ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1657 от 15.07.2011 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

                                                                                    Заволжский районный суд города Ульяновска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Заволжский районный суд города Ульяновска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1657/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2011 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Мочаловой О.И.

с участием прокурора Мишедаевой И.М.

при секретаре Кузнецовой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Новизов В.А к Военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете и взыскании выплат в возмещение вреда здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Новизов В.А обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете и взыскании выплат в возмещение вреда здоровью, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с этим с ДД.ММ.ГГГГ была установлена 3 группа инвалидности с утратой трудоспособности 40%, в последующем инвалидность продлевалась и в настоящее время установлена бессрочно.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Военный комиссариат Ульяновской области выплатил недополученную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 80206 рублей 95 копеек, исходя из денежного довольствия и месячного размера продовольственного пайка. По своей инициативе Военный комиссариат Ульяновской области назначил ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в твёрдой денежной сумме в размере 1000 руб. как инвалиду 3 группы. Ответчик занизил размер ежемесячной выплаты, что привело к ухудшению материального положения, поскольку размер возмещения вреда, исчисленный исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности и подлежащий выплате с ДД.ММ.ГГГГ составлял 2292 рубля 80 копеек, что значительно превышает размер ежемесячной денежной компенсации, в твердой денежной сумме. Истец считает, что ответчик, начислив недополученную денежную компенсацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства РФ исходя из денежного довольствия, признал за ним право на получение возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в указанном порядке, однако незаконно лишил его права выбора способа начисления возмещения вреда здоровью из довольствия, и без его согласия стал производить ему выплату в фиксированном размере. В 2004 году истец обращался в суд с иском об индексации сумм возмещения вреда здоровью, расчет произведен из твердой денежной суммы. С расчетом ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, в твердом размере, истец не согласен. В настоящее время, с ДД.ММ.ГГГГ, возмещение вреда здоровью производиться ответчиком по заявлению истца, без судебного решения. ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в Военный комиссариат Ульяновской области с письменными заявлениями о перерасчете размера возмещения вреда здоровью исходя из его заработка (денежного довольствия). Военный комиссариат Ульяновской области в назначении ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из его заработка (денежного довольствия) отказал.

Среднемесячный заработок, из которого должна исчисляться сумма возмещения вреда здоровью должна быть учтена за период 12 месяцев перед установлением инвалидности, с учетом того, что он уволился из Российской Армии с ДД.ММ.ГГГГ, просит взять заработную плату (денежное довольствие) за 12 месяцев до его увольнения в запас.

Руководствуясь Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина ФИО4» просит суд единовременно взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в его пользу недополученную сумму по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 806245 рублей 60 копеек, ежемесячно взыскивать с Военного комиссариата Ульяновской области в возмещение вреда здоровью 14183 рубля 54 копейки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ - бессрочно, за счёт средств федерального бюджета с последующей индексацией.

Истец, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца ФИО5 в суде исковые требования поддержал, мотивируя свои доводы, изложенными в исковом заявлении обстоятельствами.

Представитель ответчика Военного комиссариата Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, представили письменный отзыв на иск. Исковые требования не признают, Новизов В.А являясь пенсионером МО РФ получает пенсию за выслугу лет с марта 1995 года. Истцу впервые была назначена сумма возмещения вреда здоровью по ст.14 п.15 в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования истца о выплате недополученных сумм по ежемесячным выплатам в возмещению вреда здоровья являются несостоятельными, т.к. ежемесячная денежная выплата в возмещение вреда здоровью выплачивается из твердой денежной суммы, в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования истца подлежат удовлетворению частично, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Новизов В.А является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, состоит на обеспечении в Военном комиссариате Ульяновской области.

Из удостоверения серии А №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Новизов В.А имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Решением медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлены третья группа инвалидности и 40% утраты трудоспособности до ДД.ММ.ГГГГ, по причине заболевания, связанного с исполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, в последующем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по 18.97.2010 года; с ДД.ММ.ГГГГ – бессрочно продлевалась инвалидность с установлением 3 группы и определением утраты трудоспособности 40 %.

Как инвалиду 3 группы вследствие чернобыльской катастрофы ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Ульяновской области истцу была назначена денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 1000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Новизов В.А была выплачена компенсация в сумме 80206 рублей 95 копеек, исходя из денежного довольствия.

Решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Новизов В.А с Военного комиссариата Ульяновской области взыскано в возмещение вреда здоровью единовременный платеж за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячные платежи с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в сумме – 1379 рублей 84 копейки с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством;

Указанное решение отменено по вновь возникшим обстоятельствам определением Заволжского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ;

Решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Новизов В.А с Военного комиссариата Ульяновской области взыскано в возмещение вреда здоровью единовременный платеж за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячные платежи с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в сумме – 1490 рублей 40 копеек с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством;

Указанное решение отменено по вновь возникшим обстоятельствам определением Заволжского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ;

Решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Новизов В.А с Военного комиссариата Ульяновской области взыскано в возмещение вреда здоровью единовременный платеж за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячные платежи с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в сумме – 2 026 рублей 83 копейки с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством;

Определением Заволжского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано в отмене указанного решения по вновь возникшим обстоятельствам.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Военный комиссариат Ульяновской области выплачивает ежемесячные платежи в возмещение вреда здоровью, в пользу Новизов В.А без судебного решения, в сумме 2637 рублей 75 копеек.

Истец считает, что выплачиваемая ему компенсация возмещения вреда здоровью, исходя из твердой денежной суммы, является заниженной и подлежит перерасчету исходя из его денежного довольствия.

Учитывая установленные обстоятельства, давая им правовую оценку суд пришел к следующему.

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П изложены выводы, согласно которым в результате анализа положений части первой статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, права которых, на возмещение вреда здоровью, были признаны Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, на ежемесячную денежную компенсацию, в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

Новизов В.А является с ДД.ММ.ГГГГ инвалидом третьей группы с утратой трудоспособности 40% вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ) ему как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающему пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата денежных сумм возмещения вреда не производилась, и за их назначением он не обращался.

В связи с изменениями в правовом регулировании, обусловленными принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, которым лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда здоровью было признано противоречащим Конституции Российской Федерации и Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, которым данное право гарантировалось всем военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, истец обратился в Военный комиссариат Ульяновской области с заявлением об установлении ему соответствующей ежемесячной денежной компенсации. На основании пункта 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ ему как инвалиду третьей группы была назначена ежемесячная денежная компенсация в размере 1000 рублей, а на основании принятого во исполнение предписания статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № единовременно выплачена неполученная денежная компенсация за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере, исчисленном из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Полагая, что таким же образом (исходя из денежного довольствия) должен определяться и размер причитающейся ему ежемесячной денежной компенсации истец обратился в суд с настоящим иском.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Из статей 1,2,7,18,53 Конституции Российской Федерации вытекает обязанность Российской Федерации как правового социального государства обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных, что предполагает признание и гарантирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, и согласуется с обязанностью государства охранять достоинство личности (часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации), которое, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, выступает основой всех прав и свобод человека и необходимым условием их существования и соблюдения (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П).

Возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда здоровью между гражданами, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, и государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, обусловлено самим фактом причинения такого вреда (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П). При этом на государство, призванное в силу статьи 21 Конституции Российской Федерации охранять достоинство личности во всех сферах, возлагается обязанность предоставить этим гражданам эффективную поддержку как лицам, у которых в результате существенного неблагоприятного воздействия чрезвычайных техногенных обстоятельств невосполнимо утрачиваются (или резко сужаются) возможности самостоятельного обеспечения достойной жизни и свободного развития.

В целях реализации принятых на себя государством обязательств по возмещению такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским и другим отраслевым законодательством, Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) была установлена система денежных и других материальных компенсаций и льгот для граждан, пострадавших от радиационного воздействия, включая инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих.

Помимо других мер социальной защиты для данной категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы было предусмотрено назначение пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № "О государственных пенсиях в РСФСР". Кроме того, им было предоставлено право получать две пенсии одновременно - пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот. Так, пунктом 25 части первой статьи 14 названного Закона Российской Федерации в новой редакции инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, однако в силу абзаца третьего пункта 2 части первой его статьи 29 при получении военнослужащим, ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, двух пенсий или пенсии за выслугу лет, увеличенной на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата указанных сумм возмещения вреда не производилась.

Признавая лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, вытекающее из абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ, противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П исходил из того, что пенсии военнослужащих за выслугу лет заработаны предшествующей военной службой и что военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы.

Изменения, направленные в том числе на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, были внесены в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ.

В данном Федеральном законе использован новый подход к определению размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий: так, если до ДД.ММ.ГГГГ суммы возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам исчислялись исходя из среднего заработка (денежного довольствия) с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, то после указанной даты выплата ежемесячных денежных компенсаций осуществляется в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности; при этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат либо получать их в твердой сумме (часть первая статьи 2).

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со ДД.ММ.ГГГГ (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ утратили силу) по ДД.ММ.ГГГГ (дата вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001 - 2003 годов - определяться Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этого предписания Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Данный нормативный правовой акт, как следует из его содержания, не обусловливает выплату инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих неполученной денежной компенсации, исчисленной исходя из денежного довольствия, фактом подачи в течение указанного периода заявления в уполномоченные органы о выплате денежных сумм в возмещение вреда здоровью - в отличие от общеустановленной процедуры, которая предполагает назначение ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, как это предусмотрено пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГoда №).

Тем самым, в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после ДД.ММ.ГГГГ недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со ДД.ММ.ГГГГ, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Кроме того, оно призвано восполнить для данной категории граждан потери от действий публичной власти, своевременно не обеспечившей им это право, и, таким образом, реализует вытекающий из Конституции Российской Федерации (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 18; статья 21, часть 1) принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав.

Соответственно, часть первая статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугy лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П).

Таким образом, суд находит исковые требования истца о перерасчете возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия обоснованными, но считает, что данный перерасчет следует производить только с момента вступления в законную силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что Новизов В.А, находясь на военной службе в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ выполнял обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы, до ДД.ММ.ГГГГ определялись пунктом 25 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ).

Вышеуказанная норма материального права гарантировала инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Учитывая, что радиация обусловленная наружным и внутренним облучением имеет тенденцию постоянно накапливаться в организме человека, максимальное негативное воздействие на организм человека (повреждение здоровья - увечье или страховой случай в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ) приходится на последний день пребывания в зоне особого риска, то временем наступления страхового случая (увечья) является последний день пребывания в зоне.

Совместным письмом Минздрава СССР от 6-ДД.ММ.ГГГГ №; Госкомитета СССР по Труду и Социальным вопросам от 6-ДД.ММ.ГГГГ №-мк и ВЦСПС от 6-ДД.ММ.ГГГГ №а/311 указано, что причину заболевания и инвалидности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС следует считать профессиональной.

Порядок возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, до ДД.ММ.ГГГГ определялся Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ - Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Согласно статье 14 вышеназванных Правил среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина).

Статьей 15 Правил предусмотрено, что среднемесячный заработок за указанный в статье 14 Правил период подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы (службы) на 12.

Аналогичная норма предусмотрена статьей 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Согласно вышеприведенному правовому обоснованию ежемесячная компенсация в возмещение вреда за ущерб, нанесенный здоровью при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, может рассчитываться исходя из денежного довольствия на момент утраты либо снижения трудоспособности в связи с трудовым увечьем.

Новизов В.А уволен в запас по состоянию здоровья с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией негодным к военной службе в мирное время. ДД.ММ.ГГГГ5 года он снят с довольствия и исключен из списков личного состава части, что подтверждается выпиской из приказа командующего войсками приволжского военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из приказа командира в/ч 65327 № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ с указанной даты ему установлена инвалидность 3 группы с утратой трудоспособности 40 %.

При этом судом для расчета среднего заработка принимаются во внимание сведения о размере заработка за вышеуказанный период из личного дела в отношении Новизов В.А. На день увольнения в запас его денежное довольствие составлялось из оклада по воинскому званию подполковник – 134070 рублей, должностного оклада начальника продовольственной службы дивизии - 181950 рублей, надбавки за выслугу лет в размере 35% - 110607 рублей и стоимости продовольственного пайка.

По материалам дела среднемесячный заработок истца за 12 последних месяцев работы, предшествующих установлению инвалидности, по выбору истца, принимается судом за период с марта 1994 года по февраль 1995 года включительно, поскольку с марта 1995 года до установления инвалидности истец не имел места работы. Представителем истца представлен расчет среднемесячного заработка Новизов В.А за указанный период, с которым суд не соглашается, на ДД.ММ.ГГГГ размер среднемесячного довольствия истца составляет 534 245,50 руб. с учетом осовременивания суммы по индексам роста минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ в 1.4 раза.

-с ДД.ММ.ГГГГ по30.06.1994г.

(353132,42+357238,67+366163,67+372399,08)х1,4=2028507,38руб.

-с ДД.ММ.ГГГГ по28.02.1995 г.

496585,33+503,581,17+512858,26+512858,26+513010,33+524264,50+ 537191,58+782086,20=4382435,63руб.

2028507,38+4382435,63=6410943,01руб.

6410943,01:12=534245,50руб.

Согласно п.2 ст.11 «Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечья, профессиональных заболеваний либо иных повреждений здоровья, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей» при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке все суммы возмещения заработка увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда: с ДД.ММ.ГГГГ-в 1,678 раза; с ДД.ММ.ГГГГ-в 1,27 раза; с ДД.ММ.ГГГГ-в 1,259 раза; с ДД.ММ.ГГГГ-в 1,05 раза.

В соответствии с частью третьей статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), статьей 318 ГК Российской Федерации (в редакции, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ) ежемесячные денежные выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью подлежали индексации с учетом повышения минимального размера оплаты труда. Сумма среднемесячного заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, увеличивается: с ДД.ММ.ГГГГ-в 1,048 раза; с ДД.ММ.ГГГГ-в 1,045 раза; с ДД.ММ.ГГГГ- в 1,2 раза; с ДД.ММ.ГГГГ-в 1,1 раза; с ДД.ММ.ГГГГ-в 1,581 раза; с ДД.ММ.ГГГГ-в 1,515 раза.

Часть третья статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ) предусматривает ежегодную индексацию размера ежемесячной денежной компенсации (выплаты в возмещение вреда здоровью) исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом в силу статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ, придавшей обратную силу нормам о ежегодной индексации ежемесячных денежных сумм исходя из уровня инфляции, размер такой компенсации индексируется с ДД.ММ.ГГГГ исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год».

Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № указал, что, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суды должны исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ благоприятного для получателей указанных выплат критерия индексации.

До ДД.ММ.ГГГГ предусматривалась ежегодная индексация возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (часть третья статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ в прежней редакции). При этом до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе были принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).

При исчислении возмещения вреда здоровью базовый размер компенсационной выплаты, мог быть увеличен на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума в  с ДД.ММ.ГГГГ – 1,17 раза, с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,24 раза, с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,16 раза.

После ДД.ММ.ГГГГ законодателем был введен иной критерий индексации ежемесячной денежной компенсации, в соответствии с которым указанная компенсационная выплата должна ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ).

В соответствии с новым порядком индексации указанная компенсационная выплата должна повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,11 раза, с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,09 раза, с ДД.ММ.ГГГГ - в 1.08 раза, с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,085 раза, с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,13 раза, с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,1 раза, с ДД.ММ.ГГГГ - в 1,065 раза (постановление Правительства Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая №, постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, постановление Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №, постановление Правительства Российской от ДД.ММ.ГГГГ №, постановление Правительства Федерация от ДД.ММ.ГГГГ №, постановление Правительства Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, постановление Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).

Вместе с тем применение нового порядка индексации возмещения вреда не должно приводить к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшими критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), и, следовательно, при рассмотрении данного дела надлежит исходить из необходимости применения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ благоприятного для истца критерия индексации указанной компенсационной выплаты (определение Конституционного Суда Российской от ДД.ММ.ГГГГ №- О.

Очевидно, что наиболее благоприятным будет такой критерий индексации возмещения вреда здоровью, при котором базовый размер указанной компенсационной выплаты, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, будет повышаться на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума, поскольку эти индексы по своей величине превышают ежегодные индексы уровня инфляции за тот же период времени, а, начиная с ДД.ММ.ГГГГ повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции.

С учетом изложенного сумма заработка, из которого исчисляется размер возмещения вреда, на ДД.ММ.ГГГГ, на момент установления инвалидности, с учетом индексации составляет 1433 383,11 руб., согласно следующему расчету:

534245,5 руб. х 1,678 х 1,27 х 1,259(индексы МРОТ)=1433383,11 руб.

Размер компенсации возмещения вреда, подлежащей назначению истцу на дату установления ему инвалидности третьей группы (ДД.ММ.ГГГГ) с учетом степени утраты трудоспособности 40%, составил 573353,25 руб. (1433383,11 руб. х 40%).

Таким образом, исходя из наиболее благоприятного критерия индексации возмещения вреда здоровью, размер указанной компенсационной выплаты, подлежащей назначению истцу с ДД.ММ.ГГГГ, должен составлять 6 705 рублей 48 копеек, тогда как фактически Военный комиссариат Ульяновской области с ДД.ММ.ГГГГ выплачивает компенсационную выплату в размере 2 637 рублей 75 копеек. Это подтверждается следующим расчетом:

573353,25руб.х1,05х1,048х1,045х1.2х1.1:1000х1.581х1,515(коэффициенты МРОТ)х1.17х1,24х1.16(индексы роста величины прожиточного минимум в Ульяновской области)х1,11х1,09х1,08х1,105 х 1,13 х 1,1 х 1,065(коэффициенты уровня инфляции, установленные Правительством)= 6 705,48 руб.

Поскольку ответчик назначил истцу возмещение вреда здоровью, но выплачивал его не в том размере, суд приходит к выводу, что имеет место недоплата денежных сумм.

Необходимо было выплатить истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере 21631 рубль 16 копеек, согласно следующему расчету:

6296,23 :31 х 12-(2476,76:31х12) = 1478,50 руб.,

Где, 6296,23 руб. – выплата на декабрь 2010 г.,

2476,76:31х12=958,75 руб. выплачено в декабре 2010 года,

12 дней – период с 20.12.- ДД.ММ.ГГГГ

6 705,48 х 6-15826,50= 24406,38 руб. (за период с января по июнь 2011 г.)

Где, 15826,50 руб. выплачено по ДД.ММ.ГГГГ.

Итого: 1478,50+24406,38 =25884,88 руб.

На основании изложенного, исковые требования истца подлежат удовлетворению частично. Суд считает необходимым взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Новизов В.А, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на данные цели, единовременно задолженность по ежемесячным суммам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 25 884,88 руб., и взыскивать в пользу истца ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере 6705,48 руб. с последующей индексацией в установленном законом порядке. В остальной части иска истцу следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 12,56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Новизов В.А удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Новизов В.А за счет средств федерального бюджета, выделяемых на данные цели, единовременно задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в сумме 25 884 рубля 88 копеек.

Взыскивать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Новизов В.А за счет средств федерального бюджета, выделяемых на данные цели, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 6 705 рублей 48 копеек, начиная с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно с ее последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

В остальной части иска Новизов В.А, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней.

Судья  О.И.Мочалова.