Химкинский городской суд Московской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Химкинский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-1662/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2010 года г.Химки
Химкинский городской федеральный суд Московской области, в составе председательствующего судьи Кучинского Е.Н.
при секретаре: Буториной Е.В.,
с участием помощника Химкинского городского прокурора Кулагиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Химкинского городского прокурора Московской област,и, заявленного в интересах ФИО1 и ФИО2 к Администрации г.о.Химки МО об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, по исковому заявлению ФИО3 действующей одновременно в интересах несовершеннолетнего ФИО к Администрации городского округа Химки Московской области о признании права пользования квартирой, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, по встречному иску Администрации г.о. Химки МО к ФИО1 и ФИО2 о признании договора найма жилого помещения недействительным, признании регистрации недействительной, истребовании жилого помещения из незаконного владения и об обязании освободить жилое помещение и по встречному иску Администрации г.о. Химки МО к ФИО3 действующей одновременно в интересах несовершеннолетнего ФИО о признании договора найма жилого помещения недействительным, истребовании жилого помещения из незаконного владения и об обязании освободить жилое помещение,
Третье лицо: ОАО «НПО Энергомаш им. Академика В.П.Глушко», Управление опеки и попечительства Министерства образования по г.о.Химки, ФИО4
установил:
Химкинский городской прокурор Московской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 и ФИО2 к Администрации г.о. Химки МО об обязании заключить договор социального найма жилого помещения.
В обосновании заявленного требования прокурор сослался на то, что ФИО1 с /Дата/ проживает в общежитии по адресу: со своей семьей ФИО4, ФИО3 и ФИО2, что подтверждается договором ... найма жилого помещения в общежитиях ОАО «НПО Энергомаш».
/Дата/ между ОАО «НПО Энергомаш» (наймодатель) и ФИО1 (наниматель) заключен договор ..., согласно которому ФИО1 предоставляется жилая площадь размером ... кв.м. для временного проживания в общежитии коечного типа по адресу: , для проживания с членами семьи ФИО4, ФИО3 и ФИО2
/Дата/ между ОАО «НПО Энергомаш» заключен договор ..., согласно которому ФИО1 предоставляется нанимателю за плату жилая площадь в размере 30 кв.м. для временного проживания в общежитии коечного типа на срок до /Дата/.
/Дата/ между ОАО «НПО Энергомаш» (наймодатель) и ФИО4 (наниматель) заключен договор ..., согласно которому наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи – ФИО1, ФИО3 и ФИО2 за плату жилую площадь в размере ... кв.м. для временного проживания в общежитии коечного типа на срок до /Дата/.
/Дата/ между ОАО «НПО Энергомаш» (наймодатель) и ФИО4 (наниматель) заключен договор ..., согласно которому наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи – ФИО1 и ФИО2 за плату жилую площадь в размере 30 кв.м. в комнате ... для временного проживания в общежитии коечного типа.
В соответствии со счетами на проживание в данном общежитии ФИО1 и ФИО2 проживали в комнате ... по адресу: .
По указанному выше адресу ФИО1 и ФИО2 имеют постоянную регистрацию, как по основному месту жительства. Иного места жительства ФИО1 и ФИО2 не имеют.
Неоформление с истцами договора социального найма на занимаемое жилое помещение является незаконным по следующим основаниям. В связи с принятием здания жилого в муниципальную собственность заключенный с ними договор найма жилой площади в общежитии преобразован в договор социального найма жилого помещения.
Постановлением Главы городского округа Химки Московской области от /Дата/ ... ( в редакции Постановления от 31 марта 2009 года №328) жилой , г принят в Муниципальную собственность городского округа Химки Московской области с /Дата/. Согласно ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от /Дата/, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, находившимися в жилых домах, принадлежавшим государственным или муниципальным учреждениям и использовавшимися в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, заявленные в основание иска.
Поскольку предоставленное истцам жилое помещение находится в жилом доме, принадлежавшим государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение органов местного самоуправления, следует признать, что отношения по проживанию истцов регулируются нормами о договоре социального найма, а жилое помещение в силу п.1 ч.3 ст.19 ЖК РФ относится к муниципальному жилищному фонду социального использования.
Соответственно, изменение законом оснований пользования такими помещениями, когда к соответствующим отношениям распространены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).
В связи с тем, что статус названного жилого дома как общежития прекращен прямым указанием закона, не имеет правового значения непринятие органами власти решения об исключении дома из специализированного жилищного фонда.
Это прямо следует из правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в обзоре судебной практики Верховного суда РФ за 1 квартал 2006 года», утвержденного постановлением президиума Верховного суда РФ от 07.06.2006 года и 14.06.2006 года, вопрос 20, а именно: « При этом отсутствие договора социального найма, а так же решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов».
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 05.07.2007 года №425-0-0: «… введение в действующее законодательство статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежавшей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитий и, соответственно, выселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда. Фактически это привело к изменению их правового статуса и тем самым потребовало изменения правового режима занимаемых жилых помещений. Распространение законодателем, в полномочия которого входит определение действия закона по кругу лиц, на указанные жилые помещения действия норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма устранило неопределенность правовых последствий передачи таких общежитий органам местного самоуправления…».
Прокурор в интересах истцов фактически просит признать незаконным отказ Администрации г.о. Химки в заключении с ними договора социального найма на жилое помещение – квартиру, по адресу: , общей площадью ... кв.м., признать право пользования за Истцами на спорную квартиру.
Обязать Администрацию городского округа Химки заключить со ФИО1 и ФИО2 договор социального найма на изолированное жилое помещение (квартиру) площадью ... кв.м., по адресу: , на условиях предусмотренных Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от /Дата/ ....
Истцы ФИО1 и ФИО2 полностью поддержали исковые требования, заявленные в их интересах прокурором, и просили их удовлетворить. Указав, что с /Дата/ проживают в общежитии по адресу: с /Дата/ и по настоящее время проживают в спорном жилом помещении – . При этом ими надлежащим образом исполняются обязанности, в части уплаты коммунальных платежей и содержании жилого помещения. Так же истцы показали, что с начала /Дата/ года Администрация г.о. Химки и МУП «Жилсервис» не выдают квитанций для оплаты коммунальных услуг. Истцы так же указали, что иного жилого помещения они не имеют.
Представитель Ответчика – Администрации городского округа Химки исковые требования не признала и показала, что правовых оснований для заключения договора социального найма не имеется.
В ходе судебного разбирательства представителем Ответчика – Администрацией г.о. Химки был заявлен встречный иск к ФИО1 и ФИО2 о признании договора найма жилого помещения в общежитии недействительным, признании недействительной постановку на регистрационный учет, истребования жилого помещения из незаконного владения и об обязании освободить жилое помещение.
Ответчик - Администрация г.о. Химки в обоснование заявленных встречных исковых требований сослалась на то, что /Дата/ между КУИ Администрации г.о. Химки и ФИО4 был заключен договор коммерческого найма жилого помещения ..., на двухкомнатную квартиру по адресу: сроком на 5 лет. Указанное жилое помещение было передано в срочное возмездное пользование ФИО4, ФИО1, ФИО3 и ФИО Таким образом, ФИО4, ФИО1, ФИО3 и ФИО пользовались указанным жилым помещением до /Дата/. Постановлением Главы г.о. Химки от 28.11.2008 года №1609, , присвоен статус «служебная», оформлен договор найма служебной площади ... от /Дата/, согласно которому, вместе со ФИО4 вселена его жена ФИО1. Так же в обоснование своих требований Ответчик – Администрация г.о. Химки указала, что ордер на жилое помещение в общежитии ... от /Дата/, который послужил основанием для постоянной регистрации ФИО1 по адресу: , является недействительным, т.к. был выдан неуполномоченным лицом. При таких обстоятельствах ответчик полагает, что постоянная регистрация ФИО2 по адресу: , так же является недействительной, т.к. для постоянной регистрации основанием послужил договор найма жилого помещения в общежитии ... от /Дата/ заключенного ФИО4 и ОАО «НПО Энергомаш», после передачи в муниципальную собственность . На основании изложенного Ответчик считает, что ФИО1 и ФИО2 незаконно владеют спорным жилым помещением, оплату за ЖКХ не производят.
ФИО3, действующая в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО /Дата/ года рождения обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г.о. Химки МО о признании права пользования жилым помещением и об обязании заключить договор социального найма жилого помещения.
В обосновании заявленного требования ФИО3 сослалась на то, что она в составе семьи своей матери - ФИО1 с /Дата/ проживает в общежитии по адресу: , что подтверждается договором ... найма жилого помещения в общежитиях ОАО «НПО Энергомаш».
/Дата/ между ОАО «НПО Энергомаш» (наймодатель) и ФИО1 (наниматель) заключен договор ..., согласно которому ФИО1 предоставляется жилая площадь размером ... кв.м. для временного проживания в общежитии коечного типа по адресу: , для проживания с членами семьи ФИО4, ФИО3 и ФИО2
/Дата/ между ОАО «НПО Энергомаш» заключен договор ..., согласно которому ФИО1 предоставляется нанимателю за плату жилая площадь в размере 30 кв.м. для временного проживания в общежитии коечного типа на срок до /Дата/.
/Дата/ между ОАО «НПО Энергомаш» (наймодатель) и ФИО4 (наниматель) заключен договор ..., согласно которому наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи – ФИО1, ФИО3 и ФИО2 за плату жилую площадь в размере 30 кв.м. для временного проживания в общежитии коечного типа на срок до /Дата/.
/Дата/ между ОАО «НПО Энергомаш» (наймодатель) и ФИО4 (наниматель) заключен договор ..., согласно которому наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи – ФИО1 и ФИО2 за плату жилую площадь в размере ... кв.м. в комнате ... для временного проживания в общежитии коечного типа.
/Дата/ между ФИО3 и ОАО «НПО Энергомаш» заключен договор найма жилого помещения в общежитии ..., согласно которому ФИО3 и её сыну – ФИО предоставляется в пользование жилое помещение для проживании в общежитии коечного типа комната ....
По указанному выше адресу ФИО3 и ФИО имеют постоянную регистрацию, как по основному месту жительства. Иного места жительства ФИО3 и ФИО5 не имеют.
ФИО3 полагает, что она и её сын – ФИО приобрели право пользования на спорное жилое помещение в установленном законом порядке, в связи, с чем считают, что имеют право требовать от Администрации г.о. Химки заключения с ними договора социального найма жилого помещения в отношении спорного жилого помещения – ....
Неоформление с истцами договора социального найма на занимаемое жилое помещение является незаконным по следующим основаниям. В связи с принятием здания жилого в муниципальную собственность заключенный с ними договор найма жилой площади в общежитии преобразован в договор социального найма жилого помещения.
Постановлением Главы городского округа Химки Московской области от /Дата/ ... ( в редакции Постановления от 31 марта 2009 года №328) жилой , г принят в Муниципальную собственность городского округа с /Дата/. Согласно ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от /Дата/, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, находившимися в жилых домах, принадлежавшим государственным или муниципальным учреждениям и использовавшимися в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, заявленные в основание иска.
Поскольку предоставленные истцам жилые помещения находятся в жилом доме, принадлежавшим государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение органов местного самоуправления, следует признать, что отношения по проживанию истцов регулируются нормами о договоре социального найма, а жилое помещение в силу п.1 ч.3 ст.19 ЖК РФ относится к муниципальному жилищному фонду социального использования.
Соответственно, изменение законом оснований пользования такими помещениями, когда к соответствующим отношениям распространены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).
В связи с тем, что статус названного жилого дома как общежития прекращен прямым указанием закона, не имеет правового значения непринятие органами власти решения об исключении дома из специализированного жилищного фонда.
Это прямо следует из правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в обзоре судебной практики Верховного суда РФ за 1 квартал 2006 года», утвержденного постановлением президиума Верховного суда РФ от 07.06.2006 года и 14.06.2006 года, вопрос 20, а именно: « При этом отсутствие договора социального найма, а так же решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов».
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 05.07.2007 года №425-0-0: «… введение в действующее законодательство статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежавшей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитий и, соответственно, выселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда. Фактически это привело к изменению их правового статуса и тем самым потребовало изменения правового режима занимаемых жилых помещений. Распространение законодателем, в полномочия которого входит определение действия закона по кругу лиц, на указанные жилые помещения действия норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма устранило неопределенность правовых последствий передачи таких общежитий органам местного самоуправления…».
Так же ФИО3 пояснила, что с момента предоставления ей она в ней постоянно проживает со своим сыном – ФИО, оплачивает коммунальные услуги и содержит данное жилое помещение, т.е. фактически исполняет обязанности нанимателя жилого помещения. Иного жилого помещения ни у ФИО3, ни у её сына – ФИО не имеется.
Представитель Ответчика – Администрации городского округа Химки исковые требования не признала и показала, что правовых оснований для заключения договора социального найма не имеется.
В ходе судебного разбирательства представителем Ответчика – Администрацией г.о. Химки был заявлен встречный иск к ФИО3, ФИО о признании договора найма жилого помещения в общежитии недействительным, истребования жилого помещения из незаконного владения и об обязании освободить жилое помещение.
Ответчик - Администрация г.о. Химки в обоснование заявленных встречных исковых требований сослалась на то, что /Дата/ между КУИ Администрации г.о. Химки и ФИО4 был заключен договор коммерческого найма жилого помещения ..., на двухкомнатную квартиру по адресу: МО, сроком на 5 лет. Указанное жилое помещение было передано в срочное возмездное пользование ФИО4, ФИО1, ФИО3 и ФИО Таким образом, ФИО4, ФИО1, ФИО3 и ФИО пользовались указанным жилым помещением до /Дата/. /Дата/ ОАО «НПО Энергомаш» не имело законных оснований заключать договор найма жилого помещения в общежитии, более того, совместного решения между органам местного самоуправления и ОАО «НПО Энергомаш» о предоставлении ФИО3 спорного жилого помещения не принималось. Ответчик полагает, что при таких обстоятельствах ФИО3 незаконно владеет спорным жилым помещением, оплату за проживание и ЖКУ – не производит.
Представитель третьего лица – ОАО «НПО Энергомаш» в суд не явился, ранее показал, что общежитие «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. Академика В.П.Глушко», расположенное по адресу: , входило в перечень объектов федерального имущества, закрепленного за ОАО «НПО Энергомаш». В соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от /Дата/ ...-р о подтверждении пообъектных перечней имущества ОАО «НПО Энергомаш», общежитие по адресу: вошло в перечень имущества, остающегося в федеральной собственности. Согласно распоряжению Мингосимущества России от 29.06.1998 года №608-р общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной Администрацией. Тем не менее, общество неоднократно обращалось в Администрацию г.о. Химки с просьбой принять общежитие в муниципальную собственность. Передача общежитий как объектов федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляется в рамках ФЗ РФ «О внесении изменений в законодательные акты… организации местного самоуправление Российской Федерации» №122-ФЗ от 22.08.2004 года. Общежитие «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. Академика В.П. Глушко», расположенное по адресу : , входило в перечень объектов федерального имущества, закрепленного за ОАО «НПО Энергомаш». Указом Президента РФ от 10.01.1993 года №8 «Об использовании объектов социально-культурно и бытового назначения приватизируемых предприятий» было предусмотрено: при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением жилищного фонда. Согласно плану приватизации «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. Академика В.П. Глушко», утвержденному распоряжением Мингосимущества России от 11.02.21998 года №132- р, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения вошли в перечень имущества, не подлежащего приватизации. Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года № 235 « О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения…» было установлено, что с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, нее включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно п.1 вышеназванного Указа, подлежат передаче в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность. При этом утверждение плана приватизации являлось решением о передаче объектов в соответствующую собственность. В настоящее время общежитие принято на баланс Администрации г.о. Химки Московской области. ОАО «НПО Энергомаш», неоднократно обращалось в Администрацию г.о. Химки с просьбой принять общежитие в муниципальную собственность. Представитель ОАО «НПО Энергомаш» просила удовлетворить исковые требования и подтвердила, что истцам - ФИО1 и ФИО2 спорная квартира была предоставлена /Дата/, за которую они оплачивали коммунальные платежи. ФИО3 также была предоставлена спорная ..., в которой истица проживает совместно с ребенком и ни когда не выезжала.
Третье лицо ФИО4 подал в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и пояснил, что не имеет претензий к ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО в отношении их прав на спорные жилые помещения и считает, что заявленные ими требования законны и обоснованы, в связи, с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.
Удовлетворение судом заявленных ими требований не повлечет нарушения его прав, т.к. он считает, что в отношении указанных жилых помещений он свои права утратил, выехав из них в иное жилое помещение, а именно по адресу моего нынешнего места жительства – .
ФИО4 указал, что по адресу: проживает он со своей новой семьей, в члены которой уже не входят ни ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО В указанную квартиру вселялся лишь он и члены его новой семьи. Ни ФИО1, ни ФИО2, ни ФИО3, ни ФИО в неё не вселялись и в ней, ни дня не проживали. И по этому он считает, что они не имеют на неё каких-либо прав.
Представитель Органа опеки и попечительства г.о. Химки в суд не явился, извещался надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, спорные жилые помещения представляют собой квартиры: квартиру за ... площадью ... кв.м. (согласно данным технического паспорта БТИ) и квартиру за ..., площадью ... кв.м. (согласно технического паспорта БТИ), состоящие из двух комнат каждая, расположенные в .
Согласно предоставленным в суд документам Истцы ФИО1 и ФИО6 зарегистрированы по адресу: соответственно с /Дата/ года и /Дата/ года, а ФИО3 и ФИО в квартире по адресу: /Дата/ года, которые являются муниципальной собственностью г.о. Химки.
Судом установлено, что истцы – ФИО1, ФИО2 и ФИО3 вселены ОАО «НПО Энергомаш» в семейное общежитие по адресу: /Дата/ и занимали комнату (квартиру) ..., после истцы ФИО3 и ФИО стали проживать в комнате (квартире) ...
/Дата/ между ОАО «НПО Энергомаш» (наймодатель) и ФИО1 (наниматель) заключен договор ..., согласно которому ФИО1 предоставляется жилая площадь размером ... кв.м. для временного проживания в общежитии коечного типа по адресу: , для проживания с членами семьи ФИО4, ФИО3 и ФИО2
/Дата/ между ОАО «НПО Энергомаш» заключен договор ..., согласно которому ФИО1 предоставляется нанимателю за плату жилая площадь в размере 30 кв.м. для временного проживания в общежитии коечного типа на срок до /Дата/.
/Дата/ между ОАО «НПО Энергомаш» (наймодатель) и ФИО4 (наниматель) заключен договор ..., согласно которому наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи – ФИО1, ФИО3 и ФИО2 за плату жилую площадь в размере 30 кв.м. для временного проживания в общежитии коечного типа на срок до /Дата/.
/Дата/ между ОАО «НПО Энергомаш» (наймодатель) и ФИО4 (наниматель) заключен договор ..., согласно которому наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи – ФИО1 и ФИО2 за плату жилую площадь в размере ... кв.м. в комнате ... для временного проживания в общежитии коечного типа.
С /Дата/ между ФИО3 и ОАО «НПО Энергомаш» заключен договор найма жилого помещения в общежитии ..., согласно которому ФИО3 и её сыну – ФИО предоставляется в пользование жилое помещение для проживании в общежитии коечного типа комната ....
В соответствии с ч.2 ст.102 ЖК РФ, переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а так же передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником – нанимателем такого жилого помещения.
По делу установлено, что общежитие «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. Академика В.П.Глушко», расположенное по вышеуказанному адресу, входило в перечень объектов федерального имущества, закрепленного за ОАО «НПО Энергомаш».
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Химкинского городского совета народных депутатов Химкинского района Московской области ... от /Дата/ построенному по типовому проекту ... этажному блочному зданию (стр. ) на 960 койко-мест, расположенному по адресу: , принятому в эксплуатацию государственной комиссией /Дата/, присвоен введенному КБ Энергомаш статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на 960 мест.
Согласно распоряжению Мингосимущества России от /Дата/ ..., общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной Администрацией.
/Дата/ во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по московской области от /Дата/ №473 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», здание общежития, расположенного по адресу: , было принято в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», что подтверждается актом приема-передачи имущества от /Дата/
Постановлением Главы г.о. Химки Московской области ... от /Дата/ здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу:. , приняты в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. академика В.П.Глушко».
Постановлением Главы г.о. Химки Московской области ... от /Дата/ в постановление Главы г.о. Химки Московской области от /Дата/ ... внесены изменения, а именно п.1.1 следует читать в следующей редакции: «Принять в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. академика В.П.Глушко» согласно перечню здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: .
Свидетельством о государственной регистрации права, выданным УФРС по Московской области /Дата/, подтверждается, что 16-ти этажное здание с жилым назначением общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: , принадлежит на праве собственности г.о. Химки Московской области на основании Распоряжения от /Дата/ ... и акта приема-передачи от /Дата/, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним /Дата/ сделана запись регистрации за ....
Указом Президента РФ от 10.01.93г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и бытового назначения, приватизируемых предприятий» было предусмотрено при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением жилищного фонда.
Согласно плану приватизации «научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П.Глушко», утвержденному распоряжением Мингосимущества России от 11.02.1998г. №132-р, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения вошли в перечень имущества, не подлежащего приватизации.
Постановлением правительства РФ от /Дата/ ... «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения…» было установлено, что с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно п.1 вышеназванного Указа, подлежали передаче в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
В соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от /Дата/ ...-р о подтверждении пообъектных перечней имущества ОАО «НПО Энергомаш», общежитие по адресу: , г.о. Химки, вошло в перечень имущества, остающегося в федеральной собственности. Согласно распоряжению Мингосимущества России от /Дата/ ...-р общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной администрацией.
По утверждению представителя ОАО «НПО Энергомаш», общество неоднократно обращалось в Администрацию г.о. Химки с просьбой принять общежитие в муниципальную собственность.
Передача общежитий как объектов федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты…организации местного самоуправления в Российской Федерации» №122-ФЗ от /Дата/
Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ (Постановление КС РФ ...-П от /Дата/, Определение КС РФ ... от /Дата/, Определение КС РФ№828-О-П от /Дата/) отношения по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируемые вышеназванным законом, обусловлены разграничением публично-властных полномочий. В силу этого, данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.
Абзацем 31 ч.11 ст.154-ФЗ предусмотрено, что право собственности на имущество, передаваемое в определенном данным законом порядке, возникает с даты, установленной в решении о передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, принятым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.
В соответствии с п.5.13 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным: имуществом, органом, осуществляющим передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его уполномоченными территориальными управлениями).
Распоряжением Росимущества РФ №473 от 14 мая 2007 года указанное выше общежитие было передано в муниципальную собственность.
Из п.п. 3, 6 Распоряжения следует, что моментом возникновения права собственности муниципального образования городской округ Химки Московской области следует считать момент утверждения соответствующего акта приема-передачи этого имуществ Росимуществом РФ (его уполномоченными территориальными управлениями).
Оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом их относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на заключение с ними договора социального найма жилого помещения.
Суд отмечает, что из положений ст.7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом, отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Кроме того, ввиду утраты жилого дома, в котором расположено спорное помещение, статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.
В этой связи гражданам, проживающим на момент вступления в силу ст. 7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» в таком жилом помещении, должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение, и с ним должен заключаться договор социального найма как с нанимателями.
В данном случае на момент передачи общежития в муниципальную собственность истцы являлись нанимателями квартир, площадью 39,2 кв.м. (по данным техпаспорта БТИ) ... и квартиры, площадью ... кв.м (по данным технического паспорта БТИ) ... , в связи, с чем их требование о заключении договора социального найма на указанные помещения подлежат удовлетворению как основанные на законе.
В соответствии со ст.60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующее от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных законом.
Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения (ст.61 ЖК РФ).
Согласно ст.62 ЖК РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а так же общее имущество в многоквартирном доме.
Как указывалось ранее, жилое помещение, которое занимают Истцы- ФИО1 и ФИО2, представляет собой отдельную квартиру, площадью 30,9 кв.м., что полностью отвечает требованиям ст.62 ЖК РФ.
Этим требованиям отвечает и помещение ..., площадью ... кв.м. предоставленное истцам- ФИО3 и ФИО
Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является тот факт, что жилые помещения, занимаемое Истцами, находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение Администрации г.о. Химки Московской области, в связи с чем, статус общежития с жилого дома снят прямым указанием закона.
Удовлетворяя требования Истцов о признании незаконным отказа в заключение договоров социального найма жилого помещения на ... площадью ... кв.м. и ..., площадью ... кв.м., расположенных по адресу: , суд исходит так же из того, что причиной отказа в заключение договора является отнесение указанного жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Как уже указывалось выше в настоящем решении, в данном случае при передаче жилого дома в ведение органа местного самоуправления статус общежития утрачивается, к жилым домам в силу закона и к жилым помещениям, находящимся в таком доме применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При таких данных указанные выше аргументы не могут служить основанием к ограничению жилищных прав Истцов.
Доводы ответчика не могут являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований по основаниям изложенным выше, при этом квартиры истцов пригодны к проживанию.
По мнению суда, отказ Администрации г.о. Химки в заключении с Истцами договоров социального найма является незаконным, и с истцами должны быть заключены договора социального найма.
Представитель ответчика не предоставил в суд никаких допустимых доказательств, подтверждающих факт не проживания истцов - ФИО3 и ФИО в спорном жилом помещении, а имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт проживания Истцов в спорном жилом помещении и принятия ими мер по сохранению своих прав в их отношении. Тем более факт проживания истцов - ФИО1, ФИО2 в ... и ФИО3 и ФИО в ..., а после в ..., подтвердил представитель ОАО «НПО Энергомаш».
При таких данных суд считает, заявленные истцами требования являются обоснованными, и удовлетворяет их в полном объеме, при этом, суд учитывает, что договора должны быть заключены на условиях, указанных в типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 года №315, так как в нем содержатся все необходимые условия.
При удовлетворении исковых требований суд приходит к выводу, что фактически спорный дом был передан на баланс Администрации г.о. Химки /Дата/, а до этого времени находился на балансе ОАО «НПО Энергомаш», и данная организация предоставляла коммунальные услуги лицам, проживающим в общежитии. Факт подписания Администрацией г.о. Химки /Дата/ акта приема-передачи имущества не может являться основанием к отказу в иске, так как фактически общежитие принято Администрацией г.о. Химки на баланс не было.
Удовлетворяя исковые требования Истцов суд признает право пользования ФИО1 и ФИО2 квартирой (жилым помещением) ... и право пользования ФИО3 и ФИО квартирой ..., по адресу: .
Удовлетворяя требования Истцов суд в удовлетворении встречных требований Администрации г.о. Химки – отказывает в полном объеме, так как доводы, изложенные Администрацией г.о.Химки во встречных исках, не состоятельны.
В судебном заседании установлено, что ФИО7, ФИО и ФИО2 не вселялись в квартиру, предоставленную третьему лицу ФИО4, из спорных жилых помещениях с момента вселения не выезжали, являются зарегистрированными в . Тот факт, что предоставлялась ФИО4 по договору коммерческого найма от /Дата/ на семью из четырех человек (ФИО4, ФИО3, ФИО и ФИО1) не может являться основанием к удовлетворению встречных исков. Так как ФИО3, ФИО и ФИО1 в квартиру по не вселялись и в ней не проживали. Свидетели ФИО и ФИО показали, что истцы ни когда с момента вселения из общежития не выезжали, а коммунальные платежи Администрация г.о.Химки отказывается принимать с /Дата/ года, не только у истцов, но и у других жителей указанного общежития. Тем более истцы после заключения ФИО4 договора коммерческого найма от /Дата/ остались зарегистрированными по адресу: г.о.Химки, . Истцы не могут нести ответственность за действия ФИО4, который при получении квартиры по , просил предоставить ее, в том числе и на истцов. Доказательств того, что истцы вселялись и проживали в г.о.Химки не имеется.
По мнению суда, отказ Администрации г.о.Химки в заключении с истцами договора социального найма является незаконным, и с истцами должен быть заключен указанный договор.
Представитель ответчика не представил в суд никаких доказательств, подтверждающих факт непроживания истцов в спорных жилых помещениях, а имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт проживания истцов в спорных жилых помещениях.
При таких данных суд считает, что заявленные истцами требования являются обоснованными, и удовлетворяет их в полном объеме, при этом суд учитывает, что договор должен быть заключен на условиях, указанных в типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от /Дата/ ..., так как в нем содержатся все необходимые условия и договор социального найма на ... должен быть заключен со ФИО1 с указанием ФИО2 как члена семьи нанимателя, договор социального найма на ... должен быть заключен со ФИО3 с указанием несовершеннолетнего ФИО как члена семьи нанимателя.
При удовлетворении исковых требований суд приходит к выводу, что фактически спорный дом был передан на баланс Администрации г.о.Химки /Дата/, а до этого находился на балансе ОАО «НПО Энергомаш», и данная организация предоставляла коммунальные услуги лицам, проживающим в общежитии. Факт подписания Администрацией г.о.Химки /Дата/ акта приема-передачи имущества не может являться основанием к отказу в иске, так как фактически общежитие принято Администрацией г.о.Химки на баланс не было.
Также суд признает право пользования ФИО3 и несовершеннолетнего ФИО квартирой (жилым помещением) ... по адресу: .
При удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО., О.А. и ФИО2 суд приходит к выводу, что спорные ... и ... полностью соответствуют предъявляемым к ним требованиям, как к жилым помещениям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Иск Химкинского городского прокурора Московской области, заявленного в интересах ФИО1 и ФИО2 к Администрации г.о.Химки МО об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Химки заключить со ФИО1 договор социального найма на жилое помещение – ... площадью ... кв.м. (согласно техническому паспорту БТИ), расположенной в в МО, на условиях предусмотренных Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от /Дата/ ..., с указанием в данном договоре социального найма ФИО2 как члена семьи нанимателя жилого помещения.
Иск ФИО3 действующей одновременно в интересах несовершеннолетнего ФИО к Администрации городского округа Химки Московской области о признании права пользования квартирой, обязании заключить договор социального найма жилого помещения удовлетворить.
Признать право пользования ФИО3 и несовершеннолетним ФИО жилым помещением, квартирой ... площадью ... кв.м. (согласно техническому паспорту БТИ), расположенной в в МО.
Обязать Администрацию городского округа Химки заключить со ФИО3 договор социального найма на жилое помещение – площадью 39,1 кв.м. (согласно техническому паспорту БТИ), расположенной в в МО, на условиях предусмотренных Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от /Дата/ ..., с указанием в данном договоре социального найма действующей несовершеннолетнего ФИО, как члена семьи нанимателя жилого помещения.
В удовлетворении встречного иска Администрации г.о. Химки МО к ФИО1 и ФИО2 о признании договора найма жилого помещения недействительным, признании регистрации недействительной, истребовании жилого помещения из незаконного владения и об обязании освободить жилое помещение и встречного иска Администрации г.о. Химки МО к ФИО3 действующей одновременно в интересах несовершеннолетнего ФИО о признании договора найма жилого помещения недействительным, истребовании жилого помещения из незаконного владения и об обязании освободить жилое помещение, отказать в полном объеме.
Данное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 10 дней.
Судья: Кучинский Е.Н.