Дело № 2-1660/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2022 года г. Миасс
Миасский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Чепур Я.Х.,
при секретаре Патраковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о включении в страховой стаж периодов работы, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее – ГУ ОПФР, Пенсионный фонд) о включении в страховой стаж истца периода обучения в Усть – Каменогорском энергетическом техникуме с 01 сентября 1982 года по 30 марта 1984 года и с 20 июля 1984 по 26 февраля 1985 года, периода работы в ГПИ «Кустанайгражданпроект» с 13 марта 1992 года по 17 марта 1993 года, периода получения пособия по безработице в Аркалыкском городском центре занятости Республики Казахстан с 22 апреля 1993 года по 23 сентября 1993 года; о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с учетом указанных периодов (л.д. 6-9,76-77).
В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что при назначении пенсии ГУ ОПФР незаконно исключил спорные периоды из общего трудового стажа, тем самым нарушил ее пенсионные права.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика ГУ ОПФР не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать (л.д.61).
Выслушав истца, ее представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу положений части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01 января 2002 года.
Оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 01 января 2002 года производится из общего трудового стажа и заработка застрахованного лица, имевших место до этой даты. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается не свыше 1,2.
Статьёй 16 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что территориальные органы ПФР имеют право в необходимых случаях по результатам полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счёт.
Порядок такой корректировки утверждён Постановлением Правления ПФ РФ от 15.10.2019 № 519 п (далее — Порядок). Он действует с 28.12.2019 года, но в него Постановлением Правления ПФ РФ от 04.08.2020 № 540п внесены поправки, которые применяются с 18.09.2020 года.
Согласно п. 2 Порядка в прежней редакции он определял правила корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счёт в части сведений о страховом стаже. Уточнено, что Порядок определяет правила корректировки сведений не только о стаже, но и о трудовой деятельности. Кроме того, Порядок теперь регламентирует представление сведений о заработке за периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
В силу нового п. 19 Порядка при выявлении неполноты (недостоверности) сведений по результатам проверки территориальным органом ПФР сведений индивидуального лицевого счёта, а также при поступлении по запросам территориальных органов фонда (в том числе из государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам либо органам местного самоуправления организаций, от страхователей) документов, подтверждающих периоды работы и (или) иной деятельности, учитываемые при назначении пенсии либо повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии, в соответствии с законодательством РФ, вступившим в силу после представления сведений персонифицированного учёта страхователем, иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, территориальный орган ПФ РФ: принимает решение о корректировке; в соответствии с решением о корректировке осуществляет оформление документов персонифицированного учёта; выполняет процедуры по включению сведений персонифицированного учёта в данные индивидуального лицевого счёта застрахованного лица.
В соответствии с частью 9 статьи 21 Закона от 28.12.2013г. и разделом IV Правил обращения за страховой пенсией, за перерасчётом страховой пенсии по старости, утверждённых приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014г. №884н территориальный орган ПФР наделен правом проверять документы (сведения), необходимые для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, документы о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, записи в трудовых книжках, содержащие сведения о работе, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, льготные справки, оформленные на территории государств-участников международных соглашений. Таким образом, все документы должны быть проверены на достоверность содержащихся в них сведений для решения вопроса.
«Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза» от 20.12.2019 года урегулированы отношения в сфере пенсионного обеспечения граждан. Указанное соглашение вступило в силу 01.01.2021 года.
Реализация настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и Евразийской экономической комиссией по применению норм настоящего Соглашения, утверждаемым Советом Евразийской экономической комиссии (далее — Порядок) (ч. 7 ст. 10 Соглашения).
Указанное взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения, с учетом абзаца третьего настоящего пункта.
До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.
В соответствии с пунктом 9 Порядка для определения права на пенсию с применением пункта 2 статьи 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр "О стаже работы" у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы, посредством направления формуляра "Запрос"; копий представленных трудящимся (членом семьи) либо его представителем документов о стаже работы на территории государства-члена за период до введения в эксплуатацию информационных систем по учету пенсионных прав.
Согласно пункту 10 Порядка компетентный орган государства-члена, получивший запрос о стаже работы трудящегося на территории своего государства-члена, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра "О стаже работы" в компетентный орган государства-члена, направившего запрос.
Компетентные органы государств-членов принимают документы, содержащие сведения о стаже работы и (или) заработной плате, выданные в установленном порядке, за период до 13 марта 1992 г. без направления формуляра "Запрос".
При поступлении формуляра "Запрос" о стаже работы и (или) заработной плате за период с 13 марта 1992 г. компетентные органы государств-членов направляют имеющуюся в их распоряжении информацию, в том числе полученную от организаций (учреждений) государств-членов.
Таким образом, стаж трудящихся после 12.03.1992, приобретенного на территории других государств, подтверждается только по формуляру компетентного органа государства-члена.
Как установлено судом, следует из материалов дела, ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с ДАТА в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При обращении истца с заявлением о назначении пенсии, ГУ ОПФР были сделаны необходимые запросы о стаже работы на территории Республики Казахстан с 13 марта 1992 года.
Материалами пенсионного дела подтверждается, что периоды работы истца с 13 марта 1992 года не подтверждены формуляром Компетентного органа Республики Казахстан. Специалистами ПФР сделаны запросы справок о работе, уплате страховых взносов и заработной плате ФИО1 в компетентные органы Республики Казахстан. Формуляр компетентного органа государства-члена не поступил, поэтому при определении продолжительности страхового (общего трудового) стажа не может быть учтен период работы истца с 13 марта 1992 года по 18 марта 1993 года в ГПИ «Кустанайгражданпроект» на территории республики Казахстан. Кроме того, согласно архивной справке № С-28 от 24.12.2020 года, документы по личному составу ГПИ «Кустанайгражданпроект» за 1989-1993 годы на хранение в Аркалыкский региональный государственный архив не поступали, сведениями о местонахождении вышеуказанных документов госархив не располагает (л.д.37-60).
На запрос суда в Аркалыкский региональный государственный архив был получен аналогичный ответ (л.д.63).
Однако, как следует из стажевой таблицы, истцу учтен период ухода за ребенком с 13 марта 1992 года по 22 мая 1992 года. Период работы истца с 16 марта 1989 года по 12 марта 1992 года в ГПИ «Кустанайгражданпроект» также учтён при расчете стажа истца (л.д.35-36).
Таким образом, требования истца о включении в страховой стаж периода работы в ГПИ «Кустанайгражданпроект» с 13 марта 1992 года по 17 марта 1993 года, не подлежат удовлетворению.
Также не подлежат удовлетворению исковые требования истца о включении в страховой стаж период обучения в Усть-Каменогорском энергетическом техникуме с 01 сентября 1982 года по 30 марта 1984 года и с 20 июля 1984 по 26 февраля 1985 года, поскольку как следует из стажевой таблицы, решения о корректировке сведений ИЛС от 23 сентября 2021 года, указанный период включен в общий трудовой стаж (л.д.18,35).
При установлении трудовых пенсий используются такие разновидности трудового стажа, как страховой стаж и общий трудовой стаж.
Страховой стаж учитывается только при определении права на трудовую пенсию. Так, для возникновения права на пенсию безработные граждане наряду с другими условиями должны иметь страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
Перечисленные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовала или за ними следовала работа или иная деятельность (независимо от продолжительности), в течение которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При определении размера пенсии применяется другой вид трудового стажа - общий трудовой стаж, который используется в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц на момент введения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть по состоянию на 1 января 2002 года. Это означает, что периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства могут учитываться в общий трудовой стаж лишь до 1 января 2002 года.
Таким образом, основания для включения периода обучения в Усть-Каменогорском энергетическом техникуме с 01 сентября 1982 года по 30 марта 1984 года и с 20 июля 1984 по 26 февраля 1985 года в страховой стаж, у суда отсутствуют.
Требования о включении в общий трудовой стаж период получения пособия по безработице с 22 апреля 1993 года по 23 сентября 1993 года также не может быть учтён при определении продолжительности страхового (общего трудового) стажа истца, поскольку данный период не подтверждён документально. Согласно архивной справке от 24 декабря 2020 года № С-28, документы Центра занятости г. Аркалыка на хранение в Аркалыкский региональный государственный архив не поступали, сведениями о местонахождении вышеуказанных документов госархив не располагает.
Данные обстоятельства послужили основанием для отказа ГУ ОПФР в корректировке и внесении дополнений в ИЛС периода с 22 апреля 1993 года по 23 сентября 1993 года.
Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца и возложения обязанности на ГУ ОПФР включить спорные периоды в страховой стаж истца и произвести перерасчет пенсии истца с даты назначения пенсии по старости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении всех исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о включении в страховой стаж периодов работы, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Миасский городской суд Челябинской области.
Председательствующий судья Я.Х. Чепур
Мотивированное решение составлено 15 сентября 2022 года.