дело № 2-1658/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 03 сентября 2018 года
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе: председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.Ф.,
при секретаре Каскинбаеве С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дюртюлинской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию «Башавтотранс» РБ об устранений нарушений законодательства о противодействии терроризму, нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Дюртюлинская межрайонная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к Государственному унитарному предприятию «Башавтотранс» РБ об устранений нарушений законодательства о противодействии терроризму, нарушений требований пожарной безопасности.
Иск мотивирован тем, чтоДюртюлинской межрайонной прокуратурой на основании п.3.6 решения заседания коллегии прокуратуры Республики Башкортостан от 19.10.2017 проведена проверка антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, включенных в реестр маршрутной сети перевозки болельщиков Кубка конфедераций по футболу FIFA2017 года и чемпионата Мира по футболу FIFA2018 года в Государственном унитарном предприятии «Башавтотранс» Республики Башкортостан, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности.
В соответствии с решением Совета Безопасности Российской Федерации от 05.12.2014, Министерством транспорта России разработан Реестр маршрутной сети перевозки болельщиков, с определением отправных, конечных и остановочных пунктов в период проведения в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA2018 года и Кубка конфедераций FIFA2017 года.
Проведенной в ГУП «Башавтотранс» РБ проверкой выявлены грубые нарушения требований Федерального закона «О транспортной безопасности» и Требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 №924 в части обеспечения антитеррористической защищенности автовокзала <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.
По результатам проведенной проверки уязвимости ДД.ММ.ГГГГ автовокзалу <адрес> (реестровый номер №) присвоена 4 категория.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральным дорожным агентством отказано в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности автовокзала ГУП «Башавтотранс» <адрес> в связи с невыполнением требований пунктов 9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортныхсредств, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, Порядка разработки планов обеспечения транспортнойбезопасносности объектов транспортнойинфраструктурыи транспортныхсредств, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
План обеспечения автовокзала <адрес> был разработан и представлен на утверждение в Федеральное дорожное агентство без учета Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязанности субъектов транспортной инфраструктуры по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры изложены в пунктах 1-9 Требований к автомобильному транспорту.
Вопреки вышеизложенным требованиям закона ГУП «Башавтотранс» РБ после вступления в силу Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ в течение месяца дополнительную оценку уязвимости автовокзала <адрес> не произвел.
План обеспечения транспортной безопасности автовокзала <адрес> дорожным агентством не утвержден, следовательно, фактически отсутствует.
С учетом Требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены следующие нарушения транспортной безопасности:
Отсутствие планов обеспечения транспортной безопасности, а также выявленные нарушения требований антитеррористической укрепленностипрепятствуют обеспечению безопасности категорированных объектов транспортной инфраструктуры, создаёт условия для возможной организации и совершения террористических актов.
Ранее ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленных нарушений заместителем прокурора Республики Башкортостан в адрес и.о. генерального директора ГУП «Башавтотранс» РБ внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Республики Башкортостан из ГУП «Башавтотранс» РБ поступил ответ, согласно которому в целях принятия мер по устранению выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности разработан и утвержден генеральным директором ГУП «Башавтотранс» РБ план мероприятий по транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов ГУП «Башавтотранс» на 2017-2018 г.г.
Между тем, по результатам настоящей проверки установлено, что нарушения, указанные в представлении, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ фактически не устранены.
В связи с чем, прокурор обратился в суд с иском и просил суд: обязать Государственное унитарное предприятие «Башавтотранс» Республики Башкортостан по вступлении решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, транспортной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей - автовокзале г.Дюртюли, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приняты уточненные исковые требования межрайонного прокурора Шакирова Д.Н., согласно которым просят разработать план обеспечения транспортной безопасности автовокзала <адрес> и представить на утверждение в Федеральное дорожное агентство с учетом Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Уфы Мурзин Р.Р., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, сроком на 1 год, поддержал уточненный иск, просило удовлетворить вы полном объеме, в отсрочке отказать.
Представитель Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» РБ ФИО1, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, просила удовлетворить уточненные исковые требования, но предоставить отсрочку до конца года.
Суд, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.
Установлено, что Дюртюлинской межрайонной прокуратурой на основании п.3.6 решения заседания коллегии прокуратуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, включенных в реестр маршрутной сети перевозки болельщиков Кубка конфедераций по футболу FIFA 2017 года и чемпионата Мира по футболу FIFA 2018 года в Государственном унитарном предприятии «Башавтотранс» Республики Башкортостан, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности.
Часть 3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006№35-Ф3 «Опротиводействии терроризму» определяет, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования по антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, учитывающие уровни безопасности для различных категорий ОТИ отражены в постановлении Правительства РФ от 14.09.2016 №924 «Об утверждении требований по обеспечении транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защите различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».
Указанное постановление является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств (п.5 Требований к автомобильному транспорту).
В соответствии с п.2 Требований к автомобильному транспорту настоящий документ применяется в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатируемых на территории Российской Федерации и отнесенных в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам, подлежащим категорированию.
Проведенной в ГУП «Башавтотранс» РБ проверкой выявлены грубые нарушения требований Федерального закона «О транспортной безопасности» и Требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ в части обеспечения антитеррористической защищенности автовокзала <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.
По результатам проведенной проверки уязвимости ДД.ММ.ГГГГ автовокзалу <адрес> (реестровый номер №) присвоена 4 категория.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральным дорожным агентством отказано в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности автовокзала ГУП «Башавтотранс» <адрес> в связи с невыполнением требований пунктов 9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортныхсредств, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, Порядка разработки планов обеспечения транспортнойбезопасносности объектов транспортнойинфраструктурыи транспортныхсредств, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п.9 Порядка при изменении требований по обеспечению транспортнойбезопасностиобъектовтранспортнойинфраструктуры и транспортных средств в месячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
В соответствии с п.9 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности изменения (дополнения) вносятся в План и представляются в компетентный орган на утверждение в течение 30 дней с момента: изменения оценки уязвимости; изменения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
План обеспечения автовокзала <адрес> был разработан и представлен на утверждение в Федеральное дорожное агентство без учета Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Вопреки вышеприведенным требованиям закона ответчик после вступления в силу постановления Правительства № в течение месяца дополнительную оценку уязвимости автовокзала <адрес> не произвел.
С учетом Требований к автомобильному транспорту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены следующие нарушения транспортной безопасности:
Отсутствие планов обеспечения транспортной безопасности, а также выявленные нарушения требований антитеррористической укрепленностипрепятствуют обеспечению безопасности категорированных объектов транспортной инфраструктуры, создаёт условия для возможной организации и совершения террористических актов.
ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленных нарушений заместителем прокурора Республики Башкортостан в адрес и.о. генерального директора ГУП «Башавтотранс» РБ внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Республики Башкортостан из ГУП «Башавтотранс» РБ поступил ответ, согласно которому в целях принятия мер по устранению выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности разработан и утвержден генеральным директором ГУП «Башавтотранс» РБ план мероприятий по транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов ГУП «Башавтотранс» на 2017-2018 г.г.
Между тем, по результатам настоящей проверки установлено, что нарушения, указанные в представлении, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ фактически не устранены.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритета мер предупреждения терроризма.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, учитывая, чтоавтовокзал <адрес> ГУП «Башавтотранс» РБ является объектом с массовым пребыванием граждан, в результате бездействия ГУП «Башавтотранс» РБ по устранению вскрытых нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, транспортной безопасности нарушаются права граждан на безопасность, суд приходит к выводу, что уточненный иск является обоснованным, так как данные меры исполнимы и отвечают требованиям законодательства.
По вопросу предоставления отсрочки перечень оснований предоставления рассрочки исполнения решения суда законом не предусмотрен, установлен лишь критерий определения таких оснований - наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления; вопрос об их наличии либо отсутствии разрешается судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. По смыслу статьи 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства. С учетом этого, при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки. Основания для рассрочки и отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом, соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.
В обоснование своего ходатайства представитель Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» РБ ФИО1 ссылается на отсутствие финансирования и длительности рассмотрения указанного вопроса.
Отказывая в удовлетворении заявленного ходатайства, суд исходит из того, что ответчиком не приведено убедительных доводов, свидетельствующих о невозможности своевременного исполнения судебного решения или наличия затруднений в его исполнении. Обстоятельств, которые давали бы суду основания предоставить отсрочку исполнения решения суда, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Дюртюлинской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию «Башавтотранс» РБ об устранений нарушений законодательства о противодействии терроризму, нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать Государственное унитарное предприятие «Башавтотранс» Республики Башкортостан по вступлении решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, транспортной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей - автовокзале <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Судья Р.Ф.Фахрутдинова