Гражданское дело № 2- 165/2021
64RS0036-01-2021-000122-88
Решение
Именем Российской Федерации
Татищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Добрыдень О.А., при секретаре судебного заседания Мосляковой Е.В., с участием представителя прокуратуры Татищевского района Саратовской области Кучеренко С.Д., представителя ответчика МОУ «Основная Общеобразовательная школа с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» по доверенности ФИО2, представителя 3-его лица администрации Татищевского муниципального района Саратовской области ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Татищевского района Саратовской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная Общеобразовательная школа с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1», 3-е лицо администрация Татищевского муниципального района Саратовской области, о возложении обязанности оборудовать образовательное учреждение вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне,
установил:
И.о. прокурора Татищевского района Саратовской области обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением и в порядке ст.39 ГПК РФ с учетом уточнений, просил признать незаконным бездействие муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» (далее по тексту МОУ «ООШ с.Кувыка им. Героя СС ФИО1»), выразившееся в нарушении требований законодательства о социальной защите инвалидов, возложить на МОУ «ООШ с.Кувыка им. Героя СС ФИО1» обязанность оборудовать вход в школу вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в срок до 01 июня 2021 года.
В обосновании заявленных требований истец указал на то, что прокуратурой района проведена проверка при предоставлении правовых и социальных гарантий инвалидам в школах и детских садах района в ходе которой, выявлены нарушения действующего законодательства. В ходе проведенной прокурорской проверки было установлено, что вход в задание МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Кувыка им. Героя Советского Союза ФИО1» не оборудован вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрактной фоне. Прокуратура района обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц в связи с тем, что непринятие мер по оборудованию входа в МОУ «ООШ с.Кувыка» вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц-несовершеннолетних, а также иных лиц с ограниченными возможностями по зрению на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
В судебном заседании представитель прокуратуры Татищевского района Саратовской области Кучеренко С.Д. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика МОУ «ООШ с.Кувыка им. Героя СС ФИО1» по доверенности ФИО2 в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями и просил в иске отказать по следующим основаниям. В материалах административного дела указано, что обязательность оборудования входа в здание школы информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения) предусмотрено в соответствии с действующими нормами законодательства: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Нормами доступности для маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры, содержащейся в Своде правил «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года № 798/пр., а так же Приказом ФИО3 России от 09 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания им при этом необходимой помощи». Считает, что ссылка на указанные нормы не может применяться, так как в действующей норме законодательства - «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», в пункте 4.1 указано, что требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути- эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков. В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд МГН следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно- технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках "разумного приспособления». Пунктом 8.1.2 указано требование, что при реконструкции, капитальном ремонте и приспособлении существующих зданий для маломобильных групп населения в проекте должны быть предусмотрены доступность и удобства для маломобильных групп населения. В зависимости от объемно-планировочных решений здания, расчетного числа маломобильных посетителей, функциональной организации учреждения обслуживания в проекте следует предусматривать один из двух вариантов форм обслуживания:
вариант "А" (универсальный проект) - доступность для инвалидов любого места в здании, а именно - общих путей движения и мест обслуживания - не менее 5% общего числа таких мест, предназначенных для обслуживания;
вариант "Б” (разумное приспособление) - при невозможности доступного оборудования всего здания выделение в уровне входа специальных помещений, зон или блоков, приспособленных для обслуживания инвалидов, с обеспечением всех видов услуг, имеющихся в данном здании.
Считает, что в рамках указанной нормы, при рассмотрении необходимых условий доступности маломобильных групп населения в помещение МОУ «ООШ с.Кувыка им. Героя Советского Союза ФИО1» для оказания им необходимых муниципальных услуг, возможно предусматривать второй вариант формы обслуживания - разумное приспособление. Для этих целей приняты все необходимые условия, в силу которых в случае необходимости доступа в школу можно воспользоваться кнопкой вызова работника, который поможет осуществить доступ в помещение и окажет необходимые для этого лица, предоставляемые муниципальные услуги. Поэтому полагает, что МОУ «ООШ с.Кувыка им. Героя Советского Союза ФИО1» обладает в настоящее время достаточным разумным приспособлением для целей доступности в помещение по месту оказания услуг маломобильных групп населения. На основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть финансированием доступной среды инвалидов должно осуществляться из Федерального бюджета Российской Федерации. Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», компетенцией федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением. Так Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации в области обеспечения доступности для маломобильных групп населения в Российской Федерации "Доступная среда", также, Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Так статьей 5 указанного Федерального закона определено участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов. А именно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право на: участие в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации, принятии в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; участие в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий; разработку, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией и другие права предусмотренные законом. В целях соблюдения данного законодательства в Саратовской области Постановлением Правительства Саратовской области от 10 июля 2017 года № 343-П «Об утверждении положения о порядке предоставления из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов, городских округов, поселений области на реализацию мероприятий по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и условиях ее расходования», Постановлением Правительства Саратовской области от 22 декабря 2015 года № 644-П «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Саратовской области на 2016 - 2030 годы", которая закрепляет на территории области программу повышения доступности учреждений для маломобильных групп населения. В указанных выше программах не имеется запланированных мероприятий обеспечения финансового участия в целях повышения доступности МОУ «ООШ с.Кувыка им. Героя Советского Союза ФИО1» для маломобильйых групп населения. Статьей 15 Федерального на от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена обязанность органов местного самоуправления, в сфере полномочий таких органов, принятия мер обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам этих органов, в том числе: путем сопровождения инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и оказания им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, оказания работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций. Муниципальные расходы на разработку с учетом потребностей инвалидов, информации для беспрепятственного доступа к объектам для инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. То есть, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по повышению доступности для инвалидов к объектам исходя из бюджета муниципального образования. Бюджетом Татищевского района Саратовской области на 2021 год не заложено финансирование таких мероприятий. Также вышеуказанной нормой законодательства предусмотрено, что в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Не допускается только строительство и реконструкция сооружений без приспособления их для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами. Согласно статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Помещение МОУ «ООШ с.Кувыка им. Героя Советского Союза ФИО1» не является вновь построенным и не планируется реконструкция данного строения. Также в целях реализации указанного Федерального закона вышеуказанной нормой установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации. В целях решения задач Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 151-р, положения Программы в части реализации комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, распространяются на сельские территории. При этом приоритетные объекты определяются субъектами Российской Федерации с непосредственным участием представителей региональных общественных организаций инвалидов. То есть, до 2030 года на территории Российской Федерации установлен переходный период обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами и требование обеспечения МОУ «ООШ с.Кувыка им.Героя Советского Союза ФИО1» указанными в исковом заявлении средствами незаконны и не обоснованы. Приказ ФИО3 России от 09 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания им при этом необходимой помощи» подтверждает все указанное выше на основании разъяснений, указанных в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 февраля 2016 года № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования». А именно, разъяснениями по вопросам исполнения приказов министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания им при этом необходимой помощи» и от 02 декабря 2015 года. № 1399 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования» установлен порядок проведения работ в целях обеспечения указанного выше законодательства, так в срок до 10 марта 2016 года образовательные организации должны провести обследование на предмет доступности для инвалидов всех объектов организации по требованиям, перечисленным в приказе № 1309. На основании обследования не выполняются все указанные требования, а оформляется Паспорт доступности, который в муниципальном учреждении имеется и он согласован с ГКУ СО УСПН Татищевского района Саратовской области, осуществляющем согласование в качестве представления интересов общества инвалидов. Далее согласно приказам Минобрнауки разрабатывается и утверждается план действий организации по повышению значений показателей доступности инвалидов, объектов и предоставляемых на них услуг на период до 2030 года. Так как комиссия по обследованию муниципальных учреждений проводилась учредителем - администрацией Татищевского муниципального района Саратовской области, то и «Дорожная карта» так же разрабатывалась администрацией района по всем муниципальным учреждениям. При этом в мероприятия закладывались соответствующие предусмотренные законодательством обеспечение требований по доступности инвалидов в данные учреждения по определенным объектам. Так на территории района приведены в соответствие 4 муниципальных учреждения и запланировано на 2021 год обустройство выполнения необходимых требований еще на одно учреждение. Обеспечение и финансирование учреждения только тактильной таблицей считаем нецелесообразным. В соответствии с вышеуказанными разъяснениями целью дорожной карты является поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей. Считает, что в данном направлении соблюдено администрацией района в целом по всем учреждениям. Так же предусматривается, что если по какой-то причине невозможно полностью обеспечить доступность зданий, то нужно организовать предоставление необходимых услуг инвалидам в дистанционном режиме, а когда это возможно - по месту жительства инвалида. Сайт муниципального учреждения полностью приспособлен к целям обеспечения доступности для инвалидов по зрению с возможностью изменения размеров текстовой информации до 200% в соответствии с требованиями Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ и Порядком, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 30 ноября 2015 года № 483. Так же в учреждении обучающими программами предусмотрена возможность дистанционного обучения и обучения учащихся на дому. Также в силу указанного, оснований для признания бездействия в отношении МОУ «ООШ с.Кувыка им. Героя Советского Союза ФИО1», выразившегося в нарушении требований законодательства о социальной защите инвалидов и возложении обязанности оборудования входа названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне не имеется.
Представитель третьего лица администрации Татищевского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями по основаниям, изложенным выше. Посчитал, что прокуратура района своими действиями осуществляет вмешательство в бюджет, который принят и распределен на 2021 года и свободных средств в районе не имеется.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта (ч. 1).
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч. 4).
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ч. 6).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 (ред. от 30 декабря 2020 года) "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28 января 2021 года и.о.прокурора было принято решение о проведении проверки в МОУ «ООШ с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» соблюдения требований законодательства при предоставлении правовых и социальных гарантий инвалидам, с установлением срока проверки с 29 января 2021 года по 01 февраля 2021 года, в этот же день директор МОУ «ООШ с.Кувыка им. Героя Советского Союза ФИО1» ФИО4 уведомлена о проведении проверки (л.д.25).
Актом проверки помощника прокурора района Решетняк А.Е. совместно с директором МОУ «ООШ с.Кувыка им.Героя Советского Союза ФИО1» ФИО4, составленным 29 января 2021 года в 17 часов 00 минут, установлено, что вход в здание школы не оборудован вывеской с названием данного образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (л.д.8).
В связи с чем и.о. прокурора обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия МОУ «ООШ с.Кувыка им.Героя Советского Союза ФИО1», выразившееся в нарушении требований законодательства о социальной защите инвалидов.
Пунктами 5,6 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года N 1309 утвержден порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, в п. 3 которого перечислены требования к условиям доступности объектов и услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
- возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них (входные группы должны быть достаточной ширины для проезда инвалидной коляски, оборудованы пандусом или подъемным устройством, со специальными ограждениями и тактильными направляющими для лиц с нарушениями зрения, информационным табло для лиц с нарушениями слуха);
- возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью работников объекта (для инвалидов должен быть обеспечен подъезд максимально близко к входу в здание, работники организации, которые должны оказывать помощь при посадке и высадке, должны быть проинструктированы);
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта (должны быть специальные направляющие, перила, знаки, указатели для самостоятельного передвижения незрячих или специальные сопровождающие, помогающие инвалиду с нарушениями зрения ориентироваться в пространстве);
- содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта (сотрудники организации должны проконсультировать инвалида и при необходимости помочь ему в определении маршрута и в организации его входа или выхода из организации. Эти обязанности могут исполнять сотрудники охраны, которые должны быть проинструктированы);
- надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне ("надлежащее размещение" означает, что необходимая информация размещена в тех местах, где она доступна инвалиду. Например, тактильные таблички с указателями выходов, поворотов, лестниц должны быть не только в одном месте на входе, но и по всему пути передвижения инвалида);
- обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Кроме того, должно быть определено специальное помещение для размещения собаки-проводника;
- наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий (сотрудники, прошедшие инструктирование или обучение, должны быть компетентны в адаптации информации об услугах для инвалидов по слуху, зрению, с ментальными нарушениями);
- предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика (в организации должен быть такой специалист в штате (если это востребованная услуга) или договор с организациями системы социальной защиты или обществом глухих по предоставлению таких услуг в случае необходимости);
- наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;
- адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
- обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида (должность "тьютор" должна быть введена в штатное расписание образовательной организации, если услуга рекомендована ПМПК или ИПРА (исполнение их рекомендаций является обязательным для всех образовательных организаций вне зависимости от ведомственной принадлежности), или у образовательной организации должен быть договор с организацией или фондом, предоставляющими услуги сопровождения инвалидов);
- предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования (это условие гарантируется статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации").
По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг комиссией должен быть оформлен Паспорт доступности, содержащий следующие разделы:
а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;
б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов;
в) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов;
г) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Форма Паспорта доступности разрабатывается организацией самостоятельно.
В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 N 1943-О, в случае, если до реконструкции или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры собственники не могут выполнить условия обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, изложенные в ст. 15 ФЗ N 181, то они должны принимать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось участниками процесса, что приказом № 2 от 11 января 2021 года директора школы МОУ «ООШ с.Кувыка им.Героя Советского Союза ФИО1» назначены ответственные лица за обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов в здание школы, с которыми был проведен инструктаж. Оформлен Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры, согласованный с ГКУ СО УСПН Татищевского района. Организована возможность беспрепятственного входа в школу и выхода из них, на входе в школу установлена кнопка вызова персонала. На сайте школы имеется вкладка для слабовидящих, что подтверждает надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года N 1309 предусмотрено разработать, утвердить план действий организации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг (далее - "дорожную карту") на период до 2030 года и представить в адрес Департамента утвержденную "дорожную карту" в срок до 1 апреля 2016 года.
В приказе N 1309 регламентировано, что должно быть на объекте, чтобы считать его доступным для самостоятельного передвижения инвалида, какие услуги должны быть предоставлены инвалиду организацией. В случае если часть условий отсутствует, то соответствующее мероприятие должно быть включено в "дорожную карту" с указанием срока, когда эти условия будут созданы.
Целью "дорожной карты" является поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей. Базовый норматив затрат по государственным услугам, установленным образовательным организациям с учетом корректирующих коэффициентов, отражающих особенности реализации государственной услуги в отношении студентов, являющихся инвалидами и детьми-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья, рассчитан в том числе с учетом необходимости обеспечения доступности услуг и объектов инвалидов. Также необходимо обеспечить создание условий за счет средств текущего финансирования и запланированных ремонтных работ и реконструкции зданий. Проектно-сметная документация не будет утверждена Департаментом управления сетью подведомственных организаций, если она не содержит виды работы, направленные на создание условий для инвалидов.
Если по какой-то причине невозможно полностью обеспечить доступность зданий, то нужно организовать предоставление необходимых услуг инвалидам в дистанционном режиме, а когда это возможно - по месту жительства инвалида.
Все действия организации по обеспечению доступности должны быть включены в "дорожную карту", предусматривающую:
- наименования показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с требованиями приказа N 1309;
- значения показателей по годам (начиная с 2016 г. и до момента обеспечения полной доступности объектов и услуг);
- список и контакты ответственных лиц за мониторинг и достижение запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг;
- перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для обеспечения доступности объектов и услуг.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что во исполнение вышеуказанного приказа главой администрацией Татищевского муниципального района Саратовской области изданы постановления № 1504 от 27 октября 2015 года «Об утверждении Плана мероприятий ( «дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг социальной инфраструктуры Татищевского муниципального района Саратовской области на 2016-2020 годы, № 1176 от 04 декабря 2019 года «Об утверждении муниципальной программы «Доступная среда Татищевского муниципального района Саратовской области».
Таким образом, из приведенных выше правовых предписаний следует, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению исполнения законодательства социальных гарантий инвалидов в школах является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, МОУ «ООШ с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» является некоммерческой, общеобразовательной организацией. Учредителем МОУ «ООШ с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» является Татищевский муниципальный район Саратовской области, функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Татищевского муниципального района Саратовской области осуществляет администрация Татищевского муниципального района Саратовской области (т.1 л.д. 10-24).
Финансовое обеспечение деятельности МОУ «ООШ с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» осуществляется в соответствии с действующим законодательством. К источникам формирования имущества, относятся, в частности, регулярные и единовременные поступления от Учредителя, добровольные имущественные взносы и пожертвования, другие, не запрещенные законом поступления.
В соответствии с уставом МОУ «ООШ с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» организует рациональное и экономическое расходование бюджетных средств, направляемых на его содержание и осуществление им функций, также обеспечивает целевое использование средств, полученных как из бюджетных, так и внебюджетных источников.
Из положений главы 8 устава следует, что финансирование деятельности МОУ «ООШ с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» осуществляется прежде всего за счет средств бюджета учредителя – Татищевского муниципального района Саратовской области.
Как указано выше, по смыслу приведенных норм права орган местного самоуправления участвует в финансировании мероприятий в сфере законодательства о социальной защите инвалидов.
Более того, в силу названных выше положений главы 8 устава МОУ «ООШ с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» финансирование деятельности данного учреждения осуществляется прежде всего за счет средств бюджета учредителя –Татищевского муниципального района Саратовской области.
Согласно пояснениям представителя ответчика и 3-его лица ФИО2, в бюджете муниципального общеобразовательного учреждения МОУ «ООШ с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» на 2021 год не предусмотрено финансирование вывесок с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с п. «3» приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года N 1309, таким образом оснований для возложения на МОУ «ООШ с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» обязанности оборудовать вход в школу вывеской с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, не имеется.
Между тем, сведений о получении (выделении) МОУ «ООШ с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» на день рассмотрения настоящего дела из бюджета муниципального образования, достаточных денежных средств для проведения вышеуказанного мероприятия в материалах дела не имеется и истцом не представлено.
Не имеется в материалах дела и достоверных сведений о наличии у МОУ «ООШ с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» самостоятельной финансовой возможности оплачивать услуги выше обозначенных мероприятий, в частности, за счет поступающих в учреждение денежных средств из внебюджетных источников.
Кроме того, в судебном заседании установлено и подтверждено справкой директора МОУ «ООШ с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» о том, что обучающихся со стойкими расстройства зрения относящихся к лицам из маломобильных групп населения и имеющихся инвалидность по зрению не имеется.
Таким образом, истцом не представлены доказательства обращения школьников или их законных представителей, из числа инвалидов к ответчику, а также в прокуратуру по поводу нарушения их прав в связи с отсутствием на здании школы информационных указателей, в том числе тактильными, с использованием шрифта Брайля.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что в школе отсутствуют обучающиеся со стойкими расстройствами зрения, относящиеся к лицам из маломобильных групп населения и имеющие инвалидность по зрению нельзя сделать однозначный вывод о том, что нарушены права неопределенного круга лиц.
Довод представителя прокуратуры Кучеренко С.Д. о том, что они обращаются с вышеуказанным иском в защиту интересах неопределенного круга лиц не только обучающихся в указанном образовательном учреждении, но и их родителей, является не состоятельным, поскольку в обоснование заявленных требований ссылается на ФЗ № 124- ФЗ от 24 июля 1998 года « Об основным гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Согласно п. 1.2 СП 59.13330.2012 и п. 1.4. СП 59.13330.2016 в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и т.д., следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках "разумного приспособления".
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что поскольку здание МОУ «ООШ с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» не является вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектом, ответчиком предприняты все возможные меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам и.о.прокурора Татищевского района Саратовской области суд полагает, что не оборудование МОУ «ООШ с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» входа в школу вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне,обусловлено не произвольным (виновным) уклонением МОУ «ООШ с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» от проведения обозначенных выше мероприятий, а объективным фактором - отсутствием у МОУ «ООШ с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» как некоммерческой организации финансовой возможности по проведению таких мероприятий. Следовательно, в отсутствие оснований полагать о наличии виновного бездействия МОУ «ООШ с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1» в неустранении нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в части оборудования входа в школу вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, требования и.о. прокурора Татищевского района Саратовской области в данной части нельзя признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении требований и.о. прокурора Татищевского района Саратовской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная Общеобразовательная школа с.Кувыка имени Героя Советского Союза ФИО1», 3-е лицо администрация Татищевского муниципального района Саратовской области, о возложении обязанности оборудовать образовательное учреждение вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течении месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Татищевский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2021 года.
Судья О.А. Добрыдень