ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1658/17 от 22.11.2017 Октябрьского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2-1658/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2017 года г. Иваново

Октябрьский районный суд города Иваново в составе:

председательствующего судьи Смирнова Д.Ю.,

при секретаре Смирновой А.Р.,

с участием истца Аксеновой О.В.,

представителя ответчика Администрации г. Иваново Смирновой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аксеновой О. В. к Администрации г. Иваново о признании акта органа местного самоуправления недействительным, возложении обязанности принять земельный участок в муниципальную собственность,

УСТАНОВИЛ:

Аксенова О.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Иваново, Департаменту социальной защиты населения Ивановской области, ТУСЗН по г. Иваново, в котором просила признать недействительным постановление Главы Администрации города Иванова от 16.04.2015 года о предоставлении в собственность бесплатно Аксеновой О.В. земельного участка по адресу: <адрес> между улицами <адрес>, городской чертой, новым направлением <адрес>, обязать Администрацию города Иванова принять в муниципальную собственность указанный земельный участок, обязать Департамент социальной защиты населения Ивановской области, ТУСЗН по г. Иваново восстановить истца в очереди на получение земельного участка. Иск мотивирован тем, что предоставленный земельный участок не пригоден для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем истец полагала постановление органа местного самоуправления по предоставлению земельного участка, нарушающим ее права.

Определением Октябрьского районного суда г. Иваново от 22.11.2017 года производство по делу было прекращено в части требований к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области, ТУЗСН по г. Иваново о возложении обязанности восстановить истца в очереди на получение земельного участка, в связи с отказом от иска.

Истец Аксенова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что земельный участок она осматривала в марте 2015 года, когда лежал снег, после оформления земельного участка выяснилось, что земельный участок заболочен и не пригоден для строительства. Истец обращалась в Администрацию г. Иваново для обмена земельного участка, однако ей было отказано.

Представитель ответчика Администрации г. Иваново Смирнова Н.М., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска по основаниям письменного отзыва, полагала, что в действиях Администрации г. Иваново в ходе предоставления истцу земельного участка каких-либо нарушений не имеется. В то же время не оспаривала факт того, что участок заболочен, ограниченно пригоден для строительства, пояснить, в связи с чем, спорный земельный участок был отнесен к категории Ж-1 не смогла.

Третье лицо Управление Росреестра по Ивановской области, извещенное о времени и месте судебного заседания, направило в суд отзыв, в котором, в том числе просило рассмотреть дело без участия своего представителя.

Заслушав истца, представителя ответчика, проверив, исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. п. «в», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.39.5 Земельного кодекса РФ (в редакции на момент предоставления истцу земельного участка) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии со ст. 1 Закона Ивановской области от 31.12.2002 года №111-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам РФ» (далее - Закон от 31.12.2002 года №111-ОЗ) гражданам (одному из родителей либо матери или отцу, осуществляющим воспитание детей без супруга или супруги), имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных (удочеренных), на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка, в собственность бесплатно предоставляются земельные участки.

Аксенова О.В. как мать, имеющая трех детей состояла на очереди для получения земельного участка по указанному основанию с января 2012 года неоднократно отказывалась от предложенных земельных участков, расположенных за пределами г.о. Иваново (л.д.51-52), что не оспаривалось сторонами.

26.03.2015 года Аксенова О.В. было дано согласие на получение бесплатно в собственность земельного участка площадью 745 кв.м по адресу: <адрес>, между улицами <адрес>, городской чертой, новым направлением <адрес> (л.д.14-15,25).

Постановлением главы Администрации г. Иваново от 16.04.2015 года вышеуказанный земельный участок, имеющий кадастровый был бесплатно предоставлен в собственность Аксеновой О.В., истец снята с учета для бесплатного предоставления земельного участка (л.д.18).

Право собственности Аксеновой О.В. на земельный участок было зарегистрировано 12.05.2015 года (л.д.11).

После регистрации права собственности Аксеновой О.В. в мае 2015 года истцом было обнаружено, что земельный участок заболочен (л.д.26-30).

ООО «Ивановский региональный проектно-изыскательский центр водного хозяйства «Ивгипроводхоз» были проведены изыскательские работы на земельном участке, по итогам которых было установлено, что отведение поверхностных вод с территории спорного земельного участка возможно при строительстве открытой проводящей сети самотечным способом, ориентировочная стоимость разработки проектной документации и проведения инженерных изысканий 266000 руб., проведения необходимых мероприятий 2200000 руб. (л.д.19-24).

Аксенова О.В. обращалась в Ивановский городской комитет по управлению имуществом Администрации г. Иваново по вопросу отмены постановления главы Администрации г. Иваново и обмена земельного участка на другой, а также в Департамент управления имущества Ивановской области, однако ее заявления удовлетворены не были, разъяснено право на обращение в суд (л.д.6-8,12-13,16-17).

Как следует из ответа Департамента управления имуществом Ивановской области от 01.09.2017 года согласно карте комплексной оценки территории Генерального плана города Иваново спорный земельный участок расположен на территории ограниченно благоприятной для строительства (с близким залеганием подземных вод (1-3 м от поверхности).

Во время рассмотрения дела специалистами Ивановского городского комитета по управлению имуществом Администрации г. Иванова 20.11.2017 года была проведена проверки, по итогам которой установлено, что на спорном земельном участке сооружения и строения отсутствуют, земельный участок заболочен, зарос кустарником, камышом.

Рассматривая исковые требования по существу, суд исходит из следующего.

Как усматривается из Закона от 31.12.2002 года №111-ОЗ во взаимосвязи с Земельным кодексом РФ для реализации гражданином права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий, в том числе по отбору земельных участков для последующего предоставления их гражданам.

По смыслу указанных нормативно-правовых актов предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства является одной из мер социальной поддержки, направленной на реализацию их жилищных прав.

Минрегионом России были разработаны и утверждены 09.09.2013 года Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.

Так согласно п. 34-35 Методических рекомендаций при установлении условий для принятия граждан, имеющих трех и более детей, на учет в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства рекомендуется принимать во внимание, что такое предоставление направлено на создание условий для реализации указанными гражданами права на жилище. При установлении порядка отбора земельных участков в целях их предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства рекомендуется принимать во внимание, что для целей жилищного строительства, в первую очередь, необходимо рассматривать земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, установленный вид разрешенного использования которых позволяет осуществлять индивидуальное жилищного строительство или которые могут быть использованы для такого строительства в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования, в том числе после изменения вида их разрешенного использования.

Как усматривается из материалов дела, Закона от 31.12.2002 года №111-ОЗ, а также нормативно-правовых актов Администрации г. Иваново, в том числе муниципальной программы «Забота и поддержка», утв. Постановлением Администрации г. Иваново от 30.10.2013 года № 2366 именно Администрация г. Иваново осуществляла формирование спорного земельного участка и последующее его предоставление истцу. Сторонами по делу данные факты не оспаривались, равно как и наличие у Администрации г. Иваново таких обязанностей.

Однако из материалов дела усматривается, что несмотря на формальное соблюдение Администрацией г. Иваново всех процедур, необходимых для формирования спорного земельного участка и предоставления его Аксеновой О.В. в собственность бесплатно, сам по себе указанный земельный участок, несмотря на его разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства, не пригоден для осуществления данных действий без существенных материальных вложений, направленных на приведение данного участка в необходимое состояние.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Суд в ходе рассмотрения дела приходит к выводу, что в результате вынесения Постановления Главы Администрации города Иванова от 16.04.2015 года о предоставлении в собственность бесплатно Аксеновой О.В. земельного участка фактически не был достигнут результат по предоставлению Аксеновой О.В. мер социальной поддержки, направленной на реализацию в будущем ее жилищных прав, путем последующего строительства дома. В этой связи, Постановление Главы Администрации города Иванова от 16.04.2015 года безусловно не соответствует ни вышеуказанным нормам действующего законодательства, ни Методическим рекомендациям, не отвечает, в том числе принципам государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, гарантированным ст. 7 Конституции РФ.

При этом необходимо отметить, что именно в задачу Администрации г. Иванова, исходя из законодательства, регламентирующего земельные и градостроительные правоотношения входит обязанность по проведению проверки пригодности земельных участков для предоставления в собственность граждан в качестве меры социальной поддержки еще на стадии формирования как земельных участков, так и их перечня.

Таким образом, учитывая, что на момент предоставления земельного участка Аксенова О.В. не могла визуально оценить пригодность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, суд приходит к выводу о необходимости восстановления прав Аксеновой О.В. путем признания недействительным постановления Главы Администрации города Иванова от 16.04.2015 года о предоставлении в собственность бесплатно Аксеновой О.В. земельного участка по адресу: <адрес> между улицами 1<адрес>, городской чертой, новым направлением <адрес> и возложении обязанности принять указанный земельный участок в муниципальную собственность.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ :

Исковые требования Аксеновой О. В. удовлетворить.

Признать недействительным постановление Главы Администрации города Иванова от 16.04.2015 года о предоставлении в собственность бесплатно Аксеновой О.В. земельного участка по адресу: <адрес> между улицами <адрес>, городской чертой, новым направлением <адрес>.

Обязать Администрацию города Иванова принять в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером площадь. 745 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> между улицами <адрес>, городской чертой, новым направлением <адрес>.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Смирнов Д.Ю.

Мотивированное решение изготовлено 27.11.2017 года.