ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1660/2014 от 01.04.2014 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

 Дело № 2-1660/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 01 апреля 2014 года

     Рыбинский городской суд Ярославской области в составе

     Председательствующего судьи Альштадт С.Н.

     При секретаре Билат С.Л.

 Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Рыбинске заявление ФИО3 о признании незаконным решения МУ РМР «Центр социальных выплат» об отказе в предоставлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет,

 УСТАНОВИЛ:

     ФИО3 обратилась в суд с заявлением об отмене решения МУ РМР «Центр социальных выплат» об отказе в предоставлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет на дочь ФИО1.

     В судебном заседании ФИО3 требования поддержала и пояснила, что после рождения дочери обратилась в МУ РМР «Центр социальных выплат» предоставив пакет документов для назначения пособия. В назначении пособия отказано в связи с отсутствием документов от второго родителя (отца). Вместе с тем, на момент подачи документов, была представлена справка о том, что отец ребенка, с которым у заявителя брак расторгнут, в отпуске по уходу за ребенком не находится, пособие ему не назначалось и не выплачивалось. Также считает, что срок обращения с жалобой на решение об отказе был пропущен заявителем по уважительной причине, поскольку на иждивении находится малолетний ребенок, не было финансовой возможности обратиться за консультацией к юристу для составления жалобы.

     Правопреемник МУ РМР «Центр социальных выплат» в соответствии с постановлением Администрации РМР № 2209 от 29.10.2013 года Управление труда и социальной поддержки населения Администрации РМР по доверенности ФИО4 с требованиями не согласилась указав, что решение обжаловано по истечении трехмесячного срока, оснований для восстановления пропущенного срока не имеется, кроме того, при подаче пакета документов ФИО3 не были представлены документы от второго родителя (отца) о том, что последний не получает пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет по месту регистрации либо по месту работы.

     Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.

     В соответствии со статьей 11.1 ФЗ № 255-фз от 29.12.2006 года «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

     Правила назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленных Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", регулируются Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н (далее - Порядок).

 В соответствии с подпунктом "ж" пункта 54 Порядка при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет представляется справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия; а в случае, если отец ребенка не работает – справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

     Аналогичные требования содержатся и в подпункте 2.7.2.7. пункта 2.7.2. подраздела 2.7. Административного регламента предоставления государственной услуги по организации предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденного Приказом Департамента труда и социальной поддержки населения ЯО от 29.06.2012 года № 67-12 (Далее Административный регламент), согласно которому одним из документов необходимых для предоставления государственной услуги по организации предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком является справка с места работы отца ребенка о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает пособие, а в случае, если отец ребенка не работает – справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

     В силу пункта 2.7.5. подраздела 2.7. Административного регламента сведения об отсутствии регистрации родителей (одного из родителей в территориальных органах Фонда социального страхования РФ в качестве страхователя (страхователей) и о неполучении ими (им) пособия, а также сведения о неполучении пособия из органа социальной защиты населения по месту жительства запрашиваются органами социальной защиты населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия и не могут быть истребованы от заявителя, что предусмотрено пунктом 2.7.4. подраздела 2.7. Административного регламента.

     Основаниями для отказа в предоставлении пособия согласно пункту 3.2.4. Административного регламента является непредоставление  документов, необходимых для предоставления государственной услуги в соответствии с пунктом 2.7.2. подраздела 2.7. Административного регламента, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя.

     Из материалов личного дела ФИО3 по получению пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет установлено, что заявитель ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МУ РМР «Центр социальных выплат» с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет на дочь ФИО1. Для получения пособия заявителем представлены документы: свидетельство о расторжении брака, свидетельство о рождении, документ об окончании учебного заведения, паспорт гражданина России, справка из органов государственной службы занятости населения о невыплате пособия по безработице, справка с места жительства ребенка о совместном его проживании с матерью, а также справка ****** № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что отец ребенка ФИО2 работал на указанном предприятии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуск по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет не использовал и пособие по уходу за ребенком за счет средств ФСС не назначалось и не выплачивалось, трудовая книжка ФИО2 с последней записью об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ из ***** паспорт ФИО2 с отметкой о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>

     ДД.ММ.ГГГГ МУ РМР «Центр социальных выплат» в адрес ФИО3 направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о решении об отказе в предоставлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.

     Основанием в отказе назначения пособия послужило непредоставление заявителем документов от второго родителя о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает пособие по месту работы, а в случае, если отец не работает – справки из органов социальной защите населения по месту жительства отца о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также отсутствие согласия отца ребенка на обработку и передачу его персональных данных, предусмотренных ч.5 ст.7 ФЗ № 210-фз от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», что не позволяет сделать межведомственный запрос в органы социальной защиты населения о неполучении пособия вторым родителем по месту его регистрации.

     Исходя из анализа доказательств, суд приходит к выводу, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ МУ РМР «Центр социальных выплат» об отказе в предоставлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет является незаконным по следующим основаниям.

     При подаче документов для получения ФИО3 пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, заявителем была предоставлена справка с последнего места работы отца ребенка ФИО2 в ***** за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ о том, что отец ребенка в отпуске по уходу до достижении 1,5 лет на ФИО1 не находился, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет за счет средств ФСС не назначалось и не получалось. Также предоставлены сведения о расторжении брака между родителями ребенка, а также информация о том, что ФИО3 с отцом ребенка не общается, отношения не поддерживает.

     Иные сведения о месте работы отца после прекращения трудовых отношений ДД.ММ.ГГГГ в ***** отсутствуют, о чем свидетельствует копия трудовой книжки отца ребенка.

     В материалах личного дела, имеется копия паспорта отца ребенка ФИО2 с отметкой о регистрации его по месту жительства в <адрес>.

     В соответствии с требованиями действующего законодательства, с заявителя не могла быть истребована справка из органов социальной защите населения по месту жительства отца о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в случае если отец ребенка не работает, получение данной информации отнесено к обязанностям органов социальной защиты населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Отсутствие данной справки не может служить основанием в отказе в предоставлении пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.

     Доводы, изложенные в решении № от ДД.ММ.ГГГГ, в части невозможности получения сведений в порядке межведомственного взаимодействия в связи с отсутствием согласия на обработку и передачу персональных данных ФИО2 суд также находит необоснованными.

     В силу части 5 статьи 7 ФЗ № 210-фз от 27.02.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» согласие на обработку и передачу персональных данных необходимо только в случаях, если доступ к информации ограничен федеральными законами. Доступ к информации о назначении пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет каким-либо федеральным законом не ограничен.

     Учитывая изложенное, оснований для отказа в предоставлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, не имелось.

     Управлением труда и социальной поддержки населения Администрации РМР заявлено о пропуске трехмесячного срока на обжалование в суд решений.

     В соответствии со статьей 5 Закона РФ от 27.04.1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» для обращения в суд с жалобой устанавливается срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.

     В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что уведомление о решении МУ РМР «Центр социальных выплат» об отказе в предоставлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет получено ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ Трехмесячный срок истек ДД.ММ.ГГГГ. С жалобой в суд ФИО3 обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Последней заявлено устное ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

     Суд признает уважительной причину пропуска ФИО3 трехмесячного срока для обращения в суд с жалобой на решение по следующим основаниям.

     Направленное в адрес ФИО3 уведомление о решении МУ РМР «Центр социальных выплат» об отказе в предоставлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, не содержит сведений о сроке обжалования указанного решения, также суд учитывает финансовое положение заявителя, поскольку заявитель не работает, осуществляет уход за малолетним ребенком, необходимость уплаты государственной пошлины при обращении в суд, а также необходимость получения квалифицированной помощи в целях обжалования вынесенного решения; учитывает социальную значимость предоставления пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, как единственного источника дохода заявителя.

     Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

     Признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ МУ РМР «Центр социальных выплат» об отказе в предоставлении ФИО3 ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.

     Обязать правопреемника МУ РМР «Центр социальных выплат» - Управление труда и социальной поддержки населения администрации Рыбинского муниципального района назначить ФИО3 пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет на дочь ФИО1.

     Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

 Судья                                            Альштадт С.Н.

 В окончательной форме решение вынесено 03 апреля 2014 года.

 Судья                                            Альштадт С.Н.