Октябрьский районный суд города Ижевска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Октябрьский районный суд города Ижевска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1654/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2010 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,
при секретаре Зариповой Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, Общества с ограниченной ответственностью « Август» к Федеральному государственному учреждению « Земельная кадастровая палата» по Удмуртской Республике, Федеральному государственному унитарному предприятию « Уралаэрогеодезия» о признании незаконной постановку земельных участков на кадастровый учет, исключении сведений о земельных участках из Государственного кадастра недвижимости,
у с т а н о в и л :
Первоначально ФИО1, Общество с ограниченной ответственностью « Август» ( далее – ООО « Август») ( далее – истцы) обратились в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР ( далее – Управлению Росреестра по УР), Федеральному государственному унитарному предприятию « Уралаэрогеодезия» ( далее – ФГУП « « Уралаэрогеодезия» ) о признании незаконной постановку земельных участков на кадастровый учет, об исключении сведений о земельных участках из Государственного кадастра недвижимости, мотивируя свои требования тем, что ФИО1 является собственником , расположенной в многоквартирном жилом . ООО «Август» принадлежит на праве собственности нежилое помещение, с номерами на поэтажном плане 1-10 по адресу: Земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома - на основании статей 289 ГК РФ и п. 1 ст. 36 ЖК РФ.
ООО «Август» обратилось в МУП г. Ижевска «Архитектурно- планировочное бюро» с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом с учетом привязки к местности намеченного к строительству пристроя. Поводом к обращению послужила необходимость строительства пристроенных офисных помещений с размещением в них, в том числе детского досугового центра. Письмом за от МУП г. Ижевска «АПБ» отказалось от проведения геодезических работ по той причине, что существующая конфигурация и площадь уже сформированного земельного участка не позволяют вести на нем намеченное строительство, поскольку межевание земельных участков как под многоквартирным домом, так и смежного ( в северном направлении) проведено с нарушением законодательства и прав собственников жилых помещений.
Так в рамках исполнения постановления Мэра г. Ижевска от 15 августа 2002 г. № 368 "О проведении инвентаризации земель города Ижевска" ФГУП «Уралаэрогеодезия» в лице Удмуртского отделения произвело ряд мероприятий, связанных с формированием земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: (далее - участок 1). После геодезических обмеров, изготовления землеустроительного дела, описания границ и выполнения кадастровых работ земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера . Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР (далее - кадастровый орган) от - в государственный кадастр недвижимости внесены сведения: площадь участка - 2315 +/- 17 кв.м.; правообладатели - собственники помещений многоквартирного дома, доля вправе пропорциональна размеру общей площади помещения; площадь земельного участка соответствует материалам межевания: разрешенное использование - эксплуатация и обслуживание многофункциональных общественных и жилых зданий.
Затем был сформирован и учтен в ГКН смежный земельный участок с кадастровым номером 18:26:010075:60 ( далее – участок 2). Данный участок площадью 672 кв.м. +/-9,07 кв.м. расположен в северном направлении от участка истцов и относится государственной собственности. Установление его границ и площади произведено также без участия заинтересованных лиц и смежных землепользователей, местоположение границ этого участка не согласовывалось с собственниками участка жилого . Местоположение границ данных земельных участков должно было определяться с учетом прав собственников помещений в жилом доме на основании ст. 11.1 ЗК РФ, п. 10 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г.. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ( далее – Закон о государственном кадастре), положений ст. 16, 36, 44 ЖК РФ, а также в соответствии с пунктами 8.1., 8.2. Инструкции по межеванию земель утвержденной Роскомземом 8 апреля 1996 г.
В нарушение пунктов 9.1.,9.2. Инструкции установление
границ производилось в отсутствии собственников помещений (собственников земельного участка в силу закона), они не подписывали акты установления и согласования границ земельного участка, межевые знаки в виде естественных или искусственных предметов, фиксирующих местоположение поворотных точек, на местности не закреплялись. Необходимость согласования границ объекта землеустройства всеми участниками процедуры согласования границ предусмотрена и п. 14.4 и п. 9.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 г.
Являясь собственником земельного участка под многоквартирным жилым домом , собственники помещений не имеют понятия о границах и других характеристиках своего земельного участка, месте положения поворотных точек, не имеют землеустроительной документации и каких-либо картографических данных о своем земельном участке. Межевание проведено без учета интересов собственников помещений в части необходимости строительства пристроя и организации детского досугового центра. Земельные участки сформированы таким образом, что проектировать пятно застройки при наличии установленных границ не представляется возможным.
Истцы считают, что кадастровый учет обоих земельных участков проведен с нарушением пункта 2 части ст. 22 Закона о государственном кадастре, поскольку их межевые планы не содержат документа, подтверждающего разрешение земельного спора и не содержит сведений о согласовании местоположения границ, в связи с чем просили суд признать недействительными результаты межевания: земельного участка площадью 2315 +/- 17 кв.м. с кадастровым номером 18:26:010075:35, расположенного по адресу: ; земельного участка площадью 672 +/- 9,07 кв.м., с aдpecным ориентиром: ; Признать незаконной постановку на кадастровый учет земельных участков площадью 2315 +/- 17 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: ; площадью 672 +/- 9,07 кв.м, с кадастровым номером , с адресным ориентиром: ; Аннулировать из государственного кадастра недвижимости сведения о площади и границах земельных участков: площадью 2315 +/- 17 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: площадью 672 +/- 9,07 кв.м., с кадастровым номером , с адресным ориентиром: .
Впоследствии по ходатайству представителя истцов в порядке статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) ( л.д. 162-164) произведена замена ответчика Управление Росреестра по УР на Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» ( далее – ФГУ « ЗКП»), судом принят отказ от требований к Управлению Росреестра по УР, которое затем в порядке ст. 43 ГПК РФ, привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков.
В порядке подготовки по делу в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков судом ( л.д. 38-39) привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска (далее – ГУАиГ Администрации г.Ижевска).
В судебное заседание истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещена о месте и времени судебного разбирательства, не явилась по неизвестной суду причине, представила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела без участия не явившегося истца.
Представитель истца ФИО1 и ООО « Август» - ФИО2, действующий на основании доверенностей ( л.д. 8), ( л.д. 46) исковые требования поддержал, представил в суд письменные объяснения, согласно которых указал, что собственники помещений не были допущены к формированию их земельного участка, на котором расположен жилой дом. В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом определяется общим собранием собственников помещений. В нарушение пунктов 8.1., 8.2. 9.1., 9.2., Инструкция по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 8 апреля 1996 г. пользователи участка не извещались о времени проведения межевых работ, не подписывали акты согласования границ участка. Определение границ объекта землеустройства осуществлено без участия пользователей участка с нарушением п. 14.4. Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 г. и пунктов 9, 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 г. № 396. В границы земельного участка не включены объекты зеленых насаждений, места для посадки деревьев и кустарника. Вместе с тем Администрация города сформировала и оформила право муниципальной собственности на заасфальтированный смежный участок с северной стороны жилого дома под озеленение. Один из собственников помещений не имеет возможности строительства пристроя к жилому дому ввиду ненадлежаще установленной северной границы, при том, что инициатива одобрена общим собранием собственников помещений. Кроме того, при формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом не учитывались нормативы определения площади участка. Как следует из экспертного заключения ООО «ЗКЦ» площадь участка должна составлять не менее 3090 кв.м. Размер сформированного земельного участка составляет 2315 кв.м., что на 775 кв.м. меньше нормативной величины. Помимо площади, собственники помещений в жилом доме не согласны с местоположением северной границы земельного участка. Большинством голосов собственников одобрена северная граница, которая полностью соответствует варианту установления границ, который содержится в экспертном заключении ООО «3КЦ» (вариант ). В этом случае соблюдается баланс интересов всех жителей близлежащих домов и собственников помещений . Обеспечивается проход и проезд автотранспорта. Данная граница отображена в схеме расположения границ на кадастровом плане территории и является предметом спора. При формировании земельного участка под жилым домом с северной стороны ограждения отсутствуют. Следовательно граница должна была проводится по середине соседнего участка, права на который оформило в последствии муниципальное образование.
В перечень видов работ и отчетной документации, которые должен представить «Подрядчик» по договорным обязательствам согласно договора от включены: составление списков всех землепользователей (землевладельцев), совмещенный с результатами вычислений площадей и учетными данными по каждому землепользователю; заполнение деклараций о факте использования земельных участков; составление актов согласования границ со смежными землепользователями на каждый квартал; «Обследование границ производить совместно со смежниками землепользователями». В соответствии с условиями договора ответчик ФГУП «Уралаэрогеодезия» должен был предоставить «Заказчику»: * список землепользователей квартала, * согласованный землепользователем план границ, * акт согласования границ землепользования со смежными землепользователями. Указанный Договор от в разделе «Производственный этап» также содержит перечень работ, в который входит: составление поименного списка землепользователей физических и юридических лиц, заверение подписей физических лиц в актах согласования границ. Это противоречит позиции Администрации г. Ижевска, которая полагает, что согласований или участие заинтересованных лиц в процессе инвентаризации земель не проводится.
Постановка данного земельного участка на кадастровый учет осуществлена , то есть в период действия Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Ссылка истцов на данный закон обусловлена не формированием земельных участков, а постановкой их на кадастровый учет. Единственным же документом, регламентирующим процедуру межевания является Инструкция по межеванию земель, утвержденная Роскомземом 8 апреля 1996 г. Доводы Администрации г. Ижевска о ее не применении в связи с отсутствием опубликования, являются несостоятельными. На момент постановки земельного участка с кадастровым номером на кадастровый учет земельный участок под многоквартирным домом уже был сформирован и учтен в ГКН , следовательно, он находился в собственности и согласование границ является
обязательным. Методические указания, по проведению землеустройства и подготовки документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю ЕСД3ем. , утвержденные Росземкадастром 2 июля 2002 г., на которые ссылается Администрация г. Ижевска, отменены Приказом Министерства экономического развития РФ от 15 июня 2009 г. № 213. Текст Методических указаний также не был официально опубликован. Пункт 6.7. Методических указаний не предусматривал согласование смежных границ на проектном плане. Представленное землеустроительное дело по межеванию земель не является проектным планом. В соответствии с п. 3.1. Методических указаний проектным планом является - план (карта), на котором вычерчены с применением условных знаков и обозначений, принятых в землеустройстве, всех элементов проекта землеустройства. Ни каких сведений в Государственном земельном кадастре или Государственном кадастре недвижимости о земельном участке с северной стороны не было. Границы ранее сформированных земельных участков не имеют отношения к спорной (северной) границе. Сформированный под озеленение участок никогда ранее не формировался и не стоял на кадастровом учете. Кроме того, исходя из содержания Постановления Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г. № 12-П допускается обращение любого из собственников помещений с заявлением о формировании земельного участка. Поэтому доводы Администрации г. Ижевска о том, что с таким заявлением должно обращаться уполномоченное лицо, противоречат указанному постановлению.
Представитель ответчика - ФГУ « ЗКП» ФИО3, действующая на основании доверенности исковые требования не признала, представила в суд письменные пояснения по иску, суду пояснила, что в соответствии со статьей 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Общее имущество
в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. В общее имущество входят межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. В соответствии со статьей 16 Закона № 189-ФЗ у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок. Таким образом, формирование земельных участков не может осуществляться под объектами (помещениями) собственников многоквартирного дома (квартирами, хоз. постройками), а так же под объектами недвижимого имущества входящего в состав общего имущества многоквартирного дома (межквартирные лестничные площадки, лестницы и др.). В границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, а вопрос о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений на его использование, относится к исключительной компетенции общего собрания
собственников помещений. С учетом положений п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ предполагаемое строительство при строя к жилому дому не может быть основанием для признания незаконным межевания земельного участка.
Представитель ответчика - ФГУП « « Уралаэрогеодезия» ФИО4, действующая на основании доверенности исковые требования не признала, представила в суд письменные возражения, согласно которых указано, что границы земельного участка были определены соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства градостроительной деятельности. Комплекс работ по формированию земельных участков под объектами недвижимости проводился на основании договора от и дополнительного соглашения от к договору. Комплекс работ включал в себя обновление и создание цифровых топографических планов масштаба 1:500, проведение инвентаризации земель в пределах кадастрового квартала формирование землеустроительного дела по инвентаризации земель, на основе материалов инвентаризации формирование землеустроительного дела по межеванию земель и формирование описания границ земельных участков для постановки на государственный кадастровый учет. Землеустроительное дело по инвентаризации земель в кадастровом квартале было утверждено в 2003 г. На основе утвержденных материалов по инвентаризации земель в кадастровом квартале были сформированы землеустроительные дела под объектами недвижимости (земельный участок, занятый жилым домом и земельный участок земель общего пользования, занятый озеленением.). Границы сформированных земельных участков были определены в соответствии с иными правилам и землепользования и застройки, которые действовали на момент проведения работ и которые не противоречат «Правилам землепользования и застройки», утвержденным решением Городской Думы города Ижевска № 344 от 27.11.07г. и с учетом сведений, содержащимся в Едином Государственном Реестре земель, согласно передаточного акта от Землеустроительное дело на земельный участок для эксплуатации и обслуживания многофункциональных общественных и жилых зданий, расположенный по адресу: было утверждено постановлением Администрации г. Ижевска № 103/45 и землеустроительное дело на земельный участок земель общего пользования, занятый озеленением, расположенный по адресу: было утверждено постановлениями Администрации г. Ижевска № 841/5 и № 566/23. Для осуществления постановки на кадастровый учет одновременно сформированы два Описания границ земельных участков в соответствии с приказом № 327 от 2 октября 2002г. В соответствии с п.3 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. согласование местоположения границ земельных участков производится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды, заключенной с более, чем на 5 лет. Собственники помещений многоквартирного жилого дома правообладателями земельного участка стали только с момента постановки на Государственный кадастровый учет и регистрации права общей долевой собственности. Так как на момент подготовки описания границ земельных участков права собственников помещений многоквартирного жилого дома не были установлены в соответствии с законом и земельный участок находился в государственной собственности согласно п.2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ, то в соответствии с п.1. ст.39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. земельный участок, граничащий с землями, находящимися в государственной муниципальной собственности, то согласование местоположения такой границы в порядке установленной Законом о кадастре недвижимости, не проводится. Установление и закрепление границ вновь образуемых земельных участков на местности должен производится по выбору заказчика работ. Муниципальный контракт (Договор ) установление границ на местности не предусматривал, что отвечает требованиям п.5 ст. 39 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007г. Формирование документов (Описаний), необходимых для осуществления постановки на Государственный кадастровый учет было выполнено в соответствии с приказом Росземкадастра № П/327 от 02.10.2002г. «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на Государственный кадастровый учет». они действовали на момент проведения работ и утратили силу в связи с изданием приказа Минэкономразвития РФ № 213 от 15.06.2009г. Ссылка истцов на Инструкцию по межеванию земель от 08.04.1996г и «Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства» от 17.02.2003г является несостоятельной, т.к. указанные нормативные акты не были официально опубликованы и
поэтому не применялись при формировании земельных участков. Результаты межевания двух земельных участков утверждены Постановлениями Администрации г. Ижевска. Эти постановления истцами не оспорены.
С учетом п.6.7 Методических указаний согласование положения границ земельного участка на проектном плане с правообладателями смежных земельных участков не проводится в случае определения местоположения границ по сведениям государственного земельного кадастра. Это положение также подтверждается Письмом Минэкономразвития № Д23-59 от 15.01.2009г. В соответствии с ним согласование местоположения границ земельных участков про водится только в отношении смежных земельных участков, сведения о которых внесены в Государственный кадастр недвижимости и кадастровые сведения о местоположении границ которых требуют уточнения. Сведения же о земельном участке жилого дома, расположенном по уточнения не требовали, соответственно, согласование указанной границы при постановке на Государственный кадастровый учет земельного участка, земель общего пользования, занятого озеленением не требовалось.
Представители третьего лица Управления Росреестра по УР в суд не явились, о времени и дате судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, судом дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ. В ходе рассмотрения дела представили письменный отзыв на иск, согласно которого указано, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом). В силу ч. 3 и 4 ст. 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (ч. 2 ст. 16 Вводного закона). Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Вводного закона). В силу ч. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу ч. 3 и 4 ст. 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а
также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При
определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Положения ч. 1 ст. 36 ЖК РФ указывают, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, при этом под земельным участком понимается земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном
участке. Проектирование и строительство в будущем пристроя к жилому дому не может быть основанием для признание незаконным проведенного межевания. Считают, что истцы выбрали не верный способ защиты нарушенного права. Кроме того, ими не подтверждено наличие нарушенного права, подлежащего судебной защите.
Представитель третьего лица Администрации г. Ижевска и Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска ФИО5, действующая на основании доверенности поддержала доводы ответчиков, представила в суд письменные отзывы на иск, согласно которых указано, что пунктом 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложена обязанность по формированию земельных участков под многоквартирными домами. В связи с чем Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска заключаются муниципальные контракты на про ведение работ по формированию земельных участков, необходимых для эксплуатации и обслуживания многоквартирных домов. В частности, между Управлением земельных ресурсов и землеустройства и ФГУП «Уралаэрогеолезия» был заключен Договор подряда на выполнение проектно-изыскательных работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель от и дополнительные соглашения к нему от , от На основании указанных договоров ФГУП «Уралаэрогеодезия» на первоначальном этапе была проведена инвентаризация земель в пределах кадастрового квартала. На основании утвержденных материалов по инвентаризации земель в кадастровом квартале был сформирован
земельный участок по . и земельные участки. прилетающие к нему. Была осуществлена постановка земельного
участка на кадастровый учет, в связи с чем он перешел, на основании ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Смежный земельный участок, занятый озеленением был сформирован ранее. На указанный земельный участок зарегистрирована собственность МО «Город Ижевск», необходимость формирования земельного участка под озеленение была обусловлена Правилами землепользования и застройки города Ижевска, утвержденными Решением Городской думы г. Ижевска от 27.11.2007г. № 344, согласно которым одним из необходимых элементов благоустройства территории являются земельные участки, занятые озеленением (ст.ст. 1,5 Правил).
В силу ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Инструкция по межеванию земель и Методические рекомендации по
проведению межевания объектов землеустройства указанные истцами в основание иска не имеют официального опубликования, в связи с чем применению не подлежат.
Основным нормативным актом, на основании которого проводились землеустроительные работы и оформлялись его результаты, являлись Методические указания по проведению землеустройства и подготовки документов для про ведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю, утвержденные Росземкадастром 02.07.2002г. (утратили силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития РФ от 15.06.2009г. № 213).
Из положений п. 3 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" следует, что с заявлением о формировании земельного участка может обратиться лицо, уполномоченное общим собранием. Кроме того, решение об обращении должно также быть принято на общем собрании. Однако истцами не представлено решения общего собрания, на котором их уполномочили обратиться в суд и на котором было принято решение о формировании новых границ земельного участка. Считает, что истцы неправомочны для обращения в суд требованиями, на которое они не были уполномочены общим собранием жильцов земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет.
На основании постановления Администрации г. Ижевска от
«Об утверждении проекта границ земельного участка по » и Постановления Администрации от «Об утверждении проекта границ земельного участка из земель общего пользования, занятого озеленением, с адресным ориентиром » (с изменениями, внесенными Постановлением от ) земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет. Указанные выше постановления Администрации г. Ижевска истцами не оспорены. Тогда как материалы межевания земельных участков не имеют самостоятельного юридического значения без их утверждения постановлением Администрации г. Ижевска.
Формирование земельного участка по , а также границ смежного с ним земельного участка, производилось в соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства с учетом границ ранее сформированных земельный участков. При этом земельный участок с кадастровым сформирован для эксплуатации и обслуживания жилого дома, что подтверждается сведениями, содержащимися в кадастровом паспорте на земельный участок от , где указано разрешенное использование земельного участка: эксплуатация и обслуживание многофункциональных общественных и жилых зданий. Тогда как истец - ООО «Август» не согласен с границами и площадью сформированного земельного
участка признает в связи с необходимостью строительства на земельном участке. Земельный участок сформирован для эксплуатации многоквартирного дома и не предусматривает дополнительного строительства на нем. В исковом заявлении истцы указывают на необходимость строительства детского досугового центра, однако согласно Эскизному проекту «Пристройка к жилому дому, расположенному по адресу: », к дому намечается строительство здания торгово-офисного назначения и гостевая автостоянка на 10 м/мест. При этом на земельный участок с кадастровым , относящийся к землям общего пользования, право частной собственности не может возникнуть, поскольку законодателем установлен запрет на приватизацию земель общего пользования.
Поскольку при проведении инвентаризации земель, осуществляемых ФГУП «Уралаэрогеодезия» на предварительном этапе, проводилось согласование границ формируемых земельных участков с его правообладателями и с правообладателями смежных земельных участков (Акт от ), проведение повторного согласования не требовалось. Данное обстоятельство отражено в землеустроительных делах по межеванию земель, подготовленных ФГУП «Уралаэрогеодезия», где имеются Акты согласования границ земельных участков от В данных Актах указано, что согласование границ земельных участков не проводилось, поскольку определение местоположения границ произведено по утвержденным материалам инвентаризации земель.
Отсутствие необходимости согласования границ земельного участка, учтенных в государственном кадастре недвижимости, со смежными землепользователями подтверждается также п. 10.10. Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утв. Росземкадастром, согласно которых согласование положения границ земельного участка на проектном плане с право обладателями смежных земельных участков не проводится в случаях определения местоположения границ по сведениям государственного земельного кадастра.
Кроме того, в соответствии с Письмом Минэкономразвития от 15.01.2009г. № Д23-59 согласование местоположения границ земельных участков проводится только в отношении смежных земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости и кадастровые сведения о местоположения границ которых требуют уточнения. Таким образом, поскольку границы и местоположение земельного участка по , занятого многоквартирным домом (кадастровый ) были установлены ранее
в государственном кадастре недвижимости (не требовалось уточнения), согласование указанной границы не проводилось.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: ( свидетельство о праве собственности от ).
ООО « Август» является собственником нежилого помещения в жилом доме, расположенном по адресу: ( свидетельство о праве собственности от ).
между Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска и ФГУП « Уралаэрогеодезия» был заключен договор подряда на выполнение проектно-изыскательных работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель. , от заключены дополнительные соглашения к договору.
На основании указанных договоров ФГУП «Уралаэрогеодезия» на первоначальном этапе была проведена инвентаризация земель в пределах кадастрового квартала.
На основании утвержденных материалов по инвентаризации земель в кадастровом квартале были сформированы земельные участки по и прилегающие земельные участки.
Постановлением Администрации г. Ижевска от
«Об утверждении проекта границ земельного участка по » утверждены границы земельного участка под многоквартирным домом.
Постановлением Администрации г. Ижевска от «Об утверждении проекта границ земельного участка из земель общего пользования, занятого озеленением, с адресным ориентиром » (с изменениями, внесенными Постановлением от ) утверждены границы ( с северной стороны) земельного участка около .
сформированный земельный участок под многоквартирным домом прошел государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера , с разрешенным использованием - эксплуатация и обслуживания многофункциональных общественных и жилых зданий, правообладатели – собственники помещений многоквартирного дома, доля в праве пропорциональна размеру общей площади помещений.
сформированный земельный участок под озеленение около прошел государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера , с разрешенным использованием – земли общего пользования, занятые озеленением.
Для формирования земельного участка с учетом привязки будущего объекта недвижимости директор ООО « Август» Ш.Д.С. обратился в МУП г. Ижевска» Архитектурно – планировочное бюро» согласно прилагаемого эскизного проекта, выполненного ООО ПКФ « ГиК».
Данный эскизный проект содержит наименование планируемого объекта недвижимости – пристроя как здание торгово-офисного назначения с гостевой автостоянкой на 10 машино/мест.
МУП г. Ижевска» Архитектурно – планировочное бюро» направило ООО « Август» ответ, согласно которого формирование земельного участка под строительство проектируемого пристроя к жилому дому не представляется возможным, поскольку истребуемый земельный участок находится на ранее сформированных и учтенных земельных участков с разными видами использования ( часть земельного участка находится на землях общего пользования, занятых озеленением, другая часть на земельном участке, сформированном под жилой дом).
ООО « Август» обратилось к руководителю Управления Росреестра по УР с ходатайством о рассмотрении вопроса об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости в части замены площади земельного участка с кадастровым номером с 2315 кв.м. на 2987 кв.м.
Эти обстоятельства следуют из содержания искового заявления, пояснений участников процесса в судебном заседании, материалов дела, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.
Исковые требования ФИО1, ООО « Август» о признании недействительными результатов межевания: земельного участка площадью 2315 +/- 17 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: ; земельного участка площадью кв.м., с aдpecным ориентиром: ; о признании незаконной постановку на кадастровый учет указанных земельных участков; об аннулировании из государственного кадастра недвижимости сведений о площади и границах земельных участков: с кадастровым номером , и с кадастровым номером удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения – ГК РФ) предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно статье 60 ЗК РФ - нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (часть 2 статьи 60 ЗК РФ).
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ - правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
Суд возложил на истцов обязанность предоставить в суд доказательства в обоснование своих требований, доказательства в подтверждение изложенных в иске обстоятельств, в том числе:
- факт нарушения прав и свобод истцов или создания препятствий к их осуществлению оспариваемыми действиями ФГУП «Уралаэрогеодезия» по проведению землеустроительных работ в отношении земельного участка площадью кв.м., расположенного по адресу: земельного участка площадью кв.м.с адресным ориентиром: ; действиями ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР по постановке на кадастровый учет вышеуказанных земельных участков,
- основания для возложения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР обязанности аннулировать из Государственного кадастра недвижимости сведения о площади и границах вышеуказанных земельных участков,
Ответчики должны были обосновать законность и обоснованность действий по проведению землеустроительных работ в отношении спорных земельных участков, правомочность проведения указанных работ и соблюдение процедуры их проведения.
Полномочия ФГУП « Уралаэрогеодезия» по проведению землеустроительных работ, Управления Роснедвижимости по УР – по осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков, ФГУ « Земельная кадастровая палата» - по осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков в связи с передачей полномочий по проведению кадастрового учета не оспариваются.
Согласно п. 2.2.24, п. 2.2.27 Положения «Об Удмуртском отделении ФГУП « Уралаэрогеодезия»» филиал ФГУП « Уралаэрогеодезия» вправе выполнять следующие виды деятельности: техническая инвентаризация объектов недвижимости, жилого и нежилого фонда. Деятельность по оценке недвижимого имущества. Землеустройство.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Согласно части 2 статьи 3 данного Федерального закона соответствующие полномочия органа кадастрового учета по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него по проведению государственного кадастрового учета могут быть переданы государственным бюджетным учреждениям. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 11 марта 2010 г. № П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - полномочия органа кадастрового учета), согласно Плану-графику соответственно с 1 июля 2010 года, с 15 сентября 2010 года и с 1 декабря 2010 года. Управление Росреестра наделены полномочиями контролирующего органа по осуществлению ФГУ «ЗКП» по субъектам РФ полномочий органа кадастрового учета ( п. 7.1.22 «Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»), в связи с чем, обязанность по исключению сведений из государственного кадастра недвижимости возложена на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Удмуртской Республике, а контроль за исполнением - на Управление Росреестра по Удмуртской Республике.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации - земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктом 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ установлено, что размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
При этом под земельным участком понимается земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Признание земельного участка не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, как того требует ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, невозможно без точного расположения его границ.
Пунктом 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" обязанность по формированию земельных участков под многоквартирными домами возложена на органы местного самоуправления.
Для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственником помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, проведения его кадастрового учета, при этом специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка не требуется.
Реализация указанных положений подтверждена позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г. № 12-П « По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.Е.Ю., М.В.П. и П.Е.А.».
Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2); в случае, если такой земельный участок не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка (часть 3); с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (часть 5).
Согласно п. 4.1. Методических указаний по проведению землеустройства и подготовки документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю, утвержденные Росземкадастром 02.07.2002г., которые действовали при проведении работ по межеванию земельных участков 1 и 2 с кадастровыми номерами 18:26:010075:35 и 18:26:010075:60 ( отменены Приказом Минэкономразвития РФ от 15.06.2009 № 213 "Об отмене Методических указаний по проведению землеустройства и подготовки документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю"), землеустройство при разграничении государственной собственности на землю включает в себя следующие виды работ:
- подготовительные работы;
- составление, согласование, утверждение проекта границ земельного участка;
- формирование землеустроительного дела по земельному участку;
- подготовка сведений для проведения государственного кадастрового учета земельного участка.
В соответствии с п. 6.9. указанных выше Методических указаний проекты границ земельных участок утверждаются заказчиком работ в установленном порядке.
Заказчиком работ по формированию земельных участков по адресу: и с адресным ориентиром: , является Администрация г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства.
Работы по формированию земельных участков проводились ФГУП «Уралаэрогеодезия» на основании Договора подряда на выполнение проектно-изыскательных работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель от и дополнительных соглашений к нему от , от
Первоначальным этапом проведения землеустроительных работ являлось проведение работ по инвентаризации земель в пределах кадастрового квартала. На основании утвержденных материалов по инвентаризации земель в кадастровом квартале сформированы земельный участок по ул. 50 лет ВЛКСМ, 45, занятый многоквартирным домом, и земельный участок, занятый озеленением.
Результатом формирования земельных участков явилось изготовление следующих документов:
а) землеустроительного дела по межеванию земель, которое было представлено заказчику - Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска,
б) описание земельных участков, необходимое для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.
При этом проведение землеустроительных работ и изготовление землеустроительного дела осуществлялось на основании Методических указаний по проведению землеустройства и подготовки документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю, утвержденные Росземкадастром 02.07.2002г., действовавших на тот период времени.
В соответствии с указанными выше Методическими указаниями по проведению землеустройства в состав землеустроительного дела входит проект границ земельного участка, который утверждается заказчиком (Постановлением Администрации г. Ижевска) и включает проектный план, пояснительную записку, ведомость вычисления площади земельного участка и акт согласования границ земельного участка (п. 6.1. Методических указаний).
Вышеуказанные документы были подготовлены ФГУП «Уралаэрогеодезия» и вошли в состав землеустроительных дел на земельный участок по .
Проекты границ земельных участков утверждены Постановлением Администрации г. Ижевска от 01.03.2007г. «Об утверждении проекта границ земельного участка по » и
Постановлением Администрации г. Ижевска от 07.12.2005г. «Об утверждении проекта границ земельного участка из земель общего пользования, занятого озеленением, с адресным ориентиром ул. » (с изменениями, внесенными Постановлением от ).
На основании данных документов, постановлений об утверждении границ земельных участков, земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет, поскольку материалы межевания земельных участков без их утверждения органами власти и предоставления в кадастровый орган для постановки на кадастровый учет не имеют самостоятельного юридического значения.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что земельный участок - 1 после выполнения геодезических работ, изготовления землеустроительного дела, описания границ, выполнения кадастровых работ, был поставлен на кадастровый учет , земельный участок -2 поставлен на кадастровый учет , т.е. после введения в действие Земельного кодекса РФ.
Истцы полагают, что при формировании границ земельных участков не были согласованы границы этих земельных участков с собственниками помещений многоквартирного дома.
Данные доводы судом не принимаются в связи со следующим:
В соответствии с п.3 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. согласование местоположения границ земельных участков производится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды, заключенной с более, чем на 5 лет.
Применительно к рассматриваемому случаю в соответствии с ч. 5 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок возникло с момента формирования земельного участка под многоквартирным домом и проведения его государственного кадастрового учета.
Так как на момент подготовки описания границ земельных участков права собственников помещений многоквартирного жилого дома не были установлены в соответствии с законом и земельный участок находился в государственной собственности согласно п.2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ, то на основании положений п.1. ст.39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. согласование местоположения спорной границы земельных участков в порядке установленной указанным Законом о кадастре недвижимости, не проводится.
Установление и закрепление границ вновь образуемых земельных участков на местности должен производится по выбору заказчика работ. Муниципальный контракт (Договор ) установление границ на местности не предусматривал, что отвечает требованиям п.5 ст. 39 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007г.
Согласно пункта 6.5. Методических указаний по проведению землеустройства положение границ земельного участка на проектном
плане подлежит согласованию с правообладателем этого земельного участка и правообладателем смежных земельных участков. При этом в соответствии с п. 6.7. Методических указаний согласование положения границ земельного участка на проектном плане с правообладателями смежных земельных участков не проводится в случае определения местоположения границ по: сведениям государственного земельного кадастра; утвержденным материалам инвентаризации земель... В этом случае в акте согласования делается ссылка на документ (документы), по которому определялось местоположение границ земельного участка на проектном плане.
Поскольку при проведении инвентаризации земель, осуществляемых ФГУП «Уралаэрогеодезия» на предварительном этапе, проводилось согласование границ формируемых земельных участков с его правообладателями и с правообладателями смежных земельных участков (акт от ), проведение повторного согласования не требовалось. Данное обстоятельство отражено в землеустроительных делах по межеванию земель, подготовленных ФГУП «Уралаэрогеодезия», где имеются Акты согласования границ земельных участков от В данных Актах указано, что согласование границ земельных участков не проводилось, поскольку определение местоположения границ произведено по утвержденным материалам инвентаризации земель.
Кроме того, суд отмечает, что Инструкция по межеванию земель от 08.04. 1996г. и Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства" от не имеют официального опубликования, в связи с чем на основании положений ст. 15 Конституции РФ при формировании земельных участков применяться не могут.
Истцы полагают, что земельный участок с кадастровым сформирован с нарушением законодательства и частично должен входить в территорию земельного участка под многоквартирным домом по ул. ( вариант 1 экспертного заключения).
В соответствии с Генеральным планом города Ижевска, утвержденным Решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 одним из стратегических принципов градостроительной организации жилых зон является благоустройство и озеленение жилых зон (раздел 4.1. Генплана). На основании Генерального плана города Ижевска и в развитие установленного им планируемого развития города, Решением Городской думы г. Ижевска от 27.11.2007г. № 344 утверждены Правила землепользования и застройки города Ижевска.
В соответствии со статьями 1, 5 Правил землепользования и застройки города Ижевска, одним из необходимых элементов благоустройства территории являются земельные участки, занятые озеленением.
В соответствии с вышеизложенным на основании Договора от ФГУП «Уралаэрогеодезия» был сформирован отдельный земельный участок под озеленение (кадастровый номер ).
Земельный участок с кадастровым сформирован для эксплуатации и обслуживания жилого дома, что подтверждается сведениями, содержащимися в кадастровом паспорте на земельный участок от , где указано разрешенное использование земельного участка: эксплуатация и обслуживание многофункциональных общественных и жилых зданий.
Вместе с тем, в исковом заявлении истцами указано, что они не согласны с границами и площадью сформированного земельного участка под многоквартирным домом и рядом с домом в связи с необходимостью строительства пристроя к дому. Однако земельный участок-1 сформирован для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома, дополнительное строительство на нем не предусмотрено. Суд отмечает, что отвод земельного участка для строительства должен осуществляется на общих основаниях в установленном законом порядке.
Кроме того, указанный экспертом вариант 1 не предусматривает возможности осуществления строительства пристроя к многоквартирному дому. Экспертом рассмотрена только возможность расширения зоны паркования автомобилей с северной стороны .
В ходе рассмотрения дела представитель истцов ФИО2 указал, что нарушение прав истцов заключается также в том, что в границы земельного участка под многоквартирным домом не включены объекты зеленых насаждений, места для посадки деревьев и кустарников, парковки, а также при формировании земельных участков не учитывались нормативы определения площади земельного участка, площади земельного участка не соответствует той границе с северной стороны, которую хотят видеть жильцы, в связи с чем в суд представлена схема расположения земельного участка - 1 на кадастровом плане территории., выполненная ООО « Земельный кадастровый центр» в период рассмотрения дела
Рассматривая указанные доводы в части нарушения прав истцов суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 10 ст. 38 Закона о кадастре недвижимости образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности (межевание земель) осуществляются в соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, определяются в проектах планировки территорий и проектов межевания территорий.
Согласно ч. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.
В соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ в порядке, определенном Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами местного самоуправления.
В переходный период Описания земельных участков оформляются с учетом письма Минэкономразвития России от 08.08.2008 г. № 11013-ИМ/Д23 "О правомерности выполнения работ по территориальному землеустройству" с учетом особенностей.
Все работы по формированию земельных участков 1 и 2 проводились на основании договора подряда на выполнение комплекса работ от и дополнительных соглашений к нему от и Результатом проведения работ явилось формирование землеустроительного дела по межеванию земель на земельные участки под многоквартирным жилым домом и участком земель общего пользования, занятого озеленением, а также формирование документов (Описаний), необходимых для осуществления постановки на Государственный кадастровый учет.
Формирование землеустроительного дела было выполнено в соответствии с требованиями «Методических указаний по проведению землеустройства и подготовки документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю», утвержденных Росземкадастром , действующих на момент проведения работ ( утратили силу в связи с изданием приказа Минэкономразвития РФ от ).
Формирование документов (Описаний), необходимых для осуществления постановки на Государственный кадастровый учет было выполнено в соответствии с приказом Росземкадастра № П/327 от «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на Государственный кадастровый учет». Согласно письма Минэкономразвития России № 20581-ИМ/Д23 от 26.12.2008г. «О переходном периоде применения приказа Минэкономразвития РФ № 412 от 24.12.2008г.» описания могут представляться в орган кадастрового учета до
В пределах указанного периода была произведена постановка земельных участков на кадастровый учет.
На основании вышеизложенного доводы стороны истцов относительно необходимости изготовления проекта межевания территории при формировании документов, необходимых для постановки на кадастровый учет на основании положений п. 10 ст. 38 ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» судом не принимаются. Представленная схема расположения земельного участка - 1 на кадастровом плане территории, выполненная ООО « Земельный кадастровый центр» 12.11.2010 г. судом в качестве достаточного и допустимого доказательства не принимается, поскольку органами местного самоуправления не согласована и не утверждена, правильность и обоснованность ее составления не подтверждена, основания для определения границ земельного участка в указанном размере и площади под многоквартирным домом в соответствии с решением общего собрания собственников помещений ( правомочность которого не подтверждена ) ничем не обусловлены.
В соответствии с п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического использования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельных участков определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом ,
45 и смежного с ним земельного участка проводилось с учетом границ ранее
сформированных смежных земельных участков. На момент проведения работ границы смежных земельных участков с восточной и западной сторон были учтены в государственном кадастре недвижимости. С южной стороны, формируемые земельные участки ограничены забором земельных участков жилых домов и . С
северной стороны был сформирован земельный участок земель общего пользования, занятый озеленением.
По ходатайству представителя истцов была проведена землеустроительная экспертиза на предмет определения площади ( минимальный и максимальный размер) и границ земельных участков 1 и 2.
Указанная экспертиза проведена экспертом ООО « З» Б.А.В. Согласно выводов которой определены варианты границ и площади земельных участков. Указано, что нормативный размер участка, занятого многоквартирным домом составляет 3090 кв.м.. Кроме того, указано, что сформировать указанный земельный участок в полном соответствии с нормативным размером было невозможно с учетом границ ранее учтенных смежных земельных участков, красных линий и существующих границ смежных земельных участков, поскольку нормативный размер превышает площадь неразмежёванной на момент образования земельных участков территории. Границу спорных земельных участков однозначно определить невозможно.
Таким образом, при формировании земельных участков 1 и 2 учитывалось как особенность их месторасположения, линий застройки, естественных границ, так и необходимость соблюдения баланса интересов не только собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: но и правообладателей смежных земельных участков, а также граждан муниципального образования.
Земельный участок - 1 был сформирован для эксплуатации и обслуживания многофункциональных общественных и жилых зданий, фактически используется под размещение жилого дома и нежилых помещений.
В силу прямого указания закона земельный участок, на котором размещен многоквартирный с момента его формирования и постановки на государственный кадастровый учет перешел в общую долевую собственность собственников помещений в указанном многоквартирном доме, так как возникновение права собственности на данный земельный участок не связано с государственной регистрацией права, в данном случае она носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрацией права от земельный участок -2 занятый озеленением площадью кв.м. зарегистрирован за муниципальным образованием « ».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения ( обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено в судебном порядке.
В установленном законом порядке право собственности муниципального образования на земельный участок площадью 672 кв.м. не оспорено.
Вместе с тем, согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном ФЗ от 21.07.1997 года N 122-ФЗ, за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решений органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев: 4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 ЗК РФ; 5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Согласно п. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается.
Кроме того, материалы проведенной инвентаризации были представлены заказчику – Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска. Каких-либо оснований для ознакомления с указанными материалами жильцов не имелось. Картографическая продукция имеет гриф - Для служебного пользования в соответствии с « Перечнем объектов местности и элементов содержания топографических карт и планов, запрещенных для открытого опубликования», утвержденного приказом Роскартографии от 14.12.2000 г. № 181-пр. и не предназначена для открытого использования.
Каких- либо доказательств нарушения прав или создания препятствий для пользования прилегающей к дому территорией ( в том числе с северной стороны землями, предназначенными под озеленение) истцами в суд не представлено.
Указанный экспертом 1 вариант не предусматривает возможности осуществления строительства пристроя к многоквартирному дому. Экспертом рассмотрена только возможность расширения зоны паркования автомобилей с северной стороны . Однако нарушения прав жильцов дома в данной части стороной истца не представлено, каких-либо запретов, невозможности использования территории, отведенной под озеленение со стороны северной границы дома истцами и жильцами в суде не установлено.
При этом суд считает несостоятельными доводы представителя Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска об отсутствии правомочия у истцов на обращение в суд, поскольку исходя из содержания и общего смысла Постановления Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г. № 12-П допускается обращение любого из собственников помещений с заявлением о формировании земельного участка. Следовательно, каждый из указанных лиц не может быть ограничен в правах на обращение в суд при оспаривании результатов межевания территории.
Факта нарушения прав и свобод истцов или создания препятствий к их осуществлению действиями ФГУП «Уралаэрогеодезия» по проведению землеустроительных работ в отношении земельных участков, расположенных по адресу: и по адресу: действиями ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР по постановке на кадастровый учет вышеуказанных земельных участков, а также оснований для возложения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по УР обязанности аннулировать из Государственного кадастра недвижимости сведения о площади и границах вышеуказанных земельных участков судом не установлено, в связи с чем исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Заявление ФИО1, Общества с ограниченной ответственностью « Август» к Федеральному государственному учреждению « Земельная кадастровая палата» по Удмуртской Республике, Федеральному государственному унитарному предприятию « Уралаэрогеодезия» о признании незаконной постановку земельных участков на кадастровый учет, исключении сведений о земельных участках из Государственного кадастра недвижимости оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме в Верховный суд УР через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей 28 декабря 2010 г.
Судья- Ю.В. Фролова