Дело № 2-165/2022
УИД 26RS0029-01-2021-009778-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 марта 2022 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Степаненко Н.В.,
при секретаре Сафарове М.Г.,
с участием истца пом. Прокурора г. Пятигорска Креховой Н.И.,
представителя ответчика ЗАО «Лира» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов публично-правового образования – города - курорта <адрес> к ЗАО «Лира» о признании незаконным бездействия по принятию мер по сохранности объекта культурного наследия «Грязелечебница»,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор <адрес> края обратился в Пятигорский городской суд <адрес> с исковым заявлением к ЗАО «Лира» о признании незаконным бездействия ЗАО «Лира» о принятии мер по сохранности объекта культурного наследия «Грязелечебница», расположенного по адресу: <адрес>, возложении на ЗАО «Лира» обязанности в течение 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать научно-проектную документацию для проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия – «Грязелечебница», в сроки, установленные научно-проектной документации провести ремонтно-реставрационные работы с демонтажем незаконно возведенных построек на объекте культурного наследия «Грязелечебница».
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что по результатам проведенной прокуратурой города по заданию прокуратуры <адрес> проверки установлено неисполнение ЗАО «Лира» обязательств в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре. ЗАО «Лира» является собственником объекта культурного наследия - «Грязелечебница», расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
Объект культурного наследия «Грязелечебница» включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации в соответствии с Приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-Р. В соответствии с Приказами <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия: от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден предмет охраны территории объекта культурного наследия, от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены границы территории объекта культурного наследия, от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены зоны охраны объекта культурного наследия. Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено охранного обязательство, предусматривающее: в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработку научно-проектной документации, в срок до ДД.ММ.ГГГГ проведение ремонтно-реставрационных работ.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьей 47.4 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В силу ст. 40 Закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно статье 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязаны: осуществлять расходы на содержание выявленного объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны выявленного объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В силу статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. На основании части 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных Департаментом, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной Департаментом, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением совместно с прокуратурой <адрес> проведены мероприятия по контролю за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Грязелечебница», расположенного по адресу: <адрес>.
В результате проведенных мероприятий выявлены нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. В нарушение ст. 47.2 и 47.3 Закона № 73-ФЗ собственником на указанном объекте культурного наследия не обеспечено финансирование и организация работ, направленных на обеспечение сохранности объекта культурного наследия, состав и сроки которых предусмотрены охранным обязательством, не обеспечено финансирование и не осуществляются расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. С целью устранения и предотвращения выявленных нарушений, Управлением вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым обществу необходимо было провести ремонтно-реставрационные работы на Памятнике с демонтажем незаконно возведенных построек в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения прокуратурой города совместной проверки с Управлением ДД.ММ.ГГГГ установлена ветхость фасада, заполнений оконных и дверных проемов, сколы штукатурного и покрасочного слоя, следы затемнений и замоканий стен фасада, разрушения кирпичной кладки, самовольное возведение строений и сооружений, захламление территории строительным мусором. Требования охранного обязательства в части разработки научно-проектной документации в срок до ДД.ММ.ГГГГ и проведения ремонтно-реставрационных работ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также предписания в части осуществления ремонтно-реставрационных работ с демонтажем незаконно возведенных построек в срок до ДД.ММ.ГГГГ обществом не исполнены. В связи с изложенным, на объекте культурного наследия требуется проведение противоаварийных, а также ремонтно-реставрационных работ.
Учитывая изложенное, в нарушение ст. 47.2, 47.3 Закона № 73-ФЗ на объекте культурного наследия - «Грязелечебница», включенной в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации при его содержании и использовании, не обеспечено финансирование и организация работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, состав и сроки которых предусмотрены охранным обязательством, не осуществляются расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Бездействие ЗАО «Лира» по обеспечению сохранности объекта культурного наследия - «Грязелечебница» приводят к его разрушению и не исполнению государством гарантий обеспечения сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с Законов № 73-ФЗ. Таким образом, с целью обеспечения государством гарантий на сохранность объекта культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений народа Российской Федерации, прав граждан на сохранность объектов культурного наследия, а также на доступ к объектам культурного наследия, прокурор города обратился в суд с настоящим исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ.
Помощник прокурора <адрес>Крехова Н.И. в судебном заседании заявленные прокурором <адрес> исковые требования к ЗАО «Лира» поддержала в полном объеме, просила признать незаконным бездействие ЗАО «Лира» о принятии мер по сохранности объекта культурного наследия «Грязелечебница», расположенного по адресу: <адрес>; возложить на ЗАО «Лира» обязанность в течение 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать начно-проектную документацию для проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия – «Грязелечебница»; в сроки, установленные научно-проектной документации провести ремонтно-реставрационные работы с демонтажем незаконно возведенных построек на объекте культурного наследия «Грязелечебница».
Полномочный представитель ответчика ЗАО «Лира» - ФИО1 в судебном заседании заявленные прокурором <адрес> исковые требования не признала, указав в обоснование своих возражений, что ЗАО «Лира» обратилось в ООО «СевКавГипроводхоз» для изготовления проекта сохранности объекта культурного наследия регионального значения «Грязелечебница», 1914 года, при проведении работ по демонтажу некапитальных строений в границах, указанных истцом территорий. Указанное обращение имело место после обращения истца с иском в суд и на сегодняшний день ответчик находится в стадии добровольного исполнения требований прокурора <адрес>. Заявленные в споре объекты некапитального строения действительно являются самовольными. При этом редакция пункта 2.1 исковых требований является некорректной, т.к. в связи с уставной деятельностью. В полномочия ЗАО «Лира» не входит право на разработку проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ. Для разработки проекта ремонтно-реставрационных работ ЗАО «Литра» еще не обращало, но намерено обраться. После обращения и разработки соответствующих проектов требования прокурора <адрес> будут удовлетворены в полном объеме.
Представители третьих лиц – администрации <адрес>, Министерства имущественных отношений <адрес>, МУ «Управление имущественных отношений администрации <адрес>», <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. От представителя администрации <адрес> суду представлено заявление о возможности рассмотрения дела в его отсутствие. Причины неявки иных участников процесса суду не известны. На основании п. 3,5 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Из представленного суду представителем <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия отзыва на исковое заявление прокурора <адрес> следует, что согласно Приказу Министерства Российской Федерации объект культурного наследия регионального значения «Грязелечебница», 1914 г., расположенный по адресу: <адрес>, д, 67, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему регистрационного номера №. В соответствии с Приказами управления: от 22,02.2018 года № утвержден предмет охраны территории объекта культурного наследия; от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены границы Территории объекта культурного наследия; от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены зоны охраны объекта культурного наследия; от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия, предусматривающее в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработку научно-проектной документации, в срок до ДД.ММ.ГГГГ - проведение ремонтно-реставрационных работ.
На основании п. 10.3. Положения управления <адрес> по охранению и государственной охране объектов культурного наследия, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, управление осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия.
В рамках возложенных полномочий управлением ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Грязелечебница», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны культурного наследия. По результатам, проведения указанной проверки ЗАО «Лира» управлением выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№, которым ответчику предписано провести ремонтно-реставрационные работы на памятнике. При проведении работ предусмотреть демонтаж незаконно возведенных построек, которые были возведены в различные периоды времени, представляющие собой строительные конструкции из металлических балок, металлических листов и металлопрофиля высотой не менее 2-3 метров, которые частично закрывают дворовой фасад памятника и негативно влияют на его внешний облик. Работы проводить в соответствии с разработанной научно-проектной документацией, согласованной с управлением, и при наличии разрешения на их проведение, а также, при осуществлении авторского и технического надзора. Срок исполнения данного предписания - до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего момента предписание не исполнено, какая-либо информация от ответчика в адрес управления не поступала.
Положениями статьи 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», для лиц, которым на праве собственности принадлежит объект культурного наследия, установлены требования к содержанию и использованию такого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, а именно: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; не использовать объект - культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло); под склады и объекты, производства взрывчатых и огнеопасных, материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства й лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку, в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Принимая во внимание положения ч.2 ст. 47.2 Закона об объектах культурного наследия состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются управлением с учетом мнения собственника включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, на основании составленного управлением акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия. Поскольку ответчиком самовольно, в нарушение установленного законом порядка, возведены строительные конструкции, которые частично закрыли фасад памятника, имеет место быть нарушение норм ст. 47.2 и ст. 47.3 Закона об объектах культурного наследия.
На основании изложенного Управление просит исковые требования прокурора г, Пятигорска в защиту интересов публично-правового образования - город-курорт Пятигорск, <адрес> и неопределенного круга лиц к ЗАО «Лира» о признании незаконным бездействия по принятию мер по сохранности объекта культурного наследия «Грязелечебница», расположенного по адресу: <адрес> и возложении обязанности в течение 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать научно-проектную документацию для проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия - «Грязелечебница» ~ удовлетворить в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 7 Закона № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 52 Закона № 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте, согласование в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия, обеспечение режима содержания земель историко-культурного назначения, обеспечение доступа к объекту культурного наследия, условия которого устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Частью 1 ст. 40 Закона № 73-ФЗ установлено, что сохранение объекта культурного наследия в целях названного Федерального закона - меры направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия, ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Согласно ст. 48 Закона № 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Как следует из представленных суду: договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, - ЗАО «Лира», на основании договора купли – продажи, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Культурное управление (холдинг» <адрес>», является собственником недвижимого имущества – Грязелечебница, площадью 7552,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-Р - объект культурного наследия «Грязелечебница» включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации в соответствии.
В соответствии с Приказами <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия: от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден предмет охраны территории объекта культурного наследия; от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены границы территории объекта культурного наследия; от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены зоны охраны объекта культурного наследия.
Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено охранного обязательство, предусматривающее: в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработку научно-проектной документации, в срок до ДД.ММ.ГГГГ проведение ремонтно-реставрационных работ.
Согласно ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В силу ст. 40 Закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно статье 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязаны: осуществлять расходы на содержание выявленного объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны выявленного объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В силу статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
На основании части 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных Департаментом, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной Департаментом, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением совместно с прокуратурой <адрес> проведены мероприятия по контролю за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Грязелечебница», расположенного по адресу: <адрес>. В результате проведенных мероприятий выявлены нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В нарушение ст. 47.2 и 47.3 Закона № 73-ФЗ собственником на указанном объекте культурного наследия не обеспечено финансирование и организация работ, направленных на обеспечение сохранности объекта культурного наследия, состав и сроки которых предусмотрены охранным обязательством, не обеспечено финансирование и не осуществляются расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
С целью устранения и предотвращения выявленных нарушений, Управлением вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ЗАО «Лира» необходимо было провести ремонтно-реставрационные работы на Памятнике с демонтажем незаконно возведенных построек в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения прокуратурой города совместной проверки с Управлением ДД.ММ.ГГГГ установлена ветхость фасада, заполнений оконных и дверных проемов, сколы штукатурного и покрасочного слоя, следы затемнений и замоканий стен фасада, разрушения кирпичной кладки, самовольное возведение строений и сооружений, захламление территории строительным мусором.
Требования охранного обязательства в части разработки научно-проектной документации в срок до ДД.ММ.ГГГГ и проведения ремонтно-реставрационных работ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также предписания в части осуществления ремонтно-реставрационных работ с демонтажем незаконно возведенных построек в срок до ДД.ММ.ГГГГ обществом не исполнены.
В связи с изложенным, на объекте культурного наследия требуется проведение противоаварийных, а также ремонтно-реставрационных работ.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор <адрес> указывает, что в нарушение ст. 47.2, 47.3 Закона № 73-ФЗ на объекте культурного наследия - «Грязелечебница», включенной в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации при его содержании и использовании, не обеспечено финансирование и организация работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, состав и сроки которых предусмотрены охранным обязательством, не осуществляются расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Кроме того, в судебном заседании установлено, не оспорено представителем ответчика, подтверждается представленными суду фотоматериалами, что ЗАО «Лира», что ответчиком самовольно, в нарушение установленного законом порядка, возведены строительные конструкции, которые частично закрыли фасад памятника, что является также нарушение норм ст. 47.2 и ст. 47.3 Закона об объектах культурного наследия.
Поскольку в ходе судебного разбирательства судом было достоверно установлено нарушение ответчиком положений ст. 47.2 и ст. 47.3 Закона об объектах культурного наследия, а также требований охранного обязательства от ДД.ММ.ГГГГ№ в части разработки научно-проектной документации в срок до ДД.ММ.ГГГГ и проведения ремонтно-реставрационных работ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором <адрес> исковых требований к ЗАО «Лира» о признании незаконными бездействий ответчика по принятию мер по сохранности объекта культурного наследия – «Грязелечебница», расположенного по адресу: <адрес>.
В отношении исковых требований прокурора <адрес> о возложении на ЗАО «Лира» обязанности в течение 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать научно-проектную документацию для проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия – «Грязелечебница», в сроки, установленные научно-проектной документации провести ремонтно-реставрационные работы с демонтажем незаконно возведенных построек на объекте культурного наследия «Грязелечебница», суд приходит к следующему:
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, - указанные Методические рекомендации по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Рекомендации) разработаны для применения: юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выполняющими работы по сохранению объектов культурного наследия в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" по направлению IV "Сохранение культурного наследия", разделу "Реставрация объектов культурного наследия народов Российской Федерации", а также в рамках иных мероприятий, финансируемых Минкультуры России за счет средств федерального бюджета; юридическими и физическими лицами, осуществляющими подготовку технического задания для осуществления закупок по вышеуказанным мероприятиям.
В соответствии с п. 2.1 Методических рекомендаций, проектная документация разрабатывается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Поскольку ЗАО «Лира» не является юридическим лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, суд приходит к выводу о необоснованности требований прокурора <адрес> в части возложения на ответчика обязанности разработать научно-проектную документацию для проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия – «Грязелечебница». При этом суд считает необходимым, в соответствии с требованиями норм действующего законодательства и утвержденного охранного обязательства № от ДД.ММ.ГГГГ возложить на ответчика обязанность в течение 2-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обратиться в специализированную организацию для разработки научно-проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия – «Грязелечебница».
Кроме того, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства судом было установлено, что незаконно возведенные ответчиком некапитальные строения расположены не на территории объекта культурного наследия – «Грязелечебница», а на территории земельного участка, на котором расположен объект культурного наследия и вплотную прилегают к нему, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требования прокурора <адрес> в части возложения на ответчика обязанности в сроки, установленные научно-проектной документации, провести ремонтно-реставрационные работы с демонтажем незаконно возведенных некапитальных строений, которые стоят вплотную к объекту культурного наследия. В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора <адрес> суд считает необходимым отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Заявленные исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ЗАО «Лира» о принятии мер по сохранности объекта культурного наследия «Грязелечебница», расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на ЗАО «Лира» обязанность в течение 2-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обратиться в специализированную организацию для разработки научно-проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия – «Грязелечебница», и в сроки, установленные научно-проектной документации, провести ремонтно-реставрационные работы с демонтажем незаконно возведенных некапитальных строений, которые стоят вплотную к объекту культурного наследия, отказав в требованиях в иной заявленной редакции.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятигорский городской суд.
Судья Н.В. Степаненко