ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1659/20 от 25.11.2020 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес изъят> 25 ноября 2020 года

Судья Дербентского городского суда Республики Дагестан Гасанов ФИО7., при секретаре Касумовой ФИО5 в отсутствие сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского округа «<адрес изъят>» к ФИО2 ФИО8 и Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО «<адрес изъят>» о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> в собственность муниципального образования городской округ «<адрес изъят>»,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация городского округа «<адрес изъят>», обратилась в суд с иском к ФИО2 ФИО6 и Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО «<адрес изъят>» о расторжении договора аренды земельного участка <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером <номер изъят>, площадью 360 кв.м., признании недействительным постановления <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земель поселений <адрес изъят> в арендное пользование ФИО2 ФИО12, для размещения строительства оздоровительного комплекса», сроком на 49 лет, земельный участок площадью 360 кв.м., расположенный в кадастровом квартале <номер изъят>, а также постановление <номер изъят> от 07.06.2005г. о предварительном согласовании земельного участка, предоставляемого ФИО2 ФИО9 для размещения строительства оздоровительного комплекса, исключении (аннулировании) из ЕГРН запись о регистрации права аренды за <номер изъят>, как несоответствующие требованиям закона, мотивируя свои требования тем, что Администрацией городского округа «<адрес изъят>» было принято постановление <номер изъят> от 07.06.2005г. «О предварительном согласовании земельного участка, предоставляемого ФИО2 ФИО13 для размещения строительства оздоровительного комплекса», и постановление <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земель поселений <адрес изъят> в арендное пользование ФИО2 ФИО10, для размещения строительства оздоровительного комплекса», сроком на 49 лет, земельный участок площадью 360 кв.м., расположенный в кадастровом квартале <номер изъят>.

На основании вышеуказанного постановления <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 ФИО11 и МКУ «Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес изъят>».

Земельный участок с кадастровым номером 05:42:000052:59, входит в зону рекреации, что подтверждается генпланом <адрес изъят>, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ и правилами землепользования и застройки территории городского округа «<адрес изъят>», утвержденными решением от 11.09.2012г. <номер изъят>, что в территориальной зоне Р1-Р2-Р3 основной вид разрешенного использования рекреационного земельного участка (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения, лесопарки, пляжи, набережные).

Предоставление земельного участка конкретному лицу нарушает права и законные интересы остальных граждан, лишая равного доступа к местам отдыха и лечебных процедур.

В соответствии с пунктом 11 ст. 35 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятия физической культурой и спортом.

П.12 ст.85 Земельного Кодекса РФ определено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными скверам, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.

В соответствии со ст. 95 Земельного кодекса РФ, ст. 2 ФЗ <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях», к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Генеральным планом <адрес изъят>, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что спорные земельный участок, расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, при совокупности фактов и обстоятельств, свидетельствующие о том, что при предоставлении спорного земельного участка, нарушен установленный законом порядок его предоставления, и тем самым нарушены права муниципального образования <адрес изъят>, и неопределенного круга лиц.

Так, в силу ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным Кодексом, и федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты из оборота в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами. К землям особо охраняемых территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК РФ, ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. «Об особо охраняемых природных территориях»).

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.05.1993г. <номер изъят> установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в <адрес изъят>.

В соответствии со ст.35 ГК РФ, рекреационные зоны, предназначенные организации мест отдыха населения и включает в себя скверы, парки, городские сады, пляжи и иные объекты. Они являются землями общественных интересов населения.

В статье 1 Градостроительного кодекса РФ, закреплено понятие территории общего пользования, как территорий, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, пляжи, скверы, бульвары).

Спорный земельный участок площадью 360 кв. м. с кадастровым номером 05:42:000052:59 согласно схеме функциональных зон Генплана <адрес изъят> расположен на территории общего пользования в зоне -рекреации (парки, скверы, бульвары, набережные).

Нарушены особенности условия заключения договора аренды земельного участка. Суть и особенности договора аренды ЗУ зафиксированы в ст. 22 ЗК РФ. Согласно его нормам, арендаторами могут выступать как граждане России, так и других государств, а также лица без гражданства. Но, есть и ограничения, а именно, согласно ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут передаваться в арендное пользование, за исключением указанных в ст. 27 ЗК РФ, а данная статья гласит, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.

При наличии вышеизложенных обстоятельств, постановка на кадастровой учет, произведенная в целях последующей регистрации права на земельный участок, является незаконной, в виду чего земельный участок подлежит возвращению в муниципальную собственность.

В данном случае основания для самостоятельного принятия уполномоченным органом решения о снятии с кадастрового учета земельного участка отсутствуют, соответственно, земельный участок может быть снят с кадастрового учета только в судебном порядке в соответствии с п.5 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ.

Согласно ч.3 ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ч.1 ст. 25 3К РФ).

В силу требований ч.1 ст.26 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 Земельного Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправлениях в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).

В силу требований п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применятся другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно статье 209 ГК РФ, право распоряжения имуществом принадлежит его собственнику.

Согласно статьи 301 ГК РФ, Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно действующему законодательству оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.

Согласно ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.

По смыслу закона данная норма направлена на защиту прав и законных интересов участников гражданского оборота и соблюдение режима законности при проведении сделок.

Таким образом, предъявляя настоящие исковые требования администрация <адрес изъят> исходит также из того, что оспариваемые правоустанавливающие документы на земельный участок являются ничтожными и нарушают режим законности на территории муниципального образования городской округ «<адрес изъят>».

Представитель Дербентского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес изъят>, извещенный надлежащим образом, на судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела без их участия.

Представители управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РД, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РД, будучи надлежащим образом, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, а потому суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Представитель администрации городской округ «<адрес изъят>» ФИО3 ФИО14 извещенный надлежащим образом, на судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела без их участия.

Ответчики, извещенные надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, а потому суд, считает возможным рассмотреть дело без его участия, с учетом мнения представителя истца, в порядке заочного производства.

Проверив и исследовав материалы дела, суд считает исковые требования администрации городского округа «<адрес изъят>» подлежащими удовлетворению.

Так, представленными в деле доказательствами подтверждается, что Администрацией городского округа «<адрес изъят>» было принято постановление <номер изъят> от 07.06.2005г. «О предварительном согласовании земельного участка, предоставляемого ФИО2 ФИО17 для размещения строительства оздоровительного комплекса», и постановление <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земель поселений <адрес изъят> в арендное пользование ФИО2 ФИО15, для размещения строительства оздоровительного комплекса», сроком на 49 лет, земельный участок площадью 360 кв.м., расположенный в кадастровом квартале <номер изъят>.

На основании вышеуказанного постановления <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 ФИО16 и МКУ «Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес изъят>».

Земельный участок с кадастровым номером 05:42:000052:59, входит в зону рекреации, что подтверждается генпланом <адрес изъят>, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ и правилами землепользования и застройки территории городского округа «<адрес изъят>», утвержденными решением от 11.09.2012г. <номер изъят>, что в территориальной зоне Р1-Р2-Р3 основной вид разрешенного использования рекреационного земельного участка (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения, лесопарки, пляжи, набережные).

Предоставление земельного участка конкретному лицу нарушает права и законные интересы остальных граждан, лишая равного доступа к местам отдыха и лечебных процедур.

В соответствии с пунктом 11 ст. 35 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включатся зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятия физической культурой и спортом.

П.12 ст.85 Земельного Кодекса РФ определено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными скверам, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включатся в состав различных территориальных зон.

В соответствии со ст. 95 Земельного кодекса РФ, ст. 2 ФЗ <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях», к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Генеральным планом <адрес изъят>, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что спорный земельный участок, расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, при совокупности фактов и обстоятельств, свидетельствуют о том, что при предоставлении спорного земельного участка, нарушен установленный законом порядок его предоставления, и тем самым нарушены права муниципального образования <адрес изъят>, и неопределенного круга лиц.

В силу ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным Кодексом, и федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты из оборота в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами. К землям особо охраняемых территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 ЗК РФ, ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. «Об особо охраняемых природных территориях»).

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.05.1993г. <номер изъят> установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в <адрес изъят>.

В соответствии со ст.35 ГК РФ, рекреационные зоны предназначенные организации мест отдыха населения и включает в себя скверы, парки, городские сады, пляжи и иные объекты. Они являются землями общественных интересов населения.

В статье 1 Градостроительного кодекса РФ, закреплено понятие территории общего пользования, как территорий, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, пляжи, скверы, бульвары).

Спорный земельный участок площадью 360 кв. м. с кадастровым номером 05:42:000052:59 согласно схеме функциональных зон Генплана <адрес изъят> расположен на территории общего пользования в зоне -рекреации (парки, скверы, бульвары, набережные).

Нарушены особенности условия заключения договора аренды земельного участка. Суть и особенности договора аренды ЗУ зафиксированы в ст. 22 ЗК РФ. Согласно его нормам, арендаторами могут выступать как граждане России, так и других государств, а также лица без гражданства. Но, есть и ограничения, а именно, согласно ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут передаваться в арендное пользование, за исключением указанных в ст. 27 ЗК РФ, а данная статья гласит, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.

Пунктом 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу ч.9 ст.85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут включаться рекреационные зоны. При этом земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городским садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В соответствии с ч.5 ст.98 ЗК РФ, на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

В соответствии со ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ч.3 ст.3 ЗК РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ч.1 ст.25 ЗК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Подпункт 4 ч.2 ст.60 ЗК РФ предусматривает, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушению, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок выбыл из владения его собственника - муниципального образования ГО ""<адрес изъят>"" помимо его воли.

Согласно ч.1 ст.166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно п.1 ст.167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии с ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок является недействительной, следовательно, запись о регистрации права собственности на земельный участок следует исключить из ЕГРН, а земельный участок возвратить в муниципальную собственность.

С учетом изложенного, оценив представленные в деле доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования администрации ГО «<адрес изъят>» подлежащими удовлетворению.

В связи с удовлетворением иска администрации городского округа «<адрес изъят>», в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, с ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 300 руб., от уплаты которой истец был освобожден.

В соответствии со ст. 144 ГПК РФ, в связи с удовлетворением иска администрации ГО «<адрес изъят>»», принятые меры по его обеспечению определением Дербентского городского суда Республики Дагестан, сохраняют свое действие до исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования администрации городского округа «<адрес изъят>» - удовлетворить.

Признать недействительным постановление <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земель поселений <адрес изъят> в арендное пользование ФИО2 ФИО18, для размещения строительства оздоровительного комплекса», сроком на 49 лет, земельный участок площадью 360 кв.м., расположенный в кадастровом квартале <номер изъят>, а также постановление <номер изъят> от 07.06.2005г. о предварительном согласовании земельного участка предоставляемого ФИО2 ФИО21 для размещения строительства оздоровительного комплекса.

Расторгнуть договор аренды земельного участка <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, между ФИО2 ФИО19и МКУ «Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес изъят>».

Применить последствия недействительности сделки исключить (аннулировать) из ЕГРН запись о регистрации права <номер изъят>, как несоответствующие требованиям закона.

Взыскать с ФИО2 ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес изъят> Сулейман - <адрес изъят>а РД, в доход местного бюджета городского округа «<адрес изъят>» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Действие мер по обеспечению иска, принятых определением Дербентского городского суда Республики Дагестан снять одновременно с исполнением решения суда.

Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в Дербентский городской суд в течение семи дней со дня вручения копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

(решение составлено и напечатано в совещательной комнате).

СУДЬЯ ФИО22 ГАСАНОВ