РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2023 года гор. Владивосток
Советский районный суд гор. Владивостока Приморского края
в составе: председательствующего судьи Бурдейной О.В.
при секретаре Пархоменко С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №<номер> по иску Бойко Алексея Юрьевича к ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» о восстановление нарушенных прав потребителя в сфере транспортных услуг,
установил:
истец обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что <дата> им приобретены электронные билеты из гор. Владивосток на о. Пхукет (Тайланд) и из гор. Бангкок (Тайланд) в гор. Владивосток. Вид тарифа и класс обслуживания –бизнес Оптимум. Провозная плата составила 527 295 рублей, однако качество предоставленной услуги оказалось ненадлежащей. Ответчик не обеспечил зону приоритетной регистрации, приоритетную сдачу багажа, ускоренное прохождение контроля безопасности и паспортного контроля, нарушил качество услуг по предоставлению еды, прохладительных и алкогольных напитков на борту самолета. Направленная в адрес ответчика <дата> претензия, оставлена без удовлетворения. По этим основаниям просит суд взыскать 214 633 рубля как разницу между уплаченной ценой ненадлежаще оказанной потребителю услуги и уменьшенной ценой услуги; неустойку в размере 154 535,76 рублей за период с <дата> по <дата>, а также с <дата> по дату фактического исполнения обязательств, но не более цены оказанной услуги, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, штраф.
В ходе рассмотрения дела истец требования иска уточнил, окончательно просил суд взыскать с ответчика 96 251,02 рубль как разницу между уплаченной ценой ненадлежаще оказанной потребителю услуги и уменьшенной ценой услуги; неустойку в размере 96 251,02 рубль за период с <дата> компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, штраф.
В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в иске, просил их удовлетворить. В ходе рассмотрения дела поясняли, что учитывая стоимость авиабилетов 527 295 рублей, истец счел услугу не отвечающей качеству обычно предоставляемой по перелету классом «бизнес», поскольку на регистрации он стоял в очереди более 20 минут, ускоренного прохождения контроля безопасности и паспортного контроля организовано не было. Выбор питания на борту не соответствовал понятию «высокая и изысканная кухня", выбор алкоголя также не предоставлялся, несмотря на то, что он не употребляет алкогольную продукцию. Установленные обстоятельства о действительной стоимости авиабилета стали для истца неожиданностью, поскольку приобретением таковых занимался агент, которому он осуществил перевод в размере 527 295 рублей. Если бы истцу было об этом известно, возможно он не обратился бы в суд за защитой своего нарушенного права.
Представитель ответчика ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» в судебном заседании требования иска не признала по доводам письменного отзыва (л.д.142-150). Пояснила, что ответчиком не допущено нарушения прав истца. Оплаченная сумма за авиабилет на перелет классом «бизнес» по маршруту «Владивосток-Пхукет», «Банкок-Владивосток» оказалась ниже, чем стоимость авиабилета классом «эконом» по маршруту «Владивосток-Пхукет». Перед новогодними праздниками пассажиропоток, был увеличен, что и повлекло ожидание истцом регистрации. Питание на борту соответствовало завленному.
Представитель третьего лица АО «Международный аэропорт Владивосток» в судебном заседании требования доводы и требования иска просили оставить без удовлетворения по доводам письменного отзыва (л.д. 83-85, 126). Пояснила, что на стойке регистрации, которой ожидал истец, обслуживались только клиенты класса «бизнес» и привилегированные клиенты, которые прибыли на регистрацию в одно время.
Представитель третьего лица АО «АэроМар-ДВ» в судебное заседание не явился, о дате слушания дела уведомлен в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, чему в деле имеются подтверждения. В ранее представленном письменном отзыве просил заявленные требования оставить без удовлетворения (л.д. 97-98).
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
На основании п. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его правомочному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа, а п. 2 ст. 786 ГК РФ установлено, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 100 ВК РФ перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации (п. 1). Пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) (п. 2).
Пунктом 1 статьи 102 ВК РФ предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
По смыслу п. 2 ст. 105 ВК РФ договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.
Согласно п. 1 ст. 116 ВК РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.
При осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) применяются Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82.
Согласно Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, при оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию: указанную в оформленном перевозочном документе; об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, особых условиях перевозки багажа и т.д.; об условиях применения тарифа; о правилах перевозчика; о перевозчике, который будет тактически осуществлять перевозку; о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об тощих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем, предусмотренным законодательством Российской Федерации; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа; об условиях обслуживания на борту воздушного судна; о типе воздушного судна.
Статьей 94 указанных Правил предусмотрено, что перевозчик предоставляет пассажиру на борту воздушного судна комплекс услуг в зависимости от типа и оборудования воздушного судна, продолжительности полета, времени суток, в течение которых происходит полет, а также класса обслуживания, указанного в билете. Объем услуг и порядок их предоставления определяются правилами перевозчика.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).
Судом установлено и из справки ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» от <дата> следует, что <дата> для пассажира Бойко А. был оформлен электронный авиабилет №<номер> в ООО «ЭнДиЛаб», для перелета в классе «Бизнес» на рейсах ПАО «Аэрофлот» <номер> с <дата> по маршруту Владивосток-Пхукет-Владивосток. Стоимость авиабилета №<номер> составила 463 905 рублей с учетом топливного и аэропортовых сборов.
В этот же день, <дата> данный авиабилет был аннулирован по системе бронирования.
<дата> для пассажира Бойко А. оформлен новый авиабилет №<номер> в ООО «ЭнДиЛаб» для перелета рейсами ПАО «Аэрофлот» <номер> по маршруту Владивосток-Пхукет в классе «Бизнес» и <номер><дата> по маршруту Банкок-Владивосток в экономическом классе обслуживания. Стоимость авиабилета №<номер> составила 170 526 рублей, с учетом топливного и аэропортовых сборов. Перелет осуществлен по маршруту Владивосток-Пхукет.
В подтверждение этого представлены распечатки электронных билетов от <дата> и <дата>, совпадающие со сведениями программы по регистрации пассажиров.
Между тем, истцом в материалы дела представлен электронный билет №<номер> (маршрут/квитанция) из гор. Владивостока на о. Пхукет (Тайланд), дата вылета из Владивостока <дата>, во Владивосток <дата>, стоимостью 529 700 рублей, который был отменен <дата> поскольку в представленном посадочном талоне указан номер авиабилета на рейс <номер> №<номер>
Довод истца о том, что ПАО «Аэрофлот» не раскрыло должным образом информацию о порядке обслуживания пассажиров на конкретных рейсах (в т.ч. о том, какие аэропорты не могут обеспечить приоритетную регистрацию, прохождение паспортного контроля и контроля безопасности, какая конкретная еда и напитки будут предоставляться на борту), не обосновало ценообразование на соответствующий рейс с учётом различий в предоставлении услуг для одного и того же класса и вида обслуживания, на которые ссылается авиакомпания, суд находит не состоятельным в силу следующего.
Между истцом и ПАО «Аэрофлот» заключен договор перевозки, по условиям которого на перевозку, выполняемую по настоящему договору, распространяются правила об ответственности, установленные конвенцией, за исключением тех случаев, когда перевозка не является «международной перевозкой» по определению применимой конвенции. Перевозка, выполняемая по настоящему договору, и другие предоставляется каждым перевозчиком услуги подчиняются: условиям, изложенным в билете, применяемым тарифам, условиям перевозки, установленным перевозчиком и относящимся к ней правилам, являющимся частью настоящего договора (с которым возможно ознакомиться в представительствах перевозчика). Авиабилет, в том числе и электронный, является свидетельством заключения договора между пассажиром и перевозчиком. Приобретая билет, пассажир подтверждает свое согласие с условия этого договора. Перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в разумные сроки. ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» осуществляет бронирование перевозок и продажу авиабилетов при предоставлении персональных данных пассажиров. (п.2,3,9,10,13 договора).
Из представленных правил воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот», утвержденных приказом ПАО «Аэрофлот» от <дата> №<номер> следует, что п. 4.5.6 «перевозка пассажиров-участников программы «Аэрофлот Бонус» предусмотрено, что пассажиры – участники программы «Аэрофлот Бонус» Серебряного, Золотого или Платиновых уровней, а также программы лояльности участников Sky Priority уровня Elite и Elite Plus имеют приоритетное право регистрации на рейс ПАО «Аэрофлот», возможность предварительного выбора мест в салоне самолета по билетам класса Эконом (кроме групповых и блок-чартерных перевозок) без ограничений, действующих для тарифных групп, право на посещение зала ожидания повышенной комфортности (на время ожидания посадки на рейс за четыре часа до времени вылета, указанного в расписании, а также при трансферной/транзитной пересадке для участников Золотого и Платинового уровней) и право приглашения одного гостя (при условии совершения гостем перелета рейсом авиакомпании- участника альянса Sky Priority) в зал ожидания повышенной комфортности (для участников Золотого, Платинового уровней), а также право провоза дополнительной нормы багажа (плюс одно место) для участников Серебряного и Золотого уровней, для участников Платинового уровня – два дополнительных места.
Пунктом 6.3.2 предусмотрено, что участникам программы «Аэрофлот Бонус» Платинового, Золотого, Серебряного уровней и участникам программ лояльности авиакомпаний –членов альянса SkyTeam уровня Elite и Elite Plus при выборе мест предоставляются привилегии в соответствии с условиями программы. Пассажирам класса Бизнес, класса комфорт, участникам программы «Аэрофлот Бонус» Платинового, Золотого и Серебряного уровней, а также участникам других программ лояльности SkyTeam уровня Elite Plus предоставляется услуга ускоренного прохождения паспортного контроля Sky Priority при следовании международными рейсами. Услуги зала ожидания повышенной комфортности могут предоставляться пассажирам класса Бизнес, участникам программы «Аэрофлот Бонус» Платинового и Золотого уровней, а также участникам других бонусных программ альянса SkyTeam уровня Elite Plus на период ожидания посадки на воздушное судно.
Из представленной информации о классах обслуживания следует, что класс Бизнес Аэрофлота - это внимание к деталям и высокий уровень сервиса на всех этапах обслуживания. Специально для пассажиров класса Бизнес и участников элитных уровней программы «Аэрофлот Бонус» и программ лояльности авиакомпаний альянса SkyTeam уровня Elite Plus предоставляется комплекс услуг Sky Priority. Быстрое и комфортное прохождение предпролетных процедур в аэропорту, а также доступ в залы ожидания повышенной комфортности. Для пассажиров класса Бизнес в зоне регистрации Sky Priority организованы отдельные стойки регистрации. Список привилегий: зона приоритетной регистрации, приоритетная сдача багажа, приоритетное обслуживание в билетных кассах, приоритетное обслуживание у стоек трансферных пассажиров (услуга предоставляется не во всех аэропортах), ускоренное прохождение контроля безопасности и паспортного контроля (услуга предоставляется не во всех аэропортах), приоритетная посадка ВС, приоритетное обслуживание багажа, приоритетное обслуживание в Call Cеnter, приоритетное обслуживание на стойке розыска багажа (услуга доставки пассажиров класса Бизнес отдельным автотранспортом предоставляется не во всех аэропортах). Пассажирам класса Бизнес Аэрофлота на борту Airbus A330 предлагается: индивидуальная система развлечений Panasonic с регулярно обновляющейся музыкальной и кинопрограммой, блюда. сервированные в фарфоровой и стеклянной посуде, кресла, раскладывающиеся в горизонтальную кровать, в течение всего рейса пассажирам предлагаются прохладительные напитки. Представленный состав меню класса Бизнес является «примерным» и может быть изменен по инициативе ПАО «Аэрофлот» в любом объеме и в любое время без публикации на сайте уточняющей информации. Подача блюд может отличаться от представленных в пресс-релизе.
В претензии от <дата> направленной в адрес ответчик, истец указал, о необходимости снизить цену оказанной услуги до цены на аналогичные направление классом Эконом и вернуть разницу между изначальной и сниженной ценой, уплаченной за авиабилет по маршруту гор. Владивосток-г. Пхукет (Тайланд) (дата вылета – <дата>) в 10-дневный срок со дня предъявления настоящей претензии, выплатить компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей в 10-дневный срок со дня предъявления настоящей претензии, предоставить документ - полетное задание или полетный план – полностью или в той его части, которая касается обслуживания пассажиров рейса <номер> из Владивостока в Пхукет (Тайланд) (дата вылета -<дата>) в 10-дневный срок со дня предъявления настоящей претензии. В претензии указано, что ПАО «Аэрофлот» не выполнил взятые на себя обязательства по обеспечению зоны приоритетной регистрации и приоритетной сдачи багажа (поскольку функционировала стойка регистрации для класса Бизнес, но через нее проходили все пассажиры, в том числе и пассажиры Эконом и не была выполнена услуга приоритетной сдачи багажа), ускоренного прохождения контроля безопасности и паспортного контроля (истцу пришлось ждать отсутствующего сотрудника, который проверил бы документы и проходить через единственную рамку металлоискателя наряду с другими пассажирами рейса <номер>), а также во время полета не было предоставлено меню, в связи с чем отсутствовала возможность выбора блюд качество питания не соответствовало описанию «высокая и изысканная кухня», отсутствовал «изысканный» ассортимент алкогольных и прохладительных напитков.
В опровержение доводов истца о том, что ответчик не выполнил взятые на себя обязательства по обеспечению зоны приоритетной регистрации и приоритетной сдачи багажа и ускоренного прохождения контроля безопасности и паспортного контроля, АО «Международный аэропорт Владивосток» представлены журнал операций по СУ <номер> за <дата>, отчет из ИС Аэропорт, а также объяснительная сотрудника службы организации авиационных перевозок.
Согласно представленным документам, Бойко А.Ю. подошел к стойке № 8 в 7.09.-7.10, в зоне ожидания провел 20-21 минут, в ожидании выхода на посадку менее 1 минуты, в журнале регистрации отражено время, когда истец прошел регистрацию.
Время ожидания регистрации пассажирами не регламентировано и зависит от единовременного прибытия пассажиров и их количества в аэровокзал.
Доказательств того, что на данной стойке регистрации, проходили все пассажиры, истцом не представлено. Более того, на спорный рейс осуществлялось оформление документов не только пассажиров класса «Бизнес», но и пассажиров участников программы «Аэрофлот Бонус» Серебряного, Золотого или Платиновых уровней, а также программы лояльности участников Sky Priority уровня Elite и Elite Plus имеющих приоритетное право регистрации на рейс ПАО «Аэрофлот».
Исходя из соглашения о согласованных стандартах качества обслуживания №<номер> от <дата>, заключенном между АО «Международный аэропорт Владивостока» и ПАО «Аэрофлот» следует, что количество стоек регистрации предоставляется как минимум: 1- для регистрации пассажиров бизнес класса, 1 – для Sky Priority, 1 на 60 пассажиров за стандартное время регистрации 80 минут, 1 сдачи багажа для самостоятельно зарегистрированных пассажиров (п.2.3.4 соглашения), Время ожидания в очереди на регистрацию пассажиров зависит от единовременного прибытия пассажиров в аэровокзал (п.2.3.5 соглашения).
Услуга ускоренного прохождения контроля безопасности и паспортного контроля предоставляется не во всех аэропортах, что отражено на официальном сайте ПАО «Аэрофлот» в разделе «Информация». В Международном аэропорте Владивосток такая услуга не предоставляется.
Исходя из представленных доказательств и пояснений ответчика на борту ВС типа Airbus А-330 предоставляются услуги повышенного комфорта: увеличенное расстояние между креслами, что обусловлено небольшим количеством мест бизнес-класса – не более 36 из 301, что подтверждается схемой размещения мест ВС типа Airbus А-330, увеличенный угол откидываемой спинки кресла, индивидуальная система освещения, наличие раздвижного столика для работы, USB-порт и система для зарядки устройств, бортовые журналы и пресса, подставки для ног, блюда, сервированные в фарфоровой и стеклянной посуде, мультимедийная система развлечений, предоставляются пледы и подушки, постельные принадлежности, тапочки, беруши и дорожные наборы.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает нарушения прав истца со стороны ответчика на предполетной стадии.
Довод истца о том, что ему было оказана услуга по предоставлению питания и напитков не в соответствии с классом обслуживания, суд находит не состоятельным в силу следующего.
<дата> между ОАО «Аэрофлот» и ЗАО «АэроМар-ДВ» заключен договор № <номер> на поставку бортового питания и оказание услуг.
Пунктом 1.1. договора предусмотрено, что поставщик (ЗАО «АэроМар-ДВ») обязуется по поручению заказчика (ОАО «Аэрофлот») осуществлять приготовление и поставку бортового питания, напитков и сопутствующихе товаров на борта воздушных судов заказчика, а заказчик обязан принять и оплатить бортовое питание и услуги.
Заказчик согласовывает меню и спецификации с поставщиком и направляет заблаговременно заказы на бортовое питание (п. 2.2.4, 2.2.5 договора).
Между АО «АэроМар-ДВ» и Ивановым А.А. заключен договор №<номер> от <дата> по условиям которого исполнитель обязуется по заданию заказчика в сфере осуществления им своей деятельности оказывать услуги: разработка, проработка и презентация нового меню, в том числе с учетом пожеланий авиакомпаний и иных клиентов, сервировка, комплектация блюд, подбор продуктов для приготовления блюд, приготовление блюд из продуктов заказчика, а также проведение обучающего мастер-класса для персонала заказчика, консультационные услуги и иные услуги, связанные с проработкой технологических карт, калькуляцией, рецептами блюд для заказчика (п. 1.1 договора).
Из представленных в материалы дела накладных на питание (номер рейса <номер> Владивосток - Пхукет) авиакомпании ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» дата вылета <дата> №<номер> представлено 6 наименований алкогольных напитков, 4 вида кофе, чаи, соки, минеральные воды, а также Бизнес-класс 1,2 рацион завтрак (холодные закуски - вида, порционные товары -6 видов, горячее питание -5 видов, хлебобулочные изделия -3 вида, десерты – 3 вида).
Управлением Роспотребнадзора по ПК проведена выездная проверка в отношении АО «Аэромар-ДВ», совершены контрольные действия: осмотр производственных помещений АО «Аэромар-ДВ», отбор образцов (смывов, воды питьевой, пищевых продуктов). Исходя из представленного акта внеплановой выездной проверки от <дата> нарушений обязательных требований не выявлено. Бортовое питание соответствует «ГОСТ Р 56747-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Организация и технология бортового питания. Требования», утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.11.2015 N 1940-ст, отвечает требованиям санитарной безопасности.
В пункте 3.6 ГОСТа предусмотрен рацион бортового питания: набор готовых блюд и/или кулинарных, кондитерских и хлебобулочных изделий и покупных товаров, скомплектованный по видам приема пищи, для пассажиров и членов экипажа в соответствии с запросами авиакомпаний или других заказчиков.
Согласно п. 5.1 ГОСТа на предприятии бортового питания продукцию бортового питания изготавливают по заказам авиакомпаний или других заказчиков согласно сменным заданиям, в которых следует определять время вылета, тип воздушного судна, направление полета, номер рейса, пассажирскую загрузку по классам обслуживания и рационы питания.
Пунктом 5.2. ГОСТа предусмотрено, что ассортимент производимой и реализуемой продукции бортового питания может включать: охлажденные салаты: из сырых овощей и фруктов; из маринованных, соленых, квашеных овощей; из рыбы и морепродуктов; из сырых овощей с добавлением консервированных овощей, яиц и т.д., салаты и винегреты из вареных овощей, из тушеных и жареных овощей, салаты с добавлением мяса, птицы, рыбы, копченостей, сыра; охлажденные холодные закуски; охлажденные сэндвичи; охлажденные и замороженные блюда из мяса и птицы: из говядины, свинины, баранины, курицы, цыплят, индейки, утки, перепела; охлажденные и замороженные блюда из рыбы и морепродуктов; охлажденные и замороженные гарниры из круп и макаронных изделий; охлажденные и замороженные гарниры из картофеля, овощей и грибов; охлажденные и замороженные блюда из яиц; охлажденные первые блюда: супы заправочные, пюреобразные; охлажденные соусы и заправки; охлажденные мучные кулинарные изделия: блинчики с начинками; пирожки с фаршами и начинками, пицца с различными наполнителями; мучные кондитерские изделия - десерты из теста различных видов и отделочных полуфабрикатов, муссы; хлебобулочные изделия.
Рационы бортового питания в зависимости от авиакомпании, класса полета (класса обслуживания), цикла, типа питания включают определенный набор блюд и компонентов, в г.ч.: коктейльную закуску, первые блюда (супы), салаты, холодные закуски, горячие закуски, сэндвичи, горячие блюда из мяса, птицы, рыбы, яиц, овощей, гарниры из круп, овощей и фруктов, соусов, сладкие блюда и десерты, мучные кулинарные изделия, мучные кондитерские и хлебобулочные изделия, что подтверждается п. 5.5. ГОСТа.
Понятие «высокая и изысканная кухня» - это оценочное понятие, которое характеризуется тщательным приготовлением и тщательной презентацией блюд.
Учитывая, что личное предпочтение истца не совпало с предоставленным перечнем блюд и напитков, не является показателем того, что бортовое питание является ненадлежащего качества либо не отвечает понятию изысканной кухни. При этом истец не был лишен возможности воспользоваться услугой меню на заказ, что позволило бы расширить перечень блюд в зависимости от индивидуальных предпочтений истца.
Таким образом, суд не усматривает нарушения прав истца ответчиком в части предоставления услуг питания.
Принимая во внимание изложенное выше, с учетом того, что судом не установлено нарушения прав истца со стороны ответчика, то суд не находит основания для удовлетворения требований иска.
Более того, требования истца о снижении стоимости перевозки до стоимости по тарифу эконом Лайт не подлежат удовлетворению, поскольку представленная истцом стоимость тарифа эконом Лайт в низкий сезон – март на соответствует стоимости в тарифа в высокий сезон (декабрь).
Так, согласно справке ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии от <дата>, информационная стоимость авиабилета в экономическом классе обслуживания по тарифу группы «Лайт», для перелета рейса ПАО «Аэрофлот» по маршруту Владивосток-Пхукет, при расчете на дату вылета <дата> с учетом оформления авиабилета <дата> на одного взрослого пассажира «в одну сторону» составляла 188 581 рубль, с учетом топливного и аэропортовых сборов.
Учитывая данную информацию, стоимость приобретенного истцом авиабилета бизнес-класса, ниже стоимости билета группы «Лайт», что помимо прочего позволяет признать его доводы необоснованными.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Учитывая то обстоятельство, что истцом не доказан факт оказания услуги ненадлежащего качества со стороны ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии», то суд находит требования истца подлежащими отклонению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 13, 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Бойко Алексея Юрьевича (<данные изъяты>)– отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Советский районный суд гор. Владивостока.
Мотивированное решение изготовлено и оглашено <дата>
Председательствующий: