№2-1654/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2013 года г.Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Ченцовой О.А,
При секретаре Рощиной А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Норильского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «ГМК «Норильский никель» в защиту неопределенного круга лиц,
УСТАНОВИЛ:
Норильский транспортный прокурор обратился в Норильский городской суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, указывая на то, что в ходе прокурорской проверки деятельности ОАО «ГМК «Норильский никель» по исполнению законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов был выявлен ряд нарушений.
В соответствии со ст.51 Воздушного кодекса РФ, собственники зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнического оборудования и других объектов в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов обязаны размещать на указанных объектах за свой счет маркировочные знаки и устройства в соответствии с федеральными авиационными правилами.
Порядок нанесения маркировки и установки светоограждения регламентированы Федеральными авиационными правилами «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов», утвержденных приказом Федеральной аэронавигационной службы №119 от 28.11.2007 г., а также «руководством по эксплуатации гражданских аэродромов РФ», утвержденным Приказом Минтранса России от 19.09.1994 г. №ДВ-98 (далее РЭГА РФ-94).
В ходе проверки установлено, что, что на территории <адрес>, расположено 3 дымовые трубы: дымовые трубы №1 и №2 высотой 150 метров каждая, дымовая труба №5 высотой 180 м.
Дневная маркировка дымовой трубы №1 не соответствует требованиям п.3.3.14 РЭГА РФ-94. При высоте объекта от 100 м до 210 м, ширина полосы дневной маркировки должна составлять 1/7 высоты объекта, но не более 30 м. Таким образом, дымовая труба №1 должна быть окрашена в 7 полос шириной по 21,4 м, причем крайние полосы должны быть окрашены темным цветом, то есть красным (оранжевым).
По факту дымовая труба №1 окрашена в 7 полос красно-коричневого и бежевого цвета шириной 33,750 до 17,5 м.
Верхняя часть дымовой трубы №5 не окрашена в темный цвет, что также не соответствует требованиям п.3.3.14 РЭГА РФ-94.
Кроме того, установлено, что в процессе эксплуатации маркировочная окраска дымовых труб №1 и №2, №5 частично нарушена.
Световое ограждение и заградительные огни на дымовых трубах размещены с нарушением требований п.3.3.15 и п.3.3.17 РЭГА РФ-94. Верхние огни на трубах размещаются ниже обреза трубы на 1,5-3 м. Верхняя светофорная площадка дымовой трубы №1 расположена на высоте 148 м (на 2 м ниже среза трубы). Фонари заградительных огней крепятся на кронштейнах высотой 1,5 м от основания указанной светофорной площадки и расположены на 0,5 м ниже среза трубы, что противоречит требованиям п.3.3.17 РЭГА РФ-94. остальные светофорные площадки с заградительными огнями расположены на высоте 55 м, 85 м, 115 м, то есть расстояния между ними меньше 45 м, что не соответствует требованиям п.3.3.17 РЭГА РФ-94.
Светофорные площадки с заградительными огнями на дымовой трубе №2 установлены на высоте 55 м, 82 м, 115 м и 146 м, что также не соответствует требованиям п.3.3.17 РЭГА РФ-94.
Вышеуказанные несоответствия дневной маркировки и светоограждения дымовых труб может стать причиной авиационных события и инцидентов, может повлечь нарушение прав авиапассажиров, членов экипажей воздушных судов, а также иных граждан. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ. В данном случае иск подан в защиту неопределенного круга лиц, поскольку в результате нарушения правил авиационной безопасности может пострадать неопределенный круг лиц, пользующихся услугами авиаперевозчиков. В связи с выявленными нарушениями прокурор просит обязать ОАО «ГМК «Норильский никель»: нанести дневную маркировку дымовой трубы №1 <адрес> в соответствии с требованиями п.3.3.14 РЭГА РФ-94, а именно окрасить в 7 полос шириной 21,4 м, с окраской крайних полос в темный цвет – красный (оранжевый); восстановить дневную маркировку дымовых труб №2 и №5 Медного завода в соответствии с требованиями п.3.3.11 РЭГА РФ -94, согласно которому дневная маркировка должна отчетливо выделяться на фоне местности, быть видна со всех направлений и иметь два резко отличающихся друг от друга маркировочных цвета: красный (оранжевый) и белый; окрасить верхнюю часть трубы №5 <адрес> в темный цвет в соответствии с требованиями п.3.3.14 РЭГА -94; привести светоограждение дымовых труб №1 и №2 <адрес> в соответствии с требованиями п.3.3.17 РЭГА РФ-94. Установить срок исполнения судебного решения до 1 ноября 2013 года.
В судебном заседании прокурор Ганин К.Ю. поддержал заявленные требования по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что дымовые трубы ответчика находятся в 50 километровой зоне от аэропорта «Алыкель» и расположены в зоне захода самолетов на посадку, в связи с чем дневная маркировка труб и их светоограждения должны соответствовать нормативным документам.
Представитель ОАО «ГМК «Норильский никель» Винников Д.И., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что с заявленными требованиями прокурора не согласен. Порядок нанесения маркировки и установки светового ограждения, в целях безопасности полетов воздушных судов, предусмотрен Воздушным кодексом РФ и Федеральными авиационными правилами. В обоснование своей позиции прокурор ссылается на нормы, установленные РЭГА-94, которые не являются федеральными авиационными правилами. Кроме того, нормы РЭГА-94 носят рекомендательный характер, и поскольку не прошли государственную регистрацию и не были опубликованы в установленном порядке, то не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких-либо санкций к должностным лицам и организациям. Деятельность ответчика не связана с эксплуатацией гражданских аэродромов, и не подведомственна Департаменту воздушного транспорта, и соответственно нормы РЭГА-94 не носят обязательного характера для ответчика. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Федеральными авиационными правилами «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов» (утвержденными Приказом Федеральной аэронавигационной службы от 28.11.2007 №119) определены организация и порядок размещения маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
Согласно п.2.1, 2.4., пп. «в» п.2.6 Правил, дневная маркировка (далее - маркировка) наносится на все объекты, расположенные в пределах от границы спланированной части до границы летной полосы, а также на препятствия в виде зданий и сооружений, выступающие за установленные переходные поверхности, внутреннюю горизонтальную поверхность, поверхность взлета и захода на посадку в пределах 4000 м от нижних границ. Маркировка объектов должна иметь цвета - красный (оранжевый) и белый. Объекты (трубы, теле- и метеомачты, опоры линий электропередачи, связи и др.):… при высоте более 100 м маркируются от верха до основания чередующимися по цвету полосами (Приложение N 2 к Правилам). При нанесении маркировки руководствоваться соотношениями высоты объекта и ширины маркировочной полосы, приведенной в таблице 1 приложения N 2 к Правилам.
Согласно таблице №1 Приложения 32 к Правилам ширина маркировочных полос при высоте сооружения от 100 м до 210 м составляет 1/7 высоты объекта.
Согласно п.3.1, 3.4. Правил, объекты в виде зданий и сооружений, линий связи и линий электропередач, радиотехнических и других искусственных сооружений, выступающих за внутреннюю горизонтальную, коническую или переходную поверхность, поверхность взлета или поверхность захода на посадку в пределах 6000 м от их внутренних границ, должны иметь световое ограждение (далее - светоограждение). Препятствия должны иметь световое ограждение на самой верхней части (точке) и ниже через каждые 45 м (не более) ярусами, при этом в верхних точках препятствий должно быть установлено не менее двух заградительных огней, работающих одновременно. На дымовых трубах верхние огни должны размещаться ниже обреза трубы на 1,5 - 3,0 м.
Аналогичные нормы содержаться в руководстве по эксплуатации гражданских аэродромов РФ, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.09.1994 г. №ДВ-98 (далее РЭГА РФ -94).
В соответствии с п.п. 3.3.1., 3.3.2., 3.3.4. дневная маркировка и светоограждение высотных препятствий предназначены для информации о наличии этих препятствий. Препятствия подразделяются на препятствия, расположенные на приаэродромной территории и на местности в пределах воздушных трасс. Препятствия могут быть постоянными и временными. К постоянным препятствиям относятся стационарные сооружения с постоянным месторасположением, к временным - все временно установленные высотные сооружения (строительные краны и леса, буровые вышки, опоры временных линий электропередач и т.п.).
Согласно п.3.3.5 РЭГА РФ-94, дневной маркировке подлежат: все неподвижные постоянные и временные препятствия, расположенные на приаэродромной территории и воздушных трассах, возвышающиеся над установленными поверхностями ограничения препятствий, а также объекты, расположенные в зонах движения и маневрирования ВС, наличие которых может нарушить или ухудшить условия безопасности полетов; расположенные на территории полос воздушных подходов на следующих расстояниях: до 1 км от ЛП все препятствия; от 1 км до 4 км высотой более 10 м; от 4 км до конца ПВП высотой 50 м и более; объекты УВД, радионавигации и посадки независимо от их высоты и места их расположения; объекты высотой 100 м и более независимо от места их расположения.
Пунктами 3.3.6., 3.3.7. РЭГА РФ-94 установлено, что маркировку объектов и сооружений должны выполнять предприятия, а также организации, которые их строят или эксплуатируют. Необходимость и характер маркировки и светоограждения проектируемых зданий и сооружений определяются в каждом конкретном случае соответствующими органами гражданской авиации при согласовании строительства.
Согласно п.3.3.11 РЭГА РФ-94, дневная маркировка должна отчетливо выделяться на фоне местности, быть видна со всех направлений и иметь два резко отличающихся друг от друга маркировочных цвета: красный (оранжевый) и белый.
Пунктом 3.3.14 РЭГА РФ-94 предусмотрено, что сооружения высотой более 100 м, а также расположенные в аэропортах сооружения каркасно-решетчатого типа (независимо от их высоты) маркируются от верха до основания чередующимися полосами шириной, принимаемой в соответствии с табл. 3.6 ширина дневной маркировки объекта от 100 м до 210 м должна составлять 1/7 высоты объекта, но не более 30 м. Полосы наносят перпендикулярно большему измерению, крайние полосы окрашивают в темный цвет. Полосы должны быть равны по ширине; ширина отдельных полос может отличаться от ширины основных полос до +/- 20%.
Согласно п.3.3.15 световое ограждение должно быть предусмотрено на всех препятствиях, указанных в пп. 3.3.2 - 3.3.14, с целью обеспечения безопасности при ночных полетах и полетах при плохой видимости.
В соответствии с п.3.3.17, препятствия должны иметь световое ограждение на самой верхней части (точке) и ниже через каждые 45 м. Расстояния между промежуточными ярусами, как правило, должны быть одинаковыми. На дымовых трубах верхние огни размещаются ниже обреза трубы на 1,5 - 3,0 м.
Согласно п.3.3.23, высокие здания и сооружения, расположенные внутри застроенных районов, светоограждаются сверху вниз до высоты 45 м над средним уровнем высоты застройки. В отдельных случаях, когда расположение ярусов заградительных огней нарушает архитектурное оформление общественных зданий, расположение огней по фасаду может быть изменено по согласованию с соответствующими отделами Департамента воздушного транспорта.
Из представленного прокурором акта сезонного обследования высотных препятствий на аэродроме Норильск (Алыкель) и приаэродромной территории от 26 сентября 2012 года установлено, что дневная маркировка дымовых труб подразделений ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» не соответствует требованиям п.4.2.5. НГЭА, п.3.3.14 РЭГА РФ-94 и ФАП №119 от 28.11.2007 г. Светоограждение дымовых труб подразделений ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» не соответствует требованиям раздела 3.3. РЭГА РФ-94 и ФАП №119 от 28.11.2007 г.
Наличие вышеуказанных нарушений отражено в технической документации по дымовым трубам №1 и №2.
Нарушение дневной маркировки обнаружено при осмотре внешнего состояния дымовых труб.
Принимая во внимание, что объекты, в виде дымовых труб, <адрес> ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель», расположены на территории со сложными климатическими условиями, где в течение большего времени года воздушные полеты выполняются в условиях плохой видимости, а в зимнее время в темное время суток, высотные объекты находятся в зоне захода воздушных судов на посадку, суд полагает, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению. Несоответствия дневной маркировки и светоограждения дымовых труб может стать причиной авиационных события и инцидентов, и повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц: авиапассажиров, членов экипажей воздушных судов, а также иных граждан.
Доводы представителя ответчика о том, что РЭГА РФ -94 носят рекомендательный характер и необязательны к исполнению в деятельности в ОАО «ГМК «Норильский никель» суд считает не состоятельными, по тем основаниям, что указанные нормы содержаться в Федеральных авиационных правилах «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов», на нарушение которых имеется ссылка в исковом заявлении.
Факт нарушения требований установленных Федеральными авиационными правилами, нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Срок устранения выявленных недостатков до 1 ноября 2013 года суд считает разумным.
Согласно п.9 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исходя из удовлетворенных требований неимущественного характера с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей (пп.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Норильского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО «ГМК «Норильский никель» нанести дневную маркировку дымовой трубы №1 <адрес> в соответствии с требованиями п.3.3.14 РЭГА РФ-94, а именно окрасить в 7 полос шириной 21,4 м, с окраской крайних полос в темный цвет – красный (оранжевый); восстановить дневную маркировку дымовых труб №2 и №5 <адрес> в соответствии с требованиями п.3.3.11 РЭГА РФ -94, согласно которому дневная маркировка должна отчетливо выделяться на фоне местности, быть видна со всех направлений и иметь два резко отличающихся друг от друга маркировочных цвета: красный (оранжевый) и белый; окрасить верхнюю часть трубы №5 <адрес> в темный цвет в соответствии с требованиями п.3.3.14 РЭГА -94; привести светоограждение дымовых труб №1 и №2 <адрес> в соответствии с требованиями п.3.3.17 РЭГА РФ-94, в срок до 1 ноября 2013 года.
Взыскать с ОАО «ГМК «Норильский никель» в доход муниципального образования г.Норильск государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд.
Председательствующий О.А.Ченцова
В окончательной форме решение изготовлено 24 июля 2013 года.