ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-166 от 29.06.2016 Горнозаводского районного суда (Пермский край)

Дело № 2- 166 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РФ

29 июня 2016г. Горнозаводский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Сыровой Т.В., при секретаре Маркеловой Т.В., с участием представителя истца Мироновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Горнозаводске гражданское дело по иску Лунгу Наталии Леонидовны к Обществу с ограниченной ответственность «Евросеть –Ритейл» о расторжении договора купли-продажи телефона, возврате стоимости товара, взыскании процентов по договору займа, возмещении морального вреда, взыскании штрафа и судебных расходов

У С Т А Н О В И Л:

Истец Лунгу Н.Л. согласно уточненных исковых требований просит расторгнуть договор купли-продажи телефона Apple iPhone 5s RFB 16GB Gray IMEI : "№", заключенный "ДАТА"., взыскать с ООО «Евросеть-Ритейл» в ее пользу стоимость телефона в размере 28340 рублей, взыскать проценты по договору займа в размере 10434, 47 рублей, 50000 рублей в счет компенсации морального вреда, штраф, судебные расходы: 1000 рублей за составление претензии, 2000 рублей за составление искового заявления, 10000 рублей за оплату услуг представителя, 52,50 рублей за оплату почтовых расходов, 11330 рублей за оплату экспертных исследований, 300 рублей за услуги по предоставлению учредительных документов и сведений об эксперте, 1481,40 рублей расходы на проезд для предоставлении телефона на экспертизу, т.к. приобретенный ею телефон неисправен, ее претензия о возврате стоимости товара продавцом не была удовлетворена.

Представитель ответчика ООО «Евросеть –Ритейл» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен (л.д.151, 152), направил письменный отзыв о несогласии с иском.

Представитель 3 лица ООО «Хоум Кредит Экспресс» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен (л.д.153,154).

Суд, заслушав истца, изучив документы дела, считает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению в части.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены, потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров" оборудование беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями, к которому относится, в том числе сотовые телефоны, является технически сложным товарам.

В силу ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

К существенным недостаткам товара (работы, услуги) исходя из положений Закона РФ "О защите прав потребителей" и п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О разъяснении споров о рассмотрении гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" относится неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

8.11.2015г. Лунгу Н.Л. по договору купли-продажи, заключенному с ООО «Евросеть-Ритейл» приобрела телефон Apple iPhone 5s RFB 16GB Gray IMEI : "№" стоимостью 28340 рублей. При этом ею 8.11.2015г. с ООО « Хоум Кредит Экспресс » был заключен договор потребительского займа на сумму 28340 рублей, из которого следует, что сумма займа 28340 рублей, сумма на оплату товара 28340 рублей, процентная ставка 89,90% годовых (л.д.118-121). Согласно графика погашения займа сумма платежа 41500,88 рублей, сумма займа 28340 рублей, проценты 13160,88 рублей (л.д.122).

Из платежного поручения "№" от 24.11.2015г. следует, что ООО «Хоум Кредит Экспресс» произвел перечисление 28340 рублей в Филиал «Уральский» ООО «Евросеть-Ритейл» 28340 рублей (л.д.129).

Из претензии Лунгу Н.Л. в Филиал «Уральский» ООО «Евросеть-Ритейл» от 14.09.2015г. следует, что 25.11.2015г. она обратилась в ООО «Евросеть-Ритейл», т.к. телефон стал без причины перезагружаться, ей было предложено продолжить попользоваться телефоном. 29.11.2015г. телефон перестал включаться, она отнесла его в Филиал «Уральский» ООО «Евросеть-Ритейл», отдала на гарантийное обслуживание. Телефон приняла продавец-консультант ФИО1, сказала подойти за документами на гарантийное обслуживание. 29.11.2015г. в 20 час.30 мин. она пришла за документом, но ей сообщили о том, что в телефоне включена функция «Найти Айфон». Она сообщила электронный адрес и код при регистрации телефона, при этом была допущена ошибка, 30.11.2015г. она сообщила точный адрес. 1.12.2015г. и 9.12.2015г. она вновь обращалась в салон сотовой связи, ей сообщили, что телефон на гарантийное обслуживание не отправят, пока не выключат функцию «Найти Айфон». Она просит вернуть сумму в размере 28340 рублей за приобретенный телефон. От приобретенного сотового телефона отказывается (л.д.14).

Соглсно ответа ООО «Евросеть-Ритейл» от 15.12.2015г. на имя Лунгу Н.Л. требование о возврате уплаченной суммы предъявлено по истечении 15 дней с момента покупки, оно может быть признано законным и обоснованным в случае обнаружения существенных недостатков, нарушения установленных законом сроков устранения недостатков товара. Лунгу Н.Л. необходимо снять пользовательский пароль в аппарате, для чего она приглашается в торговый зал по месту приобретения товара, для оформления квитанции приема передачи товара, для последующей его отправки в авторизированный центр, для проверки возможности проведения сервисного обслуживания. В случае, если не будет снят пользовательский пароль, торгующая организация не сможет отправить аппарат в авторизированный сервисный центр. Она может самостоятельно обратиться в авторизированный сервисный центр (л.д.15).

Из претензии Лунгу Н.Л. от 25.12.2015г. в Филиал «Уральский» ООО «Евросеть-Ритейл» следует, что она просит провести экспертизу товара за счет продавца, возвратить

сумму стоимости товара в размере 28340 рублей, сумму процентов, уплаченную по кредитному договору в размере 2170, 59 рублей (л.д.29-32).

Ответчиком суду представлен ответ на претензию от 5.01.2016г., из которого следует, что он направлен почтой на имя Лунгу Н.Л. по адресу "АДРЕС", в то время как в претензиях истцом указывался адрес "АДРЕС"5 (л.д.61), данный ответ Лунгу Н.Л. не получен (л.д.62-63).

Согласно представленных чеков истцом с ноября 2015г. по май 2016г. уплачено ООО «Хоум Кредит Экспресс» 26700 рублей, из которых проценты составляют сумму 10434,47 рублей.

Истец Лунгу Н.Л. пояснила суду, что 8.11.2015г. приобрела телефон Apple iPhone 5s RFB 16GB Gray IMEI : "№" стоимостью 28340 рублей, получила кредит на сумму 41500,88 рублей. Телефон был запечатанный, в коробке, где лежала инструкция по эксплуатации, также инструкция была на сайте. Товарного чека не было, т.к. телефон покупали в кредит, первоначального взноса не делали. Они включили телефон самостоятельно, он работал, но с 25.11.2015г. стал самопроизвольно перезагружаться. 26 ноября она обратилась к продавцу-консультатнту, телефон не приняли, предложили попользоваться. 26 ноября телефон стал отключаться и включаться. 28.11.2015г. она вновь обратилась в «Евросеть», продавец сообщил, что телефон на гарантийное обслуживание принимается только по четвергам. 29.11.2015г. телефон перестал включаться. Она обратилась в салон, продавец-консультант Ермакова приняла его, предложила прийти за документом о приеме вечером. Вечером продавец сообщила, что включена функция «Найти Айфон», они ее отключить не могут. 1.12.2015г. она сообщила пароль, но сотрудник сообщила, что пароль отключить не могут. При обращении 9.12.2015г. сотрудники салона сообщили, что телефон не включается, они не могут отправить его на гарантийное обслуживание.

Из письменного отзыва ООО «Евросеть-Ритейл» от 28.06.2016г. следует, что телефон передан ответчику истцом в заблокированном состоянии, с включенной функцией «Найти Айфон», пароль снятия с блокировки ответчику сообщен не был, истец снять телефон с блокировки не смогла. Телефон находится на торговой ответчика в г.Горнозаводске, в ремонт не принят, поскольку выполнение ремонта, проверка качестве заблокированного телефона невозможны. На претензии истца о возврате денег ответчик неоднократно направлял истцу ответы с требованием снять пароль с телефона. Из разъяснений сервисного центра «Контакт» следует, что пока в телефоне Айфон включена функция «Найти Айфон», сервисный центр не имеет возможности произвести диагностику или ремонт этого устройства. Аналогичный ответ получен из сервисного Центра «Сотовик».

Права истца ответчиком не нарушались.

В письменном ходатайстве ответчик просит при взыскании с ответчика морального вреда уменьшить размер денежной компенсации до разумных пределов, до 2000 рублей, а также считает завышенными требования о компенсации расходов стоимости услуг представителя, которые просит снизить до 1000 рублей, т.к. потребительские споры не относятся к категории сложных судебных споров.

Из возражения на иск ООО «ХК Экспресс» следует, что кредитор не является стороной по договору розничной купли-продажи, не может нести ответственность за качество товара. Кредитор надлежащим образом исполнил обязанности по договору, 24.11.2015г. перечислил сумму займа в размере 28340 рублей на счет торговой организации. Истец надлежащим образом исполняет обязательства по договору, от заемщика поступили платежи на общую сумму 22000 рублей, по состоянию на 10.05.2016г. сумма задолженности 19300, 88 рублей (л.д.115-117).

Из заключения эксперта "№" от 8.06.2016г. следует, что в результате исследования и проверки технического состояния сотового телефона Apple iPhone 5s RFB 16GB Gray IMEI : "№" установлено, что сотовый телефон не имеет внешних механических повреждений, способных повлиять на его работоспособность, телефон включается и проявляется недостаток, заявленный пользователем : аппарат не загружается ( циклически перезагружается), предоставленная пользователем возможность доступа к личному кабинету недействительна и проверить привязку телефона к личному кабинету не представляется возможным. После вскрытия телефона установлено, что внутри аппарата и на материнской плате отсутствуют следы попадания жидкости, коротких замыканий, коррозии, неквалифицированного ремонта, механических воздействий, нарушений правил эксплуатации.

В процессе исследования на присутствие в аппарате дефектов, произведено тестирование аккумуляторной батареи на анализаторе аккумуляторных батарей Cadex С 7200, в результате которого установлено, что емкость батареи 76%, внутреннее сопротивление

175 мОм, что не соответствует заявленным производителем - неисправна аккумуляторная батарея.

Предъявленный на экспертизу сотовый телефон Apple iPhone 5, модель А 1530, IMEI : "№" находится в неработоспособном состоянии и к дальнейшему использованию не пригоден ( вопросы 1,2,5 ). Он имеет дефекты производственного характера (вопросы 1,3) : а. которые возникли до передачи его потребителю : неисправна аккумуляторная батарея, б. которые выявлены пользователем : самопроизвольно перезагружается, в. которые выявлены в процессе проведения экспертизы : неисправна материнская плата, параметры аккумуляторной батареи не соответствуют заявленным производителем, неисправна аккумуляторная батарея.

Присутствие дефектов производственного характера являются основными причинами неработоспособного состояния аппарата ( вопрос 2,3).

Нарушений пользователем правил эксплуатации сотового телефона не установлено (вопрос 3).

Выявленные недостатки не могут быть устранены без несоразмерных расходов, которые в соответствии с политикой Производителя, который не производит отдельную замену вышедших из строя узлов и деталей, а производит замену изделия целиком, что сопоставимо со стоимостью всего аппарата ( вопрос 4).

Установленный на исследуемом аппарате пользовательский пароль не совпадает с представленным пользователем, в связи с чем доступ к личному кабинету невозможен ( вопрос 6) (л.д.135-138).

Из Акта технического состояния от 30.05.2016г. ООО «Сервисный центр «Контакт» следует, что при осмотре сотового телефона Apple iPhone 5, модель А 1530, IMEI : "№" заявленные неисправности : телефонный аппарат не загружается( циклически перезагружается) проявились. Параметры АКБ: емкость 76%, внутреннее сопротивление 175 мОм, неисправна АКБ ( тест проведен на приборе Cadex С 7200 ).

Судом установлено, что 14.12.2015 г. и 25.12.2015г. истец обращалась к ответчику с письменной претензией об отказе от исполнения договора купли-продажи, возврате денежных средств за приобретенный товар, возврате процентов за кредит в связи с неисправностью сотового телефона, требования заявлены потребителем в течение гарантийного срока, предусмотренного ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей", в течение гарантийного срока установленного изготовителем.

В процессе эксплуатации сотовый телефон, в пределах гарантийного срока, вышел из строя - не работает, использование его по назначению невозможно.

Доводы представителя ответчика о том, что права истца ответчиком не нарушены являются необоснованными, опровергаются заключением эксперта, из которого следует, что предъявленный на экспертизу сотовый телефон находится в неработоспособном состоянии, к дальнейшему использованию непригоден, т.к. имеет дефекты производственного характера, устранение которых сопоставимо со стоимостью аппарата.

Таким образом, требования истца о расторжении договора купли-продажи, возврате стоимости товара подлежат удовлетворению.

Требования истца о возврате процентов в размере 10434, 47 рублей за пользование кредитом подлежат удовлетворению в соответствии с п.6 ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей, согласно которого в случае возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита ( займа) Продавец обязан также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита ( займа). Оплата ООО «Хоум Кредит Экспресс» процентов по договору займа подтверждена чеками о перечислении Кредитору указанных денежных средств.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Суд считает нарушенными права потребителя Лунгу Н.Л., поскольку ей был продан товар ненадлежащего качества, который непригоден для использования, возврат денежных средств за данный товар продавцом не произведен.

При определении размера морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд учитывает требования разумности и справедливости, считает возможным взыскать в пользу истца 3000 рублей.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Размер штрафа, подлежащего взысканию в пользу потребителя составляет 20 887, 24 рублей.

Исходя из положений ст.100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей, при этом суд учитывает требования разумности и справедливости, сложность рассмотренного дела.

Кроме того, взысканию в пользу истца подлежат расходы на составление претензии в размере 1000 рублей, на составление искового заявления в размере 2000 рублей, на почтовые расходы на сумму 52,50 рублей, на услуги по предоставлению сведений об эксперте и учредительных документов в размере 300 рублей, расходы на оплату экспертных исследований в размере 11330 рублей, поскольку указанные расходы подтверждены предоставленными суду квитанциями об оплате.

Требования истца о компенсации расходов на проезд в размере 1481,40 рублей удовлетворению не подлежат, обоснованность данных расходов истцом не подтверждена.

Требования о компенсации расходов на доверенность в размере 500 рублей удовлетворению не подлежат, т.к. из доверенности не следует, что она выдана на имя представителя для участия в конкретном гражданском деле.

Кроме того, на основании ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2379, 85, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Лунгу Наталии Леонидовны удовлетворить.

Расторгнуть договор купли-продажи телефона Apple iPhone 5s RFB 16GB Gray IMEI : "№", заключенный 8.11.2015г. Обществом с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» и Лунгу Наталией Леонидовной.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» в пользу Лунгу Наталии Леонидовны стоимость телефона Apple iPhone 5s RFB 16 GB Gray IMEI: "№" в размере 28340 рублей.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» в пользу Лунгу Наталии Леонидовны проценты по договору займа в размере 10434, 47 рублей.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» в пользу Лунгу Наталии Леонидовны 3000 рублей в возмещение морального вреда, штраф в размере 20 887, 24 рублей.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» в пользу Лунгу Наталии Леонидовны в возмещение судебных расходов : 1000 рублей за составление претензии, 2000 рублей за составление искового заявления, 10000 рублей за оплату услуг представителя, 52, 50 рублей за оплату почтовых расходов, 11330 рублей за оплату экспертных исследований, 300 рублей за услуги по предоставлению учредительных документов и сведений об эксперте.

В остальной части требований о возмещении судебных расходов отказать.

Обязать Лунгу Наталию Леонидовну возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» телефон Apple iPhone 5s RFB 16GB Gray IMEI: "№".

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Евросеть-Ритейл» госпошлину в доход местного бюджета в размере 2379, 85 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Горнозаводский районный суд в течение 1 месяца.

Судья Сырова Т.В.