УИД 78RS0011-01-2020-003165-66 <данные изъяты>
Дело № 2-165/21 31.05.2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кузовкиной Т.В.
при помощнике судьи Шиловской Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ТСЖ «Невский, 82» о признании результата межевания земельного участка недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ТСЖ «Невский, 82», просит признать недействительными координаты характерных точек границ земельного участка многоквартирного жилого дома ответчика с кад. № 78:31:0001219:4488, исключить координаты характерных точек границ земельного участка из Роскадастра, восстановить границы земельного участка ответчика в границах, существовавших до нарушения права истца, т.е. до даты внесения сведений о координатах характерных точек границ земельного участка ответчика в реестр.
Определением суда от 15.02.2021, в связи с отказом истицы от иска, в части требований восстановить границы земельного участка ответчика в границах, существовавших до нарушения права истца, т.е. до даты внесения сведений о координатах характерных точек границ земельного участка ответчика в реестр, в данной части производство по делу было прекращено.
ФИО1 обратилась в суд с уточненным иском к ТСЖ «Невский, 82» о признании результата межевания земельного участка недействительным, в части характерных точек границ земельного участка многоквартирного жилого дома по адресу Невский пр., д.82, кадастровый номер 78:31:0001219:4488, просила исключить координаты данных точек из кадастровых сведений, ссылаясь на то, что поставленный на кадастровый учет земельный участок ответчика имеет изломанность границ и непосредственно примыкает к внешней стене дома № 84-86 по Невскому пр., в котором истице на праве собственности принадлежит квартира № 107, таким образом, что создается угроза нарушению ее права пользования земельным участком, обеспечивающим проход между домами, так как ответчик вправе запретить (ограничить) проход по спорному земельному участку, при этом, ответчиком нарушены положения действующего жилищного и земельного законодательства, как в части формирования границ участка, так и порядка оформления, а именно границы спорного земельного участка не согласованы с собственниками помещений соседнего дома, в частности, с истицей (л.д.134-135).
Истица в суд не явилась, извещена надлежащим образом, поручила ведение дела представителям, которые в судебном заседании иск поддержали, просили об удовлетворении требований.
Представители ответчика в судебном заседании иск не признали, просили отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что истицей не представлено доказательств, указывающих на нарушение ее прав, так как до даты внесения сведений о координатах земельного участка ответчика земельный участок, относящийся к дому истицы, не был сформирован, не находился во владении и пользовании собственников помещений данного дома, тем самым их права не нарушены, действия ответчика по оформлению земельного участка не противоречат законодательству, поскольку сводятся к подаче заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, на основании которого компетентными государственными органами, а именно, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга было принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка, исходя из имевшихся межевых планов, данные решения не оспорены. Кроме того, истицей пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям, поскольку спорный объект поставлен на кадастровый учет 31.03.2015, иск подан в июле 2020 г., при том, что сведения о постановке на кадастровый учет являются общедоступными. Представлены письменные отзывы (л.д.136, 145).
Представитель третьего лица Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, привлеченного к участию в деле в качестве правопреемника Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, в судебное заседание не явился, извещен, ранее выступил на стороне ответчика, ссылаясь на то, что законодательство не нарушено, на момент издания распоряжения Комитетом по земельным ресурсам об утверждении схемы расположения земельного участка не требовалось согласования границ земельного участка с собственниками дома, расположенного на соседнем земельном участке, к тому же права истицы и других собственников не нарушены, так как установлен сервитут на право прохода между домами истицы и ответчика (л.д.198-199). Неявка третьего лица не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы деда, выслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 2 части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам, установлены положениями ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, согласно которой не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ).
Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 утверждено Положение о которой.
Согласно пункту 4 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В целях установления порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка, распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 №31-рп утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка.
Распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 18.09.1995 № 1010-р «Об оформлении правоустанавливающих документов на землю юридическим лицам, фактически использующим земельные участки, находящиеся в государственной собственности в Санкт-Петербурге и на подчиненных территориях» вопросы, связанные с установлением сервитутов и ограничений в использовании земельных участков, отнесены к ведению Городской комиссии по рассмотрению вопросов фактического землепользования, на основании решения которой издается приказ председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга. На основании указанного нормативного правового акта была разработана система установления в отношении земельных участков такого вида ограничений в использовании, как право прохода и проезда.
В настоящее время установлением ограничений прав на земельные участки в виде зон прохода и проезда в Санкт-Петербурге занимается Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО) при утверждении границ земельных участков или при подготовке проектов постановлений Правительства Санкт-Петербурга об утверждении границ земельных участков на основании решения Комиссии по вопросам утверждения границ земельного участка, являющейся постоянно действующим органом и состоящей из представителей нескольких органов публичной власти. Ранее эти полномочия осуществлял Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ), а до этого - КГА.
Данные полномочия КИО осуществляет на основании Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка, утвержденного распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 № 31-рп, и Административного регламента Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по утверждению границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством, утвержденного распоряжением КИО от 17.03.2016 №27-р. Ранее аналогичный административный регламент для КЗРиЗ был утвержден распоряжением данного Комитета от 25.04.2013 № 199б-рк.
Согласно пункту 4.2 Правительства Санкт-Петербурга № 31-рп Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга принимает решения об утверждении границ земельных участков в случае, если площадь таких земельных участков по результатам топогеодезических работ составляет до 3 га включительно.
В соответствии с п. 5 распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 № 31-рп правовой акт Комитета об утверждении границ земельных участков независимо от их площади издается, в частности, при формировании земельных участков, занятых зданием, сооружением в случае, если границы земельного участка совпадают с наружными границами здания, сооружения, а также, при формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (п.п. 5.10,5.11).
В соответствии с пунктом 17 распоряжения комплект документов, необходимых для подготовки проекта правового акта об утверждении границ земельного участка, включает заверенные в установленном порядке копии:
- документов, подтверждающих, что данный земельный участок ранее в установленном порядке был предоставлен землепользователю (лицу, правопреемником которого является землепользователь), включая исторический (при его наличии) и картографический материал;
- документов, подтверждающих имущественные права на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке.
По результатам административной процедуры издается распоряжение об утверждении границ земельного участка, которое, в свою очередь, может содержать также положения об установлении ограничения в использовании земельного участка в виде права прохода и проезда.
С момента формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела усматривается, что 31.03.2015 произведен кадастровый учет земельного участка, площадью 1541+/-14 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д.82, лит.Б, с присвоением кадастрового номера 78:31:0001219:4488 (л.д.42-44). На данном земельном участке размещается многоквартирный жилой дом, управление которым с 2005 г. осуществляет Товарищество собственников жилья «Невский, 82».
Одна из границ земельного участка, на котором расположен дом № 82, лит.Б, примыкает к стене соседнего многоквартирного жилого дома № 84-86 по Невскому пр., в котором истице на праве частной собственности принадлежит квартира № 107, находящаяся на первом этаже дома, выход из которой осуществляется на спорный земельный участок (л.д.35 оборот, 57, 62-64). При этом, на часть данного земельного участка, площадью 47 кв.м, непосредственно примыкающего к дому № 84-86 по Невскому пр., установлено обременение, в виде права прохода, зарегистрированное в РГИС и ЕГРН (л.д.58-60, 62-64).
Образование земельного участка по адресу: Невский пр., д.82, лит.Б, относившегося к моменту проведения кадастрового учета к государственной собственности, было произведено в соответствии с Порядком взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка, утвержденным распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 № 31-рп.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Невский пр., д.82, лит.Б от 11.11.2010, по заявлению уполномоченного собранием лица, КЗРиЗ 27.02.2015 издано распоряжение № 1668-рк «Об утверждении схемы расположения земельного участка» (л.д.172 оборот - 173 оборот, 185-187).
На основании данного распоряжения был произведен кадастровый учет указанного земельного участка, а также, обременения, в виде права прохода по участку, площадью 47 кв.м, в месте его примыкания к земельному участку по адресу: Невский пр., д.84-86 (л.д.91-132).
Распоряжение об утверждении границ земельного участка № 1668-рк было издано с соблюдением установленного регламента, в том числе, по установлению и согласованию границ, исходя из архивных сведений ГУП «ГУИОН», схем границ земельного участка, предоставленных Управлением землеустройства, актуальных результатов кадастровой съемки и топогеодезических работ, что подтверждается представленными Комитетом имущественных отношений материалами по заявлению об образовании земельного участка, рассмотренному в порядке оказания государственной услуги (л.д.161-196). При этом заслуживает внимания, что в основу формирования спорного земельного участка положены схемы границ участка за 1998, 2007 годы, в целом не противоречащие современным сведениям о естественных границах данного участка, полученным при топогеодезических работах, проведенных в рамках подготовки распоряжения специалистами, действующими в рамках своей компетенции и полномочий (л.д.175 оборот – 181 оборот, 183 оборот-184 оборот).
Поскольку при принятии решения о границах спорного участка использованы схемы, полученные из организаций, уполномоченных на осуществление учета недвижимого государственного имущества, отражающие фактическое положение границ, сложившихся при застройке участков в значительный временной период, суд считает не имеющим значения для существа спора довод истицы о необходимости проверки правильности координат, определяющих границы участка с учетом фактического землепользования, в подтверждение которого истица настаивала на проведении по делу землеустроительной экспертизы.
Также, суд усматривает, что при подготовке распоряжения соблюден порядок по согласованию границ, о чем свидетельствуют акты и протоколы согласования границ (л.д.182-184). При этом, следует отметить, что на момент формирования спорного земельного участка согласование границ земельных участков под домами 82 и 84-86 по Невскому проспекту произведено надлежащим образом, а именно, уполномоченным государственным органов, в лице начальника Центрального РО КЗРиЗ СПб, поскольку смежный со спорным участок относился к землям, не прошедшим кадастровый учет и, соответственно, находился в государственной собственности (л.д.182). В этой связи суд считает не основанным на законе довод истицы о недействительности границ земельного участка, ввиду отсутствия их согласования с нею и другими собственниками дома № 84-86 по Невскому проспекту.
В установленном порядке распоряжение об утверждении границ земельного участка по адресу: Невский пр., д.82, лит.Б не оспорено.
Оценивая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок сформирован в соответствии с требованиями законодательства, исходя из фактического землепользования, исторически сложившегося в данной местности, зафиксированного в схемах, составленных с учетом согласования со смежными землепользователями, без какого-либо участия Товарищества собственников жилья «Невский 82» в определении границ земельного участка, что указывает на отсутствие оснований для оспаривания границ земельного участка в рамках настоящего иска, предъявленного к Товариществу.
Кроме того, в соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По смыслу названной нормы предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица путем использования им установленных способов защиты гражданских прав.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей.
Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
Исходя из заявленных требований, норм материального права, регулирующих сложившиеся между сторонами правоотношения, и в силу положений ст.ст. 12, 56 ГПК РФ именно на истице лежит бремя доказывания обстоятельств, подтверждающих факт нарушения ее прав действиями ответчика.
Права на земельный участок как на имущественный объект относятся к субъективным гражданским правам, о способах защиты которых говорит ст. 12 ГК РФ. Под способами нарушенных или оспоренных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных или оспоренных прав. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных прав или оспоренных прав.
При этом, в силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право.
Таких доказательств нарушения ее прав истица суду не представила. Утверждение о том, что она может лишиться права пользования выходом из своей квартиры на участок ответчика, а также возможности прохода по данному участку, является голословным, противоречит письменным доказательствам, подтверждающим факт установления обременения, обеспечивающего право истицы и других лиц, проходить по спорному земельному участку.
В общем виде процедура снятия с земельных участков ограничений в их использовании в Санкт-Петербурге на региональном уровне регламентирована распоряжением Правительства Санкт-Петербурга № 31-рп и Административным регламентом в распоряжении КИО № 27-р по предоставлению государственной услуги по утверждению границ земельных участков. Распоряжение о снятии с участка зоны с особым режимом использования «право прохода и проезда» подготавливается КИО на основании заявления собственника участка, в отношении которого данная зона установлена, в случае, когда перестала существовать необходимость обеспечения свободного доступа через территорию земельного участка неограниченному кругу лиц.
Доказательств, указывающих на наличие данных условий для прекращения права прохода, не представлено.
Таким образом, суд считает иск не подлежащим удовлетворению, поскольку обстоятельства, на которых он основан не нашли своего подтверждения, так как спорный земельный участок сформирован в установленном законодательством порядке, нарушения, либо угрозы нарушения прав истицы не установлено.
Помимо прочего, обращение истицы с настоящим иском без фактического обоснования ущемления ее прав, создающее угрозу нарушения прав собственников помещений дома 82, лит.Б по Невскому проспекту, в виде уменьшения общего имущества, принадлежащего собственникам, суд расценивает как злоупотребление правом, в силу ст.10 ГК РФ влекущее отказ в судебной защите.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении иска к ТСЖ «Невский, 82» о признании результата межевания земельного участка недействительным – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Судья