№2-1657/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2013 года г.Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Ченцовой О.А,
При секретаре Рощиной А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Норильского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «ГМК «Норильский никель» в защиту неопределенного круга лиц,
УСТАНОВИЛ:
Норильский транспортный прокурор обратился в Норильский городской суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, указывая на то, что в ходе прокурорской проверки деятельности ОАО «ГМК «Норильский никель» по исполнению законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов был выявлен ряд нарушений.
В соответствии со ст.51 Воздушного кодекса РФ, собственники зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнического оборудования и других объектов в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов обязаны размещать на указанных объектах за свой счет маркировочные знаки и устройства в соответствии с федеральными авиационными правилами.
Порядок нанесения маркировки и установки светоограждения регламентированы Федеральными авиационными правилами «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов», утвержденных приказом Федеральной аэронавигационной службы № от ДД.ММ.ГГГГ, а также «Руководством по эксплуатации гражданских аэродромов РФ», утвержденным Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №ДВ-98 (далее РЭГА РФ-94).
В ходе проверки установлено, что, что на территории <данные изъяты>, расположено 2 дымовые трубы, высотой по 250,5 м каждая. В соответствии с проектной документацией обе трубы окрашены в 5 полос красного и белого цвета, 4 из них шириной 40-50 м. Ширина полосы у основания трубы 70,5 м, что не соответствует требованиям п.ДД.ММ.ГГГГ РЭГА РФ-94. Согласно положениям указанного документа при высоте объекта от 210 до 270 м, ширина полосы дневной маркировки должна составлять 1/9 высоты объекта, но не более 30 м. Таким образом, дымовые трубы должны быть окрашены в 9 полос шириной 27,7 м, но не более 30 м, причем крайние полосы должны быть окрашены темным цветом, то есть красным (оранжевым). Визуальным осмотром определить цвета маркировки труб невозможно, что не соответствует требованиям п.ДД.ММ.ГГГГ РЭГА РФ -94. Также установлено, что верхняя часть дымовой трубы № <данные изъяты> (<данные изъяты> №), оборудована титановой накладкой светлого цвета, которая вопреки требованиям нормативных документов, не окрашена.
Вышеуказанные несоответствия дневной маркировки дымовых труб может стать причиной авиационных события и инцидентов, может повлечь нарушение прав авиапассажиров, членов экипажей воздушных судов, а также иных граждан. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ. В данном случае иск подан в защиту неопределенного круга лиц, поскольку в результате нарушения правил авиационной безопасности может пострадать неопределенный круг лиц, пользующихся услугами авиаперевозчиков. В связи с выявленными нарушениями прокурор просит обязать ОАО «ГМК «Норильский никель» нанести дневную маркировку дымовых труб <данные изъяты> в соответствии с требованиями п.ДД.ММ.ГГГГ РЭГА РФ – 94: окрасить трубы в 9 полос шириной 27,7 м, но не более 30 м, с окраской крайних полос темным цветом, то есть красным (оранжевым); окрасить верхнюю часть дымовой трубы № <данные изъяты>№), оборудованную титановой накладкой в темный цвет в соответствии с требованиями п.ДД.ММ.ГГГГ РЭГА РФ – 94. Установить срок исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Ганин К.Ю. поддержал заявленные требования, по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что дымовые трубы ответчика находятся в 50 километровой зоне от <данные изъяты> и расположены в зоне захода самолетов на посадку, в связи с чем дневная маркировка труб должна быть видна со всех направлений и иметь два резко отличающихся друг от друга маркировочных цвета, и соответствовать требованиям нормативных документов. Прокурор не настаивает на том, что ширина полос дневной маркировки труб должна быть именно 27,7 м, при этом на своих требованиях относительно ширины маркировочных полос в размере 1/9 высоты объекта, но не более 30 м, требования поддерживает полностью, так и в части окраски верхней части трубы №1 (<данные изъяты> №2) в темный цвет.
Представитель ОАО «ГМК «Норильский никель» Винников Д.И., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что с заявленными требованиями прокурора не согласен. Порядок нанесения маркировки, в целях безопасности полетов воздушных судов, предусмотрен Воздушным кодексом РФ и Федеральными авиационными правилами. В обоснование своей позиции прокурор ссылается на нормы, установленные РЭГА-94, которые не являются федеральными авиационными правилами. Кроме того, нормы РЭГА-94 носят рекомендательный характер, и поскольку не прошли государственную регистрацию и не были опубликованы в установленном порядке, то не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких-либо санкций к должностным лицам и организациям. Деятельность ответчика не связана с эксплуатацией гражданских аэродромов, и не подведомственна Департаменту воздушного транспорта, и соответственно нормы РЭГА-94 не носят обязательного характера для ответчика. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Федеральными авиационными правилами «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов» (утвержденными Приказом Федеральной аэронавигационной службы от ДД.ММ.ГГГГ №) определены организация и порядок размещения маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
Согласно п.2.1, 2.4., пп. «в» п.2.6 Правил, дневная маркировка (далее - маркировка) наносится на все объекты, расположенные в пределах от границы спланированной части до границы летной полосы, а также на препятствия в виде зданий и сооружений, выступающие за установленные переходные поверхности, внутреннюю горизонтальную поверхность, поверхность взлета и захода на посадку в пределах 4000 м от нижних границ. Маркировка объектов должна иметь цвета - красный (оранжевый) и белый. Объекты (трубы, теле- и метеомачты, опоры линий электропередачи, связи и др.):… при высоте более 100 м маркируются от верха до основания чередующимися по цвету полосами (Приложение N 2 к Правилам). При нанесении маркировки руководствоваться соотношениями высоты объекта и ширины маркировочной полосы, приведенной в таблице 1 приложения N 2 к Правилам.
Согласно таблице № Приложения № к Правилам ширина маркировочных полос при высоте сооружения от 210 м до 270 м составляет 1/9 высоты объекта.
Аналогичные нормы содержаться в руководстве по эксплуатации гражданских аэродромов РФ, утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №ДВ-98 (далее РЭГА РФ -94).
В соответствии с п.п. 3.3.1., 3.3.2., 3.3.4. дневная маркировка и светоограждение высотных препятствий предназначены для информации о наличии этих препятствий. Препятствия подразделяются на препятствия, расположенные на приаэродромной территории и на местности в пределах воздушных трасс. Препятствия могут быть постоянными и временными. К постоянным препятствиям относятся стационарные сооружения с постоянным месторасположением, к временным - все временно установленные высотные сооружения (строительные краны и леса, буровые вышки, опоры временных линий электропередач и т.п.).
Согласно п.3.3.5 РЭГА РФ-94, дневной маркировке подлежат: все неподвижные постоянные и временные препятствия, расположенные на приаэродромной территории и воздушных трассах, возвышающиеся над установленными поверхностями ограничения препятствий, а также объекты, расположенные в зонах движения и маневрирования ВС, наличие которых может нарушить или ухудшить условия безопасности полетов; расположенные на территории полос воздушных подходов на следующих расстояниях: до 1 км от ЛП все препятствия; от 1 км до 4 км высотой более 10 м; от 4 км до конца ПВП высотой 50 м и более; объекты УВД, радионавигации и посадки независимо от их высоты и места их расположения; объекты высотой 100 м и более независимо от места их расположения.
Пунктами 3.3.6., 3.3.7. РЭГА РФ-94 установлено, что маркировку объектов и сооружений должны выполнять предприятия, а также организации, которые их строят или эксплуатируют. Необходимость и характер маркировки и светоограждения проектируемых зданий и сооружений определяются в каждом конкретном случае соответствующими органами гражданской авиации при согласовании строительства.
Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ РЭГА РФ-94, дневная маркировка должна отчетливо выделяться на фоне местности, быть видна со всех направлений и иметь два резко отличающихся друг от друга маркировочных цвета: красный (оранжевый) и белый.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ РЭГА РФ-94 предусмотрено, что сооружения высотой более 100 м, а также расположенные в аэропортах сооружения каркасно-решетчатого типа (независимо от их высоты) маркируются от верха до основания чередующимися полосами шириной, принимаемой в соответствии с табл. 3.6 ширина дневной маркировки объекта от 210 м до 270 м должна составлять 1/9 высоты объекта, но не более 30 м. Полосы наносят перпендикулярно большему измерению, крайние полосы окрашивают в темный цвет. Полосы должны быть равны по ширине; ширина отдельных полос может отличаться от ширины основных полос до +/- 20%.
Из представленного прокурором акта сезонного обследования высотных препятствий на <данные изъяты> и <данные изъяты> территории от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что дневная маркировка дымовых труб подразделений ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» не соответствует требованиям п.4.2.5. НГЭА, п.ДД.ММ.ГГГГ РЭГА РФ-94 и ФАП № от ДД.ММ.ГГГГ Светоограждение дымовых труб подразделений ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» не соответствует требованиям раздела 3.3. РЭГА РФ-94 и ФАП № от ДД.ММ.ГГГГ
Наличие нарушений при нанесении дневной маркировки дымовых труб № и № подтверждается технической документацией, имеющейся в материалах гражданского дела, фотографиями.
Так, трубы окрашены в 4 и 5 полос красного и белого цвета, 4 полосы шириной 40-50 м. Ширина полосы у основания 70,5 м. Кроме этого, верхняя часть трубы № (плавильный цех №) оборудована титановой накладкой светлого цвета, которая не окрашена в темный цвет.
Принимая во внимание, что объекты, в виде дымовых труб, <данные изъяты> ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель», расположены на территории со сложными климатическими условиями, где в течение большего времени года воздушные полеты выполняются в условиях плохой видимости, а в зимнее время в темное время суток, высотные объекты находятся в зоне захода воздушных судов на посадку, суд полагает, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению. Несоответствия дневной маркировки дымовых труб требованиям нормативных актов может стать причиной авиационных события и инцидентов, и повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц: авиапассажиров, членов экипажей воздушных судов, а также иных граждан.
Доводы представителя ответчика о том, что РЭГА РФ -94 носят рекомендательный характер и необязательны к исполнению в деятельности в ОАО «ГМК «Норильский никель» суд считает не состоятельными, по тем основаниям, что указанные нормы содержаться в Федеральных авиационных правилах «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов», на нарушение которых имеется ссылка в исковом заявлении.
Факт нарушения требований установленных Федеральными авиационными правилами, нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Срок устранения выявленных недостатков до 1 ноября 2013 года суд считает разумным.
Согласно п.9 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исходя из удовлетворенных требований неимущественного характера с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Норильского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО «ГМК «норильский никель»: нанести дневную маркировку труб № и № <данные изъяты> ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» в соответствии с требованиями п.ДД.ММ.ГГГГ РЭГА РФ-94, с шириной полос дневной маркировки составляющих 1/9 высоты объекта, но не более 30 м, с окраской крайних полос в темный цвет – красный (оранжевый); окрасить верхнюю часть дымовой трубы № в темный цвет в соответствии с требованиями п.ДД.ММ.ГГГГ РЭГА РФ-94, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ОАО «ГМК «Норильский никель» в доход муниципального бюджета государственную пошлину <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд.
Председательствующий О.А.Ченцова
В окончательной форме решение изготовлено 26 июля 2013 года.