ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-165/2017 от 07.04.2017 Камешковского районного суда (Владимирская область)

Дело №2-165/2017 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 апреля 2017 года

Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Малиновской Г.А., при секретаре Быковой И.В., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Камешковского района Красненковой Ю.В., представителя ответчика Панкратовой А.А. (по доверенности от Дата обезл.), рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камешково гражданское дело по иску прокурора Камешковского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию Камешковского района «Инженерные технологии» (МУП «ИнТех») о возложении обязанности получить решение о предоставлении водного объекта в пользование,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Камешковского района Владимирской области обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию Камешковского района «Инженерные Технологии», в котором просил в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обязать МУП Камешковского района «Инженерные технологии» (далее МУП «ИнТех») получить в установленном законом порядке решение о предоставлении водного объекта - реки Наромши в пользование.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Камешковского района проведена проверка соблюдения водного законодательства, законодательства об охране окружающей среды в деятельности МУП «ИнТех», в ходе которой выявлено, чтоочистные сооружения пос. им. К.Маркса Камешковского района, находящиеся с Дата обезл. в безвозмездном пользовании МУП «ИнТех», эксплуатируютсябез решения о предоставлении водного объекта (р. Наромши) в пользование для сброса сточных вод.

09.03.2016 по данному факту руководителю указанного предприятия прокурором района внесено представление.

Несмотря на принятые акты прокурорского реагирования, в нарушение ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 44,21,11 Водного кодекса РФ, до настоящего времени решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод у МУП «ИнТех» отсутствует, что приводит к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. Прокурор указал, что данными действиями нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Представитель истца - старший помощник прокурора Камешковского района Красненкова Ю.В. исковые требования поддержала в полном объёме.

Представитель ответчика МУП «ИнТех» Панкратова А.А., признавая иск в части необходимости получения решения о предоставлении водного объекта - реки Наромши в пользование, возражала против установления шестимесячного срока исполнения этой обязанности, просила увеличить его до одного года, указывая на то, что для проведения работ по подготовке, оформлению, сдаче документов государственному органу с целью получения решения МУП «ИнТех» заключил договор с ООО «Трубочист», в котором последний обязался выполнить данные работы до 31.12.2017. Кроме того, представитель ответчика мотивировала невозможность получения решения на водопользование в истребуемый срок недостаточностью денежных средств у предприятия.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, о причинах неявки не сообщил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу статьи 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно пункту 1 статьи 8 Водного кодекса РФ (далее ВК РФ) водные объекты за исключением прудов и обводненных карьеров находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

В силу п.2 ст. 11 ВК РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (п. 4 ст. 11 ВК РФ).

Согласно п.2 ст.21 ВК РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В соответствии с п.1 ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных ВК РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 23 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу части 1 статьи 39 Закона №7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В судебном заседании установлено и не оспорено ответчиком, что с Дата обезл. очистные сооружения пос. им. Карла Маркса находятся в безвозмездном пользовании МУП «ИнТех» на основании договоров от Дата обезл. и Дата обезл., заключенных между ООО «Трубочист», с одной стороны, и МУП «ИнТех», с другой стороны, согласно которым ответчик обязался эксплуатировать объекты водоотведения в соответствии с действующим законодательством, выполнять предписания надзорных органов. В свою очередь, ООО «Трубочист» данное имущество принадлежит на праве аренды в соответствии с договором от Дата обезл., заключенным с отделом имущественных и земельных отношений администрации Камешковского района.

Прокуратурой Камешковского района проведена проверка в сфере исполнения законодательства об охране водных объектов, в ходе которой установлено, что МУП «ИнТех» осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, поступающих на очистные сооружения от физических и юридических лиц пос. им. Карла Маркса и пос. Новки Камешковского района, в водный объект - реку Наромшу без разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

09.03.2016 по данному факту руководителю указанного предприятия прокурором района вынесено представление.

Постановлением старшего государственного инспектора в области окружающей среды Владимирской области отдела водных ресурсов и водопользования Васильева А.В. от 08.04.2016 директор МУП «ИнТех» Ярославцев А.Е. привлечен к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ в виде административного штрафа.

Однако, до настоящего времени решение о предоставлении водного объекта (реки Наромши) в пользование для сброса сточных вод у ответчика отсутствует.

Нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства приводит к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд соглашается с избранным прокурором способом защиты нарушенных прав Российской Федерации, неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, и полагает необходимым удовлетворить заявленные требования в части возложения на ответчика обязанности получить документы, в отсутствие которых осуществляемая им производственная деятельность является незаконной.

Суд отклоняет доводы представителя ответчика о невозможности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке решение о предоставлении водного объекта в пользование из-за отсутствия денежных средств. Данный довод не подтвержден доказательствами, в том числе о безусловном отсутствии финансирования в будущем. При этом суд учитывает, что ООО «ИнТех», являясь коммерческой организацией, предоставляет населению и юридическим лицам Камешковского района услуги в виде обеспечения тепловой энергией, водоснабжением и водотведением на платной основе.

Любой субъект гражданских правоотношений, действуя разумно и добросовестно, должен проявлять необходимую осмотрительность и заботливость о своем интересе, а также не нарушать законных прав и охраняемых законом интересов других лиц. Необходимость получения разрешительной документации не является для ответчика внезапно возникшим обстоятельством.

Кроме того, предусмотренные Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утверждённымиПостановлением Правительства РФ от 30.12.2006 №844 (ред. от 28.09.2015) «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» сроки выполнения работ позволяют исполнить требования прокурора своевременно.

Так, согласно пункту 22 данных Правил исполнительный орган или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении в пользование водного объекта или направляет заявителю мотивированный отказ в течение 30 дней с даты получения документов от заявителя.

В то же время сроки подготовки документов для подачи заявления о получении разрешения зависят от воли заявителя, выбора им контрагентов для заключения договоров на выполнение предварительных работ.

Из приложенных к материалам дела объяснений директора МУП «ИнТех» ФИО6 от Дата обезл. усматривается, что к этому времени был начат процесс получения разрешения на водопользование. Однако, до настоящего времени (более года) процесс документирования не завершён. При этом представитель ответчика не представил убедительных доказательств невозможности изготовления необходимых документов в срок.

Необоснованное увеличение срока исполнения требований законодательства может повлечь значительный ущерб экологическому благополучию и здоровью граждан.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает запрошенный прокурором срок для проведения вышеуказанных мероприятий разумным и достаточным.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии п. 3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина организациями уплачивается в размере 6 000 рублей.

Таким образом, с ответчика ООО «ИнТех» в доход бюджета Камешковского района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.

Руководствуясь ст.197, 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора Камешковского района удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие Камешковского района «Инженерные технологии» в шестимесячный срок со дня вступления данного решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке решение о предоставлении водного объекта - реки Наромши в пользование.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия Камешковского района «Инженерные технологии» государственную пошлину в бюджет Камешковского района в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 1 месяца во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд.

Председательствующий Г.А.Малиновская

Справка. Решение в окончательной форме изготовлено 11.04.2017. Судья