ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1660/2013 от 01.11.2013 Алданского районного суда (Республика Саха (Якутия))

              Дело № 2-1660/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«01» ноября 2013г.        город Алдан           

Алданский районный суд РС (Я) в составе: председательствующего судьи Степанова С.К., с участием помощника прокурора Малинкина А.Л., представителя ОАО «Теплоэнергосервис» ФИО1, при секретаре Лукутиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Алданского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Теплоэнергосервис» об обязании выполнения работ по капитальному ремонту водозаборных скважин (ВЛ-04 кВ), расположенных на территории г....... с заменой подводящей воздушной линии ВЛ-04 кВ к артезианским скважинам на ортосалинском водозаборе длиной 800 метров

УСТАНОВИЛ:

В Алданский районный суд с вышеуказанным заявлением обратился прокурор Алданского района РС (Я) в обоснование указав, что прокуратурой Алданского района в целях обеспечения своевременной и качественной подготовки систем жизнеобеспечения объектов соцкультбыта, жилищного фонда и производственного назначения к функционированию в отопительный сезон 2013/2014 годов, предупреждения возникновения аварийных ситуаций в течение отопительного сезона на объектах жилищно-коммунального хозяйства, расположенных на территории Алданского района Республики Саха (Якутия) проведена проверка выполнения ремонтной программы ОАО «Теплоэнергосервис» на 2013 год.    

Проверкой установлено, что отдельные пункты ремонтной программы на 2013 год по Алданскому филиалу ОАО «Теплоэнергосервис» не выполнены в полном объеме.

Так, в МО «Город Алдан» Алданского района Республики Саха (Якутия) капитальный ремонт водозаборных скважин (ВЛ-04 кВ), расположенных на территории ....... с заменой подводящей воздушной линии ВЛ-04 кВ к артезианским скважинам на ортосалинском водозаборе длиной 800 метров не выполнен.

При этом на территории г. Алдан согласно распоряжению администрации МО «Город Алдан» от [Дата] [Номер] отопительный сезон 2013/2014 г.г. начался с [Дата]

Просит суд обязать Открытое акционерное общество «Теплоэнергосервис» выполнить капитальный ремонт водозаборных скважин (ВЛ-04 кВ), расположенных на территории ....... с заменой подводящей воздушной линии ВЛ-04 кВ к артезианским скважинам на ортосалинском водозаборе длиной 800 метров в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Малинкин А.Л. исковое заявление поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения, настаивает на требованиях.

Представитель ответчика ОАО «Теплоэнергосервис» ФИО1 (по доверенности) с иском прокурора не согласна. Пояснила, что в действительности работы по капитальному ремонту водозаборных скважин (ВЛ-04 кВ), расположенных на территории ....... с заменой подводящей воздушной линии ВЛ-04 кВ к артезианским скважинам на ортосалинском водозаборе длиной 800 метров, до настоящего времени не выполнены. Так как ремонтная программа запланированная в ОАО «Теплоэнергосервис» действует до конца 2013года, указанные работы возможно будут выполнены. Недостатка в финансировании на ремонтную программу предприятие не испытывает, указанные средства расходуются по другим направлениям.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Так, в МО «Город Алдан» Алданского района Республики Саха (Якутия) капитальный ремонт водозаборных скважин (ВЛ-04 кВ), расположенных на территории ....... с заменой подводящей воздушной линии ВЛ-04 кВ к артезианским скважинам на ортосалинском водозаборе длиной 800 метров не выполнен, что влечет нарушение закона по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ                           «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат теплоснабжающие организации и теплосетевые организации. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей, обеспечивать качество теплоносителей, обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Пунктом 1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003г. №115 («далее - Правила №1») закреплено, что Правила №1 устанавливают требования по технической эксплуатации систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.

В соответствии с п. 2.7.1. Правил 31 при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию.

Согласно п. 2.7.2 Правил №1 объем технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния.

В свою очередь, система технического обслуживания и ремонта должна носить планово-предупредительный характер (п. 2.7.3 Правил №1), что предусматривает проведение заблаговременных мероприятий, направленных на обеспечение бесперебойной эксплуатации объектов теплоснабжения.

Пунктом 2.7.8. Правил №1 определено, что основными видами ремонтов тепловых энергоустановок и тепловых сетей являются капитальный и текущий.

Приемка тепловых энергоустановок из капитального ремонта производится рабочей комиссией, назначенной распорядительным документом по организации. Приемка из текущего ремонта производится лицами, ответственными за ремонт, исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок (п. 2.7.11 Правил№1).

Для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарного состояния территории, зданий и сооружений организации для размещения тепловых энергоустановок выполняют и содержат в исправном состоянии пьезометры и контрольные скважины для наблюдения за режимом грунтовых вод (п. 3.2.1. Правил №1).

Пунктом 1.1.1. Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации. МКД 3-02.2001, утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999г. №168 («далее - Правила №2») установлено, что Правила №2 регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам. Неукоснительное выполнение Правил №2 эксплуатационным персоналом призвано обеспечивать надежную, экономичную и эффективную работу указанных объектов с учетом интересов обслуживаемых потребителей, охраны водных ресурсов от загрязнения сточными водами и рационального использования водных, сырьевых, энергетических и других материальных ресурсов.       

В соответствии п. 2.4.8. Правил №2 один раз в год в период, определяемый местными условиями, производят генеральную проверку состояния водозаборных сооружений (скважин, лучевых и горизонтальных водозаборов).

При генеральной проверке уточняют дебит каждой скважины (лучевого водозабора) пробными откачками или откачками на выброс смонтированным водоподъемным оборудованием, понижение уровня воды в скважине, соответствующее этому дебиту, оценивают величину удельного дебита скважины, устанавливают тенденции изменения дебита и его причины, проверяют качество воды в зоне влияния водозабора, определяют состояние устья скважины (лучей), обсадных и водоподъемных труб, фиксируя характер отложений на их внутренней поверхности или проявление процессов коррозии, насосно-силового оборудования, коммуникации, арматуры, средств контроля и автоматизации (п. 2.4.9. Правил №2).

Пункт 2.4.10. Правил №2 гласит, что по результатам генеральной проверки назначают вид ремонта и принимают меры для обеспечения нормальной эксплуатации водозаборных сооружений.

Проверкой установлено, что между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), Государственным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» и Открытым акционерным обществом «Теплоэнергосервис» [Дата] подписано Концессионное соглашение о создании, реконструкции, ремонте и эксплуатации в отношении системы коммунальной инфраструктуры, объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод теплоснабжения Республики Саха (Якутия), находящихся на территории муниципального образования «Алданский район» («далее Концессия»).

Актом приема-передачи объектов концессионного соглашения (приложение №5 Концессии) водозаборные скважины (ВЛ-04 кВ), расположенные на территории ....... переданы ОАО «Теплоэнергосервис».

Пунктом 1 Концессии установлено, что ОАО «Теплоэнергосервис» обязуется за свой счет ремонтировать, создать, реконструировать и эксплуатировать имущество, состав и описание которого приведены в             разделе II Концессии, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать Республики Саха (Якутия), и осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению холодной воды; водооотведению; производству, передаче, распределению горячей воды, производству, передаче, распределению тепловой энергии с использованием объекта Концессии, а Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) обязуется предоставить ОАО «Теплоэнергосервис» на срок, установленный Концессией, права владения и пользования объектом Концессии для осуществления указанной деятельности.

В силу п.15 Концессии ОАО «Теплоэнергосервис» обязан за свой счет осуществить в отношении объектов движимого имущества модернизацию, замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств имущества в течении действия настоящего соглашения.

Согласно п.п. 70, 71 Концессии, Концессия вступает в силу со дня его подписания и действует в течение 10 лет. Срок использования (эксплуатации) ОАО «Теплоэнергосервис» объекта Концессии с момента получения по акту приема - передач объекта Концессии по [Дата]

В силу п. 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2005г. №115-ФЗ             «О концессионных соглашениях» при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2005г.          №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» стороны концессионного соглашения несут имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по концессионному соглашению, предусмотренную указанным федеральным законом, другими федеральными законами и концессионным соглашением.

Как установлено в судебном заседании, в утвержденном генеральным директором ОАО «Теплоэнергосервис» М. ремонтной программе по Алданскому филиалу ОАО «Теплоэнергосервис» на 2013 год, на капитальный ремонт водозаборных скважин (ВЛ-04 кВ), расположенных на территории ....... с заменой подводящей воздушной линии ВЛ-04 кВ к артезианским скважинам на ортосалинском водозаборе длиной 800 метров предусмотрено ........ руб.

Указанные работы, запланированные в 3-м квартале 2013года, ОАО «Теплоэнергосервис» не выполнены, что не оспаривается представителем ответчика.

Согласно ст.ст. 309, 401 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности).         

Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации гарантировано, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами.     

Таким образом, не подготовка ОАО «Теплоэнергосервис» водозаборных скважин (ВЛ-04 кВ), расположенных на территории ....... к функционированию в отопительном сезоне 2013/2014 года, выразившееся в не выполнении работ по капитальному ремонту водозаборных скважин с заменой подводящей воздушной линии ВЛ-04 кВ к артезианским скважинам на ортосалинском водозаборе длиной 800 метров, влечет нарушение действующего законодательства в жилищно-коммунальной сфере, что неизбежно влечет ущемление ОАО «Теплоэнергосервис» прав и интересов граждан.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора об исполнении обязательств в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Алданского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Теплоэнергосервис - удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Теплоэнергосервис» выполнить капитальный ремонт водозаборных скважин (ВЛ-04 кВ), расположенных на территории ....... с заменой подводящей воздушной линии ВЛ-04 кВ к артезианским скважинам на ортосалинском водозаборе длиной 800 метров в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд РС(Я) через Алданский районный суд в течении 1 (одного) месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья Алданского районного суда                   С.К. Степанов

Республики Саха (Якутия)