ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-165/20 от 03.08.2020 Верхневилюйского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-165/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Верхневилюйск 03 августа 2020 года

Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кириллина В.А., при секретаре Поповой А.А., с участием старшего помощника прокурора Верхневилюйского района Макаровой И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Слепцова П.Н. к администрации Муниципального образования «Хомустахский наслег», муниципальному бюджетному учреждению «Хомустахское культурнор – досуговое учреждение» муниципального образования «Хомустахский наслег» Верхневилюйского района о возложении обязанности принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства, а именно провести мероприятия по оснащению объектов МБУ «Хомустахское КДУ» подключенных к системам централизованного теплоснабжения, приборами учета тепловой энергии, обеспечить введение приборов в эксплуатацию, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхневилюйского района обратился в суд с иском к администрации Муниципального образования «Хомустахский наслег», муниципальному бюджетному учреждению «Хомустахское культурнор – досуговое учреждение» муниципального образования «Хомустахский наслег» Верхневилюйского района с вышеизложенными требованиями указав, что во исполнение указания Прокуратуры Республики Саха (Якутия) прокуратурой Верхневилюйского района была проведена проверка соблюдения организациями Верхневилюйского района требований законодательства об энергосбережении. В ходе проверки установлено, что объекты МБУ «Хомустахское КДУ», в нарушение требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не оснащено прибором тепловой энергии. Обязанность по обеспечению установки приборов учета тепловой энергии возложена на администрацию МО «Хомустахский наслег». Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем МБУ «Хомустахское КДУ» является администрация МО «Хомустахский наслег». Поскольку необходимость установки приборов учета тепловой энергии обусловлена требованиями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ с целью экономии бюджетных средств на потребление тепловой энергии в бюджетных учреждениях, а также обеспечения учета тепловой энергии, бездействием ответчика нарушены интересы Российской Федерации на эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов.

Представители ответчиков МБУ «Хомустахское КДУ», МО «Хомустахский наслег» в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещены, сведений о причинах неявки не имеется.

Суд с учетом мнения представителя истца, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие ответчиков.

В судебном заседании старший помощник прокурора Макарова И.М. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в нем, просила иск удовлетворить полностью.

Суд, заслушав доводы представителя истца, изучив материалы дела приходит к следующему выводу.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 261-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона № 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.

Частью 1 ст. 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

На основании ч. 2 ст. 13 Закона № 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Частью 3 ст. 13 Закона № 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии со ст. 9 Закона № 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления: обязанности по учету используемых энергетических ресурсов; требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

В силу п. 4 ст. 8 Закона об энергосбережении, к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением, в том числе, муниципальными унитарными предприятиями.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Верхневилюйского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об энергоснабжении. В ходе проверки установлено, что здание МБУ «Хомустахское КДУ» МО «Хомустахский наслег», подключенное к системам централизованного теплоснабжения, не оснащено прибором учета тепловой энергии.

Согласно представлению прокурора от 25 мая 2020 года, вынесенному по результатам прокурорской проверки, МБУ «Хомустахское КДУ» МО «Хомустахский наслег» предъявлялось требование принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих.

Однако, ответчиком ответ на данное представление не предоставлен.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, доказательств исполнения требований Закона в части установки приборов учета тепловой энергии ответчиком суду не представлено. Судом установлено что здание МБУ «Хомустахское КДУ» МО «Хомустахский наслег», подключенное к системам централизованного теплоснабжения, не оснащено прибором учета тепловой энергии.

Необходимость установки приборов учета тепловой энергии обусловлена требованиями Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ с целью экономии бюджетных средств на потребление тепловой энергии в бюджетных учреждениях, а также обеспечения учета тепловой энергии.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.

Обязанность по обеспечению установки приборов учета тепловой энергии возложена на администрацию «Хомустахский наслег».

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем МБУ «Хомустахское КДУ» МО «Хомустахский наслег» является администрация МО «Хомустахский наслег».

Исходя из изложенного, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчики подлежат освобождению от взыскания государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Слепцова П.Н. - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Хомустахский наслег», МБУ «Хомустахское культурно – досуговое учреждение» МО «Хомустахский наслег» Верхневилюйского улуса (района) провести мероприятия по оснащению объектов МБУ «Хомустахское КДУ» приборами учета тепловой энергии, обеспечить введение прибора в эксплуатацию в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхневилюйский районный суд РС (Я) в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья В.А.Кириллин

Мотивированное решение составлено 07 августа 2020 года.