РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
при секретаре Шелковкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием представителя истца Машурова П.А. гражданское дело № 2-1659/2016 по исковому заявлению ФИО1 к Главе муниципального образования «Богашевское сельское поселение» ФИО2, муниципальному образованию «Богашевское сельское поселение» о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов за плату,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Главе муниципального образования «Богашевское сельское поселение» ФИО2, муниципальному образованию «Богашевское сельское поселение» о признании незаконным отказа Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» ФИО2 в предоставлении в собственность земельного участка №, площадью ... кв.м, с кадастровым №, расположенного по адресу: , возложении на муниципальное образование «Богашевское сельское поселение» обязанности предоставить ей в собственность указанный земельный участок за плату без проведения торгов с определением выкупной цены в установленном законом порядке.
В обоснование заявленных требований указала, что (дата) на основании решения общего собрания ДПК «Офицеры» она была принята в состав членов кооператива, ей был распределен в пользование земельный участок №, площадью ... кв.м по адресу: . Членские паевые и целевые взносы за период с 2012 года по 2016 год ею уплачены в полном объеме. Председателем ДПК «Офицеры» ФИО3 на имя Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» ФИО2 было подано заявление о предоставлении членам ДПК «Офицеры» в собственность земельных участков для ведения дачного хозяйства. К заявлению председателя кооператива были приложены: ее заявление о предоставлении в собственность земельного участка; выписка из протокола общего собрания ДПК «Офицеры» № 12 от 17.05.2012, содержащего решение о принятии ее в члены кооператива и распределении ей в пользование земельного участка №, площадью ... кв.м; кадастровый паспорт земельного участка №. 19.12.2015 она получила ответ Главы Администрации Богашевского сельского поселения на указанное заявление от 14.12.2015 №577, которым ей отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован тем, что регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявления о предоставлении земельных участков и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в таких земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования. Поскольку списки граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков в ДПК «Офицеры», Администрацией Богашевского сельского поселения не утверждались, ей отказано в предоставлении в собственность земельного участка. Данный отказ Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» ФИО2 является незаконным, поскольку нормами действующего законодательства такое основание для отказа в предоставлении в собственность земельного участка члену дачного потребительского кооператива не предусмотрено.
Истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителей Машурова П.А. и (или) Ш.
На основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Представитель истца Машуров П.А., действующий на основании доверенности от 02.11.2016, сроком действия один год, требования ФИО1 поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что 07.09.2010 решением учредителей был создан ДПК «Офицеры», который 21.09.2010 зарегистрирован в качестве юридического лица. Постановлением Администрации Томского района № 1061-з от 15.06.2011 ДПК «Офицеры» утвержден акт выбора земельного участка для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства «Размещение ДПК «Офицеры» от 19.11.2010, предварительно согласовано место размещения ДПК «Офицеры» на земельном участке ориентировочной площадью ... га по адресу: . Постановлено образовать ДПК «Офицеры» из земель фонда перераспределения в составе земель сельскохозяйственного назначения земельный участок площадью 45 000 кв.м, для размещения ДПК «Офицеры» по адресу: , с экспликацией земель согласно приложению, согласована схема ситуационного плана земельного участка. Приложением к постановлению Администрации Томского района № 1061-з от 15.06.2011 является экспликация земельного участка по указанному адресу. 12.07.2011 земельный участок по адресу: , площадью ... кв.м, разрешенное использование «для размещения ДПК «Офицеры», с кадастровым № поставлен на государственный кадастровый учет. 14.10.2011 постановлением Администрации Томского района № 2108-з указанный земельный участок был предоставлен в аренду ДПК «Офицеры» сроком на 3 года. Постановлением Администрации Томского района № 1167-з от 24.05.2012 земельный участок с кадастровым № разделен на 170 земельных участков: 165 земельных участков - с видом разрешенного использования «для садоводства», 5 земельных участков - земли общего пользования с утверждением схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Постановлением Администрации Томского района № 2608-з от 19.09.2013 ДПК «Офицеры» право аренды на земельный участок прекращено, договор аренды земельного участка расторгнут, изменено разрешенное использование земельных участков ДПК «Офицеры», образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым № «для садоводства», на разрешенное использование - «земельные участки для ведения дачного хозяйства» по перечню согласно приложению № 1 - 165 земельных участков. Земельные участки по перечню № 2 предоставлены в собственность ДПК «Офицеры» бесплатно, земельные участки ДПК «Офицеры» по перечню № 3 - зачислены в фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения. 17.05.2012 на основании решения общего собрания дачного потребительского кооператива «Офицеры» ФИО1 была принята в состав членов ДПК «Офицеры», ей был распределен в пользование земельный участок № площадью ... кв.м по адресу: . Все членские паевые и целевые взносы за период с 2012 года по 2016 год истцом уплачены в полном объеме. Председателем ДПК «Офицеры» ФИО3 на имя Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» ФИО2 было подано заявление о предоставлении членам ДПК «Офицеры» в собственность земельных участков для ведения дачного хозяйства. К заявлению председателя кооператива, в том числе, были приложены: заявление ФИО1 о предоставлении ей в собственность земельного участка №; выписка из протокола общего собрания ДПК «Офицеры» № 12 от 17.05.2012, содержащего решение о принятии ФИО1 в члены кооператива и распределении ей в пользование земельного участка №; кадастровый паспорт земельного участка №. (дата) ФИО1 получила ответ Главы Администрации Богашевского сельского поселения от 14.12.2015 № 577, которым истцу отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что списки граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных и дачных земельных участков в ДПК «Офицеры» Администрацией Богашевского сельского поселения не утверждались. Данный отказ считает незаконным, поскольку правом распределения земельных участков обладает общее собрание членов кооператива, обязательное утверждение списков членов кооператива органом местного самоуправления не предусмотрено. Список членов ДПК «Офицеры» согласован Администрацией Томского района 19.05.2013. Споров по испрашиваемому ФИО1 земельному участку нет, обременения не зарегистрированы. Процедура предоставления земельного участка ДПК «Офицеры» не оспорена, постановление о предоставлении земельных участков ДПК «Офицеры» от 19.09.2013 № 2608-з не отменено. Полагал, что законных оснований для отказа ФИО1 как члену ДПК «Офицеры» в предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в границах данного ДПК, не имеется.
Ответчик Глава муниципального образования «Богашевское сельское поселение» ФИО2, представитель ответчика муниципального образования «Богашевское сельское поселение», представитель третьего лица – председатель ДПК «Офицеры» ФИО3, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки в суд не сообщили.
На основании ч.ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции № 10 от 30.12.2008, действующей на момент создания ДПК «Офицеры») садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Численность членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения должна быть не менее чем три человека. Учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав, утвержденный общим собранием учредителей некоммерческого объединения.
Учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ (п.п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции № 10 от 30.12.2008).
В судебном заседании установлено, что 07.09.2010 на основании решения учредителей ФИО3, М.А.В., М.О.В. создан дачный потребительский кооператив «Офицеры» (ДПК «Офицеры»), утвержден Устав ДПК «Офицеры», председателем правления кооператива избран ФИО3, что подтверждается протоколом № 1 от 07.09.2010 собрания учредителей ДПК «Офицеры»
Согласно п. 1.1 Устава ДПК «Офицеры» - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач и ведения дачного хозяйства в целях реализации своих прав на получение дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав.
19.10.2010 ДПК «Офицеры» в лице председателя кооператива ФИО3 обратился в Администрацию Томского района с заявлением № 3504-з о предоставлении земельного участка для размещения ДПК в ориентировочной площадью ... га.
22.10.2010 состоялось заседание Комиссии по выбору земельных участков для строительства (реконструкции) объектов. По результатам рассмотрения указанного заявления Комитету по земельным ресурсам (Т.) поручено в срок до 06.11.2010 запросить у заявителя выписку ЕГРЮЛ, обоснование площади испрашиваемого земельного участка, оригинал декларации о намерениях, указать источники финансирования, организовать встречу заявителя с Главой поселения (Г.), рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка для размещения ДПК «Офицеры» в перенесено на очередное заседание комиссии.
Впоследствии ДПК «Офицеры» в лице председателя кооператива ФИО3 обратился в Администрацию Томского района с заявлением об обеспечении выбора земельного участка площадью ... кв.м для размещения ДПК «Офицеры» в , испрашиваемое право на земельный участок – аренда.
На заседании, состоявшемся 12.11.2010 по вопросу рассмотрения заявления ДПК «Офицеры», в котором площадь испрашиваемого земельного участка уточнена до ... га, Комиссией по выбору земельных участков для строительства (реконструкции) объектов предварительно согласован земельный участок для размещения ДПК «Офицеры» в , ДПК «Офицеры» предложено предоставить надлежаще заверенный список членов ДПК. Комитету по земельным ресурсам (Т.) поручено подготовить акт выбора земельного участка после предоставления заявителем списка членов ДПК и письменного заключения Главы Богашевского сельского поселения о согласовании размещения ДПК в , определив последовательность согласования: 1) Глава поселения; 2) ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» (экспертное заключение на отвод земельного участка под строительство); 3) Роспотребнадзор (санитарно-эпидемиологическое заключение), далее в любой последовательности.
В печатном издании «Томское предместье» № 96 от 01.12.2010 Администрацией Томского района, Администрацией Богашевского сельского поселения было размещено объявление, которым население проинформировано о возможном предоставлении земельного участка для размещения ДПК «Офицеры» в на землях Томского района.
Из экспертного заключения на отвод земельного участка под строительство № 601 от 22.12.2010, составленного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» следует, что земельный участок, отводимый под размещение ДПК «Офицеры» по адресу: соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
Постановлением Администрации Томского района № 1061-з от 15.06.2011 ДПК «Офицеры» утвержден акт выбора земельного участка для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства «Размещение ДПК «Офицеры» от 19.11.2010, предварительно согласовано место размещения ДПК «Офицеры» на земельном участке ориентировочной площадью ... га по адресу: . Постановлено образовать ДПК «Офицеры» из земель фонда перераспределения в составе земель сельскохозяйственного назначения земельный участок площадью ... кв.м для размещения ДПК «Офицеры» по адресу: с экспликацией земель согласно приложению, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Приложением к постановлению Администрации Томского района № 1061-з от 15.06.2011 является экспликация земельного участка по адресу: , площадью ... кв.м.
12.07.2011 земельный участок по адресу: , площадью ... кв.м, разрешенное использование «для размещения ДПК «Офицеры» с кадастровым № поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 12.07.2011 № 7000/301/11-41214.
Постановлением Администрации Томского района № 2108-з от 14.10.2011 земельный участок по указанному адресу был предоставлен в аренду ДПК «Офицеры» сроком на три года,14.10.2011 между Администрацией Томского района в лице председателя Комитета по земельным ресурсам Управления по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района Т. и ДПК «Офицеры» в лице председателя кооператива ФИО3 заключен договор аренды земельного участка № 177 от 14.10.2011, земельный участок с кадастровым № по адресу: , площадью ... кв.м, разрешенное использование «для размещения ДПК «Офицеры» по акту приема-передачи передан ДПК «Офицеры».
Постановлением Администрации Томского района № 1167-з от 24.05.2012 земельный участок с кадастровым № был разделен на 170 земельных участков: 165 земельных участков - с видом разрешенного использования «для садоводства», 5 земельных участков – земли общего пользования с утверждением схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. ДПК «Офицеры» уполномочено провести комплекс работ по межеванию земельных участков с последующей постановкой земельных участков на государственный кадастровый учет.
19.05.2013 Администрацией Томского района согласован список членов ДПК «Офицеры» в количестве 165 человек, что подтверждается подписью должностного лица и печатью Администрации Томского района на соответствующем списке членов ДПК «Офицеры».
19.09.2013 Администрацией Томского района (арендодатель) и ДПК «Офицеры» (арендатор) подписано соглашение о расторжении договора аренды № 177 от 14.10.2011 с 18.09.2013 (соглашение № 119 от 19.09.2013).
На основании данного соглашения ДПК «Офицеры» принял, а Администрация Томского района передала 19.09.2013 земельный участок с кадастровым № по адресу: , площадью ... кв.м, разрешенное использование «для размещения ДПК «Офицеры».
19.09.2013 Глава Администрации Томского района ФИО4, рассмотрев заявления ДПК «Офицеры», граждан - членов ДПК «Офицеры» о предоставлении в собственность земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым №, учитывая постановление Администрации Томского района от 24.05.2012 № 1167-з, принимая во внимание пункт 1.1 Устава ДПК «Офицеры», руководствуясь ст.ст. 28, 46 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» постановил прекратить ДПК «Офицеры» право аренды на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, площадью ... кв.м по адресу: для размещения ДПК «Офицеры», расторгнув договор аренды земельного участка от 14.10.2011 № 177, что подтверждается постановлением Администрации Томского района № 2608-з от 19.09.2013.
Указанным постановлением Администрации Томского района изменено разрешенное использование земельных участков ДПК «Офицеры», образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым № «для садоводства», на разрешенное использование – «земельные участки для ведения дачного хозяйства» по перечню согласно приложению № 1 (165 земельных участков).
Земельные участки по перечню № 2 предоставлены в собственность ДПК «Офицеры» бесплатно, земельные участки ДПК «Офицеры» по перечню № 3 - зачислены в фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции №69 от 23.07.2013) порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (п.п. 1, 2 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции № 69 от 23.07.2013, действующей на день вынесения постановления от 19.09.2013 № 2608-з).
В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пп.1 п. 3 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов в соответствии с уголовным, административным, гражданским и земельным законодательством осуществляется посредством признания их прав.
Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (п. 1 ст.14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пп. 3 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пп. 3 п. 2, п. 3 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно приказу Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» к заявлению о приобретении земельного участка по основанию, предусмотренному пп. 3 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации прикладываются следующие документы: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП, документ, подтверждающий членство заявителя в некоммерческой организации, решение органа некоммерческой организации о распределении земельного участка заявителю (п. 3 Перечня). Иные документы, перечисленные в п. 3 Перечня запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Судом установлено, что ДПК «Офицеры» на основании постановления Администрации Томского района № 2608-з от 19.09.2013 предоставлено 165 земельных участков, разрешенное использование которых изменено с разрешенного использования «для садоводства» на разрешенное использование «для ведения дачного хозяйства», образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым №, площадью ... кв.м, разрешенное использование «для размещения ДПК «Офицеры». 44 гражданам-членам ДПК «Офицеры» земельные участки были переданы в собственность за плату (приложение № 4, приложение № 5 постановления Администрации Томского района №2608-з от 19.09.2013).
Из представленных в дело документов следует, что 17.05.2012 на основании решения общего собрания ДПК «Офицеры» ФИО1 была принята в члены ДПК «Офицеры», ей был распределен в пользование земельный участок по адресу: , участок №, площадью ... кв.м, что подтверждается протоколом общего собрания ДПК «Офицеры» № 12 от 17.05.2012, списком членов ДПК «Офицеры», принятых в кооператив с закреплением участков, утвержденным 17.05.2012 (приложение № 1 к протоколу), адресной справкой.
17.05.2012 истцу выдана членская книжка садовода. Как следует из справки от 25.05.2015, выданной председателем ДПК «Офицеры» ФИО3, членской книжки все членские и паевые взносы за период с 2012 года по 2016 год истцом как членом ДПК «Офицеры» уплачены.
Заключением председателя правления ДПК «Офицеры» также подтверждено членство ФИО1 в ДПК «Офицеры» и закрепление за ней земельного участка № площадью ... кв.м, с кадастровым №, расположенного в границах ДПК «Офицеры».
Согласно п.п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции № 10 от 30.12.2008) учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ. Данные положения закона нашли свое отражение в Уставе ДПК «Офицеры» (п. 4.3, 4.4 Устава).
Таким образом, ФИО1 была принята в члены ДПК «Офицеры» в соответствии с действующим на тот момент законодательством.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 27.10.2016 №7000/301/16-203558 следует, что земельный участок с кадастровым №, площадью ... кв.м, испрашиваемый истцом, образован из земельного участка с кадастровым №. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 27.03.2013 и расположен по адресу: .
В июне 2015 года председателем ДПК «Офицеры» ФИО3 на имя Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» ФИО2 подано заявление о предоставлении членам ДПК «Офицеры» в собственность земельных участков для ведения дачного хозяйства по адресу: , в том числе заявление ФИО1 (вх. № 03-13з/188 от 17.06.2015).
Письмом Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» ФИО2 от 14.12.2015 № 577 ФИО1 отказано в предоставлении в собственность земельного участка со ссылкой на положения ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», поскольку списки граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков в ДПК «Офицеры» Администрацией Богашевского сельского поселения не утверждались.
Данный отказ истец считает незаконным, поскольку действующим законодательством не предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении в собственность земельных участков членам дачного кооператива, находящихся у них в пользовании и расположенных в границах данного кооператива.
При разрешении требования о признании отказа Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» ФИО2 в предоставлении в собственность истца земельного участка суд принимает во внимание, что полномочия по распоряжению земельными участками перешли к Администрации Богашевского сельского поселения с 01.03.2015, тогда как земельные участки предоставлялись ДПК «Офицеры» 19.09.2013, следовательно, списки членов кооператива, которому такие земельные участки предоставлялись до 01.03.2015, не должны были утверждаться Администрацией Богашевского сельского поселения, вместе с тем в оспариваемом ответе от 14.12.2015 указано именно на это основание в качестве отказа в предоставлении в собственность истцу испрашиваемого земельного участка.
В силу действующего законодательства после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения данное объединение осуществляет свою внутреннюю деятельность на основании устава. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы: прием в члены такого объединения и исключение из его членов; утверждение списков членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории. Кроме того, действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не предусматривает утверждение органом местного самоуправления списков граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, члены таких объединений имеют равное право на получение в собственность земельных участков, расположенных в пределах территории данных объединений.
Таким образом, указание в письме от 14.12.2015 № 577 на то, что истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в пределах территории ДПК «Офицеры», поскольку Администрацией Богашевского сельского поселения не утверждались списки граждан, имеющих преимущественное право на получение земельных участков в ДПК «Офицеры», незаконно.
Исходя из смысла Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» условиями для предоставления земельного участка в собственность гражданина являются: членство в некоммерческом объединении, распределение земельного участка члену некоммерческого объединения на основании решения общего собрания членов некоммерческого объединения, расположение земельного участка в пределах территории данного некоммерческого объединения.
Суд учитывает, что земельный участок с кадастровым №, площадью ... кв.м был предоставлен ДПК «Офицеры» изначально для размещения кооператива и ведения гражданами дачного хозяйства, список членов ДПК «Офицеры» был согласован Администрацией Томского района 19.05.2013, перечень № 2 постановления включает в себя 165 земельных участков, переданных ДПК «Офицеры» и подлежащих последующей передаче в собственность членам кооператива, поскольку на дату вынесения постановления Администрации Томского района № 2608-з от 19.09.2013 земельные участки, в том числе земельный участок истца, были поставлены на государственный кадастровый учет, распределены между членами ДПК «Офицеры» в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым №, в том числе указанные в приложении №3 к постановлению Администрации Томского района № 2608-з от 19.09.2013, были закреплены за ДПК «Офицеры» и должны предоставляться членам данного кооператива.
Сведений о зарегистрированных правах на испрашиваемый истцом земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Томской области от 24.10.2016 № 70/029/001/2016-7128.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, тот факт, что в судебном заседании отказ Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» ФИО2, изложенный в ответе от 14.12.2015 № 577 в предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка № признан незаконным, истец является членом ДПК «Офицеры», спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства», каких-либо обременений или ограничений в отношении спорного земельного участка не зарегистрировано, основания, предусмотренные ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов отсутствуют, земельный участок используется истцом по целевому назначению, находится в пределах территории ДПК «Офицеры», суд приходит к выводу об удовлетворении требования ФИО1 о возложении обязанности на муниципальное образование «Богашевское сельское поселение предоставить в собственность указанный земельный участок за плату без проведения торгов с определением выкупной цены в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым в силу ст. 94 ГПК РФ относятся, в том числе: расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
При подаче иска ФИО1 уплачена государственная пошлина в размере 7 135 рублей 97 копеек, что подтверждается чек-ордером ПАО «Сбербанк России» Сбербанк Онлайн от 02.11.2016, которая подлежит взысканию с муниципального образования «Богашевское сельское поселение» за счет средств казны муниципального образования «Богашевское сельское поселение» в пользу ФИО1, поскольку требования истца удовлетворены в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Таким образом, при определении разумности понесенных стороной расходов на оплату услуг представителя в каждом случае суд исходит из конкретных обстоятельств дела, а также учитывает принцип свободы договора, в силу которого сторона может заключить договор со своим представителем на оказание юридических услуг на любую сумму, однако это не должно нарушать принцип справедливости, и умалять права другой стороны.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении настоящего гражданского дела интересы истца ФИО1 представлял адвокат Машуров П.А., действовавший на основании доверенности от 02.11.2016, сроком действия один год.
В суд представлено соглашение об оказании юридической помощи по гражданскому делу (договор поручения) от 21.11.2016, заключенное между адвокатским кабинетом Машурова П.А. (поверенный) и ФИО1, по условиям которого поверенный принимает на себя выполнение всех предусмотренных законом действий, направленных на оказание юридической помощи доверителю в суде по гражданскому делу по иску ФИО1 к Главе муниципального образования «Богашевское сельское поселение», муниципальному образованию «Богашевское сельское поселение» о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность: изучить представленные доверителем материалы и судебную практику по данной категории дел, разработать совместно с доверителем позицию по делу, по мере необходимости составить заявление (запрос) об истребовании необходимых документов, составить исковое заявление, письменные объяснения по делу, представлять интересы доверителя в суде первой инстанции.
В соответствии с пп. «в» п. 2.2 соглашения ФИО1 оплатила услуги представителя в размере 20 000 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № 03 от 21.11.2016.
Как видно, объем правовой помощи истцу со стороны представителя Машурова П.А. состоял в следующем: составление искового заявления, письменных объяснений, ходатайства о взыскании судебных расходов, заявление ходатайства о приобщении письменных доказательств к делу, участие в подготовке дела к судебному разбирательству (13.12.2016), в одном судебном заседании в суде первой инстанции (30.12.2016).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, количество судебных заседаний, в которых принял участие представитель истца, объем и сложность дела, характер рассматриваемого спора и категорию дела, объем доказательной базы по данному делу, продолжительность судебного разбирательства и его результат, исходя из соблюдения баланса интересов участников процесса, соотношения расходов с объемом защищаемого права суд с учетом принципов разумности и справедливости считает необходимым взыскать с муниципального образования «Богашевское сельское поселение» за счет казны муниципального образования «Богашевское сельское поселение» в пользу ФИО1 расходы на оплату услуг представителя Машурова П.А. в размере 5 000 рублей.
Истец также просила взыскать с ответчика в ее пользу расходы на оплату государственной пошлины за получение сведений из ЕГРП о земельном участке с кадастровым № в размере 200 рублей.
В материалы дела ФИО1 было представлено уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от 27.10.2016 № 70/029/001/2016-7128 о земельном участке с кадастровым №. В подтверждение уплаты государственной пошлины за получение информации из ЕГРП в размере 200 рублей ФИО1 представлен чек-ордер ОАО «Сбербанк России» от 21.10.2016.
Суд признает расходы истца, связанные с получением сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним необходимыми, связанными с рассмотрением настоящего дела и подлежащими взысканию с муниципального образования «Богашевское сельское поселение» за счет казны муниципального образования «Богашевское сельское поселение» в пользу ФИО1
Разрешая вопрос о взыскании расходов по нотариальному удостоверению доверенности представителя истца, суд приходит к следующему.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц (статья 94 ГПК РФ). Расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Как видно из содержания доверенности, выданной ФИО1 на имя Машурова П.А., удостоверенной 02.12.2016 нотариусом Томского городского нотариального округа К., истец уполномочила Машурова П.А. представлять ее интересы в любых органах и организациях, перед любыми физическими и юридическими лицами по вопросу получения любых необходимых для слушания дела в суде по иску к Главе муниципального образования «Богашевское сельское поселение», муниципальному образованию «Богашевское сельское поселение» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка, возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок, расположенный по адресу: с правом представлять и получать любые документы, а также представлять ее интересы в судах всех инстанций, на всех стадиях судебного процесса, в том числе в кассационной, апелляционной, надзорной инстанциях. Указание на представление интересов ФИО1 в суде исключительно по настоящему гражданскому делу данная доверенность не содержит, в связи с чем суд не находит оснований для взыскания с ответчика в пользу истца расходов, связанных с нотариальным удостоверением доверенности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление ФИО1 к Главе муниципального образования «Богашевское сельское поселение» ФИО2, муниципальному образованию «Богашевское сельское поселение» о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов за плату удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главы муниципального образования «Богашевское сельское поселение» ФИО2 в предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка №, площадью ... кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: .
Обязать муниципальное образование «Богашевское сельское поселение» предоставить ФИО1 в собственность за плату без проведения торгов земельный участок №, площадью ... кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: , с определением выкупной цены в установленном законом порядке.
Взыскать с муниципального образования «Богашевское сельское поселение» за счет казны муниципального образования «Богашевское сельское поселение» в пользу ФИО1 расходы на оплату государственной пошлины в сумме 7 135 рублей 97 копеек, расходы на оплату услуг представителя в сумме 5 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины за получение сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в сумме 200 рублей.
В удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов в остальной части ФИО1 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ М.О. Осмольская