Дело № 2-165/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 ноября 2014 года г.п. Угольные Копи
Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе
председательствующего федерального судьи Косматенко О.А.,
при секретаре судебных заседаний ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в посёлке Угольные Копи Анадырского района Чукотского автономного округа 13 ноября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к филиалу «Камчатский» Открытого акционерного общества «Славянка», Открытому акционерному обществу «Славянка» о признании незаконными действий по применению тарифа за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, обязании уменьшить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, не начислять плату за содержание и ремонт жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в Анадырский районный суд с иском к филиалу «Камчатский» Открытого акционерного общества «Славянка» о признании незаконным действий по применению с 01 сентября 2011 года тарифа за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес>, в размере 41 рубль 90 копеек за 1 кв.м. общей площади жилого помещения, обязании уменьшить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, не начислять плату за содержание и ремонт жилого помещения, обосновав его тем, что она является нанимателем жилого помещения - <адрес>, которая относится к специализированному жилому фонду Минобороны России. С 01 сентября 2011 года указанный жилой фонд обслуживает РЭР «Анадырский» ОАО «Славянка», в настоящее время наименование структурного подразделения – РЭУ № 10 филиала «Камчатский» ОАО «Славянка».
Указывает, что согласно договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02 августа 2010 года № 1-УЖФ специализированный жилищный фонд военных городков Минобороны РФ был передан в управление управляющей организации ОАО «Славянка», однако, на официальном сайте ОАО «Славянка» (www.slav-ex.ru) и сайте реформа ЖКХ (www.reformagkh.ru) информации о том, на основании какого договора РЭУ № 10 филиала «Камчатский» ОАО «Славянка» в настоящее время производит техническое обслуживание и эксплуатацию специализированного жилого фонда Министерства обороны РФ в пос. Угольные Копи Анадырского района Чукотского АО, а также перечень услуг (работ), которые должны предоставляться гражданам, проживающим в данном специализированном жилом фонде, не имеется. При этом с 01 сентября 2011 года должностные лица управляющей организации при определении ей платы за содержание и ремонт жилого помещения применяют тариф за содержание и ремонт жилых помещений в размере 41 рубля 90 копеек за 1 кв.м., как для крупнопанельного дома типа «Арктика», к которому её дом фактически не относится.
Главой Администрации Анадырского муниципального района издано Постановление № 02 от 11 января 2009 года «Об установлении цен и тарифов для определения размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений и за коммунальные услуги на 2009 год» в соответствии с которым, цена за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах: крупнопанельных улучшенной планировки, крупнопанельных типа «Арктика», блочных и одно-, двухэтажных из бруса, каркасно-засыпных составляет 41 рубль 90 копеек за 1 кв.м.
На 2010, 2011, 2012 и 2013 годы цены и тарифы для определения размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений в пос. Угольные Копи устанавливались органом местного самоуправления уже по адресно, соответствующими нормативными актами, без жилищного фонда Министерства РФ.
Для разъяснения основания установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в указанном доме № 10 по ул. Школьной в пос. Угольные Копи, а также предоставления перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, она неоднократно в устной форме, а также в своём заявлении от 20 марта 2012 года обращалась в адрес руководства РЭР «Анадырский» филиала «Камчатский» ОАО «Славянка», но ответ ей не поступил.
Не имея перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества она не могла определить какие именно работы и услуги входят в стоимость тарифа 41 рубль 90 копеек за 1 кв.м., и производить контроль и качество их выполнения, а также не имела возможности актировать факт их не предоставления, поскольку фактически никакие работы не производились и жилищные услуги не оказывались. Поскольку управляющая организация за период с 01 сентября 2011 года по настоящее время так и не раскрыла информацию о перечне работ и услуг по содержанию общего имущества, а также не проинформировала о законности установленного тарифа, она оплачивала только потреблённые коммунальные ресурсы и наём жилого помещения, плату за содержание и ремонт не вносила.
В свою очередь, управляющая организация ежемесячно в платежных документах суммировала долг за содержание и ремонт жилого помещения, вывешивала списки должников с её фамилией, устно инженер РЭР «Анадырский» ОАО «Славянка» при общении с ней говорил о возможном отключении коммунальных услуг в занимаемой её семьей жилом помещении, в случае непогашения задолженности.
Считает, что управляющая организация ОАО «Славянка» нарушила её права как потребителя в результате незаконного применения тарифа для начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения, который организация ежемесячно направляла в её адрес и требовала оплатить, что является нарушением положений Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
При этом, из полученной ею информации в военной прокуратуре Анадырского гарнизона, Постановление Главы Администрации Анадырского муниципального района № 02 от 11 января 2009 года не действует, так как им устанавливались цены и тарифы для определения размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения только на 2009 год и таким образом, применение должностными лицами управляющей компании тарифа за содержание и ремонт жилого помещения, составляющего 41 рубль 90 копеек за 1 кв.м., при расчёте платы за содержание и ремонт жилого помещения, находящегося в <адрес>, является неправомерным.
Кроме того, с 01 сентября 2011 года управляющая компания текущий ремонт жилого дома не производила, а техническое содержание производит ненадлежащим образом, что подтверждается полученным ею в военной прокуратуре актом проверки жилого <адрес> государственной жилищной инспекцией Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 14 августа 2012 года, и до настоящего времени нарушения, указанные в акте проверки, не устранены.
В результате действий должностных лиц управляющей компании нарушаются её жилищные права на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания в жилом помещении, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Впоследствии истица дополнила исковые требования, требованием – обязать филиал «Камчатский» открытого акционерного общества «Славянка» не начислять плату за содержание и ремонт жилого помещения с 01 марта 2014 года в сумме 2 329 рублей 64 копейки ежемесячно (том № 1 л.д. № 102-103).
В судебном заседании от 10-14 октября 2014 года в связи с тем, что ответчик - филиал «Камчатский» Открытого акционерного общества «Славянка» к которому предъявлен иск, не является юридическим лицом, истцом было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика – Открытое акционерное общество «Славянка», поскольку оно является юридическим лицом, и может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, что подтверждается пунктами 2.2 и 2.3 статьи 2 Устава Открытого акционерного общества «Славянка» и пунктом 2.3 статьи 2 Положения о филиале «Камчатский» открытого акционерного общества «Славянка» (том № 1 л.д. № 144-175).
Определением судебного заседания от 14 октября 2014 года ходатайство истца было удовлетворено и к участию в деле в качестве соответчика привлечено Открытое акционерное общество «Славянка».
В этом же судебном заседании ФИО2 уточнила свои требования и просила:
- признать незаконными действия надлежащего ответчика по применению с 01 сентября 2011 года тарифа за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес>, в размере 41 рубль 90 копеек за 1 кв.м. общей площади жилого помещения;
- обязать надлежащего ответчика уменьшить плату за жилое помещение и коммунальные услуги на сумму начисленной платы за содержание и ремонт жилого помещения с 01 сентября 2011 года по 01 марта 2014 года (за 30 месяцев) в размере 69 889 рублей 20 копеек;
- обязать надлежащего ответчика не начислять плату за содержание и ремонт жилого помещения с 01 марта 2014 года по 31 июля 2014 года в сумме 2 329 рублей 64 копейки ежемесячно.
В судебное заседание истец ФИО2 и представитель истца ФИО3, не явились, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, представитель истца просит дело рассмотреть в своё отсутствие, на исковых требованиях настаивают. Истец ФИО2 в судебном заседании от 10-14 октября 2014 года, фактически отказалась от личного участия в деле в связи с выездом в центральные районы страны на постоянное место жительство (л.д. № том № 2 л.д. 88-89, 105).
Ответчики филиал «Камчатский» ОАО «Славянка», ОАО «Славянка» в зал судебного заседания не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о чём в деле имеются уведомления о вручении, просят рассмотреть дело в их отсутствие (том № 2 л.д. № 84, 86-87, 100).
В отзыве на исковое заявление филиал «Камчатский» ОАО «Славянка» указывает, что иск ФИО2 они считают не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ № 1-УЖФ от 02 августа 2010 года ОАО «Славянка» является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, в котором проживает ФИО2
В соответствии с письмом от 06 марта 2009 года № 6175-АД/14 Министерства регионального развития РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления поселений в составе муниципальных районов и городских округов для нанимателей по договорам социального найма и договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда РФ или субъекта РФ и муниципального жилищного фонда (ч. 3 ст. 156 ЖК РФ и ст. 14 и 16 ФЗ-131 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Таким образом, органы местного самоуправления могут устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, как для групп многоквартирных домов, так и отдельно для каждого многоквартирного дома, в котором есть такие жилые помещения. При этом органы местного самоуправления устанавливают плату за пользование жилым помещением (плату за наём), плату за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений не только муниципального, но и государственного жилищного фонда.
Жилищный фонд, переданный Министерством обороны РФ в управление филиалу «Камчатский» ОАО «Славянка» относится к государственному жилищному фонду.
В соответствии с договором управления специализированным жилищным фондом военных городков № 1-УЖФ обязанность управляющей компании по утверждению экономически обоснованных тарифов на содержание и текущий ремонт государственного жилищного фонда Министерства обороны РФ, находящегося на территории поселения, условиями заключенного сторонами договора не предусмотрена.
При таких обстоятельствах с учетом действующего жилищного законодательства, в пос. Угольные Копи филиал «Камчатский» ОАО «Славянка» в спорный период применял тарифы по содержанию и текущему ремонту, установленные Постановлением главы Администрации Анадырского муниципального района от 11 января 2009 года № 02 «Об установлении цен и тарифов для определения размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений и за коммунальные услуги на 2009 год», согласно которому, плата за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах: крупнопанельных улучшенной планировки; крупнопанельных типа «Арктика»; блочных и одно-, двухэтажных из бруса; каркасно-засыпных, за 1 кв. м общей площади в месяц составляет 41 рубль 90 копеек. Согласно техническому паспорту дома, в котором проживает истец, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес>, данный дом, отнесён к крупноблочным (блочным) домам.
Кроме того, с учётом, того, что в Постановлениях администрации Анадырского муниципального района и городского поселения Угольные Копи в 2010-2012 гг., установлен размер платы для определённого перечня домов, и домов обслуживаемых ОАО «Славянка» в приложениях к ним нет, то в спорный период, при расчёте квитанций на оплату за содержание и текущий ремонт гражданам-потребителям, исчислялся размер платы, согласно тарифам установленным Постановлением Главы администрации Анадырского муниципального района от 11 января 2009 года № 02 «Об установлении цен и тарифов для определения размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений и за коммунальные услуги на 2009 год».
Таким образом, интересы и права граждан-потребителей, проживающих в жилом фонде на территории Чукотского АО, и находящемся в управлении филиала «Камчатский» ОАО «Славянка», в частности истца ФИО2, не нарушались, применением действующих тарифов, утверждённых органами местного самоуправления, в отсутствие разработанных и согласованных тарифов собственником (Министерством обороны РФ) и (или) исполнителем (ОАО «Славянка») как управляющей компанией, отвечающей за содержание соответствующего жилого фонда.
Порядок обращения нанимателя с заявлением об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также порядок выявления услуг и работ ненадлежащего качества, предусмотрен законодательством, а именно «Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491. Истцом не представлено каких-либо документов, свидетельствующих об обращении, в предусмотренном законом порядке в управляющую организацию с заявлением об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Также законодательством не предусмотрен порядок обращения нанимателя об уменьшении платы за жилое помещение и коммунальные услуги на сумму начисленной платы за содержание и ремонт жилого помещения. В связи с чем, просят в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать (том № 1 л.д. № 97-101, 137-142).
Соответчик Открытое акционерное общество «Славянка» в своём отзыве по иску сообщили, что в соответствии с договором управления специализированным жилым фондом военных городков № 1-УЖФ обязанность управляющей компании (ОАО Славянка) по утверждению (обращению в органы местного самоуправления) экономически обоснованных тарифов на содержание и текущий ремонт государственного жилого фонда Министерства обороны РФ, находящегося на территории городского поселения Угольные Копи, условиями заключённого сторонами договора не предусмотрена.
Согласно части 3 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наём), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливаются органами местного самоуправления.
Постановлением Главы администрации Анадырского муниципального района № 02 от 11 января 2009 года «Об установлении цен и тарифов для определения размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений и за коммунальные услуги на 2009 год», утверждён размер платы за наём жилых помещений муниципального жилищного фонда Анадырского муниципального района, вступило в действие в 2009 году и до настоящего времени не отменено в установленном законом порядке, то есть является действующим, ежегодно пролонгируемым и подлежащим применению до даты его официальной отмены или принятия иного нормативно-правового акта.
До заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой имеется действующий договор управления многоквартирным домом.
Согласно п. 10 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Согласно Протоколу от 01 августа 2014 года «проведения отбора управляющей организации для управления многоквартирными домами, все помещения которые находятся в собственности муниципального образования городского поселения Угольные Копи» была выбрана иная управляющая организация – «ЧукотЖилСервис-Угольные Копи», при этом жилой дом, в котором проживает истец, расположенный по адресу: <адрес>, не вошёл в список домов управление которым осуществляет вновь избранная управляющая организация «ЧукотЖилСервис-Угольные Копи». Так же, до настоящего времени в их адрес не поступало информации об избрании иной управляющей организации в отношении вышеуказанного многоквартирного жилого дома.
Между тем, филиал «Камчатский» ОАО «Славянка» с учётом специфики правоотношений, предметом которых является содержание жилищно-казарменного фонда Минобороны РФ во избежание негативных последствий, в том числе возникновения угрозы причинения вреда здоровью и жизни гражданам, продолжал обслуживать объекты управления жилищным фондом с той долей ответственности, добросовестности, которая требовалась от него исходя из обычаев делового оборота и требований разумности и справедливости.
Учитывая, что до настоящего времени в адрес ОАО «Славянка» не поступало информации об избрании иной управляющей организации в отношении вышеуказанного многоквартирного жилого дома, а также в связи с передачей 04 апреля 2014 года этого дома в собственность муниципального образования городского поселения Угольные Копи Анадырского района, а также в связи с внесением изменений с 08 сентября 2014 года в штатное расписание филиала «Камчатский» ОАО «Славянка» приказом № 137-ш от 23 июня 2014 года директора филиала, с 01 сентября 2014 года прекращено начисление жилищно-коммунальных услуг и выставление квитанций-извещений квартиросъёмщикам жилых помещений, в том числе жилого помещения, в котором проживает истец.
Таким образом, управление многоквартирным домом, в котором проживает истец, осуществлялось ОАО «Славянка» до 01 сентября 2014 года (том № 2 л.д. № 75-76, 92-93).
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учётом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Пунктом 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения).
В соответствии с частью 1 статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что истец ФИО2 вселилась в служебное жилое помещение, расположенное по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес>, на основании ордера № 321, выданного Министерством обороны СССР 02 февраля 1994 года, на состав семьи 4 человека: ФИО2, ФИО4 - муж, ФИО5 - дочь, ФИО3 - сын (том № 1 л.д. № 104), согласно действующему на тот момент, а именно до 1 марта 2005 года законодательству (ст. 47, 105 ЖК РСФСР), основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер. Следовательно с этого момента у неё возникла обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наём); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счёт собственника жилищного фонда.
Пунктом 3 части 2 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Согласно части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Как следует из части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
02 августа 2010 года между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «Славянка» заключён договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации №1-УЖФ, согласно которому управляющая компания по заданию Заказчика в соответствии с приложениями к настоящему Договору, обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков по адресам, указанным в Сводном перечне специализированного жилищного фонда военных городков Министерства обороны РФ, передаваемого в управление Управляющей компании (приложение № 1 к настоящему Договору), предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом военных городков деятельность (пункт 2.2. договора). Обязуется оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков в соответствии с техническими соглашениями, заключёнными с уполномоченными представителями Заказчика. В случае оказания услуг с ненадлежащим качеством Управляющая компания обязана устранить все выявленные недостатки за свой счёт (пункт 3.1.2. Договора). Управляющая компания обязуется осуществлять расчёты и сбор платы: за пользование жилым помещением (плата за наём), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления (пункт 4.1. Договора). Срок действия данного договора 5 лет (пункт 10.1. Договора) (том 1 л.д. № 199-212).
Из сводного перечня специализированного жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации, жилой <адрес> передан в управление Управляющей компании ОАО «Славянка», которая оказывает работы и услуги согласно указанного договора и приложений к нему, имеется штат работников обеспечивающих выполнение этих работ и услуг (том № 1 л.д. № 190-218).
Таким образом, ОАО «Славянка» как управляющая организация имеет право требовать от нанимателей жилых помещений внесение платы за содержание и ремонт, наём жилого помещения, а также платы за коммунальные услуги.
Согласно части 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наём), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Таким образом, наниматель жилого помещения по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, несёт бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления.
С учетом действующего жилищного законодательства, в пос. Угольные Копи Управляющая компания ОАО «Славянка» в спорный период времени применяла тариф по содержанию и текущему ремонту жилых помещений, установленный Постановлением главы Администрации Анадырского муниципального района от 11 января 2009 года № 02 «Об установлении цен и тарифов для определения размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений и за коммунальные услуги на 2009 год», согласно которому, плата за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах: крупнопанельных улучшенной планировки, крупнопанельных типа «Арктика», блочных и одно-, двухэтажных из бруса; каркасно-засыпных, за 1 кв.м общей площади в месяц, составляет 41 рубль 90 копеек.
Согласно ответа Администрации Анадырского муниципального района № 01-14/2836/13 от 10 ноября 2014 года на запрос суда, Постановление Главы Администрации Анадырского муниципального района от 11 января 2009 года № 02 «Об установлении цен и тарифов для определения размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений и за коммунальные услуги на 2009 год» имело срок действия в течение 2009 года, и с 01 января 2010 года утратило юридическую силу. Указанным муниципальным правовым актом устанавливалась плата граждан за жилое помещение, определённая на основании проведённого органом местного самоуправления открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирными домами в поселениях Анадырского района. Договора управления многоквартирными домами муниципального жилищного фонда действовали по 31 декабря 2009 года. На 2010 год на основании результатов проведённого Администрацией открытого конкурса на право заключения договоров управления многоквартирными домами Анадырского муниципального района, постановлением Главы Администрации Анадырского муниципального района от 01 декабря 2009 года № 215 «Об установлении цен для определения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах на 2010 год» был установлен новый размер платы граждан за жилое помещение, и постановлением Администрации Анадырского муниципального района от 30 ноября 2009 года № 213 «Об установлении тарифов для определения размеров платы за коммунальные услуги на 2010 год» были установлены новые тарифы за коммунальные услуги.
С 2011 года по настоящее время полномочия по принятию нормативных правовых актов устанавливающих цены и тарифы для определения размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений и за коммунальные услуги переданы Администрациям городских и сельских поселений Анадырского муниципального района (том № 1 л.д. № 39, том № 2 л.д. № 104).
В связи с тем, что администрацией Анадырского муниципального района на 2010 год и Администрацией городского поселения Угольные Копи на 2011-2014 года был установлен размер платы для определенного перечня домов, относящихся к муниципальному жилищному фонду, а многоквартирные дома, обслуживаемые ОАО «Славянка» на территории пос. Угольные Копи, не были включены в данный перечень домов, то управляющей компанией ОАО «Славянка» в спорный период при расчёте квитанций на оплату за содержание и ремонт гражданам-потребителям исчислялся размер платы, согласно тарифам, установленным постановлением Главы Администрации Анадырского муниципального района от 11 февраля 2009 года № 02 «Об установлении цен и тарифов для определения размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений и за коммунальные услуги на 2009 год», поскольку в данном случае никакой иной тариф применяться не мог. Исчисляемый тариф, установлен в законном порядке.
Таким образом, каких-либо оснований для признания незаконными действий надлежащего ответчика по применению с 01 сентября 2011 года тарифа за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес>, в размере 41 рубля 90 копеек за 1 кв.м. общей площади жилого помещения, судом не установлено.
Судом установлено, что истцом плата за ремонт и содержание за спорный период не вносилась, что подтверждается приложенными ею квитанциями по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также её пояснениями в судебном заседании от 10-14 октября 2014 года (том № 1 л.д. № 107-133, том № 2 л.д. № 62-63, 50-59).
Часть 3 статьи 39 ЖК РФ предусматривает, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. К полномочиям Правительства Российской Федерации законодатель также отнес определение порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (часть 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 10 статьи 156 Жилищного кодекса РФ изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктом 6 Правил определено, что в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
Пунктом 7 Правил установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.
В соответствии с пунктом 8 Правил заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 15 Правил). Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 16 Правил).
Таким образом, из анализа указанных положений законодательства следует, что перерасчёт платы за жилищно-коммунальные услуги вследствие их ненадлежащего качества может быть произведён только на основании заявления потребителя (собственника или нанимателя жилого помещения) и акта, составленного на основании такого заявления ответственным лицом.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, акты о выполненных работах ненадлежащего качества в установленном порядке не составлялись, данные о том, что истца в спорный период обращалась в управляющую организацию с заявлением об изменении ей размера платы в связи с ненадлежащим оказанием работ и услуг по содержанию общего имущества в материалах дела также отсутствуют, данное обстоятельство подтверждается и показаниями самой истицы данными ею в судебном заседании от 10-14 октября 2014 года, из которых следует, что с заявлением в управляющую организацию об изменении размера палаты в связи с оказанием услуг ненадлежащего качества, она ни в устной, ни в письменной форме не обращалась, соответственно факта ненадлежащего качества работ и услуг, или нарушения их качества выявлено не было, никаких актов об этом не составлялось (том № 2 л.д. № 51-52).
В силу статьи 56 ГПК РФ процессуальная обязанность представить доказательства в подтверждение факта выполнения работ или оказания услуг ненадлежащего качества лежит на истице, что согласуется и с положениями статьи 29 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», предоставляющей потребителю различные правомочия по защите своих прав, но при условии обнаружения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) и заявления об этом.
Каких-либо доказательств, указывающих периоды, в течение которых работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме истцу не предоставлялись, либо предоставлялись, но ненадлежащего качества, а также стоимости конкретных оказанных ответчиком некачественных работ (услуг), истцом не представлено, и судом по делу не установлено.
Кроме того действующим жилищным законодательством Российской Федерации вообще не предусмотрена такая возможность, как не начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также уменьшения платы за жилое помещение и коммунальные услуги на всю сумму начисленной платы за содержание и ремонт жилого помещения, то есть фактически полное её исключение, как того требует истец.
Что касается доводов истца о том, что на официальном сайте ОАО «Славянка» и на сайте «Реформа ЖКХ» необходимая ей информация отсутствует, в частности перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, что управляющая организация не раскрыла её, и не проинформировала о законности установления тарифа, а также на её устные и письменное обращение от 20 марта 2012 года о предоставлении ей перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, не ответила, в связи с чем, она не могла определить какие именно работы и услуги входят в стоимость тарифа 41 рубль 90 копеек, а также производить контроль и качество их выполнения, актировать факт их не предоставления, то суд не принимает их во внимание, поскольку отсутствие информации на указанных истцом сайтах, не раскрытие информации, не информирование о законности установления тарифа, не являются предметом рассмотрения настоящего гражданского дела, равно как и отсутствие ответа управляющей организации на обращение истца. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.
Что касается акта проверки государственной жилищной инспекции Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства в отношении ОАО «Славянка», а также предписания от 14 августа 2012 года, суд не может признать их допустимыми доказательствами, поскольку представлены незаверенные копии, кроме того, данный акт и предписание касается не нарушений по ремонту и содержанию, а затрагивает вопросы капитального ремонта, который осуществляется за счёт средств собственника жилья, а не нанимателей (том № 1 л.д. № 29-36).
Приложенные истцом к иску фотографии дома, суд также не признаёт допустимыми доказательствами, поскольку не понятно в какой период времени они сделаны, разобрать на фотографиях, что это именно <адрес> в котором проживает ФИО2 не возможно (номер дома чётко не виден), фотографии подъезда, внутри него, также достоверно не свидетельствуют, что они сделаны именно в этом доме, поскольку эти фотографии не являются приложением к какому либо документу, о выявлении каких либо нарушений.
С учётом изложенного, требования истца обязать надлежащего ответчика уменьшить плату за жилое помещение и коммунальные услуги на сумму начисленной платы за содержание и ремонт жилого помещения с 01 сентября 2011 года по 01 марта 2014 года (2 329 рублей 64 копейки х 30 месяцев) в размере 69 889 рублей 20 копеек, а также не начислять плату за содержание и ремонт жилого помещения с 01 марта 2014 года по 31 июля 2014 года в сумме 2 329 рублей 64 копейки ежемесячно, удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах на основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ОАО «Славянка» необходимо отказать в полном объёме по существу заявленных ею требований.
Что касается заявленных требований истца к филиалу «Камчатский» Открытого акционерного общества «Славянка» суд приходит к следующему.
Согласно ст. 36 ГПК РФ, гражданская процессуальная правоспособность признаётся в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.
В силу ч.ч. 1 и 3 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Статьёй 51 ГК РФ определено, что юридическое лицо считается созданным со дня внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц данных государственной регистрации.
Из содержания ч.ч. 2, 3 ст. 55 ГК РФ, следует, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы не являются юридическими лицами.
Как следует из п.п. 2.2. и 2.3. статьи 2, п.п. 2.8., 2.9., 2.10. Устава Открытого акционерного общества «Славянка», общество является юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Имеет гражданские права и несёт обязанности необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещёнными федеральными законами.
Общество может создавать филиалы и открывать представительства как на территории РФ, так и за её пределами.
Филиалы и представительства Общества не являются юридическими лицами, действуют от имени Общества на основании утверждаемых Обществом положений (том № 1 л.д. № 144-145).
Из пункта 2.3 статьи 2 Положения о филиале «Камчатский» Открытого акционерного общества «Славянка» следует, что Территориальный филиал не является юридическим лицом. Юридические действия Территориального филиала создают права и обязанности для Компании (ОАО «Славянка»). По обязательствам, возникшим из деятельности Территориального филиала, ответственность несёт Компания (ОАО «Славянка») (том № 1 л.д. № 163-164).
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что филиал «Камчатский» Открытого акционерного общества «Славянка» не является надлежащим ответчиком, так как не является юридическим лицом и не обладает гражданско-процессуальной правоспособностью, он не может являться стороной в гражданском деле, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований ФИО2 к филиалу «Камчатский» Открытого акционерного общества «Славянка», необходимо отказать по данному основанию.
Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины, и издержек связанных с рассмотрением дела.
Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ следует, что издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, так как заявленные им исковые требования вытекают из правоотношений, связанных с нарушением прав потребителей.
Поскольку суд пришёл к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований ФИО2 к филиалу «Камчатский» Открытого акционерного общества «Славянка», Открытому акционерному обществу «Славянка» следует отказать в полном объёме, то государственная пошлина взысканию с ответчиков не подлежит.
Издержек по делу нет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к филиалу «Камчатский» Открытого акционерного общества «Славянка», Открытому акционерному обществу «Славянка»:
- о признании незаконными действий надлежащего ответчика по применению с 01 сентября 2011 года тарифа за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес>, в размере 41 рубль 90 копеек за 1 кв.м. общей площади жилого помещения;
- обязании надлежащего ответчика уменьшить плату за жилое помещение и коммунальные услуги на сумму начисленной платы за содержание и ремонт жилого помещения с 01 сентября 2011 года по 01 марта 2014 года (2 329 рублей 64 копейки х 30 месяцев) в размере 69 889 рублей 20 копеек;
- обязании надлежащего ответчика не начислять плату за содержание и ремонт жилого помещения с 01 марта 2014 года по 31 июля 2014 года в сумме 2 329 рублей 64 копейки ежемесячно, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа путём подачи апелляционной жалобы через Анадырский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Косматенко
Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2014 года.