Дело № 2-1652/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Казаковой И.А.
при секретаре Шупилко Д.Г.
с участием прокурора Бирюковой И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«23» апреля 2021 г.
гражданское дело по иску Прокурора города Кемерово, действующего в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Кемерово, действующего в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий,
Требования мотивировал тем, что прокуратурой города в 2020 году проведена проверка информации начальника ОГИБДД Управления МВД России по городу Кемерово В о неисполнении администрацией города Кемерово обязанности в части содержания автомобильной дороги общего пользования в городе Кемерово.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно статьи 5 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентированы правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 3 Закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу статьи 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с разделом 1 «Область применения» ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, указанный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
В частности, средства улучшения условий видимости предусмотрены разделом 4.6 ГОСТ Р 52766-2007. В том числе, пунктом 4.6.1.4 указанного ГОСТ предусмотрено, что нормы освещения проезжей части участков дорог принимают по ГОСТ 33176, улиц - по ГОСТ Р 55706.
«ГОСТ Р 55706-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 08.11.2013 № 1360-ст.
Согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 55706-2013 категории и классы по освещению объектов улично-дорожной сети, предназначенных для движения транспорта, установлены в таблице 1 ГОСТа.
Согласно пункту 5.1.1 ГОСТ Р 55706-2013 нормы освещения проезжей части в зависимости от категории и класса объектов улично-дорожной сети для городских поселений приведены в таблице 3 ГОСТа.
Требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
С учетом изложенного, обязанность по содержанию автомобильных дорог в городе Кемерово, в том числе по их освещению, в силу закона возложена на администрацию города Кемерово, как исполнительный орган местного самоуправления.
Установлено, что сотрудниками ОГИБДД при осуществлении государственного контроля и надзора в области безопасности дорожного движении в части соблюдения требований правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов выявлены недостатки улично-дорожной сети в городе Кемерово, в том числе вблизи пешеходных переходов и образовательных учреждений, а именно:
- по ..., освещения проезжей части составляет менее установленной нормы 20 лк (категория Б1 - магистрали и улицы районного значения, за пределами центра города), а именно 2,84 лк;
- по ..., освещения проезжей части составляет менее установленной нормы 15 лк (категория В1 - улица местного значения, жилая застройка за пределами центра города), а именно 6,12 лк;
- по ...А, освещения проезжей части составляет менее установленной нормы 20 лк (категория Б1 - магистрали и улицы районного значения, за пределами центра города), а именно 5,13 лк;
- по ..., освещения проезжей части составляет менее установленной нормы 20 лк (категория А2 - магистральные дороги и улицы общегородского назначения, за пределами центра города), а именно 8,1 лк.
Результаты осмотра зафиксированы в актах оценки освещенности от **.**.****, **.**.****, **.**.****.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления **.**.**** в отношении юридического лица - администрации города Кемерово государственным инспектором отделения дорожного надзора отдела ГИБДД
Управления МВД России по городу Кемерово протокола об административном правонарушении по части 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, по результатам обследования **.**.**** в адрес администрации города Кемерово на основании требований пункта 4.6.1.4 ГОСТ Р 52766-2007 внесено представление с требованием принять меры по устранению нарушений требований федерального законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, выразившееся в несоответствии средней горизонтальной освещенности покрытия проезжей части улиц в городе Кемерово.
Работы по устранению выявленных нарушений администрацией города Кемерово выполнены не были, что отражено в актах оценки освещенности от **.**.**** и **.**.****, по результатамсоставлен протокол об административном правонарушении от **.**.**** по части 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведенной по информации ОГИБДД УМВД России do г. Кемерово проверки прокурором города Главе г. Кемерово **.**.**** внесено представление.
Представление рассмотрено Главой г. Кемерово, однако до настоящего времени выявленные нарушения закона, связанные с непринятием надлежащих мер по обеспечению безопасности дорожного движения администрацией городе Кемерово не устранены, что вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, в связи с чем, создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, в том числе пешеходов.
Просит суд обязать Администрацию города Кемерово обеспечить уличное освещение в соответствии с требованиями пункта 5.1.1 ГОСТ Р 55706-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы, утвержденного Приказом Росстандарта от 08.11.2013 № 1360-ст в городе Кемерово по следующим адресам: ... освещение проезжей части не менее установленной нормы 20 лк, ..., освещение проезжей части не менее установленной нормы 15 лк, ... освещение проезжей части не менее установленной нормы 20 лк, ... освещение проезжей части не менее установленной нормы 20 лк.В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
В ходе рассмотрения дела истец требования уточнил, просил суд обязать Администрацию города Кемерово обеспечить уличное освещение в соответствии с требованиями пункта 5.1.1 ГОСТ Р 55706-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы, утвержденного Приказом Росстандарта от 08.11.2013 № 1360-ст в городе Кемерово по следующим адресам: ... освещение проезжей части не менее установленной нормы 20 лк, ... освещение проезжей части не менее установленной нормы 20 лк, ... освещение проезжей части не менее установленной нормы 20 лк, ... освещение проезжей части не менее установленной нормы 20 лк и ... освещение проезжей части не менее установленной нормы 20 лк.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, требования признала частично, просила установить более длительный срок для исполнения решения суда, не оспаривала наличие нарушений.
Представитель третьего лица ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово ФИО2, действующий на основании доверенности от 11.01.2021 г., требования уточненные поддержал в полном объеме, пояснил, что провели проверки в ходе рассмотрения дела, выявили новые адреса, по которым нарушена нормированность освещенности: ...; .... По адресу: ... устранены недостатки.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Настоящий иск предъявляется прокурором в защиту неопределенного круга лиц, так как непринятие мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения создает угрозу пешеходам, водителям транспортных средств, а также пассажирам, которые осуществляют движение по указанной автомобильной дороги.
Судом установлено, что прокуратурой города в 2020 году проведена проверка информации начальника ОГИБДД Управления МВД России по городу Кемерово В о неисполнении администрацией города Кемерово обязанности в части содержания автомобильной дороги общего пользования в городе Кемерово.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно статьи 5 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентированы правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 3 Закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу статьи 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с разделом 1 «Область применения» ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, указанный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
В частности, средства улучшения условий видимости предусмотрены разделом 4.6 ГОСТ Р 52766-2007. В том числе, пунктом 4.6.1.4 указанного ГОСТ предусмотрено, что нормы освещения проезжей части участков дорог принимают по ГОСТ 33176, улиц - по ГОСТ Р 55706.
«ГОСТ Р 55706-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 08.11.2013 № 1360-ст.
Согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 55706-2013 категории и классы по освещению объектов улично-дорожной сети, предназначенных для движения транспорта, установлены в таблице 1 ГОСТа.
Согласно пункту 5.1.1 ГОСТ Р 55706-2013 нормы освещения проезжей части в зависимости от категории и класса объектов улично-дорожной сети для городских поселений приведены в таблице 3 ГОСТа.
Требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
С учетом изложенного, обязанность по содержанию автомобильных дорог в городе Кемерово, в том числе по их освещению, в силу закона возложена на администрацию города Кемерово, как исполнительный орган местного самоуправления.
Установлено, что сотрудниками ОГИБДД при осуществлении государственного контроля и надзора в области безопасности дорожного движении в части соблюдения требований правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов выявлены недостатки улично-дорожной сети в городе Кемерово, в том числе вблизи пешеходных переходов и образовательных учреждений, а именно:
- по ..., освещения проезжей части составляет менее установленной нормы 20 лк (категория Б1 - магистрали и улицы районного значения, за пределами центра города), а именно 2,84 лк;
- по ..., освещения проезжей части составляет менее установленной нормы 20 лк (категория Б1 - магистрали и улицы районного значения, за пределами центра города), а именно 5,13 лк;
- по ..., освещения проезжей части составляет менее установленной нормы 20 лк (категория А2 - магистральные дороги и улицы общегородского назначения, за пределами центра города), а именно 8,1 лк;
- по ..., освещения проезжей части составляет менее установленной нормы 20 лк (категория Б1 - магистрали и улицы районного значения, за пределами центра города ), а именно 15,1 лк;
- по ..., освещения проезжей части составляет менее установленной нормы 20 лк (категория Б1 - магистрали и улицы районного значения, за пределами центра города), а именно 14,68 лк;
Результаты осмотра зафиксированы в актах оценки освещенности от **.**.****, **.**.****, **.**.****, **.**.****.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления **.**.**** в отношении юридического лица - администрации города Кемерово государственным инспектором отделения дорожного надзора отдела ГИБДД
Управления МВД России по городу Кемерово протокола об административном правонарушении по части 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, по результатам обследования **.**.**** в адрес администрации города Кемерово на основании требований пункта 4.6.1.4 ГОСТ Р 52766-2007 внесено представление с требованием принять меры по устранению нарушений требований федерального законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, выразившееся в несоответствии средней горизонтальной освещенности покрытия проезжей части улиц в городе Кемерово.
Работы по устранению выявленных нарушений администрацией города Кемерово выполнены не были, что отражено в актах оценки освещенности от **.**.**** и **.**.****, по результатамсоставлен протокол об административном правонарушении от **.**.**** по части 28 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведенной по информации ОГИБДД УМВД России do г. Кемерово проверки прокурором города Главе г. Кемерово **.**.**** внесено представление.
Представление рассмотрено Главой г. Кемерово, однако до настоящего времени выявленные нарушения закона, связанные с непринятием надлежащих мер по обеспечению безопасности дорожного движения администрацией городе Кемерово не устранены в полном объеме, что подтверждается актами от **.**.**** и вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, в связи с чем, создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, в том числе пешеходов.
При таких обстоятельствах, оценивая предоставленные доказательства в совокупности, нормы закона суд считает необходимым обязать Администрацию города Кемерово обеспечить уличное освещение в соответствии с требованиями пункта 5.1.1 ГОСТ Р 55706-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы, утвержденного Приказом Росстандарта от 08.11.2013 № 1360-ст в городе Кемерово по следующим адресам: ... освещение проезжей части не менее установленной нормы 20 лк, ... освещение проезжей части не менее установленной нормы 20 лк, ... освещение проезжей части не менее установленной нормы 20 лк, ... освещение проезжей части не менее установленной нормы 20 лк и ... освещение проезжей части не менее установленной нормы 20 лк и с учетом мнения участников процесса установить срок для исполнения нарушений до **.**.****.
Установить срок для устранения нарушений в три года суд считает нецелесообразным, доказательств необходимость установления длительного срока суду не предоставлено, что не лишает ответчика права обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения решения суда, в случае, если возникнет необходимость в строительстве новой линии электропередач.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора города Кемерово, действующего в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кемерово обеспечить уличное освещение в соответствии с требованиями пункта 5.1.1 ГОСТ Р 55706-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы, утвержденного Приказом Росстандарта от 08.11.2013 № 1360-ст в городе Кемерово по следующим адресам: ... освещение проезжей части не менее установленной нормы 20 лк, ... освещение проезжей части не менее установленной нормы 20 лк, ... освещение проезжей части не менее установленной нормы 20 лк, ... освещение проезжей части не менее установленной нормы 20 лк и ... освещение проезжей части не менее установленной нормы 20 лк в срок до **.**.****.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в мотивированной форме подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Кемерово.
В мотивированной форме решение изготовлено 27.04.2021 г.
Судья: И.А. Казакова