ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1658/16 от 05.09.2016 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2-1658/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 сентября 2016 года г. Елизово Камчатского края

Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

Председательствующего судьи Масловой Н.И.,

При секретаре Мамедове Э.С.о.,

С участием прокурора Колошук Р.Г.,

Представителей ответчика ФИО1, ФИО2, ФИО3,

Представителей третьего лица ФИО4, ФИО5,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Камчатского транспортного прокурора, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Акционерному обществу «Камчатское авиационное предприятие» об обязании ответчика обеспечить доставку пассажиров от здания аэровокзала к месту стоянки воздушного судна и от воздушного судна к зданию аэровокзала в филиалах «Аэропорт Оссора», «Аэропорт Усть-Камчатск», «Аэропорт Усть-Хайрюзово»,

У С Т А Н О В И Л :

Исполняющий обязанности Камчатского транспортного прокурора обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Камчатское авиационное предприятие» и просил обязать ответчика обеспечить доставку пассажиров к месту стоянки воздушного судна и обеспечить доставку пассажиров в здание аэровокзала в филиалах «Аэропорт Оссора», «Аэропорт Усть-Камчатск», «Аэропорт Усть-Хайрюзово» Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 №82.

В обоснование требований указал, что Камчатской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства о защите прав пассажиров на воздушном транспорте, в ходе которой выявлены нарушения закона.

Основными видами деятельности ответчика является выполнение авиаперевозок и обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов, предоставлено право осуществлять регулярные и нерегулярные (чартерные) коммерческие воздушные перевозки пассажиров.

В соответствии с расписанием движения воздушных судов по местным воздушным линиям, действующим в период с ДД.ММ.ГГГГ год ДД.ММ.ГГГГ ответчик осуществляет перевозки пассажиров в филиалы «Аэропорт Оссора», «Аэропорт Усть-Камчатск», «Аэропорт Усть-Хайрюзово» ФКП «Аэропорты Камчатки».

Вопреки требованиям статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункта 93 Федеральных авиационных правил №82 при выполнении воздушных перевозок в указанные филиалы не выполняются требования по обслуживанию пассажиров в названных филиалах аэропортов в части доставки пассажиров к месту стоянки воздушного судна, а также в здание аэровокзала.

В результате неисполнения вышеуказанных требований законодательства нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, являющихся потребителями услуг по перевозке воздушным транспортном.

Определить(индивидуализировать) круг лиц, чьи права в данном случае нарушаются, не представляется возможным, так как услугами перевозчика – ответчика, пользуется неопределенный круг лиц, постоянно меняется их число.

В судебном заседании помощник Камчатского транспортного прокурора Колошук Р.Г. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители ответчика ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебном заседании иск не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях(л.д.111-114, 245-248).

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Камчатки» и Камчатское МТУ Росавиации.

Представители третьего лица Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» ФИО4, ФИО5 в судебном заседании полагали иск необоснованным по основаниям, изложенным письменном мнении(л.д.1-2, т.2).

Представитель третьего лица Камчатского МТУ Росавиации в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил, письменных пояснений по делу в суд не направил.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктом 1 статьи 102 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

Согласно пункту 93 утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 года № 82 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» в аэропорту перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает: регистрацию пассажиров и оформление багажа к перевозке; доставку пассажиров к месту стоянки воздушного судна и организацию их посадки в воздушное судно; доставку багажа к месту стоянки воздушного судна, погрузку, размещение и крепление багажа на борту воздушного судна; обеспечение выхода пассажиров из воздушного судна, доставку пассажиров в здание аэровокзала; выгрузку багажа из воздушного судна, транспортировку и выдачу багажа пассажирам.

Пунктом 6 «Общих положений» вышеуказанных правил предусмотрено, что перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие)( перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки.

Судом установлено, что основными видами деятельности ответчика акционерного общества «Камчатское авиационное предприятие» является выполнение авиаперевозок и обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов.

Указанные обстоятельства подтверждаются Уставом ответчика, пункт 2.2(л.д.43-70), ответчиком в судебном заседании не оспаривались.

Ответчику предоставлено право осуществлять регулярные и нерегулярные (чартерные) коммерческие воздушные перевозки пассажиров, что подтверждается сертификатом эксплуатанта СЭ АОС , выданного ДД.ММ.ГГГГ руководителем Федерального агентства воздушного транспорта, лицензией № ПП 0384, выданной ДД.ММ.ГГГГ руководителем Федерального агентства воздушного транспорта(л.д.76-78).

В соответствии с расписанием движения воздушных судов по местным воздушным линиям, действующим на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик осуществляет перевозки пассажиров в филиалы «Аэропорт Оссора», «Аэропорт Усть-Камчатск», «Аэропорт Усть-Хайрюзово» Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки»(л.д.86-88).

ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и Федеральным казенным предприятием «Аэропорты Камчатки» заключен договор на обслуживание воздушных судов.

В соответствии с условиями договора ФКП «Аэропорты Камчатки» в аэропортах-филиалах, в том числе Оссора, Усть-Камчатск, Усть-Хайрюзово, предоставляет АО «КАП» услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию(л.118-140).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Камчатской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при формировании тарифов в аэропортах и авиаперевозчиками Камчатского края.

В ходе проверки установлено, что для АО «Камчатское авиационное предприятие» постановлением Правительства Камчатского края № 67-П утверждены пассажирские тарифы, в том числе по маршрутам Петропавловск-Камчатский-Оссора, Петропавловск-Камчатский - Усть-Хайрюзово, Петропавловск-Камчатский - Усть-Камчатск.

В соответствии с п.4.6 приказа Минтранса России от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и в воздушном пространстве Российской Федерации» в пассажирские тарифы, выполняемые перевозчиком на воздушных судах Як-40, Ан-26, включен сбор за доставку пассажиров к/от воздушному судну в размере 90,26 руб. Указанный сбор установлен в аэропортах Оссора, Усть-Хайрюзово, Усть-Камчатск за каждого пассажира.

Как следует из акта проверки, фактически в аэропортах Оссора, Усть-Камчатск, Усть-Хайрюзово услуга по доставке пассажиров к/от воздушному судну не предоставляется. Размер предоставленных перевозчику – АО «Камчатское авиационное предприятие» субсидий из краевого бюджета за 2015-2016 годы в результате неоказания услуги по доставке пассажиров завышен на сумму более 400 000 рублей(л.д.72-74).

Из пояснений в судебном заседании помощника Камчатского транспортного прокурора Колошука Р.Г. следует, что ответчик обязан производить доставку пассажиров к воздушному судну и от воздушного судна к зданию аэровокзала в аэропортах Оссора, Усть-Камчатск, Усть-Хайрюзово транспортными средствами.

Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании возражали против доводов прокурора, поскольку стоянки воздушных судов в аэропортах находятся в пределах 25 метров от зданий аэровокзалов. Действующим законодательством предусмотрена доставка пассажиров транспортным средством к воздушному судну, если расстояние превышает 70 метров от здания аэровокзала до воздушного судна. Пассажиры доставляются к воздушному судну и обратно в сопровождении дежурного.

Суд считает, что доводы ответчика и третьего лица заслуживают внимания, поскольку в соответствии с пунктом 1.2 ведомственных норм и правил технологического проектирования аэропортов (ВНТП 1-85), утвержденных Министерством гражданской авиации СССР 26.02.1986, согласованных с Госстроем СССР и ГКНТ СССР 13.02.86, № 45 -7 ДСП проектирование внеклассных аэропортов следует производить применительно к настоящим Нормам с учетом дополнительных требований, указанных в задании на проектирование. Проектирование неклассифицированных аэропортов следует производить применительно к настоящим нормам и в соответствии с «руководством по проектированию аэропортов местных воздушных линий», утвержденных МГА».

Согласно пункту 3.13. «Руководства по проектированию аэропортов местных воздушных линий», утвержденного Министерством гражданской авиации СССР от 28.11.1983 года доставка пассажиров к воздушному судну осуществляется сразу после окончания досмотра или группами по мере накопления пассажиров в зоне ожидания пункта досмотра. При нахождении воздушного судна на расстоянии свыше 70 м от авиаперрона для доставки пассажиров должен использоваться автотранспорт. При меньшем расстоянии пассажиры могут следовать пешком, но только в сопровождении.

Вышеуказанные нормы являются действующими.

Согласно схеме расстановки и организации движения воздушных судов от ДД.ММ.ГГГГ в аэропорту Оссора расстояние от авиационного перрона (аэровокзала) до места стоянки воздушного судна составляет 25 метров.

Согласно план-схеме служебной территории аэродрома Усть-Камчатск от ДД.ММ.ГГГГ расстояние от вокзала до места стоянки воздушного судна составляет 25 метров.

Согласно план-схеме служебной территории аэродрома Усть-Хайрюзово от ДД.ММ.ГГГГ расстояние от аэровокзала до места стоянки воздушного судна составляет 20 метров.

Из приложения к договору от ДД.ММ.ГГГГ на обслуживание воздушных судов между АО «Камчатское авиационное предприятие» к Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» следует, что тариф в размере 90,26 рублей установлен за транспортное средство, а не с пассажира(л.д126).

Таким образом, доставка пассажиров к месту стоянки воздушного судна и в здание аэровокзала в аэропорта Оссора, Усть-Камчатск-, Усть-Хайрюзово происходит в сопровождении дежурного по посадке, что не противоречит требованиям Воздушного кодекса РФ и Правилам № 82, иным правовым актам, регулирующим воздушные перевозки, и не нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, являющихся потребителями услуг по перевозке воздушным транспортом.

Довод прокурора о том, что при проведении проверки установлен факт включения в пассажирские тарифы сбора за доставку пассажиров к воздушному судну и от воздушного судна к зданию аэровокзала в размере 90,26 рублей не является основанием для удовлетворения требований прокурора, поскольку статья 103 Воздушного кодекса РФ и пункт 93 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Минтранса от 28 июня 2007 года № 82, не содержат требований о том, что доставка пассажиров к воздушному судну и от воздушного судна к аэровокзалу должна осуществляться автотранспортом.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности Камчатского транспортного прокурора к акционерному обществу «Камчатское авиационное предприятие»:

обязать акционерное общество «Камчатское авиационное предприятие» обеспечить доставку пассажиров к месту стоянки воздушного судна в филиалах «Аэропорт Оссора», «Аэропорт Усть-Камчатск», «Аэропорт Усть-Хайрюзово» Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82;

обязать акционерное общество «Камчатское авиационное предприятие» обеспечить доставку пассажиров в здание аэровокзала в филиалах «Аэропорт Оссора», «Аэропорт Усть-Камчатск», «Аэропорт Усть-Хайрюзово» Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 10 сентября 2016 года.

Судья Н.И.Маслова