ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-165/18 от 18.04.2018 Нижнеломовского районного суда (Пензенская область)

Дело №2-165/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижний Ломов 18 апреля 2018 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области

в составе: судьи Суховой Т.А.,

при секретаре Васильевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к администрации Нижнеломовского района Пензенской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

у с т а н о в и л:

ФИО4 обратилась в суд с иском к администрации Нижнеломовского района Пензенской области о предоставлении ей, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, указав, что ее мать - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце внесены в запись акта о рождении слов матери заявителя. Фамилия «Футусьян» изменена на «Шишканову» ДД.ММ.ГГГГ С октября 2000 года и до достижения 18-летнего возраста она (истец) воспитывалась в приемной семье ФИО3 На основании приказа Управления образования администрации Нижнеломовского района Пензенской области от 14.03.2014 года она была включена список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. 20.09.2017 года ей исполнилось 18 лет, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, в связи с чем, она продолжает проживать в приемной семье.

На основании изложенного, истец просит обязать администрацию Нижнеломовского района Пензенской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

В судебном заседании истец ФИО4 исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации Нижнеломовского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил заявление, оставив принятие решения на усмотрение суда.

Представить третьего лица - Управления образования администрации Нижнеломовского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель привлеченного по делу в качестве третьего лица Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, о причине неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика администрации Нижнеломовского района Пензенской области, представителей третьих лиц - Управления образования администрации Нижнеломовского района Пензенской области, Министерства финансов Пензенской области.

Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильём, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

С 01 января 2013 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 гола №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.

В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первомнастоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, при их нуждаемости в жилом помещении.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3 ст. 8).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель, определяя основания предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона, не устанавливает очерёдность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование Списка осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью.

В данном случае определение законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Из материалов дела следует, что ФИО5 родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются ФИО1 и ФИО2. Сведения об отце записаны по указанию матери (справка Формы №4, выданная 26.10.1999г. ТО ЗАГС Ленинского района г. Пензы).

Мать ФИО5 умерла: 19.12.2003г. (свидетельство о смерти I-ИЗ , выданное 26.07.2006 года ТО ЗАГС г. Пензы Управления ЗАГС Пензенской области).

Таким образом, истец ФИО5 относится к категории «дети-сироты».

12 декабря 2013 года ФИО5 переменила фамилию на «Шишканова» (свидетельство о перемене имени, выданное 12.12.2013г. ТО ЗАГС Нижнеломовского района Управления ЗАГС Пензенской области), в связи с чем, ФИО4 ТО ЗАГС 17.12.2013г. выдано свидетельство о рождения I-ИЗ .

Согласно выписке из приказа администрации Нижнеломовского района Пензенской области от 14.03.2014 года, сведениям о включении граждан в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, по Нижнеломовскому району по состоянию на 26.03.2018г., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 14.03.2014 года включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по основанию «отсутствие жилого помещения».

Согласно сведениям о гражданах, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Нижнеломовскому району, предоставленных администрацией Нижнеломовского района Пензенской области под номером 3 в списке значится ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дата подачи заявления о включении в список 31.01.2014 года.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абз. 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями)).

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (ч.2 ст.8).

Частью 3 статьи 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006 № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» (с последующими изменениями) установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области наделяются перечнем государственных полномочий Пензенской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в том числе по приобретению (строительству) жилых помещений для детей-сирот.

Законом Пензенской области от 22 декабря 2016 года №2991-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в Таблице №18 Нижнеломовскому району Пензенской области на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в рамках государственной программы предусмотрены субвенции в размере 7 988,8 тыс. рублей.

В соответствии со ст. 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта квартиры или жилые дома специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений общей площадью жилого помещения, равной 30 квадратным метрам.

Размер общей площади жилого помещения специализированного жилищного фонда, предусмотренный абзацем первым настоящей части, может быть изменен, но не более чем на пять квадратных метров.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляются по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) уполномоченными органами.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, проживающим на территории сельского района, с их согласия могут быть предоставлены в границах другого населенного пункта, находящегося в границах данного сельского района (ч. 2 ст. 5).

В соответствии со ст.10 названного Закона отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления, в том числе, Нижнеломовского района.

В силу статьи 12 Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право, в том числе на: финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Пензенской области.

Частью 3 ст. 1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2006 года №1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями:

- принятие решения о включении (отказе во включении) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список) лиц, указанных в части 1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» (п. 1);

- приобретение (строительство) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 2);

- включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и отнесение его к жилым помещениям для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 3);

- принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 5);

- заключение договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в случае, предусмотренном абзацем вторым части 6 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (п. 6);

- контроль за своевременным представлением заявлений о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (п. 11);

- принятие решения о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма во исполнение решений судов о понуждении к предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма (п. 13);

- заключение договоров социального найма с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых вынесены решения судов о понуждении к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма (п. 14).

Как указывалось выше, истец ФИО4 зарегистрирована по адресу: <адрес> (паспорт серии 56 13 ) в приемной семье Ш-вых (постановление о создании приемной семьи от 09.10.2000г.).

До настоящего времени жилое помещение ФИО4 не предоставлено. Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость истца в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.

Таким образом, ФИО4, являющаяся ребёнком-сиротой и не имеющая в собственности либо закреплённого за ней жилого помещения, достигшая 18-ти летнего возраста, должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения, тогда как до настоящего времени таким жилым помещением истец не обеспечен.

Учитывая данные обстоятельства, а также то, ответчик администрация Нижнеломовского района не возражает против удовлетворения исковых требований истца, суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявленных ФИО4 исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования ФИО4 удовлетворить.

Обязать администрацию Нижнеломовского района Пензенской области предоставить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <данные изъяты>, благоустроенное применительно к условиям г. Нижнего ФИО6 Пензенской области жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, в соответствии с санитарно-техническими нормами общей площадью не менее 30 (тридцати) квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через районный суд в течение месяца.

Судья Т.А. Сухова