ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-165/2022 от 03.02.2022 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 февраля 2022 года

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

Председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.

При ведении протокола помощником Вилковой Л.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коневой Татьяны Александровна к администрации МО «Город Астрахань», с привлечением третьих лиц ФКУ администрации МО «Город Астрахань», управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» о взыскании денежных средств

У с т а н о в и л :

Конева Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО «Город Астрахань» о взыскании денежных средств, указав в иске что является вдовой ФИО7., работавшего в ЖЭК-7 Советского района г. Астрахани. ЖЭК-7 не была выплачена заработная плата ФИО8. Решением мирового судьи судебного участка № 3 Советского района г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ г. с ЖЭК -7 в пользу Коневой Т.А. взыскана задолженность по заработной плате в сумме 26 641,57 рублей. На основании данного решения возбуждено исполнительное производство, однако оно не было исполнено. Постановлением мэра г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ г. было решено ликвидировать ЖЭК-7 Советского района г. Астрахани. ДД.ММ.ГГГГ года Кировским районным судом г. Астрахани было вынесено решение о взыскании с администрации города Астрахани как с учредителя ЖЭК-7 задолженности по заработной плате и процентов за задержку выплаты заработной платы. Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ года ответчиком не исполнялось. В связи с изложенным Конева Т.А. просит суд взыскать в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ проценты в сумме 21593,94 рублей, а также в соответствии со ст. 395 ГК РФ проценты в сумме 28360,62 рублей. Всего Конева Т.А. просит взыскать с администрации индексацию задержанной суммы долга за период с ДД.ММ.ГГГГ года по день выплаты причитающейся ей заработной платы в сумме 49954,56 рублей, а также судебные издержки в сумме 5100 рублей.

Впоследствии Конева Т.А. увеличила свои исковые требования и просила взыскать с администрации как с учредителя ЖЭК-7 в свою пользу 2 037 366,94 рублей.

Конева Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ФКУ администрации МО «Город Астрахань» Абрамян Р.Т. в иске просил отказать пояснив, что у администрации обязанность по выплате присужденных денежных средств возникла после вступления в законную силу решения Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ года, а также после предъявления исполнительного листа к исполнению. Исполнительный лист был предъявлен Коневой Т.АДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ года все денежные средства по решению суда были выплачены Коневой Т.А. в полном объеме.

Представитель администрации МО «Город Астрахань», представитель управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» в судебное заседание не явился.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд решил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Из материалов дела следует, что 05 июня 2019 года Кировским районным судом г. Астрахани было вынесено решение по делу по иску Коневой Т.А. к администрации МО «Город Астрахань» о взыскании задолженности по заработной плате. В пользу Коневой Т.А. с администрации МО «Город Астрахань» была взыскана задолженность по заработной плате, причитающаяся умершему Коневу Ю.П. в сумме 15 488,62 рублей проценты за задержку выплаты заработной платы 6 052,12 рублей. Данное решение вступило в законную силу 14 августа 2019 года.

Указанное решение в силу ст. 61 ГПК РФ имеет для настоящего спора преюдициальное значение.

Кировским районным судом г. Астрахани было установлено, что решением мирового судьи судебного участка №3 Советского района г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ года с некоммерческой бюджетной организация Жилищно-эксплуатационной конторы №7 Советского района г. Астрахани в пользу Коневой Т.А. взыскана задолженность по заработной плате в размере 15 488,62 руб., проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 6 052,95 руб., судебные издержки за оплату услуг эксперта в сумме 4 000 руб., государственная пошлина в размере 1100 руб., всего 26 641,57 руб.

Данные выплаты определены Коневой Т.А. в связи со смертью ее супруга, ранее работавшего в НБО ЖЭК № 7 Советского района г.Астрахани, но при жизни не получившего заработную плату.

На основании указанного решения ДД.ММ.ГГГГ года было возбуждено исполнительное производство в Советском РОСП УФССП по Астраханской области.

ДД.ММ.ГГГГ года исполнительное производство окончено в связи с ликвидацией НБО ЖЭК № 7 Советского района г.Астрахани, исполнительный документ передан в ликвидационную комиссию.

В последующем, исполнительный лист был утрачен, в связи с чем Конева Т.А. обращалась за получением дубликата исполнительного документа (определение мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ и 22 мая ДД.ММ.ГГГГ года было вновь возбуждено исполнительное производство.

13 сентября 2018 года на основании постановления судебного пристава-исполнителя МООИП УФССП России по Астраханской области исполнительное производство было прекращено в связи с внесением записи об исключении сведений из ЕГРЮЛ об организации-должнике.

Как установлено в судебном заседании, учредителем НБО ЖЭК № 7 Советского района г.Астрахани являлся комитет по управлению имуществом г.Астрахани.

Постановлением мэра города Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ года № 2156-м «О ликвидации НБО ЖЭК № 7 Советского района» принято решение о ликвидации, создана ликвидационная комиссия, которой поручалось произвести необходимые действия по ликвидации.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований (решение мирового судьи судебного участка № 2 Кировского района г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ года), мировой судья исходил их того, что промежуточный ликвидационный баланс не был утвержден, реализация имущества должника не произведена, доказательств невозможности погашения задолженности за счет имущества, принадлежащего НБО ЖЭК № 7 Советского района г.Астрахани, не представлено.

В ходе дела, судом было установлено, что решение о ликвидации ЖЭКа принимала администрация города Астрахани.

Как следует из решения суда мирового судьи судебного участка N 3 Советского района г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ года, суммы задолженности по заработной плате, причитающиеся супругу Коневой Т.А., были взысканы НБО ЖЭК № 7, однако до настоящего времени решение так и не исполнено.

В судебном заседании было установлено, что исполнительные производства в отношении данного должника окончены по п. 6 ч. 1 ст. 47 ФЗ "Об исполнительном производстве" в связи с ликвидацией должника организации.

При этом, как установлено судом, сведения в ЕГРЮЛ об исключении юридического лица внесены ДД.ММ.ГГГГ года не в связи с ликвидацией, а в связи с прекращением юридического лица( как недействующее в связи с непредоставлением отчетности).

Согласно письму председателя ликвидационной комиссии, направленной в адрес Коневой Т.А., от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на указанную дату, на лицевом счете учреждения финансовые средства, а также какое-либо имущество, которое могло быть реализовано, отсутствуют.

При рассмотрении мировым судьей требований Коневой Т.А. сведений о достаточности либо недостаточности имущества для погашения задолженности перед Коневой Т.А., представлено не было. Ликвидационная комиссия не отказывала в выплатах, ссылаясь лишь на необходимость утверждения ликвидационного баланса и возможность внесудебного удовлетворения требований кредиторов, в том числе, требований Коневой Т.А.

При осуществлении первоначально процедуры ликвидации, со стороны ликвидационной комиссии каких-либо мер по погашению долга по заработной плате, так принято и не было. Сам исполнительный документ и остальная документация, связанная с ликвидацией ЖЭКа, была полностью утрачена, о чем письмом от ДД.ММ.ГГГГ года, председателем ликвидационной комиссии было сообщено Коневой Т.А.

Учитывая указанные обстоятельства, Кировский районный суд г. Астрахани пришел к выводу, о недостаточности денежных средств у НБО ЖЭК № 7 Советского района г.Астрахани для погашения задолженности по заработной плате перед работниками указанного учреждения.

В этой связи, суд взыскал с администрации МО «Город Астрахань» в пользу Коневой Т.А. задолженность в размере 15 488,62 рублей проценты за задержку выплаты заработной платы в сумме 6 052,12 рублей, всего общую сумму-21 540,74 рублей.

Обращаясь в суд с иском о взыскании с администрации процентов за задержку выплаты заработной платы, Конева Т.А. ссылается на ст. 236 Трудового кодекса РФ и 395 ГК РФ, указывая на длительное неисполнение решении суда от 05 июня 2019 года, однако при новом расчете Конева Т.А. ссылается на невыплату заработной платы за период с 2008 года, индексируя сумму в размере 26 641,57 рублей.

Однако, сумма в размере 26 641,57 рублей была взыскана решением мирового судьи судебного участка № 3 Советского района г. Астрахани от 17.12.2008 года с НБО ЖЭК № 7 Советского района г. Астрахани и исполнительное производство в по указанному решению было прекращено.

Соответственно, обязательств у администрации МО «Город Астрахань» перед Коневой Т.А. в ДД.ММ.ГГГГ году не возникло.

Суд полагает, что обязательства у администрации по выплате заработной платы и процентов возникли с момента вынесения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ

Статьей 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с абзацем первым части 1 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

В соответствии с пунктами 1.1,1.2,1.3 Положения об администрации муниципального образования «Город Астрахань», утвержденного Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 18.02.2015 N 15 (ред. от 19.11.2020) ", Администрация муниципального образования "Город Астрахань" (далее - администрация) является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Город Астрахань".

Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации, законодательством Астраханской области, Уставом муниципального образования "Город Астрахань", решениями Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань", настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами. Администрация является органом местного самоуправления, реализующим вопросы местного значения, предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования "Город Астрахань".

Администрация обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением. Администрация может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, выступать истцом и ответчиком, третьим лицом в суде.

Администрация имеет самостоятельный баланс, имеет гербовую печать, штампы и бланки со своим наименованием и изображением герба г. Астрахани.

Финансирование администрации осуществляется за счет средств местного бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Астраханской области. ( п.1.4 Положения).

Администрация имеет лицевые бюджетные счета, которые открыты в органе Федерального казначейства по Астраханской области и финансово-казначейском управлении администрации. (п.1.6 Положения).

В статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относится в том числе местные бюджеты: бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются главой 24.1 "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 данного кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя (пункт 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 и пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может превышать трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение с обязательным приложением документов, названных в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 11 мая 2012 года N 804-О и от 13 февраля 2018 г. N 249-О, в абзаце первом пункта 6 его статьи 242.2 сделана специальная оговорка относительно срока исполнения соответствующих судебных актов - три месяца со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Содержащиеся в этой норме законоположения, закрепляющие особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе сроки для исполнения судебных актов, направлены на защиту интересов взыскателя, предполагают совершение взыскателем активных действий по получению взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов - исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта и заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства, в связи с чем процедура исполнения судебного акта, как предусматривающая расходование бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства. Таким образом, в системе действующего правового регулирования предусмотрен специальный - трехмесячный - срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя.

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации, которым определен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, кроме случаев, прямо поименованных в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в соответствующий финансовый орган.

Поскольку процедура исполнения судебного акта об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, то за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган, а также в течение предусмотренного пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срока на должника не может быть возложена ответственность за неисполнение решения суда.

Таким образом исполнение судебных постановлений, по которым с администрации МО «Город Астрахань» взыскиваются денежные средства, происходит по правилам, предусмотренным главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, только по предъявлении исполнительного документа к исполнению. Иной порядок выплаты взыскателю бюджетных денежных средств законодательством не предусмотрен.

Как следует из материалов дела № по делу по иску Коневой Т.А. к управлению муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» о взыскании задолженности по заработной плате, исполнительный лист по решению Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ года был получен Коневой Т.А. ДД.ММ.ГГГГ года. В связи с имеющейся опиской, новый исполнительный лист был выдан Коневой Т.А. ДД.ММ.ГГГГ года.

03.12.2021 года Конева Т.А, предъявила в администрацию МО «Город Астрахань» исполнительный лист для исполнения состоявшегося решения суда.

Как следует из платежного поручения № 1 ДД.ММ.ГГГГ года, Коневой Т.А. была перечислена присужденная сумма в полном объеме, что ею не оспаривалось в судебном заседании.

Таким образом, с учетом момента возникновения обязательств у администрации МО «Город Астрахань» перед Коневой Т.А., момента предъявления исполнительного листа к исполнению и выплаты администрацией всех причитающих денежных средств, суд полагает, что правовых оснований для удовлетворения иска Коневой Т.А. о взыскании денежных средств в сумме 2 037 366,94 рублей не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Коневой Татьяны Александровна к администрации МО «Город Астрахань», с привлечением третьих лиц ФКУ администрации МО «Город Астрахань», управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» о взыскании денежных средств оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Судья: