Дело №2-1652/2019
24RS0017-01-2019-000640-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2019 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия к акционерному обществу «Красноярсккрайгаз» о наложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия обратилось в суд к АО «Красноярсккрайгаз» с иском о наложении обязанности совершить определенные действия, ссылаясь на следующие обстоятельства. Ответчик занимается обеспечением бесперебойного газоснабжения различных объектов и многоквартирных домов на территории Республики Хакасия; одним из структурных подразделений ответчика является ведомственная аварийно-диспетчерская служба. При этом действующим законодательством утвержден перечень экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услуг связи, в число которых включена, в том числе аварийная служба газовой сети; предусмотрен единый номер их вызова через систему «112». Положением о системе «112» определено, что расходы, связанные с ее созданием, развертыванием и эксплуатацией осуществляются за счет федерального, бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, а также средств организаций. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.10.2012 №672 ответчику в пределах его компетенции предложено совершить действия по оснащению подведомственной аварийно-диспетчерской службы (ДДС-04) автоматизированным рабочим местом диспетчера в составе соответствующего оборудования за собственный счет. Между тем, до настоящего времени указанные действия ответчиком не осуществлены, АО «Красноярсккрайгаз» продолжает необоснованно использовать временно предоставленное ему истцом резервное оборудование «Системы-112», являющееся государственной собственностью Республики Хакасия, чем ставит под угрозу бесперебойное функционирование «Системы-112» на территории республики, снижает уровень безопасности граждан.
С учетом изложенного истец просит обязать АО «Красноярсккарйгаз» за счет собственных средств обеспечить подведомственную аварийно-диспетчерскую службу (ДДС-04), на территории Республики Хакасия автоматизированным рабочим местом диспетчера в составе: системного блока АРМ MicroXpert Core i3 (3,3 ГГц) 500 GB HDD 7200 SATA, DVD+/RW Multicard Rdr 2GB PC3-10600 (sng ch) Win 7 Pro 64-bit 1-1-1, Wty+nVidia GeForce PCI-E, 1024M6, DDR3, 2xDVI – 1 штука; мониторов (21.5” Wide LED VA monitor, 16:9, Full HD 1920 x 1080) - 2 штуки; Keyboard + mouse Logitech Desktop (USB, keyboard: waterproof, mous: optical, 1000dpi, 3btn+Scroll) Retail - 1 штука; источника бесперебойного питания на APC Back-UPS Pro 900VA, 230V, CIS (APC) - 1 штука; гарнитуры (Mono, USB, NC, Mute) - 1 штука; IP-телефона Yealink телефон на 2 линии, 2 порта LAN, дисплей, РоЕ - 1 штука; либо аналогичного оборудования с тем же назначением и с такими же характеристиками.
Представители истца Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия ФИО1, ФИО2 (доверенности в деле) принявшие участие в судебном заседании посредством использования системы видеоконференцсвязи, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика АО «Красноярсккрайгаз» ФИО3 (доверенность в деле) с иском не согласилась, ссылаясь на то, что у АО «Красноярсккрайгаз» отсутствуют правовые обязанности нести какие-либо расходы при интеграции государственной «Системы-112» в существующую аварийную службу газа «04» и приобретать оборудование для обеспечения рабочего места диспетчера оборудованием за счет собственных средств, поскольку акционерное общество не является участником правоотношений при создании такой системы, что следует из пункта 17 «Положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"», утв. Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 958. Напротив, действующее законодательство возлагает обязанность по организации и осуществлению материально-технического обеспечения подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, а также по профессиональному обучению персонала, обеспечивающего функционирование «Системы-112» - на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, в силу пункта 21, 22, 23 «Положения о Системе 112». Кроме того, создание основных и резервных центров обработки вызовов (техническое перевооружение, строительство, реконструкция зданий и их оснащение программно-техническим комплексом) осуществляется органами власти субъектов РФ за счет предоставляемых субсидий, на основании федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы». Указанной программой предусмотрены мероприятия, направленные на создание системы обучения и непосредственно обучение персонала, с выделением соответствующего ежегодного федерального финансирования. Финансирование Федеральной целевой программы на 2017 год в Республике Хакасия было осуществлено, что следует из содержания Постановления Правительства РФ от 16.03.2013 №223. В 2016 году Республике Хакасия на основании Распоряжения Правительства РФ от 02.04.2016 N 568-p было предусмотрено выделение субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в РФ на 2013-2017 годы. Помимо этого, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.10.2012 №672, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия было поручено осуществить подготовку операторского и диспетчерского персонала системы-112 на базе учебных заведений Республики Хакасия; исполнительным органам государственной власти Республики Хакасия организовать и обеспечить опытную эксплуатацию, государственные испытания и эксплуатацию системы-112; предусмотреть финансовые средства на мероприятия по созданию, использованию, эксплуатации и развитию системы-112; рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия создать муниципальные центры обработки вызовов системы-112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб; предусмотреть при формировании проектов соответствующих бюджетов необходимые финансовые средства на мероприятия по созданию, использованию, эксплуатации и развитию системы-112, в том числе путем реализации целевых программ.
Представитель третьего лица ГКУ «Республиканский информационный центр по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий» ФИО4 (доверенность в деле) полагала заявленные исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и иные представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатаций опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения данного федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, в том числе - на которых используются, хранятся, транспортируются опасные вещества - газы, способные возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (пп. «в» п. 1 Приложения № 1 к Закону).
Положениями статей 9, 10 названного федерального закона установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии обязана, в том числе:
- соблюдать положения федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
- создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
В соответствии с данным федеральным законом осуществляется также правовое регулирование промышленной безопасности в организациях, занимающихся газоснабжением в Российской Федерации (ст. 30 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).
Статьей 33 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ установлено, что организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством, в том числе – создания аварийно-спасательной службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 894 утвержден Перечень экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб, в который включена, в том числе аварийная служба газовой сети.
Согласно пункту 24 Правил охраны газораспределительных сетей, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 аварийно-диспетчерская служба эксплуатационной организации газораспределительной сети, получившая сообщение о повреждении газораспределительной сети, направляет в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» указанную информацию, а также сведения о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятое сообщение.
В соответствии с указом Президента РФ от 28.12.2010 №1632 Правительством РФ Постановлением от 21.11.2011 № 958 было утверждено «Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»».
Согласно данному Положению «Система-112» предназначена для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований; она обеспечивает информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в том числе - аварийной службы газовой сети (пункт 7).
Аналогичным положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.10.2012 № 672, диспетчерско-дежурные службы аварийных служб газовой сети включены в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Республики Хакасия.
В целях обеспечения создания указанной системы разработана федеральная целевая программа "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 N 223) (далее - ФЦП), в рамках которой предусмотрено софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, предусматривающих создание базовой инфраструктуры системы "112" на территории субъектов Российской Федерации, а именно оснащение центров обработки вызовов системы "112" программно-техническим комплексом.
При этом в разделе V Положения, утвержденного Постановлением Правительства № 958 (п. 24, 26) указано, что расходы, связанные с созданием и развертыванием, эксплуатацией и развитием системы-112 осуществляются, в том числе, за счет средств организаций.
Таким образом согласно пункту 26 Положения расходы, связанные с эксплуатацией и развитием системы-112, могут осуществляться за счет средств организаций, привлекаемых субъектами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, для реализации целей и задач, указанных в Положении.
Из разъяснений, изложенных в письме Минфина России от 18.10.2017 N 10-06-06/68137 следует, что расходы, связанные с оснащением, эксплуатацией и развитием дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб организаций (аварийных служб газовых сетей, а также иных организаций, определенных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации для интеграции с системой "112"), обусловленные созданием системы "112", осуществляются за счет средств указанных организаций.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, АО «Красноярсккрайгаз» осуществляет поставки сжиженного углеводородного газа для нужд населения, а также непосредственное газоснабжение различных объектов и многоквартирных жилых домов на территории Республики Хакасия.
Одним из структурных подразделений АО «Красноярсккрайгаз» является ведомственная аварийно-диспетчерская служба (ДДС-04), расположенная, в том числе, на территории Республики Хакасия.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Республики Хакасия от 09.10.2012 № 672 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Республики Хакасия» ответчику АО «Красноярсккрайгаз» в пределах его компетенции рекомендовано: организовать обучение операторского персонала подведомственных дежурно-диспетчерских служб для приема и обработки вызовов по системе-112; обеспечить взаимодействие подведомственных дежурно-диспетчерских служб с центрами обработки вызовов системы-112; взаимодействие автоматизированных систем, используемых операторским составом подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, с системой-112; а также осуществить модернизацию соответствующих систем для обеспечения указанного взаимодействия, техническое обслуживание оборудования, линий связи и электропитания системы-112; обеспечить взаимодействие автоматизированных систем, используемых операторским составом подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, с системой-112, а также осуществить модернизацию соответствующих систем для обеспечения указанного взаимодействия; предусмотреть расходы, связанные с эксплуатацией и развитием системы-112.
Как следует из требований технического проекта «Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Республики Хакасия», подготовленного ОАО «Ростелеком» в рамках заключенного с истцом Государственного контракта № от 09.01.2014 года, в состав автоматизированного рабочего места диспетчера аварийно-диспетчерской службы (ДДС-04) АО Красноярсккрайгаз» должно входить следующее оборудование: системный блок АРМ MicroXpert Core i3 (3,3 ГГц) 500 GB HDD 7200 SATA DVD+/RW Multicard Rdr 2GB PC3-10600 (sng ch) Win 7 Pro 64-bit 1-1-1 Wty+nVidia GeForce PCI-E, 1024M6, DDR3, 2xDVI -1шт.; монитор (21.5” Wide LED VA monitor, 16:9, Full HD 1920 x 1080) - 2 шт.; Keyboard+mouse Logitech Desktop (USB, keyboard: waterproof, mouse: optical, ‘.000dpi, 3btn+Scroll) Retail - 1 HIT.; источник бесперебойного питания на АРС Back-UPS Pro 900VA AVR, 230V, CIS ( APC) - 1 шт.; гарнитура (Mono, USB, NC, Mute) - 1 шт.; IP-телефон Yealink телефон на 2 линии, 2 порта LAN, дисплей, РоЕ - 1 шт.; допускается также использование аналогичного оборудования.
Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ каких-либо доказательств оснащения подведомственной АО «Красноярсккрайгаз» аварийно-диспетчерской службы (ДДС-04) необходимым оборудованием (автоматизированным рабочим местом диспетчера) за счет собственных средств на территории Республики Хакасия стороной ответчика в ходе рассмотрения дела представлено не было.
Как пояснил суду представитель ответчика, в настоящее время на рабочем месте диспетчера ДДС-04 используется оборудование, фактически переданное АО «Красноярсккрайгаз» истцом, находящееся в государственной собственности Республики Хакасия; каких-либо договоров или иных документов, подтверждающих правовые основания использования названного оборудования между сторонами не оформлялось.
С учетом вышеприведенных положенный нормативно-правовых актов; принимая во внимание, что расходы, связанные с оснащением, эксплуатацией и развитием дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб организаций, обусловленные созданием системы «112», осуществляются, в том числе - за счет средств указанных организаций; суд полагает, что именно на ответчике лежит обязанность за свой счет оснастить подведомственную ему и находящуюся на территории Республики Хакасия аварийно-диспетчерскую службу (ДДС-04) необходимым оборудованием (автоматизированным рабочим местом диспетчера), без которого невозможна надлежащая реализация утвержденного Постановлением Правительства РФ 21.11.2011 №958 «Положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», предназначенной для информационного взаимодействия органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб и, в частности - аварийной службы газовой сети.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что обеспечение подведомственной дежурно-диспетчерской службы (аварийной службы газовой сети) техническим оборудованием должно производится за счет средств субъекта РФ суд находит несостоятельными, поскольку ни Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 № 223, ни Государственной программой Республики Хакасия «Защита населения и территорий Республики Хакасия от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» - не предусмотрено финансирование мероприятий по оснащению дежурно-диспетчерских служб аварийной службы газовой сети автоматизированными рабочими местами.
Доводы представителя ответчика о том, что на территории Красноярского края аналогичное место диспетчера (ДДС-04) обеспечено комплектом оборудования, находящегося в государственной собственности Красноярского края и переданного во временное пользование АО «Красноярсккрайгаз» в рамках соглашения об информационном взаимодействии «Службы-112», правового значения для настоящего спора не имеют, поскольку предметом спора является обеспечение оборудованием автоматизированного рабочего места диспетчера подведомственной ответчику аварийно-диспетчерской службы (ДДС-04), расположенной на территории иного субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия; при том, что положениями действующего законодательства предусмотрено несение расходов, связанных с созданием и развертыванием, эксплуатацией и развитием системы-112, в том числе, за счет средств организаций (раздел V Положения, утвержденного Постановлением Правительства № 958 (п. 24, 26)); при наличии у ответчика, эксплуатирующего опасные производственные объекты, обязанности создания собственной аварийно-диспетчерской службы, интегрированной в созданную на территории Республики Хакасия систему-112.
По смыслу части 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд полагает возможным установить для АО «Красноярсккрайгаз» срок 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения возложенных на него обязанностей, принимая во внимание разумность его пределов.
Кроме того, в силу ст. 103 ГПК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета госпошлину в соответствии с положениями ст.333.19 НК РФ в сумме 6 000 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Красноярсккарйгаз» в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу за счет собственных средств обеспечить подведомственную аварийно-диспетчерскую службу (ДДС-04), расположенную на территории Республики Хакасия, автоматизированным рабочим местом диспетчера в составе:
- системного блока АРМ MicroXpert Core i3 (3,3 ГГц) 500 GB HDD 7200 SATA, DVD+/RW Multicard Rdr 2GB PC3-10600 (sng ch) Win 7 Pro 64-bit 1-1-1, Wty+nVidia GeForce PCI-E, 1024M6, DDR3, 2xDVI – 1 штука;
- мониторов (21.5” Wide LED VA monitor, 16:9, Full HD 1920 x 1080) - 2 штуки;
- Keyboard + mouse Logitech Desktop (USB, keyboard: waterproof, mous: optical, 1000dpi, 3btn+Scroll) Retail - 1 штука;
- источника бесперебойного питания на APC Back-UPS Pro 900VA, 230V, CIS (APC) - 1 штука;
- гарнитуры (Mono, USB, NC, Mute) - 1 штука;
- IP-телефона Yealink телефон на 2 линии, 2 порта LAN, дисплей, РоЕ - 1 штука;
либо аналогичного оборудования с тем же назначением и с такими же характеристиками.
Взыскать с акционерного общества «Красноярсккрайгаз» государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.
Решение изготовлено в полном объеме 24 сентября 2019 года.
Судья И.Г. Медведев