ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1652/202211МА от 11.05.2022 Выборгского районного суда (Город Санкт-Петербург)

78RS0002-01-2021-008603-56

Дело № 2-1652/2022 11 мая 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Николаевой А.В., с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2,

при секретаре Прохорихиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просил обязать ответчика включить в льготный стаж по п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ следующие периоды работы: с 15.11.1984 по 01.03.1985 – в должности дежурного по железнодорожной станции; с 21.07.1989 по 31.10.1990 – в должности станционного диспетчера; назначить страховую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, но не ранее возникновения права, с 18.06.2020.

В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв (л.д.63-65).

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, … и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Частью 3 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с подп. «г» п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. «д» ст.12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».

Указанным выше списком предусмотрены: дежурные по железнодорожным станциям внеклассным и первого класса, занятые приемом, отправлением и пропуском поездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением; дежурные по сортировочным горкам, занятые на станциях внеклассных и первого класса; диспетчеры маневровые железнодорожных станций внеклассных и первого класса; диспетчеры поездные.

Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» в разделе XXX «Транспорт» подразделе 1 «Железнодорожный транспорт и метрополитен» предусмотрены: поездные диспетчеры и старшие поездные диспетчеры.

Пунктом 3 постановления Минтруда РФ от 01.04.2003 № 15 «Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.1, 2, 4, 5 и 7 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. «д» ст.12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. «д» ст.12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 272.

Из представленных в материалы дела документов следует, что 17.06.2020 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в Пушкинском районе Санкт-Петербурга от 09.09.2020 года ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа не менее 12 лет 6 месяцев.

При этом пенсионным органом установлено, что специальный стаж истца составил 04 года 09 месяцев 09 дней, в том числе:

- с 04.03.1985 по 30.06.1986 – в должности дежурного по железнодорожной станции Шушары Октябрьской железной дороги (внекласс);

- с 01.07.1986 по 20.07.1989 – в должности дежурного по горке по железнодорожной станции Шушары Октябрьской железной дороги (внекласс);

- 14.11.2019 по 31.03.2020 – в должности дежурного по железнодорожной станции Санкт-Петербург-Товарный-Московский /грузовая внеклассная/;

поскольку в выписке индивидуального (персонифицированного) учета подтверждена работа в условиях, предусмотренных п.5 ч.1 ст.30 Закона от 28.12.2013.

Одновременно в специальный стаж не учтены следующие периоды работы:

- с 12.11.1984 по 14.11.1984 – в должности дежурного по парку на станции Бологое-Московское Октябрьской железной дороги, поскольку «Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272, профессия «дежурного по парку» не предусмотрена; справка, уточняющая особый характер работы, от 11.02.2020 № 25 факт льготной работы за данный период не подтверждает;

- с 15.11.1984 по 01.03.1985 – в должности дежурного по железнодорожной станции Бологое-Московское (внекласс) Московского отделения Октябрьской железной дороги, поскольку в справке, уточняющей особый характер работы, от 11.02.2020 № 25 сведения о занятости приемом, отправлением и пропуском поездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением отсутствуют;

- с 21.07.1989 по 31.10.1990 – в должности станционного диспетчера - руководителя смены на железнодорожной станции Шушары Октябрьской железной дороги, поскольку «Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272, профессия «станционного диспетчера – руководителя смены на железнодорожной станции» не предусмотрена;

- с 01.11.1990 – в должности заместителя начальника станции по технической работе, с 01.03.1993 по 07.08.1993 – в должности заместителя начальника железнодорожной станции по технической работе на железнодорожной станции Шушары Октябрьской железной дороги, поскольку «Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272, данные профессии не предусмотрены.

Пенсионным органом также указано, что страховой стаж ФИО1 составил 38 лет 10 месяцев 22 дня; условие: наличие в 2020 году величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 18,6 соблюдено.

Документально подтвержденный специальный стаж ФИО1 в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» составил 04 года 09 месяцев 09 дней.

В соответствии с архивной справкой Московского объединенного архива (г. Бологое) Отдела архивов Службы управления делами Октябрьской железной дороги (филиал ОАО «РЖД») от 05.09.2018 ФИО1 принят с 12.11.1984 на должность дежурного по парку станции Бологое-Московское Октябрьской железной дороги, переведен с 15.11.1984 на должность дежурного по станции, уволен 01.03.1985 в связи с переходом на работу на станцию Шушары (л.д.110).

Согласно справке Московского центра организации работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением (филиал ОАО «РЖД») от 11.02.2020 ФИО1 работал полный рабочий день в должности дежурного по железнодорожной станции Бологое-Московское (внекласс) Московского отделения Октябрьской железной дороги с 15.11.1984 по 01.03.1985; в личной карточке Т-2 отсутствуют записи о предоставлении учебных отпусков, отпусков без сохранения заработной платы (л.д.111-112).

Доводы истца о льготном характере работы в указанной части подтверждаются справкой, выданной 22.11.2021 Московским центром организации работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением, в соответствии с которой ФИО1 действительно работал на станции Бологое-Московское Московского центра организации работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» с 15.11.1984 по 01.03.1985 в должности дежурного по железнодорожной станции Бологое-Московское (внеклассная), занятого приемом, отправлением и пропуском поездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением, что предусмотрено Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.1992 № 272. За вышеуказанный период ФИО1 непосредственно осуществлял организацию перевозок, обеспечивающих безопасность движения поездов на железнодорожном транспорте; работал полную рабочую неделю, полное рабочее время; простоев, прогулов, командировок, административных отпусков, учебных отпусков не было. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, отражены на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета достоверно (л.д..164-165).

В справке, уточняющей особый характер работы и условия труда, выданной Санкт-Петербург-Витебским центром организации работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением (филиал ОАО «РЖД») от 29.05.2020 указано, что ФИО1 работал на железнодорожной станции Шушары Октябрьской железной дороги в должности станционного диспетчера – руководителя смены с 21.07.1989 по 31.10.1990; при этом в его должностные обязанности входили: организация работы по переработке вагонов на станции в соответствии со сменно-суточным заданием, графиком движения и планом формирования грузовых поездов; планирование расформирования – формирования и отправления поездов; обеспечение своевременной информации работников смены о плане производства работ; организация выполнения сменных заданий по расформированию-формированию поездов и подаче/уборке местных вагонов, регулировочных заданий по отправлению порожних вагонов, эффективное использование всего комплекса технических средств станции; координация работы маневровых районов и сортировочных устройств станции; ведение диспетчерского графика исполненной маневровой работы; анализ выполнения сменных заданий; участие в разработке технологического процесса работы станции; инструктаж работников станции смены по технике безопасности и контроль их работы; отслеживание за строгим соблюдением работниками установленных правил безопасности движения и маневровой работы, Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкций по движению поездов и маневровой работы, по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, требований техническо-распорядительного акта станции, местных инструкций и других руководящих материалов по движению поездов и маневровой работе, правил по технике безопасности. В период работы сведений об отвлечениях от основной работы в документах не имеется (л.д.117-118).

Доводы истца в указанной части подтверждаются содержанием должностной инструкции ФИО1 по должности станционного диспетчера (руководителя смены), (л.д.168-169), а также штатными расписаниями на период с 1989 года по 1993 год, из которых усматривается, что должности станционного диспетчера (руководителя смены) входили в состав должностей, не относящихся к аппарату управления (л.д.170-180).

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению в части возложения на ответчика обязанности включить спорные периоды в специальный стаж с последующим назначением досрочной страховой пенсии по старости на основании п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента возникновения права, при условии соблюдения требований п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку названной нормой не предусмотрено досрочное назначение страховой пенсии при неполном специальном стаже.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области включить в специальный стаж ФИО1 по п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы: с 15.11.1984 по 01.03.1985, с 21.07.1989 по 31.10.1990;

и назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости на основании п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента возникновения права.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья (подпись) А.В. Николаева

Решение принято в окончательной форме 09.06.2022

Копия верна. Судья: