Дело № 2-1663/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«30» мая 2014 года г. Истра МО
Истринский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Михайловой Л.Н.,
при секретаре Курочкиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании требований органа местного самоуправления незаконными, об обязании органа местного самоуправления направить полный комплект документов,
у с т а н о в и л:
ФИО1 с учетом уточнения, обратился в суд с требованиями о признании незаконным бездействие Администрации Бужаровского сельского поселения, выразившегося в оставлении без рассмотрения заявления от 26.07.2013 года, обязании рассмотреть по существу заявление от 26.07.2013 года, подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – Правительство Московской области индивидуальное заключение в отношении земельного участка о возможности и целесообразности включения в границы населенного пункта деревни Ананово и об установлении вида его разрешенного использования « для индивидуального жилищного строительства», признании незаконными требования Администрации Бужаровского сельского поселения, оформленные письмом от 20.02.2014 года в части устранения выявленных недостатков и предоставления дополнительных документов, признании незаконными замечания органа местного самоуправления, изложенные в письмах от 10.01.2014 года, от 20.02.2014 года по составу, содержанию и форме, представленных документов и обязании их устранения, признании незаконными возложенные органом местного самоуправления дополнительные обязанности, признании незаконным бездействие Администрации по подготовке и направлению в исполнительный орган поступивших заявлений с прилагаемыми документами, признании нарушения Администрацией процедуры, установленной законом по подготовке и направлению заявлений с прилагаемыми документами, обязании органа местного самоуправления устранить замечания, послужившие основанием для возврата документов, направленных в исполнительный орган, обязать орган местного самоуправления подготовить и направить в адрес Правительства Московской области полный комплект документов, являющихся основанием для разрешения вопроса о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта деревни Ананово и об установлении вида его разрешенного использования « для индивидуального жилищного строительства», признании незаконным бездействия Администрации о не подготовке в срок соответствующего заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта и изменения вида разрешенного использования, обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав, путем подготовки нового индивидуального заключения, признании незаконными действия Администрации, связанные с процедурой подготовки и направления в исполнительный орган заключения.
Определением суда от 19 мая 2014 года, определением суда от 30 мая 2014 года производство по делу в части требований о признании незаконным бездействие Администрации Бужаровского сельского поселения, выразившегося в оставлении без рассмотрения заявления от 26.07.2013 года, обязании рассмотреть по существу заявление от 26.07.2013 года, подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – Правительство Московской области индивидуальное заключение в отношении земельного участка о возможности и целесообразности включения в границы населенного пункта деревни Ананово и об установлении вида его разрешенного использования « для индивидуального жилищного строительства», признании незаконными замечания органа местного самоуправления, изложенные в письмах от 10.01.2014 года, от 20.02.2014 года по составу, содержанию и форме, представленных документов и обязании их устранения, признании незаконными возложенные органом местного самоуправления дополнительные обязанности, признании незаконным бездействие Администрации по подготовке и направлению в исполнительный орган поступивших заявлений с прилагаемыми документами, признании нарушения Администрацией процедуры, установленной законом по подготовке и направлению заявлений с прилагаемыми документами, признании незаконным бездействия Администрации о не подготовке в срок соответствующего заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта и изменения вида разрешенного использования, признании незаконными действия Администрации, связанные с процедурой подготовки и направления в исполнительный орган заключения прекращено в связи с отказом от данных требований.
Таким образом, разрешению подлежат требования о признании требований органа местного самоуправления незаконными, обязании органа местного самоуправления устранить замечания, послужившие основанием для возврата документов, направленных в исполнительный орган, обязать орган местного самоуправления подготовить и направить в адрес Правительства Московской области полный комплект документов, являющихся основанием для разрешения вопроса о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта деревни Ананово и об установлении вида его разрешенного использования « для индивидуального жилищного строительства», об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав, путем подготовки нового индивидуального заключения.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является собственником земельного участка (№) площадью 1300 кв. м., кадастровый номер (№), категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование : под организацию личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, сельское поседление бужаровское, (адрес). Право собственности зарегистрировано в установленном порядке.
Территория СНТ « (адрес)», в состав которой входит земельный участок полностью входит в состав территории сельского поселения Бужаровское, генеральный план которого не утвержден.
Включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение участков из границ населенных пунктов осуществляется в порядке, установленном законодательством исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с порядком, установленным ст. 4.1 Федерального закона № 191 – ФЗ включение земельного участка в границы населенного пункта и исключение из границ осуществляется на основании обращения заинтересованного лица в орган местного самоуправления. К обращению необходимо прикладывать соответствующие документы.
По результатам рассмотрения заявления заинтересованного лица, орган местного самоуправления подготавливает заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта и об установлении ( изменении) вида его разрешенного использования, которое вместе с поступившим документами направляется в Правительство Московской области в лице Минмособлимущества для принятия соответствующего решения.
Кроме того, гражданам обладающими земельными участками на праве собственности предоставлено право произвести перевод земельного участка из одной категории земель в другую категорию. Перевод, изменение границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном ст. 4.1 Федерального закона № 191 – ФЗ. Полномочиями по включению земельных участков в границы населенного пункта и по установлению( изменению) видов разрешенного использования земельных участков до утверждения генеральных планов поселений на территории Московской области обладает Министерство имущественных отношений Правительства Московской области.
Указано, что 26.07.2013 года ФИО1 обратился в Администрацию Бужаровского сельского поселения с мотивированным заявлением о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию и установлении ( изменении) вида разрешенного использования земельного участка. К заявлению был приложен кадастровый паспорт, документ удостоверяющий личность, правоустанавливающий документ на земельный участок.
26 августа 2013 года органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления в адрес Правительства Московской области направлено заключение на всех граждан членов СНТ о возможности и целесообразности включения всех земельных участков, входящих в состав территории СНТ « (адрес)» в границы населенного пункта д. Ананово. Индивидуального заключения в отношении участка не направлялось.
Письмом от 20.02.2014 года Администрация сообщила о необходимости исправления замечаний, послуживших основанием для возвращения исполнительным органом направленных документов.
Полагает, что выданные замечания являются надуманными и препятствуют реализации прав, предусмотренных законом.
До настоящего времени администрацией в нарушение требований ст. 4.1 Федерального закона № 191 – ФЗ не подготовлено и не направлено в Правительство Московской области индивидуальное заключение о возможности и целесообразности по включению земельного участка в границы населенного пункта и установлению вида разрешенного использования.
Полагает, что Администрация Бужаровского сельского поселения при отсутствии утвержденных документов территориального планирования своими действиями незаконно препятствует в отнесении земельного участка к категории земель « населенных пунктов». Нарушение прав явилось основанием для обращения в суд.
В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица Администрации Бужаровского сельского поселения по доверенности ФИО3 требования не признала, при этом указала, что в отношении участка заявителя подготовлено и направлено в Правительство Московской области новое индивидуальное заключение на основании поданного им заявления с перечнем необходимых документов.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав и оценив представленные доказательства, пришел к следующим выводам.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, и др.
Из представленных доказательств следует, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок (№) площадью 1300 кв. м., кадастровый номер (№), категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование : под организацию личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, сельское поселение Бужаровское, (№).
Право собственности зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.
Установлено, что земельный участок истца входит в территорию СНТ « (адрес)», находящееся на территории сельского поселения Бужаровское.
Пояснениями сторон установлено, что, генеральный план сельского поселения Бужаровское до настоящего времени не утвержден.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона № 172- ФЗ, включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191 – ФЗ, до утверждения генеральных планов городских округов, поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31.12.2014 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном ч.1 ст. 4.1 Закона № 191 – ФЗ. В случае необходимости изменения вида разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов принимается одновременно с решением об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков. ( ч.2 ст. 4.1).
Принятие правовых актов о включении земельных участков в границы населенных пунктов, а также об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков, отнесено Законом Московской области « О регулировании земельных отношений в Московской области» к компетенции Правительства Московской области.
В соответствии с действующим законодательством, включение земельных участков в границы населенного пункта и исключение земельных участков из границ населенного пункта независимо от их форм собственности осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством РФ о градостроительной деятельности.
Процедура принятия решения о включении земельного участка в границы населенного пункта регламентирована ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191 – ФЗ.
В соответствии с порядком, установленным ст. 4.1 вышеуказанного закона, лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского ( сельского) поселения, на территории которого находится населенный пункт мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта.
К мотивированному заявлению прилагаются кадастровый паспорт земельного участка, копия документа, удостоверяющего личность заявителя- физического лица, правоустанавливающий документ на земельный участок.
Требовать предоставления иных документов, не допускается.
По результатам рассмотрения заявления во включении земельного участка в границы населенного пункта орган местного самоуправления в течение 45 дней с даты поступления заявления подготавливает заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта и об установлении ( изменении) вида разрешенного использования земельного участка, которое вместе с поступившим документами направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ для принятия соответствующего решения.
В силу п. 18 Закона № 191 – ФЗ, исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в срок не позднее 30 дней с даты поступления документов принимает решение о включения земельного участка в границы населенного пункта и об установлении ( изменении) вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии такого решения.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы.
Установлено и подтверждено материалами дела, 26 июля 2013 года ФИО1 обратился в Администрацию Бужаровского сельского поселения с мотивированным заявлением о переводе принадлежащего ему земельного участка из одной категории земель в другую категорию и установлении ( изменении) вида разрешенного использования « для индивидуального жилищного строительства».
Согласно поданного заявления, заявитель просил направить в орган исполнительной власти – Правительство Московской области в соответствии с процедурой, установленной ст. 4.1 вышеуказанного закона поступившее заявление с приложенными документами, а также заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта и об установлении вида его разрешенного использования « для индивидуального жилищного строительства».
К заявлению был приложен кадастровый паспорт, копия документа удостоверяющего личность, правоустанавливающий документ на земельный участок.
Судом установлено, что заявление ФИО1 рассмотрено органом местного самоуправления, 28 августа 2013 года Администрацией сельского поселения в адрес Правительства Московской области направлены представленные документы, а также заключение о возможности и целесообразности включения всех земельных участков, входящих в состав СНТ « (адрес)» в границы населенного пункта д. Ананово.
Таким образом, Администрацией было направлено заключение в отношении всех земельных участков, расположенных в границах СНТ « (адрес)», индивидуальное заключение в отношении земельного участка, принадлежащего ФИО1 не направлялось, что не отрицалось представителем Администрации в судебном заседании.
Ввиду того, что категория земельных участков, в отношении которых направлено заключение по вопросу включения в границы д. Ананово не установлена, уполномоченным исполнительным органом государственной власти документы возвращены для устранения недостатков.
Вместе с тем, основанием для возвращения документов явилось ненадлежащее оформление представленных документов по вопросу перевода земельного участка из одной категории земель в другую. Перечень документов был представлен в копиях.
Вышеуказанные недостатки ФИО1 были устранены, что подтверждается заявлением поданным в Администрацию Бужаровского сельского поселения 20 января 2014 года.
Но при этом, письмом от 20.02.2014 года Администрацией вновь рекомендовано ФИО1 устранить недостатки.
Таким образом, при наличии всех необходимых документов для принятия решения по заявлению ФИО1 и оформленных надлежащим образом, органом местного самоуправления заявителю вновь рекомендовано устранить замечания, что по мнению суда, не является правомерным.
Согласно представленных документов, ФИО1 принадлежит земельный участок с кадастровым номером (№), категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, следовательно, категория земельного участка установлена, все представленные документы, необходимые для принятия решения, как выше указано, заверены надлежащим образом.
Таким образом, заявителем были представлены документы, предусмотренные ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ. Требовать представления иных документов, не допускается.
Из указанного можно сделать вывод, что у органа местного самоуправления отсутствовали основания требовать от заявителя устранения недостатков.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что требование органа местного самоуправления нельзя признать законным и обоснованным.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, основанием для возврата уполномоченным исполнительным органом государственной власти документов для устранения недостатков направленных Администрацией для решения вопроса включения в границы д. Ананово земельных участков, в том числе и участка заявителя, послужило то обстоятельство, что земельные участки в отношении которых составлено заключение не отнесены к определенной категории земель.
Заявляя требования ФИО1 просит обязать Администрацию Бужаровского сельского поселения устранить замечания, послужившие основанием для возвращения документов.
Суд не может признать данные требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Полномочиями по отнесению земельных участков к определенной категории земель обладают органы местного самоуправления.
В целях отнесения земельных участков к определенной категории земель с соответствующим ходатайством в орган местного самоуправления должно обратиться заинтересованное лицо – собственник земельного участка.
При этом, суд находит, что указанные замечания не касаются земельного участка, принадлежащего заявителю, категория которого установлена и не препятствуют направлению Администрацией Бужаровского сельского поселения документов для разрешения вопроса о возможности и целесообразности включения его в границу населенного пункта.
Вместе с тем, судом установлено и подтверждено документально, что соответствующее заключение по вопросу включения земельного участка ФИО1 в границы д. Ананово Администрацией Бужаровского сельского поселения в настоящее время подготовлено.
Однако доказательств того, что указанное заключение с необходимым пакетом документов, представленных заявителем, направлено в исполнительный орган государственной власти – Правительство Московской области, суду не представлено.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, суд находит, что не направлением Администрацией Бужаровского сельского поселения в адрес Правительства Московской области заявлений ФИО1 с прилагаемыми документами органом местного самоуправления заявителю создаются препятствия в реализации прав отнесения принадлежащего земельного участка к категории земель « земли населенных пунктов» в порядке, предусмотренном ст. 4.1 Федерального закона № 191 – ФЗ, что влечет нарушение его прав.
С учетом того, что органом местного самоуправления подготовлено новое индивидуальное заключение по вопросу включения земельного участка ФИО1 в границы д. Ананово, суд не видит оснований для удовлетворения требований ФИО1 об обязании Администрации Бужаровского сельского поселения подготовить заключение.
Но при этом, поскольку суду не представлено доказательств направления заявлений ФИО1 с прилагаемыми документами, суд считает обоснованным в качестве способа восстановления прав заявителя, обязать орган местного самоуправления Администрацию Бужаровского сельского поселения направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительство Московской области полный комплект документов, являющихся основанием для рассмотрения вопроса о возможности и целесообразности перевода земельного участка из одной категории в другую путем включения его в границу населенного пункта д. Ананово, а также возможности установления вида разрешенного использования земельного участка « для индивидуального жилищного строительства» в порядке, установленном ст. 4.1 Федерального закона № 191 – ФЗ с предоставлением заявителю прилагаемого перечня документов, направленного в адрес Правительства Московской области.
Таким образом, заявленные ФИО1 требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным требование Администрации Бужаровского сельского поселения, оформленного письмом от 20.02.2014 года № 85.
Обязать Администрацию Бужаровского сельского поселения направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительство Московской области полный комплект документов, являющихся основанием для рассмотрения вопроса о возможности и целесообразности перевода земельного участка из одной категории в другую путем включения его в границу населенного пункта д. Ананово, а также возможности установления вида разрешенного использования земельного участка « для индивидуального жилищного строительства» в порядке, установленном ст. 4.1 Федерального закона № 191 – ФЗ с предоставлением заявителю прилагаемого перечня документов, направленного в адрес Правительства Московской области.
Требования ФИО1 об обязании устранить замечания, послужившие основанием возврата документов, обязании подготовить новое индивидуальное заключение, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд, постановивший судебный акт, в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 09 июня 2014 года