ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-165/2015 от 19.03.2015 Кош-агачского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 2-165/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 марта 2015 года с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Алеховикова В.А., при секретаре Ногоймоновой В.С., с участием заместителя прокурора Кош-Агачского района Бештаовой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Республики Алтай, МО «Кош-Агачский район» к индивидуальному предпринимателю Едильбаеву А.Б. о возложении обязанности произвести расчет и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду,

У С Т А Н О В И Л:

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, Республики Алтай, МО «Кош-Агачский район» обратился в суд с иском к ИП Едильбаеву А.Б. о возложении обязанности произвести расчет и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду, указывая, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере охраны природы установлено, что ИП Едильбаев А.Б. в период времени с 2010 года по 20.11.2014 при осуществлении своей предпринимательской деятельности по розничной торговле одеждой, игрушками и канцелярскими товарами в магазине, расположенном по адресу: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с.Кош-Агач, ул.Дружбы, 29А, эксплуатировал стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - твердотопливную печь (на дровах и угле каменном). На момент проверки 20.11.2014 источник выбросов эксплуатируется (дым из трубы, горение топлива в топке, тепловое излучение). Из материалов проверки следует, что стационарный источник выбросов эксплуатировался в холодное время года с октября 2010 года по настоящее время. В результате эксплуатации указанного стационарного источника выбросов осуществляется негативное воздействие на окружающую среду. Между тем, в нарушение требований действующего федерального законодательства плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года ответчиком по состоянию на 26.01.2015 не внесена. В соответствии со ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным и все организации, ведущие хозяйственную и иную деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, обязаны осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. Сроки уплаты определены Приказом Ростехнадзора от 08 июня 2006 №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. Бюджетным кодексом РФ установлены нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации: 20% - в федеральный бюджет, 40% - в бюджеты субъектов РФ, 40% - в местный бюджет. Таким образом, сам факт оказания негативного воздействия на окружающую среду накладывает на хозяйствующего субъекта обязанность внести соответствующие платежи. Выявленными нарушениями требований в области охраны окружающей среды ответчиком нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 11, 39 Закона № 7-ФЗ. Неисполнение указанных требований законодательства повлекло нарушение принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, недополучение бюджетами Российской Федерации, Республики Алтай, МО «Кош-Агачский район» денежных средств, что в свою очередь препятствует увеличению расходов на реализацию своих обязательств, в том числе на природоохранные мероприятия. Истец просит обязать ответчика произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года, предоставить их в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, внести по ним соответствующие платежи в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, МО «Кош-Агачский район».

В судебное заседание ответчик Едильбаев А.Б. не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заместитель прокурора Кош-Агачского района Бештаова Ю.Н в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Суд, выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным и все организации, ведущие хозяйственную и иную деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, обязаны осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ч.2 ст.16 вышеуказанного закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия па окружающую среду.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Сроки уплаты определены Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Из справки Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай усматривается, что по состоянию на 26.01.2015 за 4 квартал 2014 года ИП Едильбаевым А.Б. расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду не представлены и плата не вносилась.

Бюджетным кодексом РФ установлены нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации: 20% - в федеральный бюджет, 40% - в бюджеты субъектов РФ, 40% - в местный бюджет.

Частью 1 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, установлено, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений.

Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с п.«д» ч.1 ст.72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В силу ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие па окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно п.5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, данная служба осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности по ведению государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие па атмосферный воздух.

В судебном заседании установлено, что ИП Едильбаев А.Б. не произвел расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и плату не вносил за 4 квартал 2014 года.

Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Невыполнение ИП Едильбаевым А.Б. требований законодательства об охране окружающей среды нарушает не только интересы Российской Федерации, Республики Алтай и МО «Кош-Агачский район», в области охраны окружающей среды, но и права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ.

Таким образом, требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора суд полагает подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскать с индивидуального предпринимателя Едильбаева А.Б. в доход бюджета МО «Кош-Агачский район» расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Едильбаева А.Б. произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года, представить их в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, внести по ним соответствующие платежи в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, МО «Кош-Агачский район».

Взыскать с индивидуального предпринимателя Едильбаева А.Б. в доход бюджета МО «Кош-Агачский район» расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья В.А. Алеховиков

Мотивированное решение изготовлено 23.03.2015