Дело № 2-1653/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2017 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Данилина Е.М.,
при секретаре судебного заседания Ивановой О.С.,
с участием прокурора Бельцова А.Н.,
представителя истца ФИО1 – ФИО2, также представляющего истца ФИО5,
истца ФИО5,
представителей истца ФИО5 – ФИО6 и ФИО7,
представителей ответчика ФИО8, ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц, иску ФИО1 к Государственному Совету Чувашской Республики о признании недействительным постановления Государственного Совета Чувашской Республики от дата-----, иску ФИО5 к Государственному Совету Чувашской Республики о признании незаконным бездействия Государственного Совета Чувашской Республики, выраженного в непредоставлении депутату ФИО5 работы в Государственном Совете Чувашской Республике на профессиональной постоянной основе,
установил:
В Ленинский районный суд г. Чебоксары поступили исковое заявление ФИО1 к Государственному Совету Чувашской Республики о признании недействительным постановления Государственного Совета Чувашской Республики от дата----- и исковое заявление и.о. прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Государственному Совету Чувашской Республики о признании недействительным постановления Государственного Совета Чувашской Республики от дата-----, которые определением суда от дата были объединены в одно производство.
дата в Ленинский районный суд г. Чебоксары, после отмены судом вышестоящей инстанции определения суда об отказе в принятии иска, также поступил иск ФИО5 к Государственному Совету Чувашской Республики о признании бездействия, выраженного в непредставлении депутату, руководителю фракции, должности, предусматривающей работу в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва на профессиональной основе, незаконным.
Определением суда от дата указанное исковое заявление также было объединено в одно производство с гражданским делом по иску и. о. прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц, ФИО1 к Государственному Совету Чувашской Республики о признании недействительным постановления Государственного Совета Чувашской Республики от дата-----.
В обоснование исковых требований приводиться, что постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 05.12.2016 №141 депутат Государственного Совета Чувашской Республики, избранный в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, выдвинутому региональным отделением политической партии «Справедливая Россия» в Чувашской Республике, ФИО1 избран на должность заместителя председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии, осуществляющего деятельность на профессиональной постоянной основе.
Полагают, что вышеназванное постановление является незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.11 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации. Статьей 6 Закона Чувашской Республики от 27.03.2012 № 19 «О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики» установлено, что депутат Государственного Совета Чувашской Республики осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе либо без отрыва от основной деятельности.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ если конституцией и (или) законом субъекта Российской Федерации предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта Российской Федерации, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным п. 17 ст.35 данного Федерального закона, должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
Обязательным условием для возникновения правоотношений, связанных с осуществлением депутатом Государственного Совета Чувашской Республики депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, является волеизъявление указанного лица.
дата ФИО1 в адрес Государственного Совета Чувашской Республики представлено письменное заявление об отказе осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, содержание которого в тот же день оглашено на сессии Государственного Совета Чувашской Республики. дата ФИО1 в адрес Председателя Государственного Совета Чувашской Республики повторно направлено заявление о несогласии осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе и с требованием об отмене постановления Государственного Совета Чувашской Республики от дата-----. Избрание на указанную должность ФИО1 нарушает его права и законные интересы, поскольку препятствует его предпринимательской и трудовой деятельности. Также при принятии указанного постановления Государственным Советом Чувашской Республики не было учтено мнение фракции политической партии «Справедливая Россия», предлагавшей на вышеуказанную должность депутата ФИО5, в подтверждение чего последним также было написано заявление о желании участвовать в работе Госсовета ЧР на профессиональной основе.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (выраженной в определениях от 04.06.2007 № 384-0-0, 18.12.2007 № 963-0-0 и постановлении от 29.10.2010 № 19-П) при принятии решений о назначении депутатов на должности, на которых депутатская деятельность осуществляется на профессиональной постоянной основе, должен обеспечиваться учет мнения депутатских объединений (фракций), которые включают в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов. В целях соблюдения принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, закрепленных в ст. 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч.2 ст.1).
В этой связи, избрание на должность заместителя председателя комитета ФИО1 в отсутствие его волеизъявления и без учета мнения фракции свидетельствует о несоблюдении установленных законом специальных процедур, гарантирующих равноправие депутатов и исключающих принятие произвольных, субъективных решений, приводит к невозможности исполнения депутатом своих обязанностей и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Чувашской Республики, на участие в управлении делами государства через своего представителя - депутата Государственного Совета Чувашской Республики.
В судебном заседании прокурор Бельцов А.Н., истец ФИО5, представители истцов ФИО2, ФИО6, ФИО7 исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в исках основаниям.
Представители ответчика ФИО8, ФИО9 иск не признали по основаниям, приведенным в возражения на иск, из которых следует, что в Государственном Совете Чувашской Республики депутатские мандаты получили представители четырех партий: Чувашского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Чувашского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России, Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике, республиканского отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
В соответствии с постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 29 сентября 2016 года № 11 "Об образовании комитетов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва" на срок полномочий Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва образовано четыре комитета:
Комитет Государственного Совета Чувашской Республики по государственному строительству, местному самоуправлению, Регламенту и депутатской этике;
Комитет Государственного Совета Чувашской Республики по бюджету, финансам и налогам;
Комитет Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии;
Комитет Государственного Совета Чувашской Республики по социальной политике и национальным вопросам.
В соответствии с заявлением ФИО5 он включен в состав двух комитетов: Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по государственному строительству, местному самоуправлению, Регламенту и депутатской этике и Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по бюджету, финансам и налогам.
дата на заседании Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по государственному строительству, местному самоуправлению, Регламенту и депутатской этике председателем данного комитета ФИО19 на должность заместителя председателя комитета, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, была предложена кандидатура ФИО5 Депутатами ФИО10 и ФИО3 были предложены свои кандидатуры. На заседании комитета были рассмотрены кандидатуры ФИО5 (избран в составе списка кандидатов, выдвинутого Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике), ФИО10 (избран в составе списка кандидатов, выдвинутого Чувашским республиканским отделением политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ") и ФИО3 (избран в составе списка кандидатов, выдвинутого Чувашским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России). В результате голосования по каждой кандидатуре отдельно комитетом большинством голосов была рекомендована кандидатура ФИО3 для избрания на должность заместителя председателя Комитета.
Установленная законодательством Чувашской Республики процедура не исключает возможность для каждого депутата, независимо от способа его избрания, поставить вопрос о работе на профессиональной постоянной основе непосредственно перед Государственным Советом Чувашской Республики. Депутат ФИО5 применил данное право, предложив свою кандидатуру на сессии Государственного Совета Чувашской Республики для избрания заместителем председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по государственному строительству, местному самоуправлению, Регламенту и депутатской этике, работающего на профессиональной постоянной основе, членом которого он является.
дата на сессии Государственного Совета Чувашской Республики на должность заместителя председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по государственному строительству, местному самоуправлению, Регламенту и депутатской этике, работающего на профессиональной постоянной основе, были рассмотрены кандидатуры ФИО32, ФИО3, ФИО5. По ним депутаты Государственного Совета Чувашской Республики проголосовали следующим образом:
------
------
------
Таким образом, по результатам рейтингового голосования заместителем председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по государственному строительству, местному самоуправлению, Регламенту и депутатской этике, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, был избран ФИО3.
дата на заседании Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по бюджету, финансам и налогам при обсуждении вопроса о заместителе председателя данного комитета, осуществляющем депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, председателем данного комитета ФИО20 была озвучена кандидатура ФИО5 для избрания на указанную должность в связи с тем, что дата им в Государственный Совет Чувашской Республики было подано заявление о желании осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе. Однако депутат на предложение ФИО20 выдвинуть свою кандидатуру на должность заместителя председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по бюджету, финансам и налогам, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, ответил отказом, о чем свидетельствует выписка из стенограммы данного заседания комитета. В то же время депутат ФИО10 выдвинул свою кандидатуру, а также была предложена кандидатура депутата ФИО4 Комитетом были рассмотрены кандидатуры ФИО32 (избран в составе списка кандидатов, выдвинутого Чувашским республиканским отделением политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ¬РАЦИИ") и ФИО4 (избран в составе списка кандидатов, выдвинутого Чувашским региональным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"). Большинством голосов членов комитета для избрания на должность заместителя председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по бюджету, финансам и налогам, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, была рекомендована кандидатура ФИО4
дата на сессии Государственного Совета Чувашской Республики на должность заместителя председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по бюджету, финансам и налогам, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, по результатам рейтингового голосования был избран ФИО4 (за - 39, против - 3, воздержалось - 0). На сессии ФИО5 также не предложил свою кандидатуру.
Принимая соответствующие решения, Государственный Совет Чувашской Республики исходил из того, что в силу конституционных принципов юридического равенства и справедливости каждый депутат обладает равными юридическими возможностями претендовать на осуществление своей деятельности на постоянной профессиональной основе, и не допустимы произвольные предпочтения по отношению к кому-либо из депутатов, изъявивших желание реализовать право осуществлять свою деятельность на постоянной профессиональной основе.
Таким образом, ФИО5 предоставлялась возможность быть избранным в обоих комитетах, членом которых он является. При рассмотрении кандидатур на должность заместителя председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по государственному строительству, местному самоуправлению, Регламенту и депутатской этике, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, его кандидатура не была поддержана большинством голосов избранных депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, а в Комитете Государственного Совета Чувашской Республики по бюджету, финансам и налогам он сам отказался от выдвижения своей кандидатуры для избрания на должность заместителя председателя данного комитета, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
В связи с вышеизложенным доводы ФИО5 о бездействии Государственного Совета Чувашской Республики в отношении лично ФИО5, выраженного в непредставлении депутату, руководителю фракции должности, предусматривающей работу в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва на профессиональной постоянной основе, является необоснованными.
Утверждение ФИО5 о том, что решение фракции об определении депутата данной фракции, который должен осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, должно быть для Государственного Совета приоритетным и является безусловным при принятии им решения, является необоснованным. Ни законодательством Российской Федерации, ни законодательством Чувашской Республики такие требования не установлены.
Тем не менее, мнение всех фракций в Государственном Совете Чувашской Республики о предлагаемых ими кандидатурах на должности заместителей председателей комитетов, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, учитывалось и доводилось до сведения всех депутатов Государственного Совета Чувашской Республики. В связи с тем, что число изъявивших желание работать на постоянной профессиональной основе депутатов Государственного Совета Чувашской Республики превысило максимально возможное число, установленное Законом Чувашской Республики от дата----- "О числе депутатов, работающих в Государственном Совете Чувашской Республики на профессиональной постоянной основе", персональный состав депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, осуществляющих депутатские полномочия на профессиональной постоянной основе, определялся Государственным Советом Чувашской Республики исходя из профессиональных, деловых и иных личных качеств каждого депутата по результатам предварительного рассмотрения поступивших заявлений на заседаниях комитетов Государственного Совета Чувашской Республики и с учетом интересов всех фракций и отдельных депутатов и в соответствии с требованиями законодательства.
Примененные Государственным Советом Чувашской Республики положения законодательства Чувашской Республики о формировании действующей на профессиональной постоянной основе части депутатского корпуса путем принятия Государственным Советом Чувашской Республики персональных решений об избрании заместителей председателей комитетов, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, на сессии Государственного Совета Чувашской Республики после предварительного рассмотрения их кандидатур на заседании комитета, об открытом рейтинговом голосовании по каждой кандидатуре, оформлении избрания заместителя председателя комитета, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, постановлением Государственного Совета Чувашской Республики предполагают демократический порядок обсуждения заявлений депутатов и принятия по ним решений с учетом профессиональных, деловых и иных качеств депутатов, изъявивших желание работать на профессиональной постоянной основе и не предусматривают возможность принятия по данному вопросу произвольных, субъективных решений.
ФИО1 и и.о. прокурора Чувашской Республики полагают, что принятие Государственным Советом Чувашской Республики постановления Государственного Совета Чувашской Республики об избрании депутата Государственного Совета Чувашской Республики ФИО1 на должность заместителя председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, нарушает права и законные интересы ФИО1, поскольку препятствует осуществлению им предпринимательской и трудовой деятельности.
Между тем согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от дата------П, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, в силу принципа независимости парламентария не являются наемными работниками, их правовой статус обусловлен самим актом избрания на выборах, а также решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации об осуществлении конкретным депутатом полномочий на профессиональной постоянной основе и (или) иными предусмотренными законодательством о статусе депутатов региональных парламентов обстоятельствами.
Соответственно, реализация депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию имеет ряд особенностей.
ФИО1 является членом двух комитетов: Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии и Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по социальной политике и национальным вопросам.
дата его кандидатура на должность заместителя председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, была предложена председателем данного комитета ФИО21 с учетом его профессиональных, деловых и личностных качеств, а также с учетом того, что к моменту проведения заседания данного комитета вопросы о заместителях председателей комитетов, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, другими комитетами Государственного Совета Чувашской Республики были рассмотрены и рекомендованы кандидатуры от всех политических партий, имеющих мандаты в Государственном Совете Чувашской Республики, за исключением депутатов, избранных в составе списка кандидатов от Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике.
В целях обеспечения соблюдения требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" кандидатура ФИО1 была рекомендована единогласно Комитетом Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии для избрания на должность заместителя председателя данного комитета, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
дата на сессии Государственного Совета Чувашской Республики депутат Государственного Совета Чувашской Республики ФИО1 избран на должность заместителя председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе (за - 34, против - 3, воздержалось - 1).
Постановление Государственного Совета Чувашской Республики от дата----- "О заместителе председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии" по сути предоставляет право (возможность) ФИО1 осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, но не обязывает депутата и не устанавливает каких-либо сроков для того, чтобы он приступил к исполнению обязанностей в данной должности, т. к. специфика осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе предполагает, что до начала исполнения полномочий в указанной должности депутату Государственного Совета Чувашской Республики необходимо прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, осуществляющего свою деятельность на профессиональной постоянной основе.
В случае, если депутат принимает решение приступить к осуществлению депутатской деятельности на постоянной профессиональной основе, ему необходимо представить в Государственный Совет Чувашской Республики следующие документы: заявление о том, что он намерен приступить к исполнению должностных обязанностей на профессиональной постоянной основе с указанием даты начала их исполнения; трудовую книжку; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; документы воинского учета.
Исходя из правоприменительной практики Государственного Совета Чувашской Республики после поступления от депутата Государственного Совета Чувашской Республики заявления о дате осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе издается распоряжение Председателя Государственного Совета Чувашской Республики, непосредственно оформляющее начало осуществления данной деятельности. Причем срок между принятием постановления Государственного Совета Чувашской Республики об избрании депутата на должность, осуществляемую на профессиональной постоянной основе, и представлении депутатом заявления о начале исполнения полномочий на профессиональной постоянной основе законодательством не установлен и может весьма значительным.
Какая-либо ответственность, иные негативные последствия для депутата Государственного Совета Чувашской Республики, не приступившего к осуществлению депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе после принятия соответствующего постановления Государственного Совета Чувашской Республики законодательством Российской Федерации или законодательством Чувашской Республики не установлены.
Таким образом, само по себе постановление Государственного Совета Чу-вашской Республики от 5 декабря 2016 года № 141 "О заместителе председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии" не возлагает на ФИО1 обязанности осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе и не нарушает ни его конституционных, ни трудовых прав, поскольку обязательным юридическим фактом для возникновения соответствующих правоотношений является волеизъявление депутата.
Также по иску и.о. прокурора Чувашской Республики не обоснован довод о нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории Чувашской Республики, на участие в управлении делами государства через своего представителя - депутата Государственного Совета Чувашской Республики. Оспариваемое постановление не может затрагивать права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку не препятствует ФИО1 осуществлять свои депутатские права и обязанности, включая работу с избирателями.
Кроме того, и.о. прокурора Чувашской Республики и ФИО1 просят признать недействительным постановление Государственного Совета Чувашской Республики от дата----- "О заместителе председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии", т.е. фактически оспаривают ненормативный правовой акт. Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства установлен трехмесячный срок для обжалования ненормативных правовых актов со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Государственный Совет Чувашской Республики принял вышеуказанное постановление дата, которое в соответствии со статьей 6 Закона Чувашской Республики от дата----- "О порядке опубликования и вступления в силу Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики и иных правовых актов Чувашской Республики" официально опуб-ликовано на официальном сайте Государственного Совета Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.gs.cap.ru) дата, в газете "Республика" от дата.
ФИО1, являясь депутатом Государственного Совета Чувашской Республики, и непосредственно участвовавший в принятии вышеуказанного Закона Чувашской Республики, знал и не мог не знать, что все принимаемые Государственным Советом Чувашской Республики правовые акты публикуются на официальном сайте Государственного Совета Чувашской Республики, газете "Республика" и соответственно узнал о назначении его заместителем председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии, осуществляющим деятельность на профессиональной постоянной основе, дата. Об этом очевидно свидетельствует и то, что уже дата (исх. -----) им в адрес Государственного Совета Чувашской Республики был направлен запрос о выдаче ему постановления Государственного Совета Чувашской Республики об избрании заместителя председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии, принятого на третьей сессии Государственного Совета Чувашской Республики дата.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Прокуратурой Чувашской Республики и ФИО1 поданы исковые заявления, ФИО5 поданное заявление поименовано административным исковым заявлением.
Вместе с тем, по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Так, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы.
Соответствующая правовая позиция изложена в постановление Пленума Верховного Суда РФ от дата N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
Поскольку рассматриваемый спор связан с избранием депутата ФИО1 заместителем председателя Комитета Государственного Совета ЧР и доступом к работе в Государственном Совете Чувашской Республике на профессиональной постоянной основе депутата ФИО5, спор подлежит рассмотрению в рамках ГПК РФ.
Также следует учитывать, что определением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары было отказано в принятии административного иска ФИО1 к Государственному Совету ЧР о признании незаконным постановления об избрании на должность заместителя председателя комитета по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ЧР от дата указанное определение оставлено без изменений, при этом указано, что данный спор не может быть рассмотрен в порядке КАС РФ.
Само по себе наименование иска ФИО5 административным исковым заявление, существа правоотношений сторон и существа требований не меняет и не является препятствием к рассмотрению спора в соответствующем порядке в рамках ГПК РФ.
Доводы представителей административного ответчика об отсутствии у прокурора для обращения с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, являются необоснованными, поскольку в силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом закон не содержит каких-либо правовых норм, ограничивающих полномочие прокурора на обращение в суд с соответствующей категорией исков.
В обоснование требований прокурор ссылался на нарушение требований законодательства, приводящее к невозможности исполнения депутатом своих прав и обязанностей и нарушение прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории республики, на участие в управлении делами государства через своего представителя.
Таким образом, требования прокурора по настоящему делу предъявлены в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц.
В ходе рассмотрения дела установлено, что постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от дата----- депутат Государственного Совета Чувашской Республики, избранный в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, выдвинутому региональным отделением политической партии «Справедливая Россия» в Чувашской Республике, ФИО1 избран на должность заместителя председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии, осуществляющего деятельность на профессиональной постоянной основе.
Особенности правового статуса депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации как лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от дата № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от дата N 184-ФЗ), иных нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (п. 2 ст. 11). Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами (ч. 1 ст. 77).
Подпунктом "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Статьями 10 и 11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ определено, что депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации. Статус депутата, срок его полномочий регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 2, 4 Закона ЧР от 23.07.2001 № 37 "О Государственном Совете Чувашской Республики" Государственный Совет Чувашской Республики (далее - Государственный Совет или Государственный Совет Чувашской Республики) является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Чувашской Республики.
Депутат Государственного Совета осуществляет депутатские полномочия на профессиональной постоянной основе либо без отрыва от основной деятельности. Число депутатов, работающих в Государственном Совете Чувашской Республики на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Чувашской Республики.
Статус депутата Государственного Совета Чувашской Республики регламентирован Законом ЧР от 27.03.2012 № 19 "О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики".
В силу ст. 1,2 указанного Закона Депутатом Государственного Совета Чувашской Республики (далее - депутат Государственного Совета) является гражданин Российской Федерации, избранный в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в Государственный Совет Чувашской Республики (далее - Государственный Совет) на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при ------ голосовании.
Депутат Государственного Совета осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Чувашской Республики, Законом Чувашской Республики "О Государственном Совете Чувашской Республики", настоящим Законом и Регламентом Государственного Совета.
Согласно ст. 8 Закона ЧР от 27.03.2012 № 19 "О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики" формами депутатской деятельности депутата Государственного Совета являются: 1) участие в сессиях Государственного Совета; 2) участие в работе комитетов и комиссий, рабочих групп, согласительных комиссий, создаваемых по разрешению споров между Государственным Советом и Главой Чувашской Республики; 3) участие в выполнении поручений Государственного Совета и его органов; 4) внесение проектов законов в Государственный Совет; 5) работа с избирателями; 6) участие в работе депутатских объединений в Государственном Совете; 7) участие в парламентских слушаниях и иных мероприятиях, проводимых Государственным Советом; 8) участие в "правительственном часе"; 9) обращение с депутатским запросом, внесение предложения о парламентском запросе; 10) выступление в средствах массовой информации.
Деятельность депутата может осуществляться также в иных формах, предусмотренных федеральными законами, Конституцией Чувашской Республики и законами Чувашской Республики, Регламентом Государственного Совета.
Таким образом, депутат Государственного Совета Чувашской Республики, осуществляющий свою деятельность в виде замещения государственной должности на профессиональной постоянной основе, не обладает статусом работника, и к отношениям, о которых возник спор, не подлежат применению правила о заключении и прекращении трудового договора.
Аналогичная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда РФ от 12.12.2012 № 47-АПГ12-6.
Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются федеральными законами, в т.ч. Федеральным законом от дата № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок избрания депутата Государственного Совета Чувашской Республики на соответствующую должность, условия осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе установлены Конституцией Чувашской Республики и Законами Чувашской Республики.
В соответствии с п. 2, 3 Федерального закона № 184-ФЗ если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта Российской Федерации, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
Депутатам, избранным в составе списков кандидатов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 78 Конституции Чувашской Республики Государственный Совет Чувашской Республики состоит из 44 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при ------ голосовании.
Число депутатов, работающих в Государственном Совете Чувашской Республики на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Чувашской Республики.
Законом Чувашской Республики от 06.03.2012 № 2 "О числе депутатов, работающих в Государственном Совете Чувашской Республики на профессиональной постоянной основе" определено, что число депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, работающих в Государственном Совете Чувашской Республики на профессиональной постоянной основе, устанавливается в количестве девяти депутатов.
В силу ст. 6 Закона ЧР от 27.03.2012 № 19 "О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики" депутат Государственного Совета осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе либо без отрыва от основной деятельности.
Председатель Государственного Совета, заместители Председателя Государственного Совета, председатель комитета осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
Один из заместителей председателя комитета Государственного Совета может осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе в порядке, предусмотренном статьей 18 Закона Чувашской Республики "О Государственном Совете Чувашской Республики".
Не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Государственном Совете, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии со статьей 69.1 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики", предоставляется право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии со ст. 9 Закона ЧР от 27.03.2012 № 19 "О статусе депутата Государственного Совета Чувашской Республики" депутат Государственного Совета обладает правом избирать и быть избранным на руководящие должности в Государственном Совете, а также в органы Государственного Совета.
Статей 4 Закона ЧР от 23.07.2001 № 37 "О Государственном Совете Чувашской Республики" также установлено, что государственный Совет состоит из 44 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при ------ голосовании.
Депутат Государственного Совета осуществляет депутатские полномочия на профессиональной постоянной основе либо без отрыва от основной деятельности. Число депутатов, работающих в Государственном Совете Чувашской Республики на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Чувашской Республики.
К руководящим должностям в Государственном Совете относятся должности Председателя Государственного Совета, заместителя Председателя Государственного Совета, председателя комитета Государственного Совета, заместителя председателя комитета Государственного Совета.
В силу ст. 7, 8 Закона ЧР от 23.07.2001 № 37 председатель Государственного Совета избирается из числа депутатов Государственного Совета большинством голосов от установленного числа депутатов на срок полномочий Государственного Совета ------ голосованием.
Заместитель Председателя Государственного Совета избирается Государственным Советом из числа депутатов Государственного Совета по представлению Председателя Государственного Совета большинством голосов от числа избранных депутатов ------ голосованием. Количество заместителей Председателя Государственного Совета устанавливается Государственным Советом, но не менее двух.
Статьей 18 Закона ЧР от 23.07.2001 № 37 установлено, что председатели комитетов избираются на сессии Государственного Совета открытым голосованием из числа членов комитета не позднее трех месяцев со дня начала работы Государственного Совета. Избранным считается кандидат, получивший в результате голосования более половины голосов от числа избранных депутатов. Председатель комитета избирается после предварительного обсуждения его кандидатуры на заседании комитета.
Каждый комитет из своего состава избирает двух заместителей председателя комитета и секретаря комитета по предложению председателя соответствующего комитета или членов комитета. Избранным считается кандидат, получивший в результате голосования большинство голосов от общего числа присутствующих на заседании членов комитета.
Один из заместителей председателя комитета может осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе. В этом случае по результатам рассмотрения кандидатур на должность заместителя председателя комитета, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, комитет большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов комитета принимает решение о рекомендации кандидатуры для избрания на должность заместителя председателя комитета на сессии Государственного Совета.
Заместитель председателя комитета, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, избирается на сессии Государственного Совета после предварительного рассмотрения его кандидатуры на заседании комитета. Избранным считается кандидат, получивший в результате голосования более половины голосов от числа избранных депутатов.
Избрание заместителя председателя комитета, осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, оформляется постановлением Государственного Совета.
Таким образом, в силу действующего законодательства, предоставление депутату Государственного Совета работы в государственном совете на профессиональной постоянной основе осуществляется путем избрания его на соответствующую должность.
Для реализации указанного права (по своей сути пассивного избирательного права) помимо соответствия кандидата определенным требованиям, необходимо соответствующее волеизъявление лица, желающего быть кандидатом.
Отступление от указанных условий представляет собой искажение конституционных принципов избирательного права, и самого принадлежащего депутату права быть избранным на руководящие должности в Государственном Совете.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из стенограмм заседаний Комитетов и третьей сессии Государственного Совета ЧР, и на заседании Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии дата и на заседании третьей сессии Государственного Совета ЧР дата была представлено информация о том, что депутат ФИО1 возражает против избрания его заместителем председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии.
Соответствующие заявления от ФИО1 поступали в Государственный Совет ЧР и до его избрания дата и после его избрания дата.
Также из протокола организационного собрания фракции Справедливая Россия в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва от дата следует, что члены фракции, в т.ч. ФИО1 приняли решение о предложении Государственному Совету ЧР назначить депутатом, осуществляющим деятельность на профессиональной постоянной основе не ФИО1, а иного депутата – ФИО5
Как следует из сформулированной Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.10.2010 N 19-П правовой позиции учет мнения фракций при определении персонального состава депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих свою деятельность на профессиональной постоянной основе, согласуется с конституционно-правовой природой народного представительства, невозможного без многопартийности, предполагающей наличие политической, в том числе парламентской, оппозиции.
Таким образом, несмотря на четко и однозначно выраженную позицию самого ФИО1, возражавшего против избрания его заместителем председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии, состоялось соответствующее оспариваемое постановление Государственного Совета ЧР, которое не может быть признано правомерным по вышеприведенным основаниям.
Представителями Ответчика заявлено о пропуске ФИО1 и прокурором сроков оспаривая постановления Государственного Совета ЧР, установленных ст. 219 КАС РФ.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО22 показала, что она лично после издания оспариваемого постановления Государственного Совета Чувашской Республики звонила ФИО1 и сообщила ему об избрании его на должность заместителя председателя Комитета. Он ее поблагодарил за информацию. Также она дата направляла ему соответствующую информацию по почте письмом.
Доводы представителей Ответчика о пропуске сроков являются необоснованными, поскольку исковые заявления рассматриваются в порядке ГПК РФ, а не КАС РФ, а также необходимо учитывать, что указанное постановление об избрании ФИО1 на соответствующую должность фактически определяет его статус весь период времени с момента издания постановления и до его отмены, т.е. вызывает длительную непрерывную ситуация, в которой нарушаются права ФИО1
Также необходимо учитывать, что Ответчиком не представлено доказательств получения ФИО1 или прокурором оспариваемого постановления ранее дата. Доводы Ответчика о направлении ФИО1 постановления или информации факт получения не подтверждают. Наличие у Истца информации о вынесенном постановлении не отменяет необходимости получения им постановления в целях реализации права его обжалования.
Кроме того, необходимо принять во внимание, что дата ФИО1 обратился в Государственный Совет ЧР с просьбой от отмене данного постановления и вправе был рассчитывать на возможность рассмотрения Государственным Советом ЧР и удовлетворения его заявления на ближайшей сессии, что явилось бы уважительной причиной для несоблюдения срока обращения в суд даже в случае пропуска такого срока.
В связи с изложенным оснований для отказа в исках ввиду пропуска срока обращения в суд не имеется.
Принимая решение по требованиям ФИО5 о признании незаконным бездействия Государственного Совета Чувашской Республики, выраженного в непредоставлении депутату ФИО5 работы в государственном совете на профессиональной постоянной основе, суд полагает необходимым отметить, что поскольку в силу действующего законодательства, предоставление депутату Государственного Совета работы в государственном совете на профессиональной постоянной основе осуществляется путем избрания его на соответствующую должность, решение суда не может отменить и заменить установленную законом процедуру избрания депутата на соответствующую должность.
Иное означало бы фактическую замену избрания депутата возложением на орган законодательной власти обязанности назначить конкретного депутата на должность, представляя собой вмешательство в деятельность власти законодательной, что несовместимо с принципом разделения властей и самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти (статья 10 Конституции Российской Федерации).
В связи с изложенным, принимая решение о признании недействительным постановления Государственного Совета Чувашской Республики от 05.12.2016 № 141 «О заместителе председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии», суд отказывает в удовлетворении иска ФИО5 о признании незаконным бездействия Государственного Совета Чувашской Республики, выраженного в непредоставлении депутату ФИО5 работы в государственном совете на профессиональной постоянной основе.
Руководствуясь ст. ст.194 -199 ГПК РФ,
решил:
Признать недействительным постановление Государственного Совета Чувашской Республики от дата----- «О заместителе председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии».
В удовлетворении иска ФИО5 о признании незаконным бездействия Государственного Совета Чувашской Республики, выраженного в непредоставлении депутату ФИО5 работы в Государственном Совете Чувашской Республики шестого созыва на профессиональной постоянной основе – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято дата.
Судья Е.М. Данилин