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства;

8) условия привлечения денежных средств участников долевого строительства по договору участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями статей 15.4 и 15.5 Федерального закона в случае размещения таких средств на счетах эскроу; информация раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома и(или) объекта недвижимости строящихся (создаваемых) с привлечением денежных средств участников долевого строительства, подлежит размещению до направления на государственную регистрацию первого договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома и(или) иного объекта недвижимости;

9) промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчётность за 1 квартал, первое полугодие и 9 месяцев каждого года, в течение которого был начат и продолжает осуществляться проект строительства размещается в срок не позднее 120 календарных дней после окончания отчётного год;

10) годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность и аудиторское заключение в отношении такой отчётности за каждый год, в течение которого был начат и продолжает осуществляться проект строительства размещается в срок не позднее 120 календарных дней после окончания отчётного года;

11) фотографии каждого строящегося (создаваемого) застройщиком объекта недвижимости, информация о строительстве которого раскрыта в составе каждой размещённой в системе жилищного строительства проектной декларации размещаются ежемесячно с указанием даты проведения фотосъёмки;

12) градостроительные планы всех земельных участков, на которых осуществляется строительство каждого объекта недвижимости, информация о проекте строительства которого раскрыта, а в случае внесения в них изменений - все изменения и документы, на основании которых внесены изменения, подлежит размещению до направления на государственную регистрацию первого договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома и(или) иного объекта недвижимости;

13) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия (размещается в отношении каждого земельного участка, на котором осуществляется строительство объектов капитального строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства, размещается до направления на государственную регистрацию первого договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома и(или) иного объекта недвижимости), все изменения в документы, компетентных органов, на основании которых внесены изменения в схему планировочной организации земельного участка подлежат размещению в системе жилищного строительства;

14) документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок (участки), на котором осуществляется строительство каждого объекта (объектов) недвижимости, указанного в размещённых в ЕИСЖС проектных декларациях (выписка из Единого государственного реестра недвижимости, зарегистрированный в Едином государственном реестре недвижимости договор аренды (субаренды) земельного участка;

15) справки застройщика о размере собственных средств и соблюдении нормативов финансовой устойчивости за каждый истекший квартал в период, начало которого определяется датой получения застройщиком заключения контролирующего органа о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Федерального закона, а в случае осуществления застройщиком деятельности по строительству объектов недвижимости одновременно по 2 или более проектам строительства - за каждый истекший квартал в период, начало которого определяется одним из указанных заключений с наиболее ранней датой. Первая справка подлежит размещению до направления на государственную регистрацию первого договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома и(или) иного объекта недвижимости. Размещение справок осуществляется ежеквартально, не позднее 5 рабочих дней после окончания каждого квартала, в течение которого застройщиком осуществляется проект строительства объекта (объектов) недвижимости, информация о котором содержится в размещённой в ЕИСЖС проектной декларации;

16) отчётность застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, а также сводные накопительные ведомости проекта строительства подлежат размещению ежеквартально, не позднее чем через 30 календарных дней после окончания квартала;

17) извещение о начале работ по строительству объекта недвижимости, если направление такого извещения застройщиком является обязательным в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанное извещение размещается в системе жилищного строительства без приложения к нему предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации документов (размещается в отношении всех объектов капитального строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства) в течение трёх рабочих дней с момента направления извещения в государственный орган строительного надзора;

18) сведения об открытии (закрытии) расчетного счета застройщика с указанием номера такого счёта, наименования уполномоченного банка и его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер) в отношении каждого полученного им разрешения на строительство объекта недвижимости, информация о проекте строительства которого раскрыта в составе каждой размещенной в системе жилищного строительства проектной декларации;

19) сведения о введении в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" подлежат размещению в течение трёх рабочих дней со дня наступления события;

20) информацию о физических лицах, которые в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеют (имеют в капитале долю участия более чем 5 процентов) корпоративным юридическим лицом - застройщиком, с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) таких лиц, места жительства (места постоянного пребывания), индивидуального номера налогоплательщика или аналогичного идентификационного признака для иностранных граждан, страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии) или аналогичного идентификационного признака для иностранных граждан подлежат размещению одновременно с проектной декларацией, а все изменения в ней в течение трёх рабочих дней после возникновения таких изменений;

21) информацию о лицах, осуществляющих работы, поставки товаров и (или) предоставляющих услуги по проведению инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства в предусмотренном Федеральным законом составе такой информации и при поступлении застройщику запроса от контролирующего органа о ее предоставлении подлежит размещению одновременно с проектной декларацией, а в случае внесения в неё изменений в течение трёх рабочих дней после внесения изменений;

22) каждое полученное до 1 июля 2018 г. разрешение на строительство многоквартирного дома (домов) и (или) иного объекта (объектов) недвижимости, в состав которого входят объекты долевого строительства и (или) строительство (создание) которого осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - объект недвижимости), который по состоянию на 1 октября 2018 г. не введен в эксплуатацию, в том числе в отношении объектов недвижимости, строительство которых и (или) привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства которых по состоянию на 1 октября 2018 г. еще не начато. В случае внесения изменений в любое из указанных разрешений на строительство должно быть размещено выданное застройщику взамен предыдущего разрешение на строительство без удаления из ЕИСЖС утратившего силу разрешения на строительство;

23) каждое полученное после 1 июля 2018 г. разрешение на строительство объекта недвижимости, в том числе в отношении объектов недвижимости, строительство которых и (или) привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства которых по состоянию на 1 октября 2018 г. еще не начато. В случае внесения изменений в любое из указанных разрешений на строительство должно быть размещено выданное застройщику взамен предыдущего разрешение на строительство без удаления из ЕИСЖС утратившего силу разрешения на строительство;

24) иная информация, предусмотренная Федеральным законом.

В силу п. 3 ст. 23.3 Федерального закона № 214-ФЗ информация, содержащаяся в системе, является открытой и общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 23.3 Федерального закона № 214-ФЗ правительство Российской Федерации устанавливает адрес сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Постановлением Правительства РФ от 25.09.2018 № 1133 «Об установлении адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в качестве адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" установлен адрес сайта http://наш.дом.рф.

Судом установлено, что ООО «СК Прогресс» на основании разрешения на строительство № 76-301000-468-2015 от 09.09.2015 года, № 76-301000-469-2015 от 09.09.2015 года осуществляет строительство многоквартирных жилых домов с инженерными коммуникациями по адресу: <адрес> 4), срок действия продлен до 10.06.2019 года (копия разрешения, представление прокурора, ответ ООО «СК Прогресс» на представление прокурора).

Строительство указанного объекта осуществляется с привлечением денежных средств граждан в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.

Проверкой, проведенной прокуратурой Заволжского района г. Ярославля 24.12.2019 года, установлено, что в ЕИСЖС на сайте http://наш.дом.рф застройщиком ООО «СК Прогресс» в нарушение вышеуказанных требований закона не размещены все необходимые документы по строительству данных объектов, в том числе, правоустанавливающие документы и градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами, которые указаны в разрешениях на строительство, проект договора участия в долевом строительстве, документ, содержащий информацию о расчёте размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика, отчётность застройщика (ежеквартально), фотографии строительства и иные необходимые документы, что влечёт нарушение прав граждан на получение и ознакомление с информацией о строительстве.

Согласно п. 1.1 ст. 23.1 Федерального закона № 214-ФЗ Единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона (далее - проблемные объекты).

В силу п. 1.2 ст. 23.1 Федерального закона № 214-ФЗ Единый реестр застройщиков, единый реестр проблемных объектов формируются в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации.

Согласно п. 4 ст. 23.1 Федерального закона № 214-ФЗ сведения, содержащиеся в едином реестре застройщиков, едином реестре проблемных объектов, являются открытыми, общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.

Как видно из дела, по результатам проверки срок планируемой передачи квартир дольщикам, согласно информации предоставленной обществом, 31.12.2016 года (<адрес>, где срок передачи 31.12.2017 года).

Таким образом, ООО «СК «Прогресс» допущено нарушение сроков передачи квартир дольщикам более чем на шесть месяцев, но в связи с тем, что обществом обязательная к раскрытию информация по строениям <адрес>, в сети не размещается по настоящее время граждане участники долевого строительства лишены возможности получения информации об объектах строительства, в том числе о том, что данные объекты являются проблемными.

Согласно ч. 6 ст. 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ застройщик в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, неполноту и (или) недостоверность информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Постановлением департамента строительства Ярославской области от 28.03.2019 № ДС52-07/19 (вступило в силу 22.04.2019) ООО «СК Прогресс» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ за неразмещение информации и документов в ЕИСЖС.

Постановлением департамента строительства Ярославской области от 12.12.2019 № ДС 253-07/19 (вступило в силу 11.02.2020) ООО «СК Прогресс» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 13.19.3 КоАП РФ за неразмещение информации и документов в ЕИСЖС лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Постановлением департамента строительства Ярославской области от 21.02.2020 № ДС 264-07/19 ООО «СК Прогресс» вновь привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 13.19.3 КоАП РФ за неразмещение информации и документов в ЕИСЖС лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

24.12.2019 в адрес ООО «СК Прогресс» прокуратурой района внесено представление о необходимости незамедлительного устранения нарушений федерального законодательства, согласно ответу ООО «СК прогресс» на которое строительные работы на вышеуказанных объектах в настоящее время не ведутся в силу тяжелой финансовой ситуации общества. Отсутствие необходимой информации в единой информационной системе жилищного строительства общество объясняет отсутствием оформленной электронной подписи руководителя, которая на момент написания ответа находилась в процессе оформления, после получения которой обществом планировалось размещение информации при соблюдении всех технических моментов в кратчайшие сроки.

Ни по состоянию на апрель 2020 года, ни по состоянию на н.в. сведений о размещении в единой информационной системе жилищного строительства на сайте http://наш.дом.рф застройщиком ООО «СК Прогресс» всех необходимых документов по строительству домов <адрес> в дело не представлено, что свидетельствует о длительном бездействии ООО «СК Прогресс» по устранению нарушений федерального законодательства, системном несоблюдении ООО «СК Прогресс» требований Федерального закона № 214- ФЗ.

Установленные судом обстоятельства позволяют признать исковые требования законными и обоснованными, потому подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Доказательств для иного вывода материалы дела не содержат.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Заволжского района г. Ярославля удовлетворить.

Обязать ООО «СК Прогресс» в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу разместить на официальном сайте единой информационной системы жилищного строительства в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» http://наш.дом.рф информацию, предусмотренную ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", п. 9 Правил размещения информации субъектами информации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.03.2019 N 319 «О единой информационной системе жилищного строительства», а именно: правоустанавливающие документы и градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами, которые указаны в разрешениях на строительство, проект договора участия в долевом строительстве, документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика, отчетность застройщика (ежеквартально), фотографии строительства.

Взыскать с ООО «СК Прогресс» в бюджет государственную пошлину в размере 6000 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья И.Л.Андрианова