ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1663/2016 от 30.05.2016 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело 2-1663\2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2016 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Сладковой Е.Г.,

При секретаре Церифман И.А.,

С учетом прокурора Бендецкого А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску прокурора Биробиджанского района в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы Биробиджанского района» о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции, -

У с т а н о в и л:

Прокурор Биробиджанского района обратился с иском в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы Биробиджанского района» о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Биробиджанского района в рамках представленных полномочий Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также во исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» проведена проверка, по результатам которой установлен факт неисполнения обществом с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы Биробиджанского района» обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.04.2014 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Согласно ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. В целях формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 08.11.2013 утверждены «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции». Вместе с тем, в ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что ООО «ЕКС Биробиджанского района» меры по предупреждению коррупции по состоянию на 11.04.2016 не разрабатывало и не принимало. На непринятие и не разработку мер по предупреждению коррупции в организации также указал генеральный директор ООО «ЕКС Биробиджанского района» ФИО в своём ответе от 04.04.2016 исх. № 2258 на запрос прокуратуры Биробиджанского района. Не соблюдение требований законодательства о противодействии коррупции ООО «ЕКС Биробиджанского района» создаёт условия для проявления коррупции, тем самым нарушая интересы Российской Федерации и неопределённого круга лиц, делая неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией, нарушая правовые основы федерального антикоррупционного законодательства, препятствуя законности оказания предприятием населению коммунальных услуг. Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы Биробиджанского района» разработать и принять меры по предупреждению коррупции: определить подразделение или должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений; организовать сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации.

В судебном заседании прокурор Бендецкий А.В. исковые требования и доводы иска поддержал, суду дополнительно пояснил, что ответчик осуществляет деятельность в сфере жилищного законодательства в связи с этим считает, что ООО «Единые коммунальный системы Биробиджанского района» должны разработать и принять меры по предупреждению коррупции.

Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что в организации работает менее 10 человек и считает, что на их организацию не распространяются данные нормы.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов.

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 1 указанного Федерального закона предусмотрено, что коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; коррупция также является совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции установлена статьей 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции".

Согласно части 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Частью 2 статьи 13.3 указанного Закона, установлено, что меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие Кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В целях формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 года утверждены «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции», во исполнение п. "б" ст. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".

Как указано в Рекомендациях, антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 12.04.2016 года, ООО «Единые коммунальные системы Биробиджанского района» зарегистрировано в качестве юридического лица с 14.06.2012.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения проверки прокуратурой Биробиджанского района установлено, что ООО «Единые коммунальные системы Биробиджанского района» меры по предупреждению коррупции по состоянию на 11 апреля 2016 не разрабатывало и не принимало.

В ответе генеральный директор ООО «Единые коммунальные системы Биробиджанского район» от 04.04.2015 указала, что ООО «Единые коммунальные системы Биробиджанского района» не относится к данной категории юридических лиц. Кодекса этики и служебного поведения работников ООО «ЕКС Биробиджанского района» не имеет.

Согласно Уставу ООО «Единые коммунальные системы Биробиджанского района» целью деятельности общества является удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах, получение прибыли. В п.2.3 устава указано, что общество осуществляет следующие виды деятельности: управление недвижимым имущество, производство, передача и распределением пара и горячей воды (тепловой энергии); сбор, очистка и распределение воды, сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность, производства отделочных работ, монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений.

В судебном заседании установлено, что ООО «Единые коммунальные системы Биробиджанского района» являясь юридическим лицом, то есть организацией, обязанной в силу требований 13.3 Федерального закона от 25.08.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, должно исполнять данную обязанность.

Доводы представителя ответчика о том, что в организации работает менее 10 человек и в их организации не нужно принимать меры по предупреждению коррупции, суд считает несостоятельными, поскольку анализируя вышеуказанные положения Федерального закона "О противодействии коррупции", суд приходит к выводу о том, что обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции не зависит от организационно-правовой формы данной организации и численности его работников.

Данным законом обязанность принятия мер по предупреждению коррупции не поставлена в зависимость от того, участвует организация в коррупционных схемах или нет. В целях предупреждения и недопущения коррупционных проявлений данная обязанность подлежит исполнению всеми без исключения организациями, и ее неисполнение ведет к нарушению основных принципов противодействия коррупции, закрепленных в ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ООО «Единые коммунальные системы Биробиджанского района» не соблюдаются требования федерального законодательства в сфере противодействия коррупции, обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» данной организацией не исполняется, чем наносится ущерб правам и интересам Российской Федерации в сфере отношений по борьбе с коррупцией, в связи с чем прокурор правомерно обратился в суд с настоящим иском в интересах Российской Федерации.

Доказательств, опровергающих вышеуказанные, установленные судом обстоятельства, в силу ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требования и возражений, ответчиком суду не представлено.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворений требований прокурора Биробиджанского района в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы Биробиджанского района» о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку статьей 333.36 НК РФ (п.9 ч.1) прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, с ответчика ООО «ЕКС Биробиджанского района», не освобожденного от ее уплаты, в местных бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, исходя из требований п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд, -

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора Биробиджанского района в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы Биробиджанского района» о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции – удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы Биробиджанского района» разработать и принять меры по предупреждению коррупции: определить подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; организовать сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработать и внедрить в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принять Кодекса этики и служебного поведения работников организации.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы Биробиджанского района» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Биробиджанский районный суд ЕАО.

Судья Сладкова Е.Г.