ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1655/2017 от 01.08.2017 Сакского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-1655/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 августа 2017 года г. Саки

Сакский районный суд Республики Крым в составе

председательствующего судьи Гончарова В.Н.,

при секретаре Паладий Н.В.,

с участием представителя истца – Военного прокурора – Войсковая часть – ФИО1, представителя ответчиков: Министерства обороны Российской Федерации, Федерального казенного учреждения «Управление ФИО2 флота» – ФИО3, Войсковой части и командира Войсковой части – ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора – Войсковая часть к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление ФИО2 флота», Войсковой части , о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда,

У С Т А Н О В И Л :

В апреле 2017 года Военный прокурор – Войсковая часть ФИО5 обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление ФИО2 флота», Войсковой части в лице командира Войсковой части , о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда.

Иск мотивирован тем, что Войсковая часть входит в состав ФИО2 флота. Командир войсковой части является работодателем, который осуществляет приём на работу лиц гражданского персонала на основании заключённых с ними трудовых договоров от имени Министерства обороны Российской Федерации. Войсковая часть сформирована с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ был введен новый штат войсковой части 81415 и с указанного времени введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места лиц гражданского персонала части, в отношении которых до настоящего времени не проведена специальная оценка условий труда, а именно: рабочее место экспедитора – 5 единиц, что противоречит действующему законодательству. Истец указывает, что Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности – для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Управление ФИО2 флота» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий, среди которых и обязанность по исполнению запроса командира Войсковой части о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части путем заключения государственного контракта; оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Управление ФИО2 флота» как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с Общим положением о ФКУ «Управление ФИО2 флота», в связи с чем, истец просил обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление ФИО2 флота» обеспечить финансирование Войсковой части денежными средствами для организации и проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством и обязать Войсковую часть в лице командира Войсковой части в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда в соответствии с требованиями законодательства о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места экспедитора – <данные изъяты> единиц, войсковой части .

В судебном заседании представитель истца исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить.

Представители ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, мотивировав свои возражения тем, что иск Военного прокурора не содержит фактов обращения граждан с заявлениями о нарушении их прав; в соответствии с положениями № 426-ФЗ специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, просили отказать в удовлетворении иска.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив основания иска, возражений против него, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что на основании ФИО2 флотом – адмирала А. Витко «О формировании Главного центра (управления и испытаний космических средств)» от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ Главный центр (управления и испытаний космических средств) (войсковая часть включена в состав ФИО2 флота и считается сформированной.

Военной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами Войсковой части требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда. Проверкой установлено, что с сформированием с ДД.ММ.ГГГГ Войсковой части введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места лиц гражданского персонала (работников) части, в отношении которых не проведена специальная оценка условий труда, а именно – рабочее место экспедитора – <данные изъяты> единиц.

Из сообщения командира Войсковой части командиру Войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, объяснения командира Войсковой части военному прокурору, а также сообщения ФКУ «Управление ФИО2 флота» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что денежные средства на финансирование проведения специальной оценки условий труда в Войсковой части не выделялись.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства нашёл свое подтверждение факт бездействия со стороны ответчиков, выразившийся в непроведении специальной оценки условий труда в Войсковой части , в результате которого нарушены

трудовые права экспедитора – 5 единиц.

Суд соглашается с доводами военного прокурора о том, что отсутствие специальной оценки условий труда несет угрозу неблагоприятных последствий в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, непроведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в войсковой части, уволенного либо вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания Войсковой части также несет и федеральный орган исполнительной власти – Министерство обороны Российской Федерации. Функция обеспечения финансирования по коду бюджетной классификации ) является прерогативой Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Согласно пункту 45 Данного Положения Министерство обороны Российской Федерации организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации.

Возражение представителей ответчиков о том, что в силу части 6 статьи 27 указанного Закона в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем ДД.ММ.ГГГГ, отклоняется судом по следующим обстоятельствам.

По общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 8 ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Анализ положений закона позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством. При этом, доказательств, что ранее была проведена аттестация рабочих мест, суду не предоставлено. Соответственно, пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный частью 6 статьи 27 ФЗ «О специальной оценке условий труда», в данном случае применению не подлежит.

Положения части 6 статьи 27 Закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в силу части 4 этой же статьи распространяются только на тех работодателей, которые до дня вступления в силу указанного закона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, провели аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Учитывая, что ответчики не проводили аттестацию рабочих мест в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», и не производили специальную оценку условий труда в соответствии с названным законом, судом не могут быть приняты во внимание указанные возражения в качестве оснований для отказа в удовлетворении иска.

В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, суд находит исковые требования Военного прокурора к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление ФИО2 флота», Войсковой части и командиру Войсковой части о возложении обязанности по проведению и организации специальной оценки условий труда в Войсковой части законными и правомерными, в связи с чем подлежат полному удовлетворению.

С учётом установленных судом обстоятельств, исходя из требований разумности и исполнимости судебного решения, целесообразным является установление срока выполнения ответчиками возложенных на них данным решением обязанностей, исчисление которого связано с датой вступления решения суда в законную силу; достаточным сроком для исполнения решения суда представляется 3 месяца.

На основании изложенного и руководствуясь частями 1, 3 статьи 3, частями 1, 4 статьи 8, частью 6 статьи 10, частью 6 статьи 27 Федерального Закона «О специальной оценке условий труда», частью 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 67, 206, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Военного прокурора – Войсковая часть к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление ФИО2 флота», Войсковой части , командиру Войсковой части о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда – удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление ФИО2 флота» организовать в Войсковой части специальную оценку условий труда в отношении рабочего места экспедитора – <данные изъяты> единиц, в трёхмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Обязать Войсковую часть в лице командира части провести специальную оценку условий труда в отношении рабочего места экспедитора – <данные изъяты> единиц, в трёхмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья

В.Н.Гончаров