ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1653/2017 от 11.01.2018 Шелеховского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Шелехов 11 января 2018 года

Шелеховский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Николаевой Л.В.

при секретаре Кривец А.П.,

с участием представителей истца Середкина Е.В., действующего на основании удостоверения *номер скрыт* от *дата скрыта*., Мартынова Р.О., действующего на основании удостоверения *номер скрыт* от *дата скрыта*.,

представителя ответчика Семенова В.Л., действующего на основании приказа *номер скрыт* от *дата скрыта*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-32/2018 по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Ново-Олхинский известковый завод» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, взыскании ущерба, причиненного объектам охраны окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд, указав в обоснование исковых требований, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства промышленными предприятия в г.Шелехове, оказывающими наибольшее негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ново-Олхинский известковый завод» (далее – ООО «Ново-Олхинский известковый завод»).

По результатам проведенной проверки установлено, что экспертиза промышленной безопасности в отношении документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта - «Проект технического перевооружения карьера по добыче карбонатных пород на участке недр «Падь Тимошкина» Олхинского месторождения», согласованный в соответствии с протоколом согласования Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области *номер скрыт* от 23.06.2016 г., ООО «Ново-Олхинский известковый завод» не проводилась, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган (Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) заключение экспертизы в отношении Проекта технического перевооружения карьера по добыче карбонатных пород на участке недр «Падь Тимошкина» Олхинского месторождения, согласованного в соответствии с протоколом согласования Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области *номер скрыт* от 23.06.2016 г. не направлялось, в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом (Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) не вносилось.

По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение требований ст. 11, п.10 ст.22 Закона РФ от 21.02.1992г. № 2395-1 «О недрах», п. 8.2.1 Соглашения об условиях недропользования на участке недр местного значения «Падь Тимошкина» Олхинского месторождения карбонатных пород, являющегося приложением к Лицензии на пользование участком недр местного значения ИРшл 00058 ТЭ, ООО «Ново-Олхинский известковый завод» не выполняются условия недропользования, а именно пп. «е» п. 5.1.2 Соглашения – не проводится горно-экологический мониторинг в зоне воздействия горнодобывающего объекта в соответствии с утвержденным проектом перевооружения участка недр.

В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в нарушение требований п. 426 Правил безопасности при взрывных работах, типовой проект буровзрывных работ – Проект массового взрыва, согласованный начальником горного участка ООО «Ново-Олхинский известковый завод» Морозовым И.Н. и техническим руководителем ООО «Иркут Взрывпром» *дата скрыта* не утвержден техническими руководителями организаций заказчика и подрядчика или назначенными ими лицами с конкретным указанием обязанностей сторон по вопросам безопасности работ и сохранности взрывчатых материалов.

По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение требований закона, по границам участка добычи недр - карьера по добыче карбонатных пород на участке недр «Падь Тимошкина» Олхинского месторождения, расположенного в Иркутской области, Шелеховском районе, Шелеховском лесничестве, Шелеховском участковом лесничестве, Олхинской даче, *адрес скрыт* не проложена противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 1,4 метра.

Кроме того, проверкой установлено, что территория, в пределах которой осуществляется добыча полезных ископаемых Обществом в соответствии с указанным договором аренды лесного участка, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов – животного мира.

В нарушение требований закона, проект освоения лесов, разработанный в отношении лесного участка, предоставленного в аренду в соответствии с договором *номер скрыт* от *дата скрыта*., не содержит перечни конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира, не имеет ведомости лесотаксационных выделов, в которой содержатся конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, а также тематической лесной карты, содержащей пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира. В проекте освоения лесов ООО «Ново-Олхинский известковый завод» указанные тематические лесные карты отсутствуют.

Братский межрайонный природоохранный прокурор просит суд:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ново-Олхинский известковый завод» провести экспертизу промышленной безопасности проектной документации «Проект технического перевооружения карьера по добыче карбонатных пород на участке недр «Падь Тимошкина» Олхинского месторождения», согласованной в соответствии с протоколом согласования Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области *номер скрыт* от 23.06.2016 г. в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ново-Олхинский известковый завод» представить в Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документации «Проект технического перевооружения карьера по добыче карбонатных пород на участке недр «Падь Тимошкина» Олхинского месторождения», согласованной в соответствии с протоколом согласования Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области *номер скрыт* от 23.06.2016 г. в течении 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ново-Олхинский известковый завод» провести горно-экологический мониторинг в зоне воздействия горнодобывающего объекта - карьера по добыче карбонатных пород на участке недр «Падь Тимошкина» Олхинского месторождения, расположенного в Иркутской области, Шелеховском районе, *адрес скрыт* в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ново-Олхинский известковый завод» указать в типовом проекте буровзрывных работ – Проекте массового взрыва, согласованном начальником горного участка ООО «Ново-Олхинский известковый завод» и техническим руководителем ООО «Иркут Взрывпром» *дата скрыта*., обязанности Общества с ограниченной ответственностью «Ново-Олхинский известковый завод» по вопросам безопасности работ и сохранности взрывчатых материалов в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ново-Олхинский известковый завод» проложить по границам карьера по добыче карбонатных пород на участке недр «Падь Тимошкина» Олхинского месторождения, расположенного в Иркутской области, Шелеховском районе, Шелеховском лесничестве, *адрес скрыт* противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ново-Олхинский известковый завод» разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка *номер скрыт* от *дата скрыта*., отразив их в проекте освоения лесов в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ново-Олхинский известковый завод» изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка *номер скрыт* от *дата скрыта* в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представители истца Мартынов Р.О., Середкин Е.В., отказались от исковых требований, изложенных в пунктах 1,2,4 искового заявления, в связи с добровольным исполнением ответчиком требований природоохраного законодательства. Отределением суда от *дата скрыта* производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании представители истца Мартынов Р.О., Середкин Е.В. поддержали исковые требования, изложенные в пунктах 3,5,6,7 искового заявления по доводам иска.

Представитель ответчика Семенов В.Л. в судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель третьего лица Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица. Дело рассматривается в отсутствие третьего лица.

Всесторонне исследовав в своей совокупности доказательства, представленные сторонами в соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 11, 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке способом пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.

Таким образом, суд считает, что исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора заявлены обоснованно и направлены на защиту прав, свобод и законных интересов граждан и подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «Ново-Олхинский известковый завод» зарегистрировано *дата скрыта* года, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером *номер скрыт*, и состоит на налоговом учете в МИФНС № 19 по Иркутской области, ИНН - 3821001320.

Видами деятельности предприятия являются: производство гранул и порошков из природного камня, добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня, производство огнеупорных изделий.

ООО «Ново-Олхинский известковый завод» выдана лицензия на пользование участком недр местного значения (серия – <данные изъяты>, номер – <данные изъяты>), зарегистрированная *дата скрыта*. за *номер скрыт*, с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча карбонатных пород на участке недр местного значения «Падь Тимошкина» Олхинского месторождения карбонатных пород на территории Шелеховского муниципального района Иркутской области. Согласно лицензии участок имеет статус горного отвода. Срок окончания действия лицензии – *дата скрыта*.

Согласно договору аренды лесного участка *номер скрыт* от *дата скрыта*. ООО «Ново-Олхинский известковый завод» является арендатором лесного участка площадью <данные изъяты> Га, расположенного в Иркутской области, Шелеховском районе, *адрес скрыт*. Цель использования лесов - для разработки месторождений полезных ископаемых- добычи карбонатных пород, пригодных для производства воздушной строительной извести, бутового камня и щебня.

В соответствии с распоряжением руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 29.10.2013г. *дата скрыта* утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ООО «Ново-Олхинский известковый завод»).

Работы по добыче карбонатных пород проводятся ООО «Ново-Олхинский известковый завод» согласно проектной документации «Проект технического перевооружения карьера по добыче карбонатных пород на участке недр «Падь Тимошкина» Олхинского месторождения», согласованной в соответствии с протоколом согласования Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области *номер скрыт* от 23.06.2016 г.

Планы развития горных работ на 2017 г. согласованы с Енисейским управлением Ростехнадзора в соответствии с протоколом *номер скрыт* от 02.06.2017г.

«Карьер Олхинский по добыче карбонатных пород» зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов с присвоением III класса опасности (свидетельство о регистрации от *дата скрыта**номер скрыт*).

ООО «Ново-Олхинский известковый завод» оформлены лицензии на виды деятельности:

- лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов №*номер скрыт* (ГК) от *дата скрыта*, которая переоформлена на основании решения лицензирующего органа – приказа от *дата скрыта**номер скрыт* с присвоением номера *номер скрыт* от *дата скрыта*;

- производство маркшейдерских работ *номер скрыт* (О) от *дата скрыта*. (переоформлена).

Взрывные работы выполняются по договору подряда между ООО «Ново-Олхинский известковый завод» и ООО «Иркут Взрывпром» *номер скрыт* от *дата скрыта*.

В ходе выездной проверки природоохранной прокуратурой установлено, что карьер по добыче карбонатных пород на участке недр «Падь Тимошкина» Олхинского месторождения» находится в Иркутской области, Шелеховском районе, *адрес скрыт*

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992г. № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Согласно п. 10 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992г. № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Пунктом 8.2.1 Соглашения об условиях недропользования на участке недр местного значения «Падь Тимошкина» Олхинского месторождения карбонатных пород, являющегося приложением к Лицензии на пользование участком недр местного значения *номер скрыт* предусмотрено, что недропользователь обязуется соблюдать все требования и условия пользования недрами, определенные, в том числе настоящей лицензией.

В соответствии с пп. «е» п. 5.1.2 соглашения недропользователь обязуется обеспечить ведение горно-экологического мониторинга в зоне воздействия горно-добывающего объекта в соответствии с утвержденным проектом промышленного освоения участка недр.

В соответствии с Временным положением о горно-экологическом мониторинге, утвержденным Госгортехнадзором России 16.05.1997г., горно-экологический мониторинг включает наблюдения, оценку, прогноз вредного влияния горных работ на окружающую среду и подготовку рекомендаций по предотвращению этого влияния, учет запасов полезных ископаемых и их использования, а также оценку использования природных ресурсов и состояние промышленной безопасности при производстве горных работ.

Горно-экологический мониторинг осуществляется в пределах границ горного отвода, а также земельного участка, предоставленного для ведения горных работ (земельного отвода), а также за их пределами в зоне вредного влияния горных работ.

Основой горно-экологического мониторинга являются выполняемые пользователями недр наблюдения за использованием запасов полезных ископаемых, состоянием геологической среды, горных выработок, земель, водных объектов.Объектами горно-экологического мониторинга являются: техногенные объекты (горные выработки, отвалы вскрышных и вмещающих пород, хвостохранилища, отстойники и накопители дренажных и иных технических вод, транспортные коммуникации и др.), сформированные в процессе добычи, транспортировки, переработки полезных ископаемых, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых и рекультивации нарушенных земель; природные объекты (геологическая среда, гидросфера, атмосфера, биосфера) в зоне вредного влияния горных работ.

Система горно-экологического мониторинга является частью системы государственного мониторинга геологической среды, которая входит составной частью в Единую государственную систему экологического мониторинга.

Горно-экологический мониторинг в организации осуществляется службой, состав которой, основные обязанности, права и порядок работы определяются проектом о системе горно-экологического мониторинга, утверждаемым руководителем организации по согласованию с органами Госгортехнадзора России и МПР России.

Основными задачами горно-экологического мониторинга являются: оценка состояния окружающей среды и использования минеральных ресурсов при ведении горных работ; прогноз состояния окружающей среды, в т.ч. изменений, вызванных техногенными авариями и катастрофами; разработка рекомендаций по предупреждению техногенных аварий и катастроф, предотвращению или снижению вредного влияния горных работ на окружающую среду, рациональному использованию минеральных ресурсов и охране недр; обеспечение достоверности учета движения запасов полезных ископаемых и потерь при их добыче и первичной переработке.

Задачи горно-экологического мониторинга достигаются посредством организации системы дистанционных и наземных наблюдений, обеспечивающих получение качественной и достоверной информации в необходимых объемах, анализа этой информации и принятия по результатам анализа соответствующих решений.

Работы по горно-экологическому мониторингу могут выполняться специализированными организациями, имеющими лицензию на право производства маркшейдерских работ, выдаваемую в установленном порядке органами Госгортехнадзора России и лицензии на другие виды деятельности, выдаваемые МПР России, Госкомэкологии России, Госкомзема России.

В соответствии с разделом 2 тома 2 проектной документации «Проект технического перевооружения карьера по добыче карбонатных пород на участке местного значения «Падь Тимошкина» Олхинского месторождения» негативное воздействие проектируемого производства на окружающую природную среду оказывается земляными работами, выбросами пыли и отработанными газами горных машин и механизмов, загрязнением атмосферы и недр.

Разработка месторождений открытым способом характеризуется большой землеемкостью. В период разработки и рекультивации горные работы приводят к негативным последствиям для природного ландшафта с появлением техногенного рельефа, который характеризуется наличием выработок, искусственных насыпей, инженерных сооружений и обваловок. Все это приводит к полной ликвидации растительности, изменению уровня грунтовых вод, перемешиванию литологических слоев рыхлых отложений, сегрегации пород по крупности.

Техногенный ландшафт подвержен водной эрозии, которая может происходить на бортах карьера. Водная эрозия обнаженных пород приводит к загрязнению водоемов взвешенными веществами.

В процессе ведения горных и рекультивационных работ оказывается отрицательное воздействие на атмосферный воздух в результате его загрязнения продуктами сгорания топлива в двигателях; испарения углеводородов при заправке оборудования; выделения вредных веществ при ведении ремонтных работ; пыления при выемке и транспортировке пород, при производстве взрывных работ.

В соответствии современными требованиями к прогнозированию воздействия разработки месторождений на окружающую среду в работе приводятся данные возможного влияния на природный ландшафт территории, которое выразится в следующем:

1. Загрязнение водного бассейна и нарушение гидродинамических условий.

2. Загрязнение земельного участка и геомеханические нарушения.

3. Загрязнение воздушного бассейна.

4. Биоморфологические нарушения.

В соответствии с разделом 10 тома 2 проектной документации к числу мероприятий, предназначенных для охраны окружающей природной среды при проведении горных работ, в том числе относится мониторинг загрязнения атмосферы.

Вместе с тем, по результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение требований ст. 11, п.10 ст.22 Закона РФ от 21.02.1992г. № 2395-1 «О недрах», п. 8.2.1 Соглашения об условиях недропользования на участке недр местного значения «Падь Тимошкина» Олхинского месторождения карбонатных пород, являющегося приложением к Лицензии на пользование участком недр местного значения *номер скрыт*, ООО «Ново-Олхинский известковый завод» не выполняются условия недропользования, а именно пп. «е» п. 5.1.2 Соглашения – не проводится горно-экологический мониторинг в зоне воздействия горнодобывающего объекта в соответствии с утвержденным проектом перевооружения участка недр.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что неведение горно – экологического мониторинга свидетельствует о непроведении оценки состояния окружающей среды и использования минеральных ресурсов при ведении горных работ, прогноза состояния окружающей среды, в т.ч. изменений, вызванных техногенными авариями и катастрофами; необеспечении предотвращения или снижения вредного влияния горных работ на окружающую среду, рациональному использованию минеральных ресурсов и охране недр, что способствует возникновению угрозы причинения вреда окружающей среде, в результате чего нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В силу ч.3 ст.53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417, при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется:

- содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов;

- проложить по границам этих территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии;

- полностью очистить от лесных насаждений территорию в радиусе 50 метров от пробуриваемых и эксплуатируемых скважин (при эксплуатации нефтяных и газовых скважин по закрытой системе - в радиусе 25 метров);

- не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.);

- согласовывать с органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в пункте 4 настоящих Правил, порядок и время сжигания нефти при аварийных разливах, если они ликвидируются этим путем.

Вместе с тем, по результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона, по границам участка добычи недр - карьера по добыче карбонатных пород на участке недр «Падь Тимошкина» Олхинского месторождения, расположенного в Иркутской области, Шелеховском районе, *адрес скрыт* не проложена противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 1,4 метра.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что эксплуатация участка недр местного значения «Сухой-2» в отсутствие по границам участка добычи недр противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метра, может привести к чрезвычайной ситуации в пожароопасный период, что повлечет за собой возгорание и сильную задымленность прилегающей территории и нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом требования прокурора об обязании ответчика проложить по границам карьера по добыче карбонатных пород противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра подлежат удовлетворению. Принимая во внимание, сезонные условия, сроки пожароопасного периода, суд считает целесообразным установить срок для осуществления данных мероприятий в срок до 01 июня 2018 года.

Территория, в пределах которой осуществляется добыча полезных ископаемых Обществом в соответствии с указанным договором аренды лесного участка, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов – животного мира.

Согласно п. 4 Всемирной хартии природы, принятой 28.01.1982 г. Генеральной Ассамблеей ООН, используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем и видов, с которыми они сосуществуют.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9, ч. 1 ст. 42 и 58).

Статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995г. № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Объектом животного мира является организм животного происхождения (дикое животное).

Согласно ст. 12 Лесного кодекса РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется, в том числе проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

Разделом 10 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» установлены мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов, подлежащие обязательному включению в состав проекта освоения лесов: характеристика водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; сведения о животном мире; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение № 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

В нарушение вышеуказанных требований закона, проект освоения лесов, разработанный в отношении лесного участка, предоставленного в аренду в соответствии с договором № 91-37-02/10 от 07.04.2010г., не содержит перечни конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира, не имеет ведомости лесотаксационных выделов, в которой содержатся конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, а также тематической лесной карты, содержащей пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира. В проекте освоения лесов ООО «Ново-Олхинский известковый завод» указанные тематические лесные карты отсутствуют.

В подразделах 6.3, 6.4 (проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира, ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира) указаны запреты и ограничения, установленные действующими нормативно-правовыми актами в сфере законодательства об охране объектов животного мира и лесного законодательства. В подразделе 6.6 указано на то, что ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов и их пространственное размещение в настоящем проекте освоения лесов не приводится. В иных разделах проекта освоения лесов конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, тематическая лесная карта, отображающая их пространственное размещение, отсутствуют.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что отсутствие в проекте освоения лесов мероприятий, связанных с охраной животного мира, свидетельствует о необеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов и, соответственно, благоприятной окружающей среды. Кроме того, создается постоянная угроза причинения вреда в будущем, так как непроведение соответствующих разрабатываемых мероприятий не позволит снизить или сократить оказываемое негативное воздействие на животный мир и лесные ресурсы.

На момент рассмотрения настоящего дела суду не было представлено доказательств приведения мероприятий направленных на устранение ответчиком нарушений природоохранного законодательства. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по устранению нарушений природоохранного законодательства, исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Ново-Олхинский известковый завод» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ново-Олхинский известковый завод» провести горно-экологический мониторинг в зоне воздействия горнодобывающего объекта - карьера по добыче карбонатных пород на участке недр «Падь Тимошкина» Олхинского месторождения, расположенного в Иркутской области, Шелеховском районе, *адрес скрыт* в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Общество с ограниченной ответственностью «Ново-Олхинский известковый завод» проложить по границам карьера по добыче карбонатных пород на участке недр «Падь Тимошкина» Олхинского месторождения, расположенного в Иркутской области, Шелеховском районе, *адрес скрыт* противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра в срок до 01 июня 2018 года.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ново-Олхинский известковый завод» разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка *номер скрыт* от *дата скрыта*., отразив их в проекте освоения лесов в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ново-Олхинский известковый завод» изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка *номер скрыт* от *дата скрыта*. в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд в течение месяца.

Судья: Л.В. Николаева