Дело №2-1653/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Геленджик 01 августа 2017 года
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Чурсиной Галины Викторовны,
при секретаре судебного заседания Левиной Любови Евгеньевне,
с участием:
прокурора – Богданова О.С.,
представителя ответчиков: ФИО1 и ФИО2 – ФИО3, действующего на основании доверенности 23АА7473543 от 17.07.2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Геленджика в интересах Российской Федерации к ФИО2 и ФИО1 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Геленджика обратился в суд с иском к ФИО2 и ФИО1 о взыскании в доход Российской Федерации денежных средств в размере 2 914 403 (двух миллионов девятисот четырнадцати тысяч четырехсот трех) рублей 86 копеек.
В обоснование исковых требований истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой города проверки было установлено, что ФИО2 является муниципальным служащим, замещающим должность главного специалиста управления экономики администрации муниципального образования город-курорт Геленджик.
Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», в целях противодействия коррупции установлены правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, а также определены категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законных основаниях.
На основании Перечня должностей муниципальной службы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих расходах, а также сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 5 марта 2014 года №470, к должностям муниципальной службы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих расходах, а также сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, отнесена должность главного специалиста.
Проверкой было установлено, что ФИО2 в отношении своего супруга ФИО1 не отражены сведения о расходе, понесенном им в 2015 году по сделкам по приобретению двух транспортных средств: <данные изъяты> года выпуска, общая стоимость которых составила №
Документально подтвержденный размер денежных средств, которые могли бы быть направлены супругами на приобретение вышеназванных транспортных средств, с учетом доходов, полученных ими в 2015 году, составил №.
Поскольку источник дохода денежных средств в сумме №, не подтвержден, просит взыскать с ответчиков указанную сумму.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объёме и просил удовлетворить иск.
Ответчики ФИО2 и ФИО1 в лице своего представителя исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении, указав, что при проведении проверки не были учтены денежные средства в размере № руб., полученные ФИО1 от его сестры, ФИО4 Указанные денежные средства получены в качестве наследства после смерти их отца, ФИО5. При проведении проверки подлинники документов не могли им быть представлены, поскольку находились у ФИО4, проживающей в г. Нальчике КБР.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Федеральный закон №230-ФЗ), в целях противодействия коррупции установлены правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, а также определены категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законных основаниях.
В соответствии с п.п. «ж» п.1, п.2, ч.1 ст. 2 настоящего Федерального закона к лицам, в отношении которых устанавливается контроль за расходами, отнесены лица, замещающие (занимающие) должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно ст. 3 Федерального закона №230-ФЗ во взаимосвязи со ст. 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого
объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду (статья 4 Федерального закона №230-ФЗ).
Статья 17 Федерального закона №230-ФЗ предоставляет Генеральному прокурору Российской Федерации или подчинённым ему прокурорам полномочие по обращению в суд в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 названного Федерального закона, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 5 марта 2014 года №470 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих расходах, а также сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», к должностям муниципальной службы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих расходах, а также сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, отнесена должность главного специалиста.
Из материалов дела следует, что ФИО2 замещает должность главного специалиста управления экономики администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, в связи с чем на нее распространяются положения Федерального закона №230-ФЗ.
Проверкой, проведенной прокуратурой г. Геленджика установлено, что ФИО2 в отношении своего супруга ФИО1 не отражены сведения о расходах, понесенных им в 2015 году по сделкам по приобретению двух транспортных средств: <данные изъяты> года выпуска, общая стоимость которых составила №
7 марта 2017 года прокуратура Краснодарского края обратилась к главе администрации (губернатору) Краснодарского края о проведении процедуры осуществления контроля за расходами ответчиков.
На основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 марта 2017 года №89-р, управлением контроля, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Краснодарского края был осуществлен контроль за расходами ФИО2 и ее супруга ФИО1
С учетом проведенного управлением контроля, документально подтвержденный размер денежных средств, которые могли быть направлены супругами на приобретение вышеназванных транспортных средств, с учетом доходов, полученных ими в 2015 году, составил №
В ходе осуществления проверки ФИО2 были даны пояснения о том, что одним из источников средств, направленных ее супругом на приобретение вышеназванных транспортных средств, явились денежные средства в размере №, полученных ее супругом в 2011 году от его сестры ФИО4
При этом представить оригинал документа, подтверждающего данный довод, при проведении контроля ФИО2 не смогла.
Согласно разъяснениям, содержащимся в обзоре судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не были представлены, в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2017 года, бремя доказывания законного источника происхождения средств, позволивших приобрести такое имущество, возлагается на ответчика (ответчиков). При этом суд вправе принимать любые допустимые ГПК РФ доказательства, представленные как лицом, в отношении которого осуществляется контроль за расходами, так и его супругой (супругом) и – с особенностями, установленными данным Кодексом, - несовершеннолетними детьми в подтверждение законного происхождения средств, затраченных на приобретение спорного имущества, независимо от того, когда эти средства были получены, отражены ли они в соответствующей справке (декларации) или были обнаружены государственными органами в ходе проведения контрольных мероприятий.
Ответчиками могут быть, в частности, представлены доказательства получения ими денежных средств по гражданско-правовым сделкам (например, по договорам займа, дарения).
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года №26-П «По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан», положения подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость учета при определении оснований применения данной меры государственного принуждения всего объема законных доходов, которые были получены указанными лицами и могли быть использованы для приобретения
соответствующего имущества, в том числе законных доходов, не отраженных в представленных государственным (муниципальным) служащим сведениях о доходах, и позволяют указанным лицам представлять доказательства законности происхождения своих доходов;
не препятствуют суду принимать любые допустимые Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации доказательства, представленные как государственным (муниципальным) служащим, так и его супругой (супругом) и - с особенностями, установленными данным Кодексом, - несовершеннолетними детьми в подтверждение законного происхождения средств, позволивших приобрести соответствующее имущество, которые подлежат оценке судом по его внутреннему убеждению с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в названном Постановлении.
В соответствии с п.1 ст. 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).
Согласно п.1 ст. 160 настоящего Кодекса сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего её содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными лицами.
На основании п.п.2 п.1 ст. 161 ГК РФ должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, сделки граждан между собой на сумму, превышающую десять тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу ответчиками представлен подлинник расписки от 5 ноября 2011 года о передаче ФИО1 его сестрой ФИО4 денежных средств в размере №
Из копий свидетельств о праве на наследство от 15 сентября 2011 г. следует, что ФИО4 является наследником первой очереди имущества ФИО5, умершего 12 марта 2011 г., в том числе на ? долю в виду отказа в её пользу сына наследодателя – ФИО6 А,А.. Наследство, на которое выданы свидетельства, состоят из недвижимого имущества в виде 3/5 долей в праве на жилой дом литер А и литер Б со служебными строениями и сооружениями по адресу: <адрес>
Согласно свидетельствам о рождении ФИО7 г.р., и ФИО1 г.р., их родителями являются ФИО5 и ФИО8
В соответствии со свидетельством о расторжении брака, выданным отделом ЗАГС администрации г. Нальчика КБР 17 марта 2004 г., расторгнут брак ФИО9 и ФИО10 Т,А. г.р., которой после расторжения брака присвоена фамилия «Матвеева».
В рамках осуществления процедуры контроля за расходами муниципального служащего и её супруга, ФИО2 представлены письменные пояснения, согласно которым, одним из основных источников происхождения денежных средств, направленных ФИО1 на приобретение спорных транспортных средств, явились денежные средства в размере <данные изъяты> полученные в 2011 г. от сестры, ФИО4
Из Доклада о результатах осуществления контроля за расходами главного специалиста управления экономики администрации муниципального образования город-курорт Геленджик ФИО2 следует, что 07.04.2017 г. ФИО1 в здании администрации Краснодарского края представлена в управление контроля, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Краснодарского края копия расписки от 05 ноября 2011 г. о передаче ему ФИО4 денежных средств в размере <данные изъяты> с объяснением невозможности представления подлинника расписки в связи с её нахождением у ФИО4 в г. Нальчике.
Таким образом, совокупность представленных доказательств позволяет суду сделать вывод о законности происхождения денежных средств ответчиков на приобретение вышеназванных транспортных средств.
При этом в судебном заседании не установлено, что на указанные денежные средства ответчиками ранее приобреталось иное имущество или они распорядились денежными средствами каким-либо иным образом.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора города Геленджика в интересах Российской Федерации к ФИО2 и ФИО1 о взыскании денежных средств отказать.
Обеспечительные меры в виде ареста 1/3 доли земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов – для размещения объекта индивидуального жилищного строительства, площадью 405 кв.м, кадастровый номер №, и жилого помещения, назначение: жилое, площадью 124,5 кв.м, этаж:1, кадастровый номер №, расположенные по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <адрес>, принятые по определению Геленджикского городского суда от 14 июля 2017 г., отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья