ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1651/2021 от 20.12.2021 Боровичского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2-1651/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Боровичи Новгородской области 20 декабря 2021 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Кудрявцевой Е.М.,

при секретаре Партанской Г.С.,

с участием помощника Боровичского межрайонного прокурора Евдокимовой Л.А.,

представителя истца–Администрации Боровичского муниципального района Макаровой И.А.,

ответчика Федорова Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Боровичского муниципального района к Федорову Руслану Валентиновичу о принудительном изъятии недвижимого имущества,

установил:

Администрация Боровичского муниципального района обратилась в суд c иском к Федорову Р.В., в обоснование указав, что ответчик является собственником жилого помещения - квартиры , общей площадью 40,6 кв.м. в <адрес> по пер. <адрес> в <адрес>.

Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 27.11.2013 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Администрации муниципального района от 27.11.2013 года , изменен срок отселения жителей до 31.12.2024 года.

Постановлением Администрации муниципального района от 25.09.2020 года принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме для муниципальных нужд в течение 3 лет со дня его принятия.

Размер возмещения выкупной стоимости определяется не позднее, чем за 60 дней до направления соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд с учетом положений статей 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации и 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По общему правилу размер такого возмещения не может превышать стоимость приобретения жилого помещения. Исключение составляют случаи приобретения жилого помещения по договору, в котором отчуждение помещения производится бесплатно ( например по договору дарения). В этом случае размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного помещения ( ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ)

На основании муниципального контракта, заключенного Администрацией Боровичского муниципального района с ООО «Деловой центр «Сова», произведена оценка квартиры по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>. В соответствии с отчетом , рыночная стоимость выкупной цены изымаемого жилого объекта недвижимости, в том числе доли в праве на общедомовое имущество в многоквартирном жилом доме, доли земельного участка, а также убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (согласно части 7 статьи 32 ЖК РФ).

В соответствии с частью 9 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ в случае отказа от подписания соглашений собственнику необходимо было направить в адрес Администрации Боровичского муниципального района уведомление с приложением обосновывающих документов.

До настоящего времени не представлены обосновывающие документы с причинами отказа от подписания соглашения или подписанное Федоровым Р.В. соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд.

Ссылаясь на положения ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Администрация Боровичского муниципального района просит изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, путем выкупа у собственника данного жилого помещения, в том числе неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общедомовое имущество в многоквартирном доме и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.

В ходе рассмотрения настоящего дела Администрацией Боровичского муниципального района увеличены заявленные требования, просит изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, путем выкупа у собственника данного жилого помещения, в том числе неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общедомовое имущество в многоквартирном доме и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, на условиях Соглашения, в соответствии с которым размер рыночной стоимости жилого помещения и неразрывно связанного с ним недвижимого имущества составляет 568000 рублей.

В судебном заседании представитель истца –Администрации Боровичского муниципального района ФИО4 исковые требования поддержала, просила удовлетворить, поскольку Федоров Р.В. стал собственником квартиры в <адрес> по пер. <адрес><адрес> по договору дарения после признания дома аварийным, региональная программа переселения из ветхого и аварийного жилья на него не распространяется. Стоимость выкупной цены определена экспертом и сомнений не вызывает.

Ответчик Федоров Р.В. в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что с 2004 г. постоянно проживает и зарегистрирован в <адрес> по пер. <адрес><адрес>. Его мать действительно являлась единственным собственником квартиры, но потому что он отказался от участия в приватизации. До настоящего времени он проживает в квартире со своей семьей, в которой двое малолетних детей и другого жилья не имеет, как и возможности его приобрести. Поскольку дом включен в региональную программу переселения из ветхого и аварийного жилья, не согласен с выплатой выкупной цены, просит предоставить жилое помещение.

Выслушав стороны, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении иска отказать, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года « 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Таким образом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Как следует из материалов дела, ответчику Федорову Р.В. принадлежит на праве собственности квартира , общей площадью 40,6 кв.м. в доме по пер. <адрес> в <адрес>. Право собственности возникло на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано в ЕГРН.

Заключением межведомственной комиссии от 27.11.2013 года №2589 многоквартирный дом, в котором расположено принадлежащее ответчику жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением Правительства Новгородской области от 28.03.2019 №109. Расселение дома планируется завершить до 31.12.2022 г.

Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 25.09.2020 года № 2451 принято решение об изъятии для муниципальных нужд расположенного под указанным многоквартирным домом земельного участка с кадастровым номером 53:22:0020926:5 и жилых помещений в многоквартирном доме путем предоставления возмещения собственникам жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме. Отделу по жилищным вопросам (по учету и распределению жилья) Администрации муниципального района поручено организовать в установленном порядке проведение мероприятий, в том числе по оценке изымаемых жилых помещений, находящихся в собственности граждан, оформлению соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с собственниками жилых помещений многоквартирного дома.

В соответствии с отчетом об оценке, выполненным ООО «Деловой центр «Сова» на основании муниципального контракта, заключенного с Администрацией Боровичского муниципального района, рыночная стоимость изымаемого жилого помещения, в том числе доли в праве на общедовомое имущество в многоквартирном доме, доли земельного участка, включая убытки, причиненные собственнику изъятием имущества, составляет 568000 рублей.

Руководствуясь положениями части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, 16 июня 2021 года Администрация Боровичского муниципального района направила ответчику Соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, предусматривающее возмещение взамен изымаемого жилого помещения, в том числе доли в праве на общедовомое имущество в многоквартирном доме, доли земельного участка, с учётом убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием.

Федоров Р.В. от подписания соглашения на предложенных Администрацией района условиях отказался.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу: г. Боровичи, пер. Кирпичный, д. 8 включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и, воспользовавшись право выбора, ответчик избрал предоставление другого жилого помещения на праве собственности.

При таких обстоятельствах выплата выкупной стоимости изымаемого жилого помещения, на чем настаивает Администрация Боровичского муниципального района, противоречит воле собственника и не соответствует п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Обращаясь с настоящим иском к Федорову Р.В., Администрация Боровичского муниципального района руководствуется положениями ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Указанные доводы суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 г.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).

При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. N 11-П, от 27 июня 2013 г. N 15-П, от 23 декабря 2013 г. N 29-П, от 22 апреля 2014 г. N 12-П и др.).

Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени в том числе предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.

Как усматривается из материалов дела, право собственности на спорное жилое помещение у истца возникло до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 г., в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.

В действующем в период приобретения истцом жилого помещения законодательстве отсутствовали положения, предписывающие при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение учитывать дату его приобретения (до либо после признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право на получение истцом возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, истец как собственник жилого помещения вправе был рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.

На основании изложенного, исковые требования Администрации Боровичского муниципального района удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Администрации Боровичского муниципального района к Федорову Руслану Валентиновичу об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> путем выкупа, - отказать

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Е.М. Кудрявцева

Мотивированное решение изготовлено «29» декабря 2021 года