ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1659/2023 от 23.08.2023 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

ДЕЛО № 2-1659/2023

УИД 42RS0009-01-2023-000627-04

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Кемерово 23 августа 2023 года

Центральный районный суд города Кемерово, в составе председательствующего судьи Килиной О.А.

при секретаре Прокудиной Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Беловского муниципального органа, Обществу с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» об обязании совершить действия, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Беловского муниципального органа, Обществу с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (далее по тексту – ООО «Энергоресурс»), в котором с учетом последующих уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ, просит:

1. Обязать Администрацию Беловского муниципального округа с момента вступления решения суда в законную силу поставить на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области спорный участок сети теплоснабжения «от колодца жилого ... до жилого ...» (включая колодец).

2. Обязать Администрацию Беловского муниципального округа с момента вступления решения суда в законную силу определить для спорного участка тепловой сети ООО «Энергоресурс», в качестве теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

3. Обязать ООО «Энергоресурс» произвести ремонт сетей отопления и горячего водоснабжения центральной сети отопления ... (восстановление тепловой изоляции теплосети): «... от пункта насосной тепловой станции до колодца жилого дома ...» и «от колодца жилого ... до ...» (включая колодец), в порядке и в сроки, предусмотренные Концессионным соглашением ### от **.**.****.

4. Обязать ООО «Энергоресурс» заключить с истцом ФИО1, Договор теплоснабжения и поставки горячей воды, расположенного по адресу: ....

5. Определить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей теплоснабжения, с помощью которой осуществляется поставка теплоснабжения и горячей воды к дому, расположенному по адресу: .... следующим образом:

к эксплуатационной ответственности истца ФИО1, отнести внутридомовые сети жилого дома по адресу: ... от индивидуального узла учета тепловой энергии, включая данный узел;

к эксплуатационной ответственности ООО «Энергоресурс» отнести сети до индивидуального узла учета тепловой энергии, установленного в жилом доме по адресу: ....

6. Взыскать с Администрации Беловского муниципального округа в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 600 рублей.

7. Взыскать с ООО «Энергоресурс» в пользу истца ФИО1, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 900 рублей (Том 4 л.д. 35-37).

Требования обоснованы тем, что с **.**.**** истец является собственником благоустроенного индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ..., который был подключен к системе центрального отопления и водоснабжения до момента его сдачи в эксплуатацию. С **.**.**** года истец получает коммунальные услуги ненадлежащего качества, в связи с чем, ФИО1 неоднократно обращалась к ответчикам, однако, ее требования удовлетворены не были.

Определениями Центрального районного суда г. Кемерово (протокольная форма) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, МУП «ЖКХ «Беловский район» Беловского муниципального района, ПАО «Банк УралСиб».

В судебном заседании истец ФИО1 не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители истца ФИО1 - ФИО6 и ФИО7, действующие на основании нотариальной доверенности от **.**.**** (Том 1 л.д. 17), уточненные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Энергоресурс» ФИО8, действующая на основании доверенности от **.**.****, против удовлетворения уточненных исковых требований возражала по доводам, изложенным в отзывах, приобщенных к материалам дела (Том 1 л.д. 132-141; Том 3 л.д. 90-104).

Представитель ответчика Администрации Беловского муниципального округа ФИО9, действующая на основании доверенности от **.**.**** (Том 1 л.д. 119), против удовлетворения уточненных исковых требований возражала в полном объеме, о чем представила письменные возражения (Том 2 л.д. 20-22; Том 3 л.д. 105-108; Том 4 л.д. 22-23).

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, МУП «ЖКХ «Беловский район» Беловского муниципального района, ПАО «Банк УралСиб» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив письменные материалы дела, заслушав мнение участников процесса, показания допрошенных в ходе рассмотрения дела свидетелей, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Положения ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, **.**.**** между ФИО1, ФИО2 и ПАО «Банк УралСиб» (ранее ОАО «Банк УралСиб) был заключен договор ### купли продажи жилой недвижимости, в соответствии с которым в общую совместную собственность ФИО1 и ФИО2 был передан жилой дом, общей площадью 142,4 кв.м., расположенный по адресу: ..., кадастровый ###, а также земельный участок, общей площадью 602,86 кв.м., расположенный по адресу: ..., кадастровый ### (Том 1 л.д. 18-20, 21).

Объект недвижимости – жилой дом, общей площадью 142,4 кв.м., расположенный по адресу: ..., кадастровый ###, находится на момент рассмотрения гражданского дела в единоличной собственности истца ФИО1, которая значится в нем зарегистрированной (Том 1 л.д. 22-24; 15-16; 123-126; Том 2 л.д. 16-20).

С момента приобретения дома, то есть с **.**.**** и до настоящего времени ООО «Энергоресурс», через тепловую сеть предоставляет истцу коммунальные услуги, как по теплоснабжению, так и по горячему водоснабжению, за что взимает плату.

Письменный договор между истцом и ответчиком ООО «Энергоресурс» отсутствует.

В ходе рассмотрения дела истец указала, что с **.**.**** года коммунальные услуги предоставлялись ненадлежащего качества, температура воздуха в жилом помещении составляла менее 14 градусов в зимний период, низкая температура теплоносителя обусловлена ненадлежащим состоянием сети. В связи с этим истец неоднократно обращалась к ответчикам, но получала отказ, так как, по мнению ответчиков, тепловая сеть, через которую осуществлено подключение дома истца, является частной врезкой (самовольным подключением) и должна обслуживаться истцом самостоятельно.

Возражения ответчиков по делу основаны на этой же позиции.

В соответствии с Законом Кемеровской области - Кузбасса от 15.02.2021 N 18-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Беловского муниципального района" (принят Законодательным Собранием Кемеровской области - Кузбасса 05.02.2021) Беловский муниципальный район был преобразован в Беловский муниципальный округ.

Решением Совета народных депутатов Беловского муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса от 28.09.2021 года № 9 «О вопросах правопреемства органов местного самоуправления» определено, что администрация Беловского муниципального округа является правопреемником в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Кемеровской области – Кузбасса, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами органа местного самоуправления Старопестеревского сельского поселения (том 3 л.д. 109-114, 115-116).

Таким образом, ответчик Администрация Беловского муниципального округа наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе, в ..., где распложен жилой дом ФИО1

Кроме того, **.**.**** между Муниципальным образованием Беловский муниципальный округ, в лице Управления жизнеобеспечения населенных пунктов администрации Беловского муниципального округа (УЖНП администрации Беловского муниципального округа) (концедент) и ООО «Энергоресурс» (концессионер) было заключено концессионное соглашение ### в отношении централизованных систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем, находящихся в собственности муниципальных образований, по условиям которого ООО «Энергоресурс» осуществляет производство, передачу, распределение тепловой энергии, горячей воды, с использованием объектов соглашения и иного имущества, на территории муниципального образования Беловский муниципальный округ (Том 1 л.д. 145-212; 142-144).

Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Таким образом, ООО «Энергоресурс» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность на территории Беловского муниципального округа.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводы, что исковые требования ФИО1 предъявлены к надлежащим ответчика в рамках рассматриваемых правоотношений по данному гражданскому делу.

Ответчик ООО «Энергоресурс», заявляя о незаконном подключении теплопотребляющих установок и тепловых сетей жилого дома ФИО1 в центральную тепловую сеть поселка, и ссылаясь на самовольную врезку тепловых сетей жилого дома в центральную тепловую сеть поселка, ссылается на нежелание ФИО1 заключать с ответчиком договор о предоставлении коммунальных услуг в жилом доме и оформлять проекты систем теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения и документы, подтверждающие согласование технологического подключения систем отопления и холодного водоснабжения жилого дома к тепловой сети и сетям водовода ....

Данные доводы ответчика суд находит необоснованными, поскольку само по себе отсутствие у истца договора о предоставлении коммунальных услуг в жилом доме и проектов систем теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения, документов, подтверждающих согласование технологического подключения систем отопления и холодного водоснабжения жилого дома к тепловой сети и сетям водовода ..., не свидетельствует о самовольном подключении теплопотребляющих установок к тепловым сетям. Обратного в материалы дела суду не представлено.

Из материалов дела следует, что **.**.**** жилой дом истца, расположенный по адресу: ..., был принят в эксплуатацию, о чем составлен акт приемки в эксплуатацию законченного строительством жилого дома и хозяйственных построек, утвержденный распоряжением Администрации Беловского района ### от **.**.**** (Том 1 л.д. 26-27) в установленном на тот момент законом порядке. Кроме того, в материалах дела имеется Выписка из распоряжения Администрации Беловского района от **.**.****### «Об утверждении актов государственной комиссии о приемке законченных строительством индивидуальных жилых домов», согласно которому утвержден акт государственной комиссии от **.**.**** о приемке в эксплуатацию жилого дома в кирпичном исполнении по индивидуальному проекту жилой площадью 68,7 кв.м., общей площадью 142,4 кв.м, построенного ФИО10 в ... (Том 1 л.д. 25, Том 3 л.д. 127-133). Доказательств обратного в материалы дела ответчиками не представлено.

Строительство жилого дома осуществлялось с **.**.**** года по **.**.**** год. То есть в тот же период, когда осуществлялось строительство центральной системы отопления в ... (**.**.**** год).

Согласно акта индивидуальный жилой дом оснащен следующим инженерным оборудованием: отопление центральное, водоснабжение центральное и т.д.

Из Ответа БТИ ### от **.**.**** следует, что первичная инвентаризация жилого дома истца ### проведена **.**.****, последующие текущие инвентаризации осуществлены **.**.**** и **.**.****.

Технический паспорт по состоянию на **.**.**** и **.**.**** представляет собой единый документ, с добавленными в разный период времени разделами. То есть, после инвентаризации **.**.****, **.**.**** проведена текущая инвентаризация путем внесения сведений в уже существующий технический паспорт (Том 3 л.д. 46-63161-165, 182-193, 194 – 199, 225-251).

Согласно раздела «V. Характеристика помещений жилого дома» технического паспорта, полезная площадь жилого дома по состоянию на **.**.**** год составляет 142,4 кв.м. В соответствии с разделом «IV. Благоустройство строения – кв.м. полезной площади», электроосвещение осуществлено на 142,4 кв.м., равно как и центральное отопление, водопровод, канализация.

Таким образом, надлежащими доказательствами по делу подтверждено, что жилой дом истца (на дату его ввода в эксплуатацию) был подключен к системе центрального отопления и водоснабжения.

Суд считает необоснованными доводы ответчика ООО «Энергоресурс» о том, что внесение сведений в технический паспорт осуществляется на основании физического осмотра объекта строительства, без анализа иной технической документации, так как исходя из представленного технического паспорта по состоянию на **.**.**** и **.**.****, данные в него вносились, в том числе, на основании акта приемки в эксплуатацию законченного строительством жилого дома и хозяйственных построек, утвержденного распоряжением Администрации Беловского района ### от **.**.****.

Также установлено, что дома ..., ... по ... (соседние дома к дому истца) оснащены центральным отоплением, водопроводом, канализацией, что подтверждено в ходе рассмотрения дела свидетельскими показаниями.

При этом, право собственности на участок сетей теплоснабжения «... от пункта насосной тепловой станции до колодца жилого дома ...» (общей для трех домов ..., ..., ... по ...) кадастровый ### зарегистрировано Администрацией Беловского муниципального округа **.**.**** за ### (Том 1 л.д. 142-144).

Участки тепловых сетей, непосредственно сопряженные с указанными жилыми домами, в муниципальную собственность не приняты, в качестве бесхозяйный на учет не поставлены, теплоснабжающей организацией не обслуживаются, равно как и колодцы, которые входят в систему теплоснабжения.

При этом, согласно Выписки из ЕГРП объект (участок сетей теплоснабжения) введен в эксплуатацию (закончен строительством) в **.**.**** году.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО11 суду пояснил, что является собственником жилого ..., в ..., соседствующего с истцом. С момента покупки дома он оплачивает услуги по центральному отоплению и горячему водоснабжению. О том, что его дом, по мнению ООО «Энергоресурс» не оснащен центральными коммуникациями не мог знать, так как никаких требований ООО «Энергоресурс» не предъявляло, напротив, обслуживает тепловую сеть и взимает плату за предоставленный ресурс, задолженности по оплате коммунальных услуг он не имеет. Ему известно, что, когда он приобретал свой дом в **.**.**** году, в ... (в настоящее время дом истца) уже были проведены все центральные коммуникации, никаких переустройств или реконструкций тепловой сети с **.**.**** года не производилось.

Показания свидетеля ФИО11 не противоречат, по мнению суда, показаниям истца и третьих лиц, а потому их суд принимает во внимание при вынесении решения по делу.

Суд критически относится к представленному ООО «Энергоресурс» акту ### от **.**.**** об обнаружении несанкционированной врезки тепловой сети (ввода) в центральную теплосеть, так как указанный документ составлен единолично ответчиком, истцом не подписан, в его адрес не был направлен (Том 3 л.д. 221-227А).

До того момента, как истец ФИО1, не стала предъявлять претензии к ООО «Энергоресурс» относительно качества поставляемого коммунального ресурса, со стороны эксплуатирующих организаций не заявлялось о самовольном подключении жилого дома, а после составления акта ### от **.**.****, никаких мер к абоненту, в связи с несанкционированным подключением, не применялось.

Истцом представлены выписки по лицевому счету за период с **.**.**** год, из которых следует, что начисление платы ООО «Энергоресурс» и оплата истцом производились за следующие коммунальные услуги: «канализация в домах с водопроводом гор. водоснабжение ваннами (население)»; «горячее водоснабжение в домах с водопроводом гор. водоснабжение ваннами (население)»; «холодное водоснабжение в домах с водопроводом гор. водоснабжение ваннами (население)»; «отопление по норме»; «вывоз мусора в частных домах (с центральным отоплением) (Том 3 л.д. 151-155).

**.**.**** ООО «Энергоресурс» проведена поверка прибора учета, он принят на коммерческий учет ООО «Энергоресурс».

Также суд учитывает, что решением Центрального районного суда г.Кемерово по делу ### от **.**.****, вступившим в законную силу **.**.**** и имеющим преюдициальное значение для настоящего спора в силу положений ст. 61 ГПК РФ в удовлетворении исковых требований ООО «Энергоресурс» к ФИО1 о признании незаконным подключения в центральную тепловую сеть, возложении обязанности отключить от центральных тепловых сетей теплопотребляемые установки и тепловые сети жилого дома отказано в полном объеме (Том 2 л.д. 228-236Б).

Учитывая изложенное, а также разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в п. 9 Обзора Судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации **.**.****, суд приходит к выводу, что жилой дом истца был подключен к системе центрального отопления и водоснабжения до момента его сдачи в эксплуатацию, а теплоснабжающая организация – ООО «Энергоресурс», с момента начала предоставления коммунальных услуг истцу, была осведомлена о подключении абонента к центральной сети водоснабжения, водоотведения и отопления.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ организация теплоснабжения в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов.

Следовательно, органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

На основании ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченного органа исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

В течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения (далее - организация по содержанию и обслуживанию), если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения. Бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения.

В связи с указанным, при выявлении на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа бесхозяйных тепловых сетей, а равно тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, орган местного самоуправления становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации.

При этом выявление бесхозяйных тепловых сетей должно производиться не только по заявлениям заинтересованных лиц в случае аварии, но и в порядке каждодневной работы муниципальных органов. Исполняя социально значимые функции по организации нормального теплоснабжения населения, муниципальные органы должны были полностью установить всю тепловую систему поселения и определить теплосетевые организации для их обслуживания.

Материалами дела подтверждается, что спорный участок тепловой сети относится к объектам инженерной инфраструктуры муниципального образования и к ней подключены потребители, в связи с чем обязанностью органа местного самоуправления является принятие бесхозяйных тепловых сетей в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.

Доводы ответчика Администрации Беловского муниципального округа о том, что бремя содержания и обслуживания спорной сети теплоснабжения, а также колодца, должны нести собственники земельных участков, на территории которых они расположены (собственники домов ..., ... по ...) не соответствуют действующему законодательству, установленным по делу обстоятельствам и не могут быть приняты во внимание.

Право собственности на участок сетей теплоснабжения «... от пункта насосной тепловой станции до колодца жилого дома ...» (общей для трех домов ..., ..., ... по ...) кадастровый ### зарегистрировано Администрацией Беловского муниципального округа **.**.**** за ###.

При этом, сторонами по делу не оспаривается, что данный участок сетей проходит через земельный участок истца, закончен строительством в **.**.**** году, поставлен на учет лишь в **.**.**** году, а на обслуживание передан только в **.**.**** году.

Администрация Беловского муниципального района в письме ### от **.**.****, направленному в ответ на обращение ФИО1 указала, что по вопросу принадлежности участка тепловых сетей администрацией Старопестеревского сельского поселения начато оформление бесхозного участка теплотрассы от теплового пункта до жилого дома по ... в ... в собственность. После оформления участок будет передан на обслуживание теплоснабжающей организации ООО «Энергоресурс».

Однако, участки тепловых сетей, непосредственно сопряженные с жилыми домами ..., ..., ... по ..., до настоящего времени, в муниципальную собственность не приняты, в качестве бесхозяйных на учет не поставлены, теплоснабжающей организацией не обслуживаются, равно как и колодцы, которые входят в систему теплоснабжения.

Также суд не принимает доводы ответчика Администрации Беловского муниципального округа о необоснованности иска, поскольку для признания тепловых сетей бесхозяйными должен быть установлен единственный и достаточный признак – отсутствие эксплуатирующей такие сети организации, при этом не могут считаться собственниками указанной тепловой сети лица, получающие с ее использованием тепловую энергию.

Доводы ответчиков основаны на ошибочном толковании норм права, поскольку предметом требования заявителя по настоящему делу выступило, в том числе, бездействие органа муниципального образования, выразившееся в необеспечении оформления документов на бесхозяйный участок сети теплоснабжения и неопределении теплосетевой организации для осуществления содержания и обслуживания указанного объекта. Требования истца направлены на защиту его нарушенных прав и законных интересов.

По акту приема-передачи бесхозяйных объектов теплоснабжения от **.**.**** Администрация Старопестеревского сельского поселения передала, а ООО «Энергоресурс» приняло объекты теплоснабжения, в том числе тепловые сети ..., протяженностью 6 км., балансовой стоимостью 18555 659,44 руб., остаточной стоимостью 11044 681,44 руб., расположенные по адресу: ... (Том 1 л.д. 210-212).

В соответствии с актом приема-передачи объектов (перечень объектов концессионного соглашения) от **.**.**** ООО «Энергоресурс» приняло объекты системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства на территории Беловского муниципального округа, в том числе, тепловые сети «от пункта насосной тепловой станции до колодца жилого дома ...» (п. 75) (Том 3 л.д. 23-27).

Согласно Концессионного соглашения ### от **.**.****, Концессионер (ООО «Энергоресурс») обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях соглашения: обеспечить реконструкцию и ввод в эксплуатацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать Концеденту (Администрация Беловского муниципального округа); обеспечить технологически исправное содержание объекта соглашения и осуществлять их эксплуатацию (п. 1.1 Концессионного соглашения). Срок действия соглашения определен до **.**.**** (п. 3.1 Концессионного соглашения).

Таким образом, ООО «Энергоресурс» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность на территории Беловского муниципального округа, а тепловые сети, принятые ООО «Энергоресурс», непосредственно соединены с бесхозяйной тепловой сетью, в отношении которой истцом заявлены требования.

Суд считает подлежащими удовлетворению требования истца об обязании Администрации Беловского муниципального округа с момента вступления решения суда в законную силу поставить на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области спорный участок сети теплоснабжения «от колодца жилого ... до жилого ...» (включая колодец); об обязании Администрации Беловского муниципального округа с момента вступления решения суда в законную силу определить для спорного участка тепловой сети ООО «Энергоресурс», в качестве теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Из объяснений сторон и письменных материалов дела следует, что ФИО1 с **.**.**** года неоднократно обращалась к ответчикам с претензиями на предоставление некачественной услуги по поставке тепловой энергии в течение всего отопительного сезона.

Из Протокола лабораторных измерений физических факторов окружающей среду Территориального отдела Роспотребнадзора по Кемеровской области – Кузбассу ### от **.**.**** следует, что параметры температуры в жилом доме истца во всех точках ниже допустимых норм (Том 1 л.д. 71, 72-73).

**.**.**** прокуратурой Беловского района в адрес истца направлено письмо, из содержания которого следует, что тепловые сети в ... бесхозные не соответствуют нормативным требованиям, на имя главы Беловского муниципального округа вынесено представление, сведения об исполнении представления в материалах дела отсутствуют, ответчиками не представлены (Том 1 л.д. 78, 72-73).

Также, в материалах дела находится письмо прокуратуры Беловского района ### от **.**.****, из которого следует, что в ходе проводимых проверок **.**.****, **.**.**** установлена низкая температура горячей воды в местах водоразбора в жилом доме истца, что не соответствует СанПиН 2.1.3684-21«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Сторонами не оспаривалось, что предоставление коммунальных услуг истцу по горячему водоснабжению и отоплению осуществляется по открытой системе, то есть от единой сети (ч. 19.1, ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

В акте ### от **.**.**** проверки жилого фонда Государственной жилищной инспекцией Кузбасса также установлено несоответствие коммунальных услуг обязательным требованиям СанПиН 2.1.3684-21.

Истцом в материалы дела представлен Акт экспертного исследования ### от **.**.****, составленный Агентством независимой экспертизы и оценки (ИП ФИО12) из которого следует, что специалистом зафиксированы тепловые потери, которые произошли из-за разрушения тепловой изоляции теплосети. Из-за снижения температуры теплоносителя происходит нарушение параметров микроклимата в исследуемом жилом доме по адресу ... (Том й л.д. 28-70).

В соответствии с ч. 1, 4 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд принимает указанное заключение в качестве надлежащего доказательства и руководствуется его выводами, поскольку доказательств, которые бы опровергали указанное заключение, ответчиками, в нарушение требований ст. 12, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено. Ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы, несмотря на то что судом было разъяснено такое право, ответчиками не заявлено.

Таким образом, судом установлено, что разрушение тепловой сети является причиной получения истцом коммунального ресурса (отопление и горячее водоснабжение) несоответствующего требованиям санитарных норм и правил.

При этом, суд отмечает, что спорный участок тепловой сети расположен в пределах границ Беловского муниципального округа и находится в неудовлетворительном состоянии, отсутствие обслуживающей его организации влечет возможность возникновения чрезвычайной ситуации, ставит под угрозу нормальные условия проживания граждан, получающих отопление через указанный участок тепловой сети, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.

Суд не принимает доводы ответчика ООО «Энергоресурс» о том, что в его обязанности не входит обслуживание объектов, не перечисленных в приложениях к концессионному соглашению.

Согласно Концессионного соглашения ### от **.**.**** года, Концессионер (ООО «Энергоресурс») обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях соглашения: обеспечить реконструкцию и ввод в эксплуатацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать Концеденту (Администрация Беловского муниципального округа); обеспечить технологически исправное содержание объекта соглашения и осуществлять их эксплуатацию (п. 1.1 Концессионного соглашения).

В соответствии с п. 4.5 Концессионного соглашения, в случае выявления в ходе реализации настоящего соглашения объектов, не имеющих собственника, предназначенных для организации горячего водоснабжения и теплоснабжения на территории муниципального образования Беловский муниципальный округ, и являющихся частью относящихся к объекту и (или) иному имуществу соглашения систем горячего водоснабжения и теплоснабжения (далее – «бесхозяйное имущество»), после оформления на эти объекты в установленном действующим законодательством Российской Федерации и правовыми актами Концедента в порядке прав муниципальной собственности, они включаются в состав Объекта Соглашения и передаются Концессионеру по акту приема-передачи.

До момента оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты централизованных систем горячего водоснабжения и теплоснабжения, указанные объекты передаются на обслуживание в соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от **.**.**** № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Также, согласно п. 5.1 Концессионного соглашения, концессионер в связи с исполнением своих обязательств по настоящему соглашению за свой счет исполняет следующие обязанности: а) на стадии проектирования – выполняет необходимые инженерные изыскания и подготовку проектной документации, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации; б) на стадии реконструкции – выполняет реконструкцию Объекта Соглашения; в) на стадии ввода в эксплуатацию – выполняет ввод объектов имущества в составе Объекта Соглашения в эксплуатацию (в том числе обеспечивает получение разрешения на ввод в эксплуатацию); г) на стадии эксплуатации – поддерживает Объект Соглашения и Иное имущество в исправном состоянии, проводит за свой счет текущий ремонт, несет расходы на содержание.

Указанные выше положения концессионного соглашения не противоречат гл. 4 Федерального закона от **.**.**** № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», положениям Федерального закона от **.**.**** № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Таким образом, суд считает подлежащим удовлетворению требования истца об обязании ООО «Энергоресурс» произвести ремонт сетей отопления и горячего водоснабжения центральной сети отопления ... (восстановление тепловой изоляции теплосети): «... от пункта насосной тепловой станции до колодца жилого дома ...» и «от колодца жилого ... до жилого ...» (включая колодец), в порядке и в сроки, предусмотренные Концессионным соглашением ### от **.**.****.

Истец неоднократно обращалась в ООО «Энергоресурс» с требованием заключить письменный договор теплоснабжения и горячего водоснабжения. Ответчиком ООО «Энергоресурс» данное обстоятельство не оспорено, в материалы дела представлены ответы на обращения ФИО1, из которых следует, что ООО «Энергоресурс» предлагает ФИО1 оформить проекты систем теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения и документы, подтверждающие согласование технологического подключения систем отопления и холодного водоснабжения жилого дома к тепловой сети и сетям водовода ... и предоставить их ответчику с заявкой (Том 1 л.д. 215-217, 220-223).

Суд не может согласиться с доводами ответчиков по делу, так как жилой дом истца был подключен к системе центрального отопления и водоснабжения до момента его сдачи в эксплуатацию, а теплоснабжающая организация – ООО «Энергоресурс», с момента начала предоставления коммунальных услуг истцу, была осведомлена о подключении абонента к центральной сети водоснабжения, водоотведения и отопления.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.

К договору теплоснабжения и поставки горячей воды применяются положения ст. 15 настоящего Федерального закона с учетом особенностей, установленных настоящей статьей и правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Существенные условия договора теплоснабжения и поставки горячей воды устанавливаются правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Частью 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», установлено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

Подпункт 3 ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает, что существенными условиями договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, в том числе, является ответственность теплосетевой организации и теплоснабжающей организации за состояние и обслуживание объектов тепловой сети, определяемая границей балансовой принадлежности и фиксируемая в акте о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и в акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон (приложениях к такому договору).

Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» предусмотрено: «граница балансовой принадлежности» – линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании; «граница эксплуатационной ответственности» – линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения – определяемая по границе балансовой принадлежности (п. 2).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

Таким образом, суд считает подлежащим удовлетворению требования истца об обязании ООО «Энергоресурс» заключить с истцом договор теплоснабжения и поставки горячей воды; об определении границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей теплоснабжения, с помощью которой осуществляется поставка теплоснабжения и горячей воды к дому, расположенному по адресу: .... следующим образом:

к эксплуатационной ответственности истца отнести внутридомовые сети жилого дома по адресу: ... от индивидуального узла учета тепловой энергии, включая данный узел;

к эксплуатационной ответственности ООО «Энергоресурс» отнести сети до индивидуального узла учета тепловой энергии, установленного в жилом доме по адресу: ....

При этом суд указывает, что со стороны ответчика ООО «Энергоресурс» не представлено доказательств, подтверждающих необоснованность требований истца в части определения точки эксплуатационной ответственности относительно индивидуального узла учета тепловой энергии. Доводы ООО «Энергоресурс» сводятся к несанкционированному, по мнению ответчика, подключению ФИО1 к тепловым сетям.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Учитывая, что измененные исковые требования ФИО1 были удовлетворены в полном объеме, то сумма государственной пошлины в размере 1500 руб. за каждое из заявленных нематериальных требований по 300 рублей, согласно чек - ордеру от **.**.**** (Том 1 л.д. 13А) подлежит взысканию с соответчиков в заявленном размере, исходя из пропорционально удовлетворенных исковых требований

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 (ИНН ###), к Обществу с ограниченной ответственностью «Энергоресурс», Администрации Беловского муниципального округа удовлетворить.

Обязать Администрацию Беловского муниципального округа (ИНН ###) с момента вступления решения суда в законную силу поставить на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области спорный участок сети теплоснабжения «от колодца жилого ... до жилого ...» (включая колодец).

Обязать Администрацию Беловского муниципального округа (ИНН ###) с момента вступления решения суда в законную силу определить для спорного участка тепловой сети ООО «Энергоресурс», в качестве теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (ИНН ###) произвести ремонт сетей отопления и горячего водоснабжения центральной сети отопления ... (восстановление тепловой изоляции теплосети): «... от пункта насосной тепловой станции до колодца жилого дома ...» и «от колодца жилого ... до жилого ...» (включая колодец), в порядке и в сроки, предусмотренные Концессионным соглашением ### от **.**.****.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (ИНН ###) заключить с ФИО1 договор теплоснабжения и поставки горячей воды жилого дома, расположенного по адресу: ....

Определить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей теплоснабжения, с помощью которой осуществляется поставка теплоснабжения и горячей воды к дому, расположенному по адресу: .... следующим образом:

к эксплуатационной ответственности ФИО1 отнести внутридомовые сети жилого дома по адресу: ... от индивидуального узла учета тепловой энергии, включая данный узел;

к эксплуатационной ответственности ООО «Энергоресурс» отнести сети до индивидуального узла учета тепловой энергии, установленного в жилом доме по адресу: ....

Взыскать с Администрации Беловского муниципального округа (ИНН ###) в пользу ФИО1, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 600 (Шестьсот) рублей

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (ИНН ###) в пользу ФИО1, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 900 (девятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2023 года.

Судья: Килина О.А.