ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-165/14 от 22.04.2014 Шалинского районного суда (Свердловская область)

Дело № 2 – 165 / 14Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 22 апреля 2014 года п. Шаля

 Судья Шалинского районного суда Свердловской области Сафонов П.П.,

 с участием старшего помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Евстегнеева А.Н.,

 представителя соистца ФИО1 по доверенности ФИО6,

 представителя ответчика – Территориального отдела Управления Социальной политики по <адрес> по доверенности ФИО7,

 при секретаре Чикуновой Е.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес>, Министерству по управлению государственным имуществом <адрес>, Государственному казенному учреждению <адрес> «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л :    ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> и имеет право на получение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством на льготных условиях.

 В соответствии с приказом территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 принята на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилого фонда <адрес>.

 После постановки на учет, жилье по договору найма специализированных жилых помещений, таковое ей не было предоставлено.

 <адрес> обратился в суд в интересах ФИО4 к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес>, Министерству по управлению государственным имуществом <адрес>, Государственному казенному учреждению <адрес> «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности предоставить ФИО4 жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.

 Свои требования прокурор мотивировал тем, что по информации Шалинского Бюро Технической Инвентаризации и регистрации недвижимости, а также справки территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> - Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> права на объекты недвижимости у ФИО4 отсутствуют, закрепленного за ней жилья нет.

 В соответствии с приказом территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> - Управления социальной политики от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 принята на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилищного фонда <адрес>. После принятия на учет, жилье по договору найма специализированных жилых помещений, ей не было предоставлено.

 Таким образом, ФИО4 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закреплённого жилого помещения, и нуждающимся в предоставлении жилой площади не менее установленной нормы предоставления жилого помещения.

 В соответствии с частью 1 статьи 31 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца.

 ФИО4, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим жилого помещения и нуждающимся в предоставлении жилой площади не менее установленной нормы предоставления жилого помещения, имеет законное право на его получение. Не имея возможности защитить свои нарушенные права - не обладая познаниями в юриспруденции, не имея средств для получения квалифицированной юридической помощи (консультации), ФИО4 обратилась с заявлением к прокурору <адрес> о защите ее нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Это является основанием для обращения прокурора с данным исковым заявлением.

 Они просят Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> обязанности в разумный срок, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ приобрести жилое помещение для ФИО4; возложить на Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> обязанности зачислить приобретенное для ФИО4 жилое помещение в государственный специализированный фонд <адрес>; возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> обязанность в течение 21 рабочего дня от даты получения из государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства» адресного перечня жилых помещений предоставить в Фонд предложение по распределению жилого помещения специализированного жилого фонда <адрес> для ФИО4; возложить на Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» обязанность в такой же срок предоставить переданное в специализированный жилой фонд <адрес> жилое помещение ФИО4 путем заключения договора найма специализированного жилого помещения.

 В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора <адрес> Евстегнеев А.Н. заявленный иск поддержал, настаивая на изложенных в нем доводах, уточнив исковые требования в части возложения обязанностей на Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> и Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес>. Он просит возложить на ответчиков обязанности по предоставлению соистцу ФИО4 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения на территории Шалинского городского округа <адрес>. Указал, что соистец является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и стоит на учёте в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Жилое помещение ему должно быть предоставлено во внеочередном порядке за счёт бюджета <адрес> сразу же после постановки его на такой учёт. Во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ порядок предоставления жилых помещений лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории <адрес> определён Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 527-ПП (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ № 1525-ПП), которым утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>. Данным Постановлением установлено, что в результате ряда согласованных между собой действий ответчиков лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приобретаются, либо строятся жилые помещения, передаваемые в специализированный жилой фонд <адрес>, а затем предоставляемые указанным лицам. С учётом изложенного он просит суд возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> обязанности в разумный срок, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ приобрести либо построить жилое помещение для ФИО4; возложить на Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> обязанности в такой же срок зачислить приобретенное для ФИО4 жилое помещение в государственный специализированный фонд <адрес>; возложить на Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> обязанности в такой же срок зачислить приобретенное для ФИО4 жилое помещение в государственный специализированный фонд <адрес>; возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> обязанность в такой же срок в течение 21 рабочего дня от даты получения из государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства» адресного перечня жилых помещений предоставить в данный Фонд предложение по распределению жилого помещения специализированного жилого фонда <адрес> для ФИО4; возложить на Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» обязанность в такой же срок предоставить переданное в специализированный жилой фонд <адрес> жилое помещение ФИО4 путем заключения договора найма специализированного жилого помещения.

 Представитель соистца ФИО1 по доверенности ФИО6, в судебном заседании, исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что ее доверительница относится к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Стоит на учёте в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма для его получения во внеочередном порядке. Предложенный истцом срок по предоставлению ФИО1 жилого помещения находит разумным.

 Ответчик – Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте судебного разбирательства в суд представителя, а также ходатайств и заявлений об отложении слушания по делу либо рассмотрении иск в их отсутствие не направили. Дело рассматривалось в их отсутствие.

 Представитель ответчика - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по доверенности ФИО7 пояснила, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в соответствии с их приказом от ДД.ММ.ГГГГ № она принята на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилого фонда <адрес>. В их обязанности не входит предоставление жилых помещений для указанной категории лиц. В то же время в их обязанность входит в течение 21 рабочего дня от даты получения из государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства» адресного перечня жилых помещений приобретённых либо построенных для лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих у них на учёте в качестве нуждающихся в получении жилого помещения предоставить в данный Фонд предложение по распределению жилого помещения специализированного жилого фонда <адрес> конкретному лицу, состоящему у них на таком учёте.. Решение вопроса по исковому заявлению оставляет на усмотрение суда.

 Ответчик - Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание предоставил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В отзыве так же указано, что главным распорядителем денежных средств для приобретения жилья указанной категории лиц является - Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>. В обязанности Фонда входит лишь размещение государственного заказа и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение, реконструкцию) жилых помещений для этой категории лиц в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>. По их мнению нарушений прав соистца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке жилыми помещениями. В случае удовлетворения исковых требований будут нарушены у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на эти цели.

 Ответчик - Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> в судебное заседание предоставил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В отзыве так же указано, что главным распорядителем денежных средств для приобретения жилья указанной категории лиц является - Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>. В их обязанности не входит приобретение (строительство) и предоставление жилья этой категории лиц. К компетенции Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> относятся функции по учету жилых помещений для детей-сирот, которые ими выполняются во внесудебном (административном) порядке и в силу ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации действия, которые они должны выполнять в соответствии с действующим законодательством не являются основанием возникновения гражданских прав и обязанностей. Поэтому просят требования прокурора в части возложения на них обязанностей по предоставлению ФИО4 жилого помещения оставить без удовлетворения.

 Заслушав мнения представителя истца, представителя соистца, представителя ответчика   территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управления социальной политики, изучив отзыв соответчиков, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

 В соответствии со статьями 40, 55 (части 2,3) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилье. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

 Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

 В соответствии со статьей 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

 Справкой территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управления социальной политики по <адрес> подтверждается, что ФИО4 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленной жилой площади у него не имеется и он имеет право на получение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством на льготных условиях. (л.д. №).

 По сведениям Шалинского бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости, Бюджетного учреждения <адрес> «Гостехинвентаризация-Республиканское» бюро технической инвентаризации, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> за ФИО4 объектов недвижимости не значится. (л.д.2,22,23).

 Из Приказа территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что ФИО4 принята на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилого фонда <адрес>. (л.д.№).

 Указанные доказательства свидетельствуют о том, что ФИО4 достигла совершеннолетия, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного за ней, либо жилья, либо находящегося в собственности жилых помещений не имеет, поэтому у нее возникло право на обеспечение жильем специализированного жилищного фонда <адрес>.

 Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей».

 Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации - исключен подпункт 2 части 2 статьи 57 настоящего Кодекса о предоставлении жилых помещений указанной категории граждан вне очереди на основании договора социального найма жилого помещения, а также внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 В свою очередь, статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной указанным Законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 Из положений п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу 01.01.2013 года, и в соответствии с п. 2 ст. 4 следует, что предусмотренное им правовое регулирование распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона.

 В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закона), в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Жилые помещения предоставляются им по достижении возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

 В соответствии с Областным законом от 04 ноября 1995 года № 31-ОЗ «О правительстве Свердловской области» - Правительство Свердловской области является коллегиальным исполнительным органом, уполномоченным разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта, распоряжаться государственной собственностью субъекта, содействовать разрешению проблем семьи, обеспечивать социальную поддержку и социальное обслуживание детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

 Правительство Свердловской области на определенный срок утверждает Порядок обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета, в котором предусматривает главного распорядителя средств областного бюджета, организацию проведения аукционов на строительство (приобретение) жилых помещений, порядок финансирования расходов по строительству и приобретению жилых помещений, порядок зачисления жилых помещений, построенных и приобретенных за счет средств Областного бюджета в казну Свердловской области, порядок распределения их детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, порядок согласования и предоставления списка детей – сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В данном законодательном акте Правительством Свердловской области определено, что распределение детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области.

 Во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ Правительством Свердловской области были приняты нормативные акты, регламентировавшие порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам из специализированного жилищного фонда на территории Свердловской области.

 Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 года N 527-ПП был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее - Порядок предоставления жилых помещений).

 Пунктом 3 данного постановления установлено, что в соответствии с областной целевой программой "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в <адрес>" на 2011 - 2015 годы обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>.

 Пунктом 4 постановления определено, что получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» (далее-Фонд).

 В соответствии с п. 6 постановления Фонд в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещает государственный заказ на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес>, и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд <адрес>

 Согласно п. 9 постановления жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность в соответствии с настоящим Порядком, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> в государственный специализированный жилищный фонд <адрес> после регистрации права собственности <адрес> и права оперативного управления Фонда.

 В силу п. 10 постановления Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> осуществляет учет жилых помещений, приобретенных детям-сиротам, включенных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, в Реестре государственного имущества <адрес>.

 Наряду с этим, п. 3 постановления установлено, что детям-сиротам предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес> (далее - учет), благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров

 В силу п. 3 постановления учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти <адрес> - управлениями социальной политики Министерства социальной политики <адрес> (далее - управления социальной политики). Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируется в соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Министерством социальной политики <адрес>".

 В соответствии с п.5 постановления для распределения детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в управления социальной политики адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади: 1) по построенным жилым помещениям - в течение 3 рабочих дней от даты получения Фондом кадастрового паспорта на жилое помещение; 2) по приобретенным жилым помещениям - в течение 5 рабочих дней от даты регистрации государственного контракта на приобретение жилого помещения

 Согласно п.6 постановления Управления социальной политики в течение 21 рабочего дня от даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

 В силу п.7 постановления распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес>. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> указывается фамилия, имя, отчество гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения. Фонд в течение 7 рабочих дней от даты получения из управлений социальной политики предложений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений осуществляет подготовку приказов о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета.

 Пунктом 9 постановления определено, что уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет.

 Кроме того, Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 года N 491-ПП определен исчерпывающий перечень уполномоченных исполнительных органов государственной власти <адрес> по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот. Данным документом установлено, что принятие решения о предоставлении детям-сиротам жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного Фонда возлагается на Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>.

 Указанным Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 года N 491-ПП определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти <адрес>, в компетенцию которых входит обеспечение жилыми помещениями лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распределены возложенные на них обязанности:

 1) Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>:

 по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес> (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения <адрес> "Фонд жилищного строительства";

 по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 2) Министерство по управлению государственным имуществом <адрес>:

 по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 по ведению Реестра государственного имущества <адрес> путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне <адрес>;

 3) Министерство социальной политики <адрес>:

 по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда <адрес>;

 по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес>.

 Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению <адрес> "Фонд жилищного строительства" в установленном порядке.

 Данным документом установлено, что принятие решения о предоставлении детям-сиротам жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений возлагается на Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>.

 В соответствии со ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Состав государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области определен в пункте 2 статьи 3 Закона Свердловской области № 95-0З от 07.12.2012 года «Об управлении государственным жилищным фондом Свердловской области».

 В государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, в том числе, входят относящиеся к государственной казне Свердловской области и находящиеся в оперативном управлении государственных учреждений Свердловской области, жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Согласно строке 444 Приложения 7 к Закону Свердловской области «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» № 104-ОЗ от 07.12.2012 года Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области является главным распорядителем бюджетных средств  по строке «Обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений».

 В соответствии с областной целевой программой «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

 Совокупность указанных выше доказательств свидетельствует о том, что обязанности по приобретению (строительству) жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на территории Свердловской области возложены законодательством на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, являющееся распорядителем денежных средств, выделяемых в плановом порядке из бюджета Свердловской области на эти цели.

 Возражения представителя ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, о том, что их обязанности по обеспечению соистца жилым помещением возникают в силу действующего законодательства после надлежащего исполнения своих обязанностей Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, как главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых из бюджета Свердловской области на эти цели суд находит обоснованными.

 Действительно обязанности Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» возникают после надлежащего исполнения своих обязанностей Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области - в силу действующего законодательства и частности Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 года № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановления Правительства Свердловской области от 24.04.2013 года № 527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Порядка предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 Исходя из этого, суд счел подлежащим удовлетворению требования в части возложения обязанности на Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> по приобретению жилого помещения для ФИО4

 В судебном заседании не установлено нарушений прав и законных интересов ФИО4 действиями (бездействием) соответчиков Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес>, Министерства по управлению государственным имуществом <адрес>, Государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства», поскольку, как отмечено выше, их обязанности по обеспечению соистца жилым помещением возникают после надлежащего исполнения своих обязанностей Министерством строительства и развития инфраструктуры <адрес> и могут быть исполнены во внесудебном порядке. Поэтому суд пришёл к выводу, что предъявленные к данным ответчикам исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

 Жилищные права, возникшие у ФИО4 до ДД.ММ.ГГГГ как у гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат реализации в соответствии с изменениями жилищного законодательства в этом вопросе – на условиях однократного предоставления благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

 Жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности; экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта (пункт 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 42).

 При определении площади предоставления жилья ФИО4 суд исходил из социальной нормы предоставления жилья на территории Шалинского городского округа установленной Постановлением Администрации Шалинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № в пределах 18 кв.м. общей площади на одного человека.

 Доводы представителя ответчика - Государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства» о том, что действующим законодательством не предусмотрено обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке жилыми помещениями, а также, что в случае удовлетворения исковых требований будут нарушены права других граждан такой же категории, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на эти цели суд находит несостоятельными.

 Действительно, в действующем в настоящее время законодательстве в области обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отличие от ранее действовавшего в этой области законодательства формально не указано на предоставление лицам данной категории жилых помещений во внеочередном порядке, однако, это вызвано не тем, что законодателем снижен уровень правовой защищённости лиц указанной категории, а напротив тем, что законодатель повысил правовую защищённость лиц этой категории, выведя их из общей категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социальной найма жилых помещений, в числе которых они имели право на внеочередное (первоочередное) право на получение жилого помещения в отдельную категорию таких граждан, где они такое право сохранили. В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются им по достижении возраста 18 лет. По общему смыслу жилищного законодательства, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по достижению указанного возраста при наступлении иных наступивших в данном законе условий: окончание службы в армии, обучения и т.п. При этом срок предоставления жилого помещения не оговорен, то есть оно должно быть предоставлено незамедлительно (в первоочередном порядке) при наступлении указанных условий.

 Также несостоятельны и доводы названного ответчика о нарушении прав других граждан этой же категории в случае удовлетворения иска, поскольку учёт лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в получении жилых помещений ведётся с малолетнего возраста, то есть задолго до того, как у них возникает право на получение жилого помещения. Поэтому органы, на которых законом возложена обязанность по обеспечению граждан этой категории жилыми помещениями должны планировать выделение и освоение бюджетных средств на эти цели на тот или иной период с учётом количестве граждан этой категории нуждающихся в получении жилых помещений из специализированного жилищного фонда <адрес>.

 Вместе с тем, предложенный истцом срок, исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ суд находит недостаточным и неразумным, поскольку общеизвестным фактом является то обстоятельство, что на территории Шалинского городского округа <адрес> жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес> для граждан такой категории не имеется. То есть, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающиеся в получении жилых помещений могут быть обеспечены жильём только путём строительства для них жилых помещений. Для выделения бюджетных средств с целью строительства таких жилых помещений, осуществления такого строительства, процедур по принятию отстроенных жилых помещений, переводу их в специализированный жилищный фонд <адрес> потребуется в менее двух лет. Поэтому суд находит возможным установить срок для исполнения решения суда не позднее ДД.ММ.ГГГГ года.

 В соответствии с п. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат отнесению на счет бюджета Российской Федерации, поскольку согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.

 На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 197, 198, 199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л :

 Исковое заявление прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах ФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить в части.

 Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в разумный срок, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, приобрести (построить) за счет субъекта Российской Федерации «Свердловская область» жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м. на территории Шалинского городского округа Свердловской области и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

 В остальной части иск оставить без удовлетворения.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

 Решение изготовлено в окончательной форме 27.04.2014 года.

 Председательствующий судья П.П.Сафонов