ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1660/2022 от 05.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2-1660/2022 (43RS0001-01-2022-001545-58)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров 05 мая 2022 года

Ленинский районный суд г. Кирова в составе

председательствующего судьи Лопаткиной Н.В.,

при секретаре Тамлиани Д.М.,

с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ-ОПФ РФ по Кировской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, {Дата изъята} г.р., обратился с иском к ГУ-Отделению пенсионного фонда РФ по Кировской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной пенсии по старости.

В обоснование иска указал, что решением пенсионного органа от {Дата изъята} ему было отказано в назначении пенсии досрочно по причине недостаточности стажа. В специальный стаж ему не были включены следующие период работы: с {Дата изъята} по {Дата изъята} – спасателем аварийно спасательного отряда, с {Дата изъята} по {Дата изъята} – спасателем поисково – спасательного отряда в Главном управлении по делам ГОЧС Кировской области; с {Дата изъята} по {Дата изъята} – спасателем поисково – спасательного отряда в ФГКУ "3 отряд ФПС по Кировской области"; с {Дата изъята} по {Дата изъята} – спасателем поисково – спасательного отряда в КОГУ "Дежурно – диспетчерская служба Кировской области"; с {Дата изъята} по {Дата изъята} – спасателем поисково – спасательного отряда в КОГОБУ ДПО "Учебно – методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Кировской области"; с {Дата изъята} по {Дата изъята} – спасателем, спасателем в пожарной части в КОГКУ "КОПСС". С указанным он не согласен, поскольку в спорные периоды работал в спасательных формированиях, был занят спасением пострадавших, оказанием им первой помощи, разбором завалов, ликвидаций последствий пожаров и прочее. С включением оспариваемых периодов работы в специальный стаж у него возникнет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с {Дата изъята}. На основании изложенного истец просит суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, названные периоды, обязать назначить пенсию с {Дата изъята}, а также взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 настаивали на удовлетворении заявленных требований в полном объёме, подтвердили занятость истца на работах с вредными условиями. Вины работника в том, что работодатель не кодировал его должность и работу как льготные, не имеется. В период работы ФИО1 производилась аттестация рабочих мест по занимаемой им должности, присвоен класс 4 – опасные условия труда.

Представитель ответчика ФИО3 иск не признал, поддержал доводы письменного отзыва и позицию, изложенную в оспариваемом решении, полагая его законным и обоснованным, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Дополнительно пояснил, что круг лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию по старости, чётко определён законодательством, к таким лицам относятся спасатели профессиональных аварийно – спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти (МЧС России). Учреждения, в которых работа истец, не входят в состав формирований федерального округа исполнительной власти, входят в состав формирований субъекта РФ – Кировской области, созданы Правительством Кировской области.

Судом к участию в процессе в качестве третьих лиц были привлечены ГУ МЧС России по Кировской области и КОГКУ "Кировская областная пожарно – спасательная служба", представители которых в судебное заседание не явились, направили отзывы и заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Из отзыва представителя КОГКУ "КОПСС" ФИО4 следует, что ФИО1 осуществлял деятельность в их учреждении с {Дата изъята} по {Дата изъята}., условия труда на рабочем месте по результатам специальных оценок условий труда являлись опасными (4 класс). Пенсионное обеспечение до достижения общеустановленного пенсионного возраста предоставляется только тем спасателям, которые осуществляли свою трудовую деятельность в структурных подразделениях МЧС. Спасатели, которые работали в поисково – спасательных службах и отрядах субъектов РФ и органов местного самоуправления, пользоваться правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не могут, поскольку структуры эти не входят в состав МЧС. В связи с изложенным требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Как следует из отзыва представителя ГУ МЧС ФИО5, поддержанного ей в предыдущем судебном заседании, ФИО1 работал в должности спасателя в поисково – спасательном отряде ФГКУ "3 отряд ФПС по Кировской области" в период с {Дата изъята} по {Дата изъята}. ГУ МЧС не является правопреемником ГУ по делам ГОЧС Кировской области.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

{Дата изъята} УПФР в г. Кирове Кировской области было принято решение, которым ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 16 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого стажа. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны периоды работы: с {Дата изъята} по {Дата изъята} – спасатель аварийно – спасательного отряда, с {Дата изъята} по {Дата изъята} – спасатель поисково – спасательного отряда в ГУ по делам ГОЧС Кировской области, т.к. в индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица отсутствует код особых условий труда, льготный характер работы и занятость в течение полного рабочего дня – документально не подтверждены, уточняющая справка организацией не представлена; с {Дата изъята} по {Дата изъята} – спасатель поисково – спасательного отряда в ФГКУ "3 отряд ФПС по Кировской области", т.к. в индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица отсутствует код особых условий труда, льготный характер работы и занятость в течение полного рабочего дня документально не подтверждены, уточняющая справка организацией не представлена; с {Дата изъята} по {Дата изъята} – спасатель поисково – спасательного отряда в КОГУ "Дежурно-диспетчерская служба Кировской области", т.к. в индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица отсутствует код особых условий труда, льготный характер работы и занятость в течение полного рабочего дня документально не подтверждены, уточняющая справка организацией не представлена; с {Дата изъята} по {Дата изъята} – спасатель поисково – спасательного отряда в КОГОБУ ДПО "Учебно – методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Кировской области", т.к. в индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица отсутствует код особых условий труда, льготный характер работы и занятость в течение полного рабочего дня документально не подтверждены, уточняющая справка не представлена; с {Дата изъята} по {Дата изъята} – спасатель, спасатель в пожарной части в КОГКУ "КОПСС", в индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица отсутствует код особых условий труда, льготный характер работы и занятость в течение полного рабочего дня документально не подтверждены, уточняющая справка организацией не представлена.

Решением УПФР в г. Кирове Кировской области от {Дата изъята} в вышеуказанное решение были внесены изменения, применительно к каждому спорному периоду указано, что организации, где осуществлял деятельность истец, не входят в организационную структуру МЧС России.

В соответствии п.16 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно – спасательных службах, профессиональных аварийно – спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно – правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 №665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" применяются, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно – спасательных службах, профессиональных аварийно – спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно – правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций – перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно – спасательных службах, профессиональных аварийно – спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с п. "л" ст. 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно – спасательных службах, профессиональных аварийно – спасательных формированиях в соответствии со ст. 78.2 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", утверждённые постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 №702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно – спасательных служб, профессиональных аварийно – спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".

В соответствии с данными Перечнями право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости установлено: независимо от возраста только спасателям, спасателям 1, 2, 3 классов и спасателям международного класса, для которых основными условиями являются участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно – спасательных службах и профессионально аварийно – спасательных формированиях. По достижению 40 лет: работникам, постоянно проработавшим спасателями в профессиональных аварийно – спасательных службах и профессиональных аварийно – спасательных формированиях и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций: командирам поисково – спасательного отряда и его заместителям по поисково – спасательной работе; начальникам поисково – спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково – спасательной группы; начальникам центрального аэромобильного спасательного отряда, аэромобильных спасательных отрядов и их заместителям по поисково – спасательной работе; начальникам поисково – спасательной службы и его заместители по поисково – спасательной работе; начальникам поисково – спасательного подразделения, спасателям 1, 2, 3 класса, спасателям международного класса.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в п.16 ч.1 ст.30 ФЗ №400, основано на учёте специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно – спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта РФ, всю территорию РФ, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран. Компетенция аварийно – спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Деятельность спасателей профессиональных аварийно – спасательных служб и формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно – спасательных службах и формированиях субъектов РФ и органов местного самоуправления. Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно – спасательных служб и формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно – спасательных служб и формирований субъектов РФ, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно – спасательных служб и формирований субъектов РФ и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закреплённым в законодательстве разграничением функций.

Так, в силу пп. "д" п.1 ст. 11 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 №68-ФЗ при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно – спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов РФ вправе обращаться к Правительству РФ за помощью.

Согласно пп. "е" п.2 ст. 11 названного Закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно – спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно – спасательных служб и формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно – спасательных службах и формированиях субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В силу п.2 ст. 23 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ "Об аварийно – спасательных службах и статусе спасателей", п.10 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 №258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно – спасательных служб и формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 ФЗ №400.

При подсчёте страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (ч.2 ст.14 ФЗ №400).

Периоды льготной работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, представляемых страхователями в соответствии со ст. 11 ФЗ от 01.04.1996 №27-ФЗ, проставлением соответствующих кодов на основании документов, подтверждающих необходимые сведения.

Таким образом, действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника.

При отсутствии документального подтверждения характера и условий труда право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не возникает.

Как следует из трудовой книжки ФИО1, {Дата изъята} он принят на работу в главное управление по делам ГО ЧС Кировской области спасателем аварийно – спасательного отряда. {Дата изъята} переведён на должность спасателя поисково – спасательного отряда 3 отряда государственной противопожарной службы ГО ЧС России по охране г. Кирова. В последующем эта запись признана недействительной. {Дата изъята} уволен в порядке перевода по согласованию между руководителями и {Дата изъята} принят на должность спасателя поисково – спасательного отряда государственной противопожарной службы МЧС России по охране г. Кирова (Министерство РФ ГО и ЧС ОППС-3 МЧС России Кировской области), уволен {Дата изъята} в порядке перевода по согласованию между руководителями и {Дата изъята} принят в порядке перевода спасателем в поисково – спасательный отряд в Кировское областное государственное учреждение "Центр управления силами по тушению пожаров и проведению аварийно – спасательных работ". В трудовой книжке отражено изменение наименования названного учреждения в 2008 г. на КОГУ "Дежурно – диспетчерская служба Кировской области", в последующем оно присоединено к Кировскому государственному учреждению "Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, которое реорганизовано в Кировское областное государственное учреждение "Служба специальных объектов Кировской области". {Дата изъята}ФИО1 переведён на должность спасателя поисково – спасательного отряда. {Дата изъята} уволен в порядке перевода с согласия работника в Кировское областное государственное учреждение "Кировская областная пожарно – спасательная служба". {Дата изъята} принят переводом в поисково – спасательный отряд спасателем. {Дата изъята} переведён спасателем в пожарную часть №61 п. Климковка Белохолуницкого района, уволен {Дата изъята} в связи с сокращением штата работников организации.

Как следует из представленных в дело документов, учреждения, деятельность в которых осуществлял истец ФИО1, создавались в соответствии с постановлениями (распоряжениями) Правительства Кировской области. Все изменения, связанные с деятельностью данных учреждений, также вносились органом местного самоуправления.

Архивной справкой от {Дата изъята} подтверждается приём {Дата изъята}ФИО1 на работу в Главное управление по делам ГОЧС области спасателем аварийно – спасательного отряда, работал по {Дата изъята}

Справкой от {Дата изъята} подтверждается, что ФИО1 с {Дата изъята} по {Дата изъята} являлся работником 3 отряда Государственной противопожарной службы МЧС России на основании приказа ОГПС-3 МЧС России по Кировской области и состоял в должности спасателя поисково – спасательного отряда. Специальной оценки условий труда на данном рабочем месте не проводилось.

В период работы истца с {Дата изъята} по {Дата изъята} в поисково – спасательном отряде в КОГУ "Центр управления силами по тушению пожаров и проведению аварийно – спасательных работ" (в последующем переименованном, о чём судом указано выше) специальной оценки труда не производилось.

В период работы ФИО1 в КОГКУ "Кировская областная пожарно – спасательная служба" проводилась аттестация рабочего места ФИО1, по результатам которой установлен итоговый класс условий труда – 4 (опасные условия труда). Картой аттестации рабочего места от {Дата изъята}{Номер изъят} предусмотрена повышенная оплата труда работника, проведение медицинских осмотров. Право на досрочное назначение страховой пенсии не установлено. По результатам специальной оценки условий труда на рабочем месте, проведённой в {Дата изъята}., ФИО1 установлен итоговый класс условий труда – 4 (опасные условия). Картой специальной оценки условий труда от {Дата изъята} предусмотрены следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда работника, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращённая продолжительность рабочего времени, проведение медицинских осмотров. Право на досрочное назначение пенсии не установлено. Аналогичные условия были установлены в {Дата изъята}

Уставами и Положениями учреждений, где работал истец, не следует, что являлись они органами МЧС России, напротив, отражено, в частности, что руководство деятельностью ПСЧ осуществляет КОГКУ "Кировская областная пожарно – спасательная служба" (Положение о пожарно – спасательной части); Положение о поисково – спасательном отряде отражает, что оно является структурным подразделением КОГКУ "Кировская областная пожарно – спасательная служба" и т.д.

Как следует из выписки по лицевому счёту ФИО1, оспариваемые периоды работы учтены в общий стаж без указания коды льготы. Таким образом, ни один из периодов работы не закодирован работодателями как льготный, особые условия труда не отражены, соответствующие взносы работодателями не уплачивались.

Довод стороны истца, что вины работника в указанном не имеется, судом отводится, поскольку работник имел право знакомиться с документами, касающимися его работы, в том числе сведениями, предоставляемыми работодателем в пенсионный фонд, имел право обратиться с требованием о кодификации его должности, в том числе воспользоваться судебной защитой, что им сделано не было. Таким образом, доказательств выполнения истцом работы по льготной должности не установлено.

Оценивая представленные доказательства в совокупности с вышеприведёнными нормами законодательства, суд приходит к убеждению, что ни один из оспариваемых периодов не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Как указывалось выше, пенсионное обеспечение до достижения общеустановленного пенсионного возраста предоставляется только тем спасателям, которые осуществляли свою трудовую деятельность в структурных подразделениях МЧС. Спасатели, которые работали в поисково – спасательных службах и отрядах субъектов РФ и органов местного самоуправления, пользоваться правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не могут. Спасатели поисково – спасательных служб и отрядов субъектов РФ и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, их компетенция ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости, которые предоставлены законом спасателям структуры МЧС РФ, указанные лица не пользуются.

Довод стороны истца о наличии у ФИО1 права на включение оспариваемых периодов как льготных в стаж и как следствие назначение досрочной пенсии по старости, поскольку распоряжением Правительства РФ от {Дата изъята} было утверждено соглашение между Министерством РФ по делам ГОЧС и Правительством Кировской области о передачи части полномочий, суд находит несостоятельным, поскольку данным Соглашением установлено, что МЧС оказывает информационную, техническую поддержку на территории области по предупреждению и ликвидации ЧС на региональном, муниципальном и объектовом уровне.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных истцом требований о включении периодов работы в льготный стаж и досрочном назначении пенсии по старости.

В связи с тем, что названные требования истца удовлетворению не подлежат, судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины, также удовлетворены быть не могут.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2022 года.

Судья- Н.В. Лопаткина

Решение13.05.2022