Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
р.п. Ермишь Рязанской области 2 августа 2012 года.
Кадомский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи - Ю.А. Браткина,
с участием заявителя – и.о. прокурора Ермишинского района Рязанской области Чайниковой М.Г.,
представителя заинтересованного лица Ермишинской районной Думы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области по доверенности – адвоката Косовой Т.А.,
при секретаре – Л.В. Шаменковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кадомского районного суда Рязанской области материалы дела по заявлению прокурора Ермишинского района Рязанской области Алешина С.П. в защиту избирательных прав неопределенного круга лиц о признании решения Ермишинской районной Думы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области от 15 мая 2012 года № 17 «Выборы главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области» незаконным и не подлежащим применению с момента его издания
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ермишинского района Рязанской области Алешин С.П. обратился в Кадомский районный суд Рязанской области с заявлением в защиту избирательных прав неопределенного круга лиц о признании решения Ермишинской районной Думы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области от 15 мая 2012 года № 17 «Выборы главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области» незаконным и не подлежащим применению с момента его издания.
В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее:
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч.1 ст. 6 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 64-ОЗ «О выборах главы муниципального образования в Рязанской области» Ермишинская районная Дума должна была в период с 5 по 15 декабря 2011 года принять решение о назначении муниципальных выборов главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области на 4 марта 2012 года.
Однако такого решения о выборе главы Ермишинского муниципального района Рязанской области Ермишинской районной Думой принято не было.
Поскольку ни представительным органом Ермишинского района, ни территориальной избирательной комиссией Ермишинского района муниципальные выборы своевременно назначены не были, то заместитель прокурора Рязанской области, а также ФИО1 обратились в Рязанский областной суд с заявлениями о признании незаконным бездействия Ермишинской районной Думы и территориальной избирательной комиссии Ермишинского района и об определении срока назначения выборов главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области, в удовлетворении которых решением Рязанского областного суда от 16 января 2012 года было отказано.
Данное решение Рязанского областного суда было обжаловано в Верховный Суд РФ, который Определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 4 апреля 2012 года отменил указанное выше решение Рязанского областного суда и вынес по делу новое решение, согласно которому, признал незаконным бездействие представительного органа МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области и территориальной избирательной комиссии Ермишинского района Рязанской области и обязал вышеназванный представительный орган не позднее 1 июня 2012 года определить дату выборов главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области.
Названное выше определение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2012 года поступило для исполнения в Ермишинскую районную Думу 10 мая 2012 года.
Однако Ермишинская районная Дума в нарушение вышеуказанных требований закона, а также вступившего в законную силу Определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2012 года, дату выборов главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области не определила, а вместо этого на своём заседании 15 мая 2012 года, руководствуясь ч.3 ст.29 Устава муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области (с изменениями от 06.04.2012 года, зарегистрированными в Управлении Минюста России по Рязанской области 2 мая 2012 года и опубликованными в Информационном бюллетене Ермишинского муниципального района № 6, от 10.05.2012 года) приняла решение № 17, согласно которому, избрала из состава депутатов районной Думы главой МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области - Попову Л.Ф.
Прокурор Ермишинского района Рязанской области с данным решением Ермишинской районной Думы не согласился.
Так прокурор полагает, что внесённые в Устав изменения, касающиеся нового порядка избрания главы МО из состава депутатов представительного органа, должны вступать в силу только после истечения полномочий Ермишинской районной Думы настоящего созыва и после окончания срока полномочий всенародно избранного на муниципальных выборах сроком на 4 года главы МО, т.е. в 2016 году.
В виду того, что по состоянию на 5 декабря 2011 года, а также на дату принятия вышеуказанного Определения Верховного Суда РФ, такие изменения в Устав МО внесены не были, то выборы главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области должны были осуществляться на основании ранее действовавшей редакции ч.3 ст. 29 Устава МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области (далее по тексту Устав), согласно которой, глава Ермишинского муниципального района избирался гражданами, проживающими на территории муниципального образования - Ермишинский муниципальный район, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года, а сами выборы главы Ермишинского муниципального района проводились по единому избирательному округу по избирательной системе относительного большинства голосов избирателей.
Таким образом прокурор считает, что решение Ермишинской районной Думы № 17 от 15 мая 2012 года нарушает избирательные права неопределенного круга лиц, в связи с чем, в порядке ст.ст. 45, 259 ГПК, обращается в суд в защиту избирательных прав неопределенного круга лиц и просит суд признать решение Ермишинской районной Думы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области от 15 мая 2012 года № 17 «Выборы главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области» незаконным и не подлежащим применению с момента его издания.
В судебном заседании и.о. прокурора Ермишинского района Рязанской области Чайникова М.Г., заявленные требования поддержала в полном объёме, по указанным в заявлении основаниям и пояснила, что Дума в нарушение определения Верховного Суда РФ не назначила дату выборов в срок до 1 июня 2012 года, а внесённые в Устав изменения, касающиеся выборов главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области, должны вступить в законную силу только после истечения полномочий Думы нынешнего созыва, т.е. в 2016 году, т.к. эти изменения существенно меняют структуру данного представительного органа местного самоуправления и, следовательно, не могут быть применены в настоящее время для выборов главы муниципального образования.
При этом прокурор Чайникова М.Г. была согласна с тем, что Ермишинская районная Дума нынешнего созыва была избрана в законном порядке, что Дума имела право внести изменения в Устав, касающийся порядка избрания главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области, что Дума имела право на принятие данного правового акта в форме решения, что при принятии оспариваемого решения был достигнут необходимый кворум депутатов, что внесённые в Устав изменения, а также и оспариваемое решение, были опубликованы, зарегистрированы и вступили в силу в законном порядке.
Представитель заинтересованного лица Ермишинской районной Думы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области по доверенности – адвокат Косова Т.А. предъявленные требования прокурора не признала и пояснила, что Верховный Суд РФ исследовал и дал оценку сложившийся по выборам ситуации без учёта тех изменений, которые были позже внесены в Устав, в связи с чем, суд и предоставил представительному органу местного самоуправления срок для назначения муниципальных выборов до 1 июня 2012 года.
Поскольку изменения в Устав вступили в законную силу 10 мая 2012 года, то Дума избрала главу Ермишинского муниципального района на своём заседании 15 мая 2012 года и, следовательно, необходимость в назначении выборов главы района в соответствии с ранее действовавшим порядком выборов, т.е. на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года отпала.
Оспариваемое решение Ермишинской районной Думы, а также внесённые в Устав изменения, касающееся порядка проведения выборов главы района, были приняты, зарегистрированы, опубликованы и вступили в силу в соответствии с действующим законодательством и Уставом.
Данное решение Думы изменило всего лишь порядок выборов и, следовательно, избирательных прав неопределённого круга лиц не нарушило, в связи с чем, в удовлетворении требований прокурора необходимо отказать.
Выслушав объяснения и.о. прокурора Чайниковой М.Г., представителя заинтересованного лица адвоката Косовой Т.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В связи с этим, судом в ходе проведения подготовки, а также и слушания дела, были определены для сторон юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу:
А) для заявителя:
Факт, что вопрос о выборах главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области не отнесён в соответствии с действующим законодательством и Уставом (далее по тексту Устав) МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области к вопросам местного значения;
Факт, что Ермишинская районная Дума не имела в соответствии с действующим законодательством и Уставом правомочий на принятие оспариваемого правового акта (решения) о выборах главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области;
Факт, что данный правовой акт не должен был быть принят Ермишинской районной Думой в форме решения;
Факт, что внесённые в Устав изменения и принятый Ермишинской районной Думой оспариваемый правовой акт не были опубликованы, зарегистрированы и не вступили в силу в соответствии с действующим законодательством и Уставом;
Факт не соответствия оспариваемого правового акта (решения) федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, данный акт (решение) является не законным и не подлежащим применению с момента его вынесения;
Факт, что оспариваемый правовой акт нарушает избирательные права неопределённого круга лиц.
Б) для заинтересованного лица:
Факт, что вопрос о выборах главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области отнесён в соответствии с действующим законодательством и Уставом (далее по тексту Устав МО) МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области к вопросам местного значения;
Факт, что Ермишинская районная Дума в соответствии с действующим законодательством и Уставом имела правомочие на принятие оспариваемого правового акта (решения) о выборах главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области;
Факт, что данный правовой акт должен был быть принят Ермишинской районной Думой в форме решения;
Факт, что внесённые в Устав изменения и принятый Ермишинской районной Думой оспариваемый правовой акт были опубликованы, зарегистрированы и вступили в силу в соответствии с действующим законодательством и Уставом;
Факт соответствия оспариваемого правового акта (решения) федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, данный акт (решение) является законным и подлежащим применению с момента его вынесения;
Факт, что оспариваемый правовой акт не нарушает избирательные права неопределённого круга лиц.
В соответствии со ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с ч.2 ст.24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч.2 ст.32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии со ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (далее по тексту ФЗ № 138) данный Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в том числе в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки.
В соответствии с п.5 ст.3 указанного ФЗ № 138 в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в п.1 ст.1 данного Федерального закона, порядок назначения выборов выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ № 67) срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, устанавливается Конституцией РФ.
Срок, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет.
Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов.
В соответствии со ст.9 ФЗ № 67-ФЗ выборы указанных в п.1 ст. 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.
В соответствии с ч.7, ч.8 ст.10 ФЗ № 67 решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.
Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 7 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.
В соответствии с ч.1, ч.2, ч.3 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ № 131) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии с ч.1, ч.2, ч.4, ч.5, ч.10 ст. 35 ФЗ № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.
Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Представительный орган муниципального района:
1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;
2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.
Представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи, если иное не установлено в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящей части.
Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, оформляется решением представительного органа расположенного в границах муниципального района поселения.
В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района.
День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи.
Представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района.
Решения представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, о поддержке инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, направляются в представительный орган муниципального района.
Представительный орган муниципального района ведет учет данных о рассмотрении инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, и принимает решение о результатах ее рассмотрения. В решении указываются представительные органы поселений, поддержавших данную инициативу, количество представителей от каждого поселения в представительный орган муниципального района, формируемый в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, и день начала работы указанного представительного органа. Данное решение направляется в представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, и подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его принятия в порядке, предусмотренном уставом муниципального района.
Установленный в соответствии с настоящей частью порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. В этот же срок представительный орган муниципального района принимает решение о приведении устава муниципального района в соответствие с требованиями части 2 статьи 36 настоящего Федерального закона.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
В соответствии с ч.1, ч.2, ч.9 ст. 36 ФЗ № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;
4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;
5) в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с п.1 ч.4 ст. 35 настоящего Федерального закона исполняет полномочия его председателя.
В случае внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, предусматривающих избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава, выборы главы муниципального образования не назначаются и не проводятся, если муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с ч.2, ч.3, ч.4 ст. 40 ФЗ № 131 срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.
В соответствии с ч.1, ч.4, ч.5, ч.6, ч.8 ст. 44 ФЗ № 131-ФЗ Уставом муниципального образования должны, в числе прочего, определяться:
виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.
Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:
1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;
2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
В соответствии с ч.3 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее по тексту ФЗ № 97) государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.
Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (далее - регистрирующие органы).
Регистрирующий орган:
1) проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;
2) проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования;
2.1) проводит антикоррупционную экспертизу устава муниципального образования;
3) присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер;
4) выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования;
5) включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 ФЗ № 97 Устав муниципального образования, а также муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.
В соответствии со ст.ст. 83, 84 Устава (Основного Закона) Рязанской области (далее по тексту Устав Рязанской области) от 18.11.2005 № 115-ОЗ (принятого Постановлением Рязанской областной Думы от 02.11.2005 № 710-IV РОД) в Рязанской области признается и гарантируется как одна из основ конституционного строя Российской Федерации местное самоуправление.
Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Рязанской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление на территории Рязанской области осуществляется в городских, сельских поселениях, в муниципальных районах и городских округах.
В соответствии с ч.2, ч.3, ч.4 ст. 85 Устава Рязанской области муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Рязанской области, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами Рязанской области.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В соответствии со ст. 88 Устава Рязанской области органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, действуют публично и под контролем населения.
Структуру органов местного самоуправления составляют:
1) представительный орган муниципального образования;
2) глава муниципального образования;
3) местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования;
4) контрольный орган муниципального образования;
5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
В соответствии со ст.93 Устава Рязанской области местное самоуправление в Рязанской области гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Закона Рязанской области от 05.08.2011 № 64-ОЗ (далее по тексту Закон Рязанской области № 64) «О выборах главы муниципального образования в Рязанской области» (принятого Постановлением Рязанской областной Думы от 20.07.2011 № 306-V РОД) глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава в порядке, установленном уставом муниципального образования.
В соответствии с ч.1 ст.16 Устава муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области (далее по тексту Устав МО) выборы депутатов Ермишинской районной Думы, главы муниципального образования - Ермишинский муниципальный район проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и другими федеральными законами и законами Рязанской области, Уставом (Основным законом) Рязанской области и настоящим Уставом.
В соответствии со ст.26 Устава МО структуру органов местного самоуправления Ермишинского муниципального района составляет:
- глава муниципального образования - Ермишинский муниципальный район - высшее должностное лицо муниципального образования - Ермишинский муниципальный район, осуществляющее общее руководство по организации местного самоуправления на территории Ермишинского муниципального района;
- Ермишинская районная Дума - представительный орган местного самоуправления муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области, уполномоченный от имени избравшего его населения принимать решения по всем вопросам местного значения Ермишинского муниципального района;
- администрация муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области, сокращенное наименование - администрация Ермишинского муниципального района - исполнительно-распорядительный орган Ермишинского муниципального района, возглавляемый главой Ермишинского муниципального района, осуществляющий свои полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с настоящим Уставом;
- контрольно-счетная комиссия муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области, сокращенное наименование - контрольно-счетная комиссия Ермишинского муниципального района, - орган местного самоуправления Ермишинского муниципального района, осуществляющий контроль за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст.28 Устава МО юридическими лицами в системе местного самоуправления являются:
- Ермишинская районная Дума;
- администрация муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области;
- контрольно-счетная комиссия муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области.
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридического лица является Устав муниципального образования - Ермишинский муниципальный район и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правом юридического лица.
Основаниями для государственной регистрации органов администрации Ермишинского муниципального района в качестве юридических лиц является решение Ермишинской районной Думы об учреждении соответствующего органа и утверждение положений о нем Ермишинской районной Думой.
В соответствии с ч.1, ч.3, ч.4 ст.29 Устава МО глава муниципального образования - Ермишинский муниципальный район является высшим должностным лицом муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава Ермишинского муниципального района избирается из состава представительного органа тайным голосованием сроком на 5 лет и исполняет полномочия председателя Ермишинской районной Думы.
Кандидат считается избранным на должность главы муниципального образования, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов представительного органа Ермишинского муниципального района.
Решение об избрании главы муниципального образования принимается представительным органом Ермишинского муниципального района на основании протокола счетной комиссии о результатах голосования и публикуется в газете "Ермишинский вестник" не позднее 10 дней после его принятия.
(В редакции ст. 29 Устава МО от 17.08.2007 № 303 действовавшей на момент вынесения Верховных Судом РФ названного выше определения, - Глава муниципального образования - Ермишинский муниципальный район (далее - глава Ермишинского муниципального района) являлся высшим выборным должностным лицом муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава Ермишинского муниципального района избирался гражданами, проживающими на территории муниципального образования - Ермишинский муниципальный район, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
Глава Ермишинского муниципального района считался избранным, если за него проголосовало не менее половины избирателей, принявших участие в голосовании.
Выборы главы Ермишинского муниципального района проводились по единому избирательному округу по избирательной системе относительного большинства голосов избирателей).
В соответствии со ст.34 Устава МО представительным органом Ермишинского муниципального района является Ермишинская районная Дума - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории Ермишинского муниципального района, за исключением тех, которые требуют учета мнения всего населения Ермишинского муниципального района и принимаются референдумом или иным способом осуществления непосредственной демократии.
Ермишинская районная Дума состоит из 18 депутатов. Ермишинская районная Дума формируется из глав поселений, входящих в состав Ермишинского муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой - два депутата от каждого поселения.
Срок полномочий Ермишинской районной Думы, а также депутатов составляет 5 лет. Установленный срок полномочий Ермишинской районной Думы и депутатов не может быть изменен в течение текущего срока полномочий Ермишинской районной Думы.
Полномочия Ермишинской районной Думы начинаются со дня ее первого заседания и прекращаются в день начала полномочий Ермишинской районной Думы нового созыва.
Первое заседание вновь сформированной Ермишинской районной Думы созывается главой муниципального района не позднее месяца со дня избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Ермишинской районной Думы нового созыва.
Первое заседание вновь сформированной Ермишинской районной Думы открывает глава муниципального района.
До избрания из состава Ермишинской районной Думы нового главы муниципального района заседание ведет действующий глава муниципального района.
Организацию деятельности Ермишинской районной Думы осуществляет глава муниципального образования, избираемый депутатами из своего состава на первом заседании.
Ермишинская районная Дума является юридическим лицом, имеет гербовую печать и финансируется из средств местного бюджета.
В соответствии с ч.1, ч.3, ч. 3.1 ст.35 Устава МО основной формой работы Ермишинской районной Думы являются заседания, на которых решаются вопросы, отнесенные к ее ведению.
Заседания Ермишинской районной Думы правомочны при присутствии на заседании не менее половины от установленного численного состава депутатов.
Заседание Ермишинской районной Думы не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания Ермишинской районной Думы проводятся не реже одного раза в три месяца.
В соответствии с п.1 ч.1, п.5 ч.2 ст.36 Устава МО в исключительной компетенции Ермишинской районной Думы находятся следующие полномочия: принятие устава муниципального образования - Ермишинский муниципальный район и внесение в него изменений и дополнений.
К компетенции Ермишинской районной Думы также относится решение следующих вопросов: назначение выборов главы муниципального образования - Ермишинский муниципальный район, депутатов Ермишинской районной Думы, проведение местного референдума, принятие отставки главы муниципального образования – Ермишинский муниципальный район.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (далее по тексту Пленум ВС РФ № 48) существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с п.17 Пленума ВС РФ № 48 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
В соответствии с п.18 Пленума ВС № 48 при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
В соответствии с п.19 Пленума ВС РФ № 48 при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие процедуру принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
Не может быть признан законным оспариваемый нормативный правовой акт в случаях, когда нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования принят на заседании этого органа, правомочного в соответствии с уставом данного муниципального образования, если на заседании присутствовало менее 50 процентов от числа избранных депутатов. (ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями).
В соответствии с п.п. 20, 21, 23, 24, 25 Пленума ВС РФ № 48 выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, следует проверять, соблюдены ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу.
Проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее:
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Проверяя соблюдение порядка вступления в силу нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы заявителя, необходимо устанавливать дату официального опубликования (обнародования) этого акта и принимать во внимание, что в отдельных случаях дата вступления акта в силу должна быть определена с учетом правил, предусмотренных иными нормативными правовыми актами.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку согласно ч.2 ст. 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.
Как было установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела 12 апреля 2011 года Ермишинская районная Дума своим решением № 319 (далее по тексту решение № 319) «О результатах рассмотрения инициативы Надежкинского сельского поселения об изменении порядка формирования Ермишинской районной Думы» признала, что выдвинутая инициатива об изменении порядка формирования Ермишинской районной Думы была поддержана не менее чем 2/3 представительных органов сельских поселений, входящих в состав Ермишинского муниципального района, и соответствует требованиям ст. 35 ФЗ № 131, а также установила: что Ермишинская районная Дума следующего созыва формируется в порядке, установленным п.1 ч.4 ст. 35 ФЗ № 131 и состоит из глав поселений, входящих в состав Ермишинского муниципального района Рязанской области, и из депутатов представительных органов поселений по норме представительства: два депутата от каждого поселения; что днём начала работы Ермишинской районной Думы, сформированной в соответствии с изменённым порядком, является следующий день после истечения срока полномочий действующей Ермишинской районной Думы, избранной на муниципальных выборах 2 марта 2008 года, а в случае досрочного прекращения её полномочий – день, следующий за днём вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Ермишинской районной Думы; что полномочия депутатов Ермишинской районной Думы, сформированной в соответствии с изменённым порядком, истекают, начиная, со дня, следующего за днём истечения срока полномочий действующей Ермишинской районной Думы, а в случае досрочного прекращения её полномочий – в день, следующий за днём вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Ермишинской районной Думы; что изменение порядка формирования Ермишинской районной Думы подлежит закреплению в Уставе МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области в течение трёх месяцев со дня начала работы Ермишинской районной Думы; что данное решение подлежит опубликованию в Информационном бюллетене Ермишинского муниципального района и вступает в силу с момента его официального опубликования.
В связи с внесёнными в Устав МО и указанными выше изменениями Ермишинская районная Дума никакого решения о выборах главы Ермишинского муниципального района Рязанской области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года принимать не стала.
Поскольку ни представительным органом Ермишинского района, ни территориальной избирательной комиссией Ермишинского района муниципальные выборы назначены не были, то заместитель прокурора Рязанской области, а также ФИО1 обратились в Рязанский областной суд с заявлениями о признании незаконным бездействия Ермишинской районной Думы и территориальной избирательной комиссии Ермишинского района и об определении срока назначения выборов главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области, в удовлетворении которых решением Рязанского областного суда от 16 января 2012 года было отказано.
Данное решение Рязанского областного суда было обжаловано в Верховный Суд РФ, который Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2012 года отменил указанное выше решение Рязанского областного суда и вынес по делу новое решение, согласно которому, признал незаконным бездействие представительного органа МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области и территориальной избирательной комисси Ермишинского района Рязанской области и обязал вышеназванный представительный орган не позднее 1 июня 2012 года определить дату выборов главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области.
Названное выше Определение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2012 года поступило для исполнения в Ермишинскую районную Думу 10 мая 2012 года.
Данные обстоятельства усматриваются из названного выше Определения суда и подтверждаются им, а также письмом главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области Поповой Л.Ф. на имя прокурора Ермишинского района Рязанской области ...
6 марта 2012 года Ермишинская районная Дума нового пятого созыва, сформированная в новом порядке из глав поселений, входящих в состав Ермишинского муниципального района Рязанской области и из депутатов представительных органов поселений, на своём первом заседании с участием всех 18 депутатов, в числе прочих рассмотренных вопросов, избрала из числа депутатов председателем Ермишинской районной Думы Попову Л.Ф., а также заслушала проект решения Думы «О внесении изменений и дополнений в Устав МО», и по итогам слушания большинством голосов (за 17, против 1, воздержалось 0) приняла решение № 6, согласно которому, во исполнение ФЗ № 131, руководствуясь Уставом МО решила утвердить названый выше проект, опубликовать данное решение Думы в печатном средстве массовой информации МО – Ермишинский муниципальный район «Информационный бюллетень Ермишинского муниципального района» и на сайте администрации муниципального района, провести 20 марта 2012 года в 14 часов в актовом зале администрации района публичные слушания по данному проекту и предложить жителям района, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям, расположенным на территории района принять участие в публичных слушаниях по указанному выше проекту.
Названое выше решение Думы было опубликовано 6 марта 2012 года в печатном средстве массовой информации МО – Ермишинский муниципальный район «Информационный бюллетень № 1 Ермишинского муниципального района, выпуск третий».
6 апреля 2012 года Ермишинская районная Дума на своём очередном заседании с участием всех 18 депутатов, в числе прочих рассмотренных вопросов, руководствуясь ст. 36 Устава, с учётом результатов публичных слушаний, состоявшихся 20 марта 2012 года по решению Думы «О внесении изменений и дополнений в Устав МО», в целях приведения Устава МО в соответствие с действующим законодательством, и во исполнение ФЗ № 131 большинством голосов (за 14, против 1, воздержалось 3), приняла предложенные изменения и дополнения в Устав МО, о чём вынесла решение № 7, согласно которому, в частности, отныне, в соответствии с ч.3 ст.29 Устава МО глава Ермишинского муниципального района избирается из состава представительного органа тайным голосованием сроком на 5 лет и исполняет полномочия председателя Ермишинской районной Думы.
Кандидат считается избранным на должность главы муниципального образования, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов представительного органа Ермишинского муниципального района.
Решение об избрании главы муниципального образования принимается представительным органом Ермишинского муниципального района на основании протокола счетной комиссии о результатах голосования и публикуется в газете «Ермишинский вестник» не позднее 10 дней после его принятия.
Также было решено опубликовать настоящее решение в печатном средстве массовой информации МО – Ермишинский муниципальный район «Информационный бюллетень Ермишинского муниципального района» и на сайте администрации муниципального района, направить утверждённое решение «О внесении изменений и дополнений в Устав МО» на государственную регистрацию в Отдел законодательства субъектов РФ ГУ МЮ РФ ЦФО в Рязанской области и после государственной регистрации опубликовать данное решение в Информационном бюллетене МО - Ермишинский муниципальный район, после чего изменения и дополнения вступали в законную силу.
Принятое Думой решение № 7 было опубликовано 6 апреля 2012 года в печатном средстве массовой информации МО – Ермишинский муниципальный район «Информационный бюллетень № 4 Ермишинского муниципального района, выпуск третий».
Кроме этого данное решение Думы было зарегистрировано в Управлении Минюста России по Рязанской области 2 мая 2012 года № RU625010002012001.
После этого, указанное выше решение Думы было опубликовано 10 мая 2012 года в печатном средстве массовой информации МО – Ермишинский муниципальный район «Информационный бюллетень № 6 Ермишинского муниципального района, выпуск третий».
15 мая 2012 года Ермишинская районная Дума на своём очередном заседании с участием 18 депутатов избрала из числа депутатов счётную комиссию в составе 3 человек для выборов главы муниципального образования, а также обсудила Определение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2012 года, которое обязывает Ермишинскую районную Думу не позднее 1 июня 2012 года определить дату выборов главы муниципального образования Ермишинский муниципальный район Рязанской области.
В ходе обсуждения названного выше Определения суда было выяснено, что на момент вынесения Определения в Уставе МО было прописано об избрании главы муниципального образования путём прямых выборов. Однако 2 мая 2012 года в Минюсте были зарегистрированы изменения в Уставе МО, и на сегодняшний день действует новое положение Устава МО о выборах главы муниципального образования из состава депутатов, в связи с чем, депутатам на должность главы муниципального образования была предложена кандидатура Поповой Л.Ф., которая после проведения тайного голосования по её кандидатуре и подсчёта голосов 3 членами счётной комиссии и была большинством голосов (за 15, против 2) и при отсутствии одного депутата из числа 18 депутатов, избрана главой МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области.
Изложенные выше обстоятельства дела подтверждаются представленными представителем заинтересованного лица в ходе судебного заседания доказательствами, а именно:
Решением Ермишинской районной Думы № 319 от 12 апреля 2011 года;
Явочным листом депутатов Ермишинской районной Думы, принимавших участие в работе первого заседания Думы 6 марта 2012 года;
Протоколом № 1 первого заседания Ермишинской районной Думы пятого созыва от 6 марта 2012 года;
Решением № 6 Ермишинской районной Думы от 6 марта 2012 года об утверждении проекта решения Ермишинской районной Думы «О внесении изменений и дополнений в Устав МО»;
Информационным бюллетенем № 1 Ермишинского муниципального района, выпуск третий от 6 марта 2012 года;
Явочным листом депутатов Ермишинской районной Думы, принимавших участие в очередном заседании Думы 6 апреля 2012 года;
Протоколом № 2 очередного заседания Ермишинской районной Думы пятого созыва от 6 апреля 2012 года;
Решением № 7 Ермишинской районной Думы от 6 апреля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в Устав МО»;
Информационным бюллетенем № 4 Ермишинского муниципального района, выпуск третий от 6 апреля 2012 года;
Уставом МО, имеющего на себе отметку Управления Минюста России по Рязанской области от 2 мая 2012 года № RU625010002012001 о регистрации внесённых в Устав МО 6 апреля 2012 года изменений;
Регламентом Ермишинской районной Думы;
Протоколом № 3 очередного заседания Ермишинской районной Думы пятого созыва от 15 мая 2012 года;
Решением Ермишинской районной Думы № 16 от 15 мая 2012 года о счётной комиссии Ермишинской районной Думы с приложенными к данному решению ведомостью на выдачу избирательных бюллетеней для голосования по выборам главы МО - Ермишинский муниципальный район от 15 мая 2012 года, протоколом № 1 заседания счётной комиссии по избранию председателя и секретаря счётной комиссии от 15 мая 2012 года, протоколом № 2 заседания счётной комиссии по выборам главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области от 15 мая 2012 года;
Решением Ермишинской районной Думы № 160 от 16 марта 2006 года об учреждении печатного средства массовой информации МО - Ермишинский муниципальный район - Информационный бюллетень Ермишинского муниципального района.
Суд, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, изучив, проанализировав и оценив в совокупности взаимную связь всех указанных выше по тексту документов, представленных сторонами в обоснование их требований и возражений, приходит к выводу, что все они являются достоверными и вполне допустимыми доказательствами, имеющими существенное значение для рассмотрения и разрешения дела, т.к. должным образом отвечают всем предъявляемым к ним требованиям, и, следовательно, сомневаться в этих документах и в изложенных в них фактах у суда нет никаких оснований.
Суд, оценив и проанализировав изложенные выше обстоятельства дела приходит к выводу, что и.о. прокурора Чайникова М.Г. в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не обосновала и не доказала, как изложенные в заявлении прокурора, так и высказанные в судебном заседании, утверждения.
Так утверждение прокурора о том, что, поскольку по состоянию на 5 декабря 2011 года, а также на дату принятия вышеуказанного Определения Верховного Суда РФ, изменения в Устав МО, касающиеся выборов главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области, внесены не были, то выборы должны были осуществляться на основании ранее действовавшей редакции ч.3 ст. 29 Устава МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области является, по мнению суда, не мотивированным и не обоснованным, т.к. прокурор не принимает во внимание право самого представительного органа местного самоуправления в соответствии с законом и со своим Уставом самому решать, в каком порядке ему назначать и как проводить выборы главы МО.
Из изложенного выше усматривается, что Ермишинская районная Дума прежнего (четвёртого) созыва своим решением № 319 изменила порядок формирования Ермишинской районной Думы и определила, что данное изменение подлежит закреплению в Уставе МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области в течение трёх месяцев со дня начала работы Ермишинской районной Думы следующего (пятого) созыва.
При этом из данного решения № 319 прямо усматривается, что оно направлено на будущее дальнейшее проведение выборов главы МО не путём всеобщих выборов, а на избрание главы МО именно из числа депутатов представительного органа МО, иначе не было бы никакой необходимости вносить и в дальнейшем закреплять данные изменения в Уставе МО.
То обстоятельство, что Ермишинской районной Думой прежнего четвёртого созыва не были назначены выборы главы МО путём всеобщего и тайного голосования не является, по мнению суда, существенным нарушением закона, т.к. представительным органом уже была проведена определённая и указанная выше подготовка, направленная на проведение выборов в ином порядке, который полностью согласуется с предписаниями федерального законодательства, и результаты которой должна была закрепить в Уставе МО уже Ермишинская районная Дума нового (пятого) созыва, на что также был необходим определённый период времени.
В связи с этим, Ермишинская районная Дума прежнего (четвёртого) созыва имела, по мнению суда, право, поскольку это не было запрещено законом и Уставом МО не назначать дату новых выборов главы МО, и вполне законно, принимая во внимание, что действующее законодательство оставляет за представительным органом местного самоуправления право самому определять, в каком порядке должны быть назначены и проведены выборы главы МО (путём избрания главы МО на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на всеобщих муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава) оставить решение данного вопроса о выборах главы МО на усмотрение Ермишинской районной Думы нового (пятого) созыва.
С учётом необходимости закрепления в Уставе МО внесённых в него изменений, касающихся порядка избрания Ермишинской районной Думы, и принимая во внимание предоставленную законом альтернативу в выборах главы МО, Ермишинская районная Дума нового (пятого) созыва также вполне законно, как считает суд, решила не назначать выборы главы МО на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года, а привести сначала Устав МО в соответствие с действующим законодательством, после чего избрать главу МО из состава депутатов Ермишинской районной Думы.
Проведя в период с 6 марта 2012 года и по 10 мая 2012 года вышеуказанные необходимые действия, Ермишинская районная Дума закрепила, тем самым, в Уставе МО, внесённые в него и изложенные выше по тексту изменения, чем привела его в соответствие с действующим законодательством.
Поскольку Устав МО стал в полной мере отвечать и соответствовать требованиям закона и вопрос об избрании главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области уже разрешался в ином, также предусмотренном законом порядке, то, по мнению суда, Ермишинская районная Дума была не вправе принимать решение о назначении выборов главы названного МО в том порядке, на котором настаивает прокурор.
Утверждение прокурора о том, что внесённые в Устав изменения, касающиеся выборов главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области, должны вступить в законную силу только после истечения полномочий Думы нынешнего (пятого) созыва, т.е. в 2016 году, т.к. эти изменения существенно меняют структуру данного представительного органа местного самоуправления и, следовательно, не могут быть применены в настоящее время для выборов главы муниципального образования, основано, по мнению суда, на ошибочном толковании и применении прокурором нормы материального права, регулирующего данные правоотношения.
Действительно, абзацем 2 ч. 8 ст. 44 ФЗ № 131 предусмотрено, что изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Однако, при этом, прокурор полностью игнорирует указание законодателя, изложенное в скобках в той же названой выше статье закона, согласно которому, исключается применение внесённых в Устав МО изменений и дополнений, к полномочиям, к сроку полномочий и порядку избрания выборных должностных лиц местного самоуправления.
Принимая во внимание, что изменения Устава МО, внесённые в него решением № 7 Ермишинской районной Думы от 6 апреля 2012 года, не касались структуры органов местного самоуправления и не изменяли их полномочия, то положения абзаца 2 ч.8 ст. 44 ФЗ № 131 в данном случае не могут быть применены.
То обстоятельство, что глава МО после внесения изменений в Устав МО избирается из состава представительного органа также, по мнению суда, не свидетельствует об изменении структуры органов местного самоуправления.
Таким образом данное утверждение прокурора не может быть принято судом во внимание.
Утверждение прокурора о том, что Ермишинская районная Дума нарушила Определение Верховного Суда РФ и не назначила дату выборов в срок до 1 июня 2012 года, является, по мнению суда, не мотивированным и не обоснованным, поскольку прокурор не принимает во внимание вступившие в законную силу изменения в Уставе МО относительно порядка проведения выборов главы МО.
Так Верховный Суд РФ вынес своё Определение основываясь на имеющихся в его распоряжении доказательствах по делу, которые свидетельствовали о том, что на дату вынесения Определения в Уставе МО отсутствовали указанные выше по тексту изменения, касающиеся выборов главы МО, в связи с чем, дата выборов должна была быть определена с ранее действовавшими положениями Устава МО.
При этом, признавая бездействие представительного органа муниципального образования Ермишинский муниципальный район Рязанской области и территориальной избирательной комиссии Ермишинского муниципального района Рязанской области незаконным, Верховный Суд РФ не стал, тем не менее, конкретно указывать названым выше органам, как и в каком порядке, им необходимо было назначить и провести выборы, предоставив, тем самым, данным органам, в соответствии с законом, полную свободу действий в решении данного вопроса по их усмотрению, ибо в противно случае, как полагает районный суд, Верховный Суд РФ указал бы в своём Определении конкретную форму (порядок) проведения выборов главы МО.
10 мая 2012 года, т.е. к моменту поступления Определения Верховного Суда РФ в Ермишинскую районную Думу для исполнения, внесённые в Устав МО изменения, касающиеся выборов главы МО, уже вступили в законную силу и не могли быть отменены и, следовательно, выборы в той форме, на которой настаивает прокурор, уже не могли быть проведены, ибо проведение выборов в прежней их форме не соответствовало бы требованиям закона и Устава МО и нарушало бы их.
В виду этого, и с учётом того обстоятельства, что конкретная форма (порядок) проведения выборов главы МО Верховным Судом РФ определена не была, то Ермишинская районная Дума, по мнению суда, на вполне законных основаниях назначила и провела выборы главы МО из числа своих депутатов.
Тем самым, как считает суд, Ермишинская районная Дума фактически исполнила Определение Верховного Суда РФ, но не в той форме, на которой настаивает прокурор.
То обстоятельство, что глава МО был выбран в соответствии с новыми положениями Устава МО, по мнению суда, не свидетельствует о том, что решение Верховного Суда РФ было не исполнено.
Таким образом данное утверждение прокурора судом не принимается.
Утверждение прокурора о том, что оспариваемое решение Ермишинской районной Думы № 17 от 15 мая 2012 года нарушило избирательные права неопределенного круга лиц, является не мотивированным, не обоснованным и противоречит действующему законодательству и Уставу МО.
Так само по себе изменение одной формы проведения выборов главы МО на другую, не может являться нарушением избирательных прав неопределённого круга лиц, поскольку альтернатива избирать главу МО на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава предусмотрена ст. 36 ФЗ № 131 и закреплено в Уставе МО.
Таким образом, данное утверждение прокурора, в нарушение действующего законодательства и Устава МО фактически направлено, как считает суд, не на защиту избирательных прав неопределённого круга лиц, а на пересмотр результатов уже состоявшихся выборов, в связи с чем, оно принято быть не может.
При этом, доказательств того, что Ермишинская районная Дума пятого созыва была избрана в порядке, не отвечающем положениям закона, что данная Дума не имела полномочий на закрепление в Уставе МО изменений, касающихся порядка формирования как самой Думы, так и порядка, касающегося избрания главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области, что по проекту внесения изменений в Устав МО Думой не проводились публичные слушания, что Дума не имела права на принятие оспариваемого правового акта в форме решения, что при принятии оспариваемого решения не был достигнут необходимый кворум депутатов, что внесённые в Устав изменения, а также и само оспариваемое решение, не были опубликованы, не были зарегистрированы, и не вступили в законную силу в установленном законом порядке, что оспариваемый правовой акт не отвечает требованиям закона, что данный акт не относится к вопросам местного значения, что оспариваемое решение противоречит положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, что решение Думы является не определённым, и.о. прокурора Чайникова М.Н. в суд не представила и данные обстоятельства в ходе слушания дела по существу не оспаривала.
Поскольку прокурор не доказал заявленных им требований, то суд полагает необходимым в их удовлетворении отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 260.1, 261, ч.2 ст. 193, 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления прокурора Ермишинского района Рязанской области Алешина С.П. в защиту избирательных прав неопределенного круга лиц о признании решения Ермишинской районной Думы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области от 15 мая 2012 года № 17 «Выборы главы МО - Ермишинский муниципальный район Рязанской области» незаконным и не подлежащим применению с момента его издания - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Рязанский областной суд через Кадомский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.А. Браткин