Дело № 2-1656/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2018 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Черепановой Л.Н.
при секретаре Каурине С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КУИ Администрации г. Шахты к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РО об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения движимым имуществом и признании права собственности на данное имущество,
установил:
КУИ Администрации г. Шахты обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующее. На территории <адрес><адрес>) расположено братское воинское захоронение, общей площадью 19,6 кв.м. Право собственности на данное братское воинское захоронение в Управлении Росреестра по Ростовской области не зарегистрировано, в ТУ Росимущества в РО как федеральное имущество не значится, в реестре государственного имущества Ростовской области не числится, по данным архива МУП г.Шахты БТИ сведения о правообладателе воинского захоронения отсутствуют, в реестр муниципальной собственности г. Шахты оно не внесено.
Братское воинское захоронение поставлено на учет в Министерстве обороны РФ, учетная карточка (паспорт) братского воинского захоронения оцифрована, размещена в общедоступном банке данных «Мемориал».
По данной учетной карточки воинское захоронение, расположенное на территории г. Шахты в 1943г. в районе <адрес>), общей площадью 19,6 кв.м, представляет памятник металлический конусообразной формы с пятиконечной звездой, общей площадью 1,2 кв.м на памятнике табличка с надписью: «В память погибшим при освобождении города Шахты 12 февраля 1943года лейтенанту ФИО1, рядовому ФИО2.», ограда из кирпича.
В учетной карточке воинского захоронения, размещенной в общедоступном банке данных «Мемориал» (сайт: www.obd-memorial.ru) 21.11.2012 года согласованы обязательства, Министерством обороны - вести учет по воинскому захоронению, а органу местного самоуправления - обеспечить содержание данного захоронения.
Из всего вышеизложенного следует, что с 12 февраля 1943 года муниципальное образование «Город Шахты» открыто, добросовестно и непрерывно владеет движимым имуществом - воинским захоронением, общей площадью 19,6 кв. м., расположенного на территории <адрес>) как своим собственным в течение срока приобретательной давности.
Заявитель указывает, что воинское захоронение не имеет фундамента, либо иного объекта, перемещение которого без несоразмерного ущерба для объекта невозможно, данное воинское захоронение является движимой вещью.
Соответственно, содержать надлежащим образом данное воинское захоронение Муниципальное образование «Город Шахты» не может, так как воинское захоронение не является муниципальной собственностью, и расходование средств на содержание воинского захоронения будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств.
В соответствии с п. 1.1. Положения о Комитете по управлению имуществом Администрации г. Шахты, утвержденного решением Городской Думы г. Шахты от 21.12.2006 г. № 277 Комитет по управлению имуществом Администрации города Шахты обеспечивает координацию деятельности в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования «Город Шахты».
Так как в силу прямого указания закона, на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, но фактически это не возможно осуществить, так как данное воинское захоронение не является муниципальной собственностью и выделение денежных средств на содержание и благоустройство будет являться незаконным, следовательно, данное воинское захоронение должно перейти в муниципальную собственность.
Просит суд установить факт добросовестного, открытого и непрерывного владения муниципальным образованием «Город Шахты» движимой вещью - воинское захоронение, расположенное по адресу: <адрес>), представляющее собой памятник металлический конусообразной формы с пятиконечной звездой, общей площадью 1,2 кв. м. с надписью: «В память погибшим при освобождении города Шахты 12 февраля 1943года лейтенанту ФИО5, рядовому ФИО3» и ограждением общей фактической площадью 19,6 кв. м, как своим собственным. Признать за муниципальным образованием «Город Шахты» право муниципальной собственности на воинское захоронение, расположенное по адресу: г. <адрес>), представляющее собой памятник металлический конусообразной формы с пятиконечной звездой, общей площадью 1,2 кв.м с надписью: «В память погибшим при освобождении города Шахты 12 февраля 1943года лейтенанту ФИО1, рядовому ФИО2.» и ограждением общей фактической площадью 19,6 кв.м.
Представитель истца, действующий на основании доверенности от 11.09.2017г. ФИО4, в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, возражений на иск не подал.
Гражданское дело в отсутствие ответчика рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 234 ГК РФ гражданин не являющейся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющие как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество.
Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Пунктом 10 ст.85 Федерального закона от 06.10.2006г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществляющих на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 названного Закона.
В силу п.3 ст.234 ГК РФ лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Судом установлено, что на территории муниципального образования «Город Шахты» Ростовской области находится воинское захоронение, расположенное по адресу: <адрес>), представляющее собой памятник металлический конусообразной формы с пятиконечной звездой, общей площадью 1,2 кв.м. На памятнике табличка с надписью: «В память погибшим при освобождении города Шахты 12 февраля 1943года лейтенанту ФИО1, рядовому ФИО2.», памятник имеет ограждение, общая фактическая площадью 19,6 кв.м.
По сообщению Управления по увековечению памяти погибших при защите Отечества Министерства обороны Российской Федерации от 27.07.2016г., братское воинское захоронение в <адрес> постановлено на учет в Министерстве обороны РФ, учетная карточка (паспорт) братского воинского захоронения оцифрована, размещена в общедоступном банке данных «Мемориал» и находится на хранении в Управлении (л.д. 32-33).
Из письма заместителя руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области следует, что Территориальное управление не располагает информацией о воинском захоронении (л.д. 36).
Из справки МУП г.Шахты «БТИ» сведения о правообладателе воинского захоронения отсутствуют (л.д. 38).
Согласно письму Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области в реестре государственного имущества Ростовской области по состоянию на 04.04.2016г. не числится воинское захоронение (л.д.37).
Согласно ст. 3 Закона РФ от 14.01.1993 N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в соответствующих Приложениях к данному Постановлению, передаются в государственную собственность краев, областей и республик в составе Российской Федерации, а до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности (пункт 3).
Согласно ст. 5 Закон РФ от 14.01.1993 N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.
Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 14.01.1993 N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 264 ГПК РФ, регламентирующей дела, рассматриваемые судом в порядке особого производства, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан и организаций.
Возможность установления факта владения и пользования недвижимым имуществом предусмотрена пунктом 6 части 2 статьи 264 ГПК РФ.
В судебном заседании установлено, что с февраля 1943 года муниципальное образование «Город Шахты» открыто, добросовестно и непрерывно владеет имуществом - воинским захоронением, общей площадью 19,6 кв. м., расположенным на территории г. Шахты, <адрес>) как своим собственным.
Согласно ст. 12 Закон РФ от 14.01.1993 N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленной настоящим Законом, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.
Вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отнесены к вопросам местного значения.
Согласно сведениям Управления Росреестра по РО, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о собственниках братского захоронения не зарегистрировано, объект на государственном кадастровом учете не состоит (л.д.35).
В соответствии со ст.38 Бюджетного Кодекса РФ, любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств являются нарушением бюджетного законодательства.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности на воинские захоронения может явиться препятствием для реализации мер по их сохранности.
В связи, с чем суд полагает признать за истцом в силу приобретательной давности право собственности на воинское захоронение, общей площадью 19,6 кв. м, расположенного на территории <адрес>).
Вместе с тем, в иске ошибочно указано, что данное захоронение является движимой вещью. С этим суд не может согласится, поскольку спорный объект прочно связан с землей и обладает всеми признаками недвижимой вещи.
Давая оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит их объективными не вызывающими сомнения, а требования КУИ г.Шахты обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд
решил:
установить факт добросовестного, открытого и непрерывного владения муниципальным образованием «Город Шахты» воинским захоронением, расположенным по адресу: <адрес>), представляющим собой памятник металлический конусообразной формы с пятиконечной звездой, общей площадью 1,2 кв. м с надписью: «В память погибшим при освобождении города Шахты 12 февраля 1943 года лейтенанту ФИО5, рядовому ФИО2.» с ограждением общей площадью 19,6 кв. м.
Признать за муниципальным образованием «Город Шахты» право собственности на воинское захоронение, расположенное по адресу: г. <адрес>), представляющее собой памятник металлический конусообразной формы с пятиконечной звездой, общей площадью 1,2 кв.м с надписью: «В память погибшим при освобождении города Шахты 12 февраля 1943года лейтенанту ФИО1, рядовому ФИО2.» с ограждением, общей площадью 19,6 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 мая 2018г.
Судья Л.Н. Черепанова