Кудымкарский городской суд Пермского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кудымкарский городской суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-166/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2011 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего федерального судьи Гуляевой Л.В.,
при секретаре Павловой А.Ю.,
с участием представителя истца - помощника Кудымкарского городского прокурора Отиновой Е.В.,
истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах ФИО1 , к Администрации г. Кудымкара, Правительству Пермского края о признании незаконным постановления Администрации г. Кудымкар от 28.01.2011 г. № 64 «Об отмене постановления главы Администрации г. Кудымкара от 16.03.2007 г. № 229 «О постановке на учет по обеспечению жильем несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения», возложении обязанности оплаты расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность и предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения,
установил:
Кудымкарский городской прокурор, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Администрации г. Кудымкара, Правительству Пермского края о возложении обязанности оплаты расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность и предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, мотивируя тем, что ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее мать, ТЕА*, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец, ТВИ*, , но его место нахождения установлено не было. Решением Кудымкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт сиротства ФИО3 В связи с отсутствием родительского попечения постановлением главы Администрации г. Кудымкара от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении несовершеннолетней было установлено попечительство тетей ТНС* ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была поставлена на учет в Администрации г. Кудымкара как ребенок-сирота, не имеющий собственного жилья и нуждающийся в нем. В 2008 г. ФИО3 зарегистрировала брак с АДВ*, который собственного жилья также не имеет. В настоящее время ФИО1 проживает с мужем и двумя детьми в квартире, принадлежащей бабушке. Просит обязать Администрацию г. Кудымкара за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить вне очереди ФИО1 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 12 кв. м на одного человека на семью из 4 человек, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, а также обязать Правительство Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его ФИО1
Представители истца Отинова Е.В., ФИО2 и истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования дополнили, просили признать незаконным постановление Администрации г. Кудымкар от 28.01.2011 г. № 64 «Об отмене постановления главы Администрации г. Кудымкара от 16.03.2007 г. № 229 «О постановке на учет по обеспечению жильем несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения», а также уточнили требования в части предоставления жилого помещения, просили обязать Администрацию г. Кудымкара за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить вне очереди ФИО1 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 12 кв. м на одного человека на семью из 3 человек, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, обязать Правительство Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его ФИО1
Истец ФИО1 суду пояснила, что в 1998 г. она и мать переехали жить в г. Кудымкар, проживали в квартире бабушки по адресу: . В период с 2004 г. по 2007 г. она обучалась в после обучения в котором она неоднократно обращалась в администрацию г. Кудымкара по поводу предоставления ей жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, но получала отказ в связи с тем, что средств для приобретения жилья не имеется. В настоящее время она проживает с семьей по адресу: .
Представитель ответчика Администрации г. Кудымкара в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным ходатайство удовлетворить и рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании, состоявшемся 10.02.2011 г., представитель ответчика Администрации г. Кудымкара ФИО4 исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях, из которых следует, что постановлением главы Администрации г. Кудымкара от 16.03.2007 г. за ФИО1 (Ткач) А.В. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ФИО5 вселилась в указанную квартиру в 1998 г., проживала в ней с попечителем - тетей ТНС* Она имела родственные отношения, находилась на иждивении, следовательно была вселена в жилое помещение как член и (или) родственница, т.е. жилое помещение было закреплено за ней правомерно, ФИО1 не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, законодательство, предусматривающее дополнительные гарантии для детей-сирот, не распространяется на членов их семей. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, определенный Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 № 170 «Об утверждении правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», Постановлением Правительства от 10.08.2006 года № 16-п «Об утверждении порядка распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам возлагается судами на органы местного самоуправления, не регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления и детьми-сиротами по предоставлению им по договорам социального найма жилых помещений из государственного жилищного фонда Пермского края. Администрация г. Кудымкара не предоставляет детям-сиротам жилые помещения из государственного жилищного фонда Пермского края. Приобретаемые жилые помещения поступают непосредственно в муниципальную собственность, а затем предоставляются по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, а не из государственного. Закон Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК регулирует порядок предоставления детям-сиротам по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда, поэтому п. 3 ст. 9 указанного закона Пермского края, предусматривающая права лиц, имеющих право на получение жилой площади, в т.ч. и во внеочередном порядке на ее получение, с учетом членов семьи, не может быть применима. При вселении в жилое помещение бабушки ФИО5 приобрела право пользования его частью, что подтверждается фактом регистрации по указанному адресу, т.к. регистрация производится с согласия собственника жилого помещения, бабушка никогда не оспаривала закрепление жилого помещения за ФИО5 и его правовые последствия, жилое помещение было предоставлено истцу бабушкой в соответствии с нормами ЖК РСФСР, как члену семьи, вне отношений, связанных с установлением попечительства. ФИО1 выехала с квартиры бабушки по собственной воле. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Обеспеченность жильем менее учетной нормы не является основанием для внеочередного предоставления жилого помещения. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным ходатайство удовлетворить и рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Из возражений следует, что Правительство Пермского края исковые требования не признает. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления, которые при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Пермской области. Считают, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются средства на приобретение жилья для детей-сирот, направляемые органам местного самоуправления. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, следовательно, закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования. В связи с чем предоставление жилого помещения ФИО1 с учетом членов её семьи приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзацем 4 ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ на , ее родителями являются ТЕА* и ТВИ*, последний совместно с семьей не проживал. В 1998 г. ТЕА* и истец переехали жить в г. Кудымкар, проживали в квартире бабушки истца по адресу: . ДД.ММ.ГГГГ ТЕА* умерла. Решением Кудымкарского городского суда КПАО от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт сиротства ФИО3 В связи с отсутствием родительского попечения постановлением главы Администрации г. Кудымкара от 03.03.2004 г. № № ТНС* назначена попечителем над несовершеннолетней племянницей ФИО3, за последней закреплено жилое помещение по адресу: . Постановлением главы Администрации г. Кудымкара от 16.03.2007 г. № 229 ФИО3 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обучалась в и находилась на полном государственном обеспечении, закончила учебное заведение 20.06.2007 г.
Согласно реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 01.11.2010 г. ФИО3 с 16.03.2007 года состояла на учете в льготной очереди в качестве нуждающейся в получении жилья в МО «Городской округ - город Кудымкар».
В связи с тем, что постановлением главы Администрации г. Кудымкара от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней ФИО3 была закреплена жилая площадь по адресу: , постановлением Администрации г. Кудымкара от 28.01.2011 г. № 64 отменено постановление главы Администрации г. Кудымкара от 16.03.2007 г. № 229 «О постановке на учет по обеспечению жильем несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения», главному специалисту по жилью Управления по развитию инфраструктуры и ЖКХ ВГГ* поручено снять с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении ФИО3
Вместе с тем, судом установлено, что на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого помещения по адресу: , является бабушка истца, ПМГ*, ДД.ММ.ГГГГ изменившая фамилию на Л*. ТЕА* и ТНС* приходятся ей дочерьми, собственниками вышеуказанной квартиры они никогда не являлись. При этом суд учитывает, что, совершая 16.03.2007 г. действия по постановке ФИО3 на учет, как нуждающейся в жилом помещении, Администрация г. Кудымкара исходила из факта отсутствия у нее жилого помещения, в отношении которого у ФИО3 возникало бы право постоянного пользования. Жилое помещение по адресу: , не принадлежало на каком-либо праве матери ФИО3 Таким образом, постановлением главы Администрации г. Кудымкара от 03.03.2004 г. № 191 данное жилое помещение было закреплено неправомерно за несовершеннолетней ФИО3, как не отвечающее интересам ребенка, вследствие чего постановлением Администрации г. Кудымкара от 28.01.2011 г. № 64 незаконно отменено постановление главы Администрации г. Кудымкара от 16.03.2007 г. № 229 «О постановке на учет по обеспечению жильем несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 заключила брак с АДВ*., в связи с этим ей присвоена фамилия ФИО6. До декабря 2010 г. ФИО1 совместно с мужем АДВ* и двумя детьми, АЯД*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и АТД*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживала по адресу: В настоящее время на основании договора найма жилого помещения ФИО1 проживает с семьей по адресу: , где они не зарегистрированы. Дом принадлежит отцу АДВ*
Из сообщений Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах ТЕА*, ФИО5, АЯД* и АТД* на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества на территории отсутствует ввиду того, что права не зарегистрированы.
Согласно сведений Коми-Пермяцкого окружного филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» ТЕА*, ФИО1 не имеют недвижимого имущества на праве собственности на территории г. Кудымкара и Кудымкарского района.
Таким образом, при рассмотрении дела судом установлено, что ФИО1 обладает статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья, нуждается в нем, после окончания обучения в образовательном учреждении жильем она обеспечена не была.
При таких обстоятельствах суд полагает, что ФИО1 в силу ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на внеочередное предоставление ей благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419 определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
В силу ст. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что в силу п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2206 года № 16-п, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Администрацию г. Кудымкара.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 5 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.) предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (в том числе обеспечение жилой площадью) являются расходными обязательствами субъектов РФ. Статьей 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 также определено, что расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет бюджета Пермского края. Порядок финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на объем прав данной категории граждан при предоставлении жилья не влияет.
В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Порядок обеспечения жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан определен Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170 и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».
В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).
Доводы ответчиков о том, что действующее законодательство распространяет дополнительные гарантии только на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов их семей несостоятельны. Статьей 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в т.ч. и дети оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются указанным лицам с учетом членов их семьи.
Требования Кудымкарского городского прокурора в части возложения обязанности произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его ФИО1 не подлежат удовлетворению, поскольку Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2206 года № 16-п установлен определенный порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, иного порядка не предусмотрено; отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильем не освобождает администрацию города, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий.
Оценив доказательства, представленные сторонами, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, признать незаконным постановление Администрации г. Кудымкар от 28.01.2011 г. № 64, обязать Администрацию г. Кудымкара Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить ФИО1 с учетом членов семьи АЯД*, АТД* жилое помещение на территории г. Кудымкара Пермского края общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Ответчика - Правительство Пермского края от ответственности по предоставлению жилья освободить в соответствии с вышеуказанными требованиями закона.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах ФИО1 , удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Администрации г. Кудымкар от 28.01.2011 г. № 64 «Об отмене постановления главы Администрации г. Кудымкара от 16.03.2007 г. № 229 «О постановке на учет по обеспечению жильем несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения».
Обязать Администрацию г. Кудымкара Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить ФИО1 с учетом членов семьи АЯД*, АТД* жилое помещение на территории г. Кудымкара Пермского края общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В остальной части исковых требований отказать.
Правительство Пермского края от ответственности освободить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней с момента получения полного текста судебного решения.
Федеральный судья Л.В. Гуляева