ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-165/2016 от 01.02.2016 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-165/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2016 года г. Сокол

Вологодская область

Сокольский районный суд Вологодской области в составе председательствующей судьи Кротовой М.Ю.,

при секретаре Янгосоровой Е.В.,

с участием истца Статинова О.В., его представителя по доверенности Статинова Д.В.,

представителя ответчика АО «Газпром газораспределение Вологда» по доверенности Цицилиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Статинова О.В. к акционерному обществу «Газпром газораспределение Вологда» Сокольская РЭС о внесении изменений в договор от ДД.ММ.ГГГГ «О техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме»,

УСТАНОВИЛ:

Статинов О.В. обратился в суд с иском к АО «Газпром газораспределение Вологда» Сокольская РЭС о внесении изменений в договор о техническом обслуживании (далее – ТО) и ремонте внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, заключенном ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком. По указанному договору истец поручил ответчику выполнить работы и оказать услуги по ремонту и техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования, указанного в Приложении к договору. В соответствии с Приложением к договору, периодичность технического обслуживания газового котла Ferroli установлена один раз в год. С данным положением истец не согласен. В обоснование доводов ссылается на пункт 43 Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», которым установлено, что техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования осуществляется не реже 1 раза в 3 года, если иное не установлено изготовителем этого оборудования; по истечении установленного изготовителем срока службы бытового газоиспользующего оборудования это оборудование может быть использовано при наличии положительного заключения по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в течение срока, указанного в этом заключении, и при его техническом обслуживании не реже 1 раза в год либо заменено по желанию заказчика на новое оборудование. В соответствии с гарантийными обязательствами завода-изготовителя газового котла Ferroli, срок службы оборудования составляет 10 лет со дня ввода оборудования в эксплуатацию, но не более 10,5 лет с даты производства. Указанное оборудование (газовый котел) запущено в эксплуатацию 03 октября 2007 года. Таким образом, срок службы котла истекает 03 октября 2017 года. 06 августа 2014 года работниками АО «Газпром газораспределение» филиала в Вологодской области проведено техническое обслуживание газового котла. В связи с тем, что заводом-изготовителем газового котла не установлены особые требования по периодическому обслуживанию оборудования (ежегодное обслуживание), считает, что следующее техническое обслуживание необходимо проводить в мае-июне 2017 года. Истцом 06 октября 2015 года в АО «Газпром газораспределение Вологда» направлено обращение об изменении договора в части установления периодического обслуживания газового котла и приведении договора в соответствии с законом. Официального ответа получено не было. Просит обязать ответчика внести изменения в договор от ДД.ММ.ГГГГ «О техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме», (в Приложение ), установить периодичность технического обслуживания газового котла «Ferroli Domiprojekt F 24» - не реже 1 раз в 3 года до окончания срока службы котла (03.10.2017 года); по истечении установленного изготовителем срока службы бытового газоиспользующего оборудования установить техническое обслуживание не реже 1 раза в год.

В судебном заседании истец Статинов О.В. исковые требования поддержал по изложенным доводам, пояснил, что при заключении договора представителями ответчика ему не были разъяснены положения закона, предусматривающие возможность определения периодичности обслуживания газового оборудование не реже 1 раза в 3 года. Когда истцу стало об этом известно, он обратился с заявлением в АО «Газпром газораспределение Вологда», однако в заявлении ему было отказано. В АО «Газпром газораспределение Вологда» отсутствуют специалисты по электрооборудованию, что исключает возможность качественного обслуживания газового котла. Считает, что обслуживание газового оборудования осуществляется формально, в случае необходимости ремонт котла будет проводиться за дополнительную плату.

Представитель истца – Статинов Д.В. исковые требования уточнил в части установления периодичности технического обслуживания газового котла не реже 1 раза в 3 года (срока службы котла) – до 31.05.2017 года, в остальном иск поддержал по указанным доводам. Обращал внимание, что рекомендации фирмы Ferroli о необходимости обслуживания газового оборудования не реже 1 раза в год не могут быть приняты во внимание в связи с тем, что нормативным правовым документом не являются. В технической документации отсутствуют требования завода-изготовителя о необходимости технического обслуживания газового котла 1 раз в год, что является основанием для внесения изменения в договор на техническое обслуживание.

Представитель ответчика АО «Газпром газораспределение Вологда» по доверенности Цицилина Н.Н. с исковыми требованиями не согласилась по доводам, указанным в отзыве на иск. Обращала внимание, что согласно рекомендаций официального представительства фирмы Ferroli, рекомендуемый срок проведения технического обслуживания оборудования не реже 1 раза в год. В пункте 43 Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» указан максимальный срок технического обслуживания; указание в договоре на проведение технического обслуживания газового оборудования 1 раз в год не противоречит названному пункту постановления. В паспортах по эксплуатации, монтажу и техническому обслуживанию настенных газовых котлов фирмы Ferroli, которые производятся в настоящее время, указана периодичность проверки котла и дымохода не реже 1 раза в год. Для поддержания оборудования в работоспособном состоянии, его безаварийной и безопасной работы нецелесообразно менять условия заключенного договора. Пояснила, что при заключении договора Статинов О.В. согласился с предложенными условиями, с протоколом разногласий не обращался. Перечень работ, осуществляемых при техническом обслуживании, указан в Приложении к договору. Диагностика электрооборудования в указанный перечень не входит. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители третьих лиц Государственной жилищной инспекции Вологодской области, официального дилера фирмы «Ferroli» ООО «Индустрия ремонта» надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении дела не ходатайствовали.

Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, определил слушать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора допускается, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно п.п. «б» пункта 131 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутри квартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по договору с собственником жилого дома.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 года № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» утверждены Правила (далее Правила) пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в силу пункта 43 которых исполнитель обязан осуществлять техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутридомового газового оборудования домовладения или внутриквартирного газового оборудования. Техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования осуществляется не реже 1 раза в 3 года, если иное не установлено изготовителем этого оборудования. По истечении установленного изготовителем срока службы бытового газоиспользующего оборудования это оборудование может быть использовано при наличии положительного заключения по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в течение срока, указанного в этом заключении, и при его техническом обслуживании не реже 1 раза в год либо заменено по желанию заказчика на новое оборудование.

Выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с названными Правилами.

Согласно акта о приемке законченного строительством объекта системы газоснабжения от 03 октября 2007 года, в <адрес>, установлен газовый котел марки Ferrоli.

Периодичность технического обслуживания газового котла Ferrоli DOMIproject F 24 в паспорте заводом-изготовителем не указана.

Согласно гарантийного обязательства срок службы газового оборудования составляет 10 лет со дня ввода оборудования в эксплуатацию, но не более 10,5 лет с даты производства.

Газовый котел, установленный в квартире истца, изготовлен в ноябре 2006 года, что подтверждается справкой АО «Газпром газораспределение Вологда».

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме. Согласно договору истец поручил ответчику выполнить работы и оказать услуги по ремонту и техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования, расположенного по адресу: <адрес>, а заказчик обязуется принять и оплатить на условиях настоящего договора выполненные исполнителем работы и оказанные услуги. В соответствие с пунктом 2.1.3 Договора исполнитель обязан осуществлять техническое обслуживание бытового газового оборудования, входящего в состав ВКГО- не реже 1 раза в 3 года, если иное не установлено изготовителем оборудования.

Приложением к договору, установлена периодичность технического обслуживания газового котла Ferroli - один раз в год.

Из материалов дела усматривается, что истец обращался в АО «Газпром газораспределение Вологда», по вопросу внесения изменений в договор в части установления периодичности технического обслуживания газового котла. Изменения в договор внесены не были, в адрес истца направлено письмо представительства фирмы Ferroli, в котором указано, что рекомендуется регулярное техническое обслуживание газопотребляющего оборудования Ferroli квалифицированным персоналом при соблюдении действующих норм и в соответствии с указаниями изготовителя, содержащимися в техническом паспорте изделия, в не зависимости от даты производства. Рекомендуемый срок технического обслуживания оборудования составляет не реже одного раза в год.

Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что условие договора на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, предусматривающее периодичность выполнения работ по ТО газового котла 1 раз в год не противоречит требованиям действующего законодательства, в частности, пункту 43 Правил. Установленная периодичность определена на основании рекомендаций представительства фирмы Ferroli и соответствует требованиям, предъявляемым к техническому обслуживанию газовых котлов, которые производятся в настоящее время.

Договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования предусматривает обязанность АО «Газпром газораспределение Вологда» обеспечить полную безопасность при использовании абонентом всего газоиспользующего оборудования. При изменении периодичности ТО газоиспользующего оборудования, специализированная организация не сможет выполнить в полном объеме своих обязательств по обеспечению безопасности и надежности газопотребления в рамках заключенного договора, увеличит риск возникновения аварийных ситуаций и угрозу безопасной жизнедеятельности потребителей бытового газа в многоквартирном доме. Кроме того, в данном случае следует учитывать, что срок службы газового котла, установленного в квартире истца, истекает в мае 2017 года.

Пунктом 41 Правил предусмотрено, что заказчик праве требовать внесения изменений в условия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в части, касающейся перечня оборудования, входящего в состав обслуживаемого внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, в случае изменения количества и типов входящего в его состав оборудования; расторжения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в одностороннем порядке в случаях и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами и указанным договором.

Согласно статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии со статьей 56 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд считает, что истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих факт существенного нарушения ответчиком условий договора. Доводы истца о том, что АО «Газпром газораспределение Вологда» техническое обслуживание осуществляется формально, материалами дела не подтверждены, с письменными заявлениями по вопросу некачественного оказания услуг Статинов О.В. к ответчику не обращался.

При таких обстоятельствах, учитывая, что условия договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования от ДД.ММ.ГГГГ не противоречат требованиям действующего законодательства, периодичность технического обслуживания газового котла определена с учетом рекомендаций фирмы-изготовителя, направлена на обеспечение безопасности использования газового оборудования, а также учитывая, что ответчиком не допущено существенных нарушений условий договора, суд считает отказать Статинову О.В. в исковых требованиях к АО «Газпром газораспределение Вологда» о внесении изменений в условия договора.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Статинову О.В. в удовлетворении исковых требований к акционерному обществу «Газпром газораспределение Вологда» Сокольская РЭС об обязании внести изменения в договор от ДД.ММ.ГГГГ «О техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме» (Приложение ), определении периодичности технического обслуживания газового котла Ferrоli Domiproject F 24 не реже 1 раза в 3 года до окончания срока службы газового оборудования, отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.Ю. Кротова

Мотивированное решение изготовлено 02.02.2016 года