Дело № 2-1655/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2017 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи: Космачевой О.В.
при секретаре Аксенцовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Смоленскому областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» о взыскании компенсации морального вреда в сумме 40 000 руб. в связи с непредставлением государственной услуги. В обоснование требований указал, что он не смог воспользоваться государственной услугой по временной регистрации по месту жительства в связи с отказом в принятии его документов работниками СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению», чем ему были причинены нравственные страдания.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и представленных письменных пояснениях по исковом заявлению. (т.1 л.д.11-12, 19-21, 42, 76, т.2 л.д. 61-63).
Представитель ответчика СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объёме по основаниям, приведенным в представленных возражениях. (т. 1 л.д. 47-53, 81-83 ). Указала, что в действиях работников центра отсутствует вина в связи с непринятием документов от истца, кроме того, СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» непосредственно государственную услугу по регистрации по месту пребывания не оказывает.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
По правилам п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 и ст. 151 ГК РФ.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099 ГК РФ).
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ в СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» за получением государственной услуги «Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», в связи с чем им был получен талон для последующего оказания услуги в порядке общей очереди.
Однако в связи с окончанием времени рабочего дня указанная государственная услуга по приёму документов истцу оказана не была, несмотря на оставленные им жалобы по телефону горячей линии и записи в книге «Отзывов и предложений».
В судебных заседаниях истец и его представитель пояснили, что в связи с достигнутым соглашением между истцом и ФИО4 соглашения о сдаче в аренду принадлежащего истцу жилого помещения, они вместе с представителем истца ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратились в отдел многофукнкционального Центра, расположенный по адресу: <адрес>, за услугой по регистрации гражданина ФИО4 по месту пребывания, взяли талон на прием документов. Однако, прождав в очереди более 3-х часов, к ним подошел какой–то работник Центра и сообщил, что рабочий день закончен и необходимо прийти в следующий раз. Этот работник пояснил, что для того чтобы сдать документы надо предварительно записываться, на что они возразили, что являясь работающими людьми не имеют возможности приходить несколько раз. На что этот работник стал нецензурно и резко выражаться в адрес истца, угрожать вызовом бригады быстрого реагирования с последующим выдворением истца. В результате действий работника ответчика истцу стало плохо и они вместе с ФИО4 вышли на улицу. При этом в здании оставался представитель истца ФИО2 В указанный период времени истцом была написана жалоба в книгу жалоб и предложений, а также лично руководителю Центра. Бригада быстрого реагирования была вызвана в 19 час. 55 мин. сотрудником Центра с его смартфона, который оскорблял истца.
Истец смог получить указанную выше государственную услугу только после четырёх раз обращений и приходов к ответчику.
Также ДД.ММ.ГГГГ при обращении в СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» истец и его представитель ФИО2 не смогли подать письменную претензию в связи с отсутствием на рабочем месте директора и начальника отдела.
В обоснование причиненного морального вреда указывает на то, что в результате действий работников, его оскорблений, угроз и отсутствием нормальной работы ответчика, ему причинены нравственные страдания, выразившиеся в ухудшении его физического и психологического здоровья: нарушении сна, утрате аппетита, ухудшении настроения, появлении апатии и раздражении в связи с чем, ему пришлось обратиться за психологической помощью.
В подтверждение нанесенного морального вреда истцом представлены письменные консультации психолога ООО «ЦЕНТР БЛАГА» (т.1 л.д. 25,78,79).
В силу ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
Организация деятельности многофункциональных центров осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Администрации Смоленской области №-р/адм от ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано СОГУП «Трансагентство» в форме преобразования в СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» (т.1 л.д. 85).
Согласно Уставу СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению», утв. распоряжением Администрацией Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р/адм, целью деятельности СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» является снижение административных барьеров и создание оптимального механизма оказания государственных и муниципальных услуг населению по принципу «одного окна», установление информационного и документационного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг (п. 2.1).
Предметом деятельности учреждения является участие в оказании государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» (п. 2.2).
Основными видами деятельности являются: предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», включая приём запросов от организаций и граждан о предоставлении государственных и муниципальных услуг (п. 2.3).
Согласно Регламенту работы СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению», утв. приказом №-а от ДД.ММ.ГГГГ, режим работы <адрес> понедельник с 8-00 по 18-00; вторник-пятница с 8-00 до 20-00; суббота с 9-00 по 18-00; воскресенье выходной день. Для организации взаимодействия с заявителями помещения разделены на следующие функциональные зоны: сектор ожидания, сектор информирования, сектор приема заявлений, оборудованный в виде окон, центр общественного контроля.
Сектор ожидания оборудуется электронной системой управления очередью, предназначенной для автоматизированного управления потоком заявителей и обеспечение им комфортных условий ожидания, интегрированной информационной системой МФЦ. Система электронного управления очередью обеспечивает: регистрацию заявителя в очереди; учет заявителей в очереди, управление отдельными очередями и в зависимости от видов услуг; возможность автоматического перенаправления заявителя в очередь на обслуживание к следующему оператору МФЦ; формирование отчетов по посещаемости центра, количеству заявителей, очередям, среднему времени ожидания (обслуживания), загруженности специалистов и др.
Электронная система управления функционирует в течение всего времени приема заявителей и исключает возможность ее произвольного отключения сотрудниками многофункционального центра.
В секторе ожидания для заявителей предусматривается наличие мест для сидения - не менее двух мест на одно окно приема (п. 4.1 Регламента…).
Прием заявителей в МФЦ для предоставления государственных, муниципальных, сопутствующих (платных и бесплатных) услуг при личном обращении заявителя организуется в порядке очереди. Прием заявителей может осуществляться так же по предварительной записи, в порядке, предусмотренном подразделом 8.2. настоящего Регламента и актами МФЦ, принятыми в его развитие в целях реализации настоящего Регламента.
Вне очереди в МФЦ принимаются заявители, обладающие правом внеочередного приема в соответствии с законодательством Российской.
После входа в операционный зал МФЦ заявитель направляется к специалисту сектора информирования для получения талона электронной очереди. В случае предварительной записи заявителей на прием через Интернет-портал, заявитель направляется к специалисту сектора информирования для подтверждения регистрации в электронной очереди.
Предварительная запись на прием может быть осуществлена как по телефону Центра телефонного обслуживания МФЦ, так и при личном Обращении заявителя (представителя заявителя) в операционных залах МФЦ по месту жительства заявителя.
После подтверждения регистрации заявителю выдается талон электронной очереди в соответствии с п. 8.4. настоящего Регламента и заявитель проходит в чал ожидания.
После вызова системой управления электронной очередью соответствующего номера, указанного на талоне электронной очереди выданном заявителю, последний проходит на приём к соответствующему специалисту отдела по обслуживанию граждан, осуществляющему приём в секторе приема заявлений (8.2.1 Регламента).
Специалист сектора информирования, в целях организации очередности приема заявителей специалистами МФЦ в секторе приема заявителей: осуществляет прием заявителей в порядке живой очереди; получает от заявителя информацию о том, какой документ, какую услугу ожидает получить в МФЦ; выдает заявителю талон электронной очереди в соответствии с Потребностью заявителя в тех или иных государственных и муниципальных услугах (документах), предоставляемых на базе МФЦ. Талон электронной очереди может не выдаваться, если предоставление какой-либо услуги организовано в МФЦ без применения сервиса электронной очереди; регистрирует всех заявителей, обратившихся в сектор информирования и получившим талон электронной очереди, в книге учета заявителей, указывая фамилию и инициалы заявителя, краткое наименование причины обращения, номер талона электронной очереди. Ведение книги учета заявителей может осуществляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде (п. 8.3 Регламента).
Талоны электронной очереди регистрируются электронной системой управления очередью в установленном порядке.
Талоны электронной очереди выдаются специалистом сектора информирования только при личном обращении заявителя или его представителя (п. 8.4 Регламента).
Предоставление СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» государственных услуг в виде «Приема документов, информирования» по услуге «Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», «Осуществление миграционного учета в РФ» предусмотрено Административным регламентом и Соглашением о взаимодействии от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ), заключенного с УМВД России по Смоленской области. (т. 1 л.д. 234-247, т.2 л.д. 1-31).
В соответствии с п.55 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв.о Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, гражданин, прибывший для временного проживания в жилое помещение, не являющееся его местом жительства, на срок свыше 90 дней, до истечения указанного срока обращается с заявлением о регистрации по месту пребывания по установленной Регламентом форме к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения.
Приказом СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нормативное время на операцию по Приему и выдаче документов о регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ составляет ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из ответа СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» от ДД.ММ.ГГГГ на претензию ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в секторе информирования в ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получен талон № для следующего оказания услуги. Общее количество заявителей в очереди составляло 27 человек (22 человека в очереди и 5 человек на обслуживании).
Согласно сменному графику работы в момент выдаче талона приём осуществлялся специалистами в количестве 9 человек (5 специалистов осуществляли приём в общей очереди и 4 специалиста по предварительной записи). С учетом окончания смены специалистов 2 смены увеличилось время ожидания заявителей в очереди, по причине чего в данный рабочий день ФИО1 не была предоставлена возможность сдать документы.
ДД.ММ.ГГГГ группа быстрого реагирования сотрудниками СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» не вызывалась.
ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ начальник отдела по обслуживанию граждан находилась на рабочем месте в СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению».
Приём граждан директором СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» осуществлялся с ДД.ММ.ГГГГ как и заместителем директора в это же время.
По итогам проведения служебного расследования по представленной ФИО1 претензии нарушений со стороны работников СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» выявлено не было (т.1 л.д. 29-33).
Обстоятельства, указанные в ответе СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» также подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели.
Так, допрошенный главный специалист отдела материально-технического обеспечения ФИО5 суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ ему в связи со служебной необходимостью пришлось задержаться после рабочего дня (ДД.ММ.ГГГГ Он пришел около ДД.ММ.ГГГГ помещении центра находились 7 посетителей, среди которых был истец и его представитель ФИО2, которые отказались покидать здание центра после окончания работы. ФИО2 вел себя вызывающе, шумел, оскорблял работников и от него пахло алкоголем. Причиной чего он указывал неоказание ему услуги и заявил отказ уходить до оказания ему услуги по приёму документов. На предложение записаться на следующий день он ответил отказом. Группа быстрого реагирования охраны не вызывалась ни им, ни в его присутствии не вызывалась, группа быстрого реагирования -сотрудники ЧОП «Барс», которое обеспечивает охрану Центра, в этот день не приезжали. Покинули посещение указанные граждане примерно в ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 57-58).
Допрошенная в качестве свидетеля специалист отдела по обслуживанию граждан ФИО6 суду показала, что её рабочее место на 1 ресепшене - стойке администратора и в её служебные обязанности входит обязанность по обслуживанию заявителей, выдача талонов, реквизитов для оплаты государственной пошлины, перечня документов и информирование, так же информирование руководства о конфликтных ситуациях с заявителями – посетителями. ДД.ММ.ГГГГ она видела ФИО2 во второй раз, он с двумя другими мужчинами приходили ранее, но не смогли получить услугу, за которой обратились, т.к. пришли в центр вечером, примерно в ДД.ММ.ГГГГ и было много посетителей. В связи с этим она предупредила их о том, что время ожидания может быть больше. Мужчины братились за услугой по регистрации по месту жительства, данная услуга занимает у специалиста примерно ДД.ММ.ГГГГ. После ДД.ММ.ГГГГ в СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» остается на приеме одна смена – это примерно ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 сильно нервничал, неоднократно подходил к ней и спрашивал, когда их пригласят, обращал внимание на то, что люди, которые пришли позже них, уже сдали документы. В ДД.ММ.ГГГГ окончании рабочего дня, она ушла домой. В очереди есть услуги, на предоставление которых специалист тратит 10-ДД.ММ.ГГГГ, и специалисты в окнах, где осуществляется обслуживание по записи между своими посетителями, могут вызывать таких заявителей, при условии наличия такого временного периода. Именно по этому у обратившихся, которые пришли позже истца, уже могли быть приняты документы, истец такую услугу к этому времени не получил.
Свидетель ФИО7, работающий заместителем директора по МТО, показал, что ДД.ММ.ГГГГ пришел на работу в ДД.ММ.ГГГГ. для выполнения работ по замене электрооборудования. Ко времени закрытия Центра практически все посетители разошлись, за исключением истца и сопровождавшего его ФИО2, который отказывался покидать помещение после окончания время приема документов, вел себя некорректно, на замечания не реагировал. В этот день сотрудники ЧОП не вызывались и не приезжали.
По правилам ч. 1 ст. 56 каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Для возникновения обязательства вследствие причинения вреда обязательными условиями являются наличие самого вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между наступлением вреда и противоправным поведением, а также вина причинителя вреда.
Анализируя указанные выше установленные по делу обстоятельства, суд находит, что отсутствуют установленные законом основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда.
Принимая во внимание, что услуги СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» оказываются по видам услуг в порядке живой очереди, длительности оформления и оказаний самой услуги, обращение истца во второй половине дня, за 3 часа до окончания приема, суд не находит доказательств наличия вины сотрудников ответчика в непредставлении услуги истцу по приему документов. Данные факты подтверждаются письменными объяснительными сотрудников Центра и показаниями свидетелей, данных в судебном заседании.
Доводы истца о применении к нему мер принуждения в виде вызова группы быстрого реагирования ООО ЧОП «Барс» суд находит несостоятельными. Как следует из показания свидетелей и распечатки с пульта охраны ООО ЧОП «Барс» ДД.ММ.ГГГГ группа быстрого реагирования в адрес СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» не вызывалась (т. 1 л.д. 70,71).
Кроме того, в рамках распределения обязанностей по доказыванию, установленных ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено убедительных и неоспоримых доказательств того, что действиями ответчика по оказанию государственных содействия в предоставлении государственных услуг в виде приёма документов, которые впоследствии была оказана истцу, нарушили его личные неимущественные права, которые подлежат защите на основании ст. 151 ГК РФ.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» о взыскании компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Космачева
Мотивированное решение изготовлено 10.07.2017.