Дело № 2-1664(2021)
УИД: 59RS0005-01-2021-000498-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2021 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми
в составе: председательствующего судьи Кондратюк О.В.,
при секретаре Погодиной Ю.В.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному отделу по Мотовилихинскому району г. Перми ГКУ Центр занятости населения Пермского края о защите прав потребителя,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском к Территориальному отделу по Мотовилихинскому району г. Перми ГКУ Центр занятости населения Пермского края о признании гражданина безработным и взыскании недоначисленного пособия по безработице. В обоснование иска указал, что 18.06.2020г. истцом был прекращён трудовой договор с АО «<данные изъяты>». С 19.06.2020 г. истец встал на учёт в ЦЗН в <адрес> г. Перми. 29.06.2020 г. истцу было выплачено пособие по безработице в размере 5 114,84 руб. 15.07.2020г. истцом было получено уведомление ЦЗН в <адрес>е г. Перми о том, что с него снимается статус безработного на основании того, что он является председателем ТСЖ. В дальнейших выплатах пособия по безработице истцу было отказано. Истца обвинили в мошеннических действия без всяких на то оснований. Учредители (участники) ТСЖ не могут рассматриваться как лица, имеющие работу и заработок (трудовой доход). Если гражданин является учредителем (участником) ТСЖ, это не означает, что он однозначно будет получать прибыль от его деятельности. ЦЗН в <адрес>е г. Перми не представил доказательств получения истцом доходов в период с 01.06.2020 г. по 01.08.2020 г. из каких-либо источников. Обвинения истца в мошенничестве и отказ в выплате пособия по безработице являются необоснованными. Истцом в свою очередь в ЦЗН в <адрес>е г. Перми были представлены следующие документы: выписка по счёту ТСЖ «<данные изъяты>» за июнь, июль 2020 г.; выписка ПФ РФ по лицевому счёту истца: судебная практика. Все эти документы доказывают, что истцом не получались доходы в качестве Председателя правления ТСЖ «<данные изъяты>» в указанный период. С 16.07.2020 г. истец является работником АО «<данные изъяты>». Просит обязать ЦЗН в <адрес>е г. Перми признать истца в статусе безработного в период с 19.06.2020 г. по 15.07.2020 г. включительно и выплатить остаток пособия по безработице в размере 13949,50-5114.84=8834.66 руб., возместить моральные издержки за бездоказательное обвинение в мошенничестве и отказе выплаты пособи по безработице в период бедственного материального положения в размере 1 000 руб.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования, дал пояснения, аналогичные исковому заявлению.
Представитель ответчика ГКУ ЦНЗ Пермского края ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, представил письменные возражения по иску. Указал, что 19.06.2020 ФИО1 обратился в ТО по <адрес> г. Перми с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. 29.06.2020 приказом начальника ТО по <адрес> г. Перми от 19.07.2020 № ФИО1 признан безработным, и ему назначено пособие по безработице в размере 13 949.50 руб. При проверке ведущим инспектором ТО по Мотовилихинскому району г. Перми информации, предоставленной гражданином ФИО1, на электронном портале налогоплательщиков, на ведомственном портале ИФНС России по Пермскому краю было установлено, что гражданин ФИО1 является председателем ТСЖ «<данные изъяты>» с 30.11.2011 (Выписка с Всероссийской системы данных о компаниях и бизнесе). Из выписки из ЕГРЮЛ от 28.04.2021 о ТСЖ «<данные изъяты>» следует, что организационно-правовая форма ТСЖ «<данные изъяты>» предусматривает получение дохода от деятельности этой организации (графа 58 выписки ЕГРЮЛ). Информация о смене вида экономической деятельности с момента образования ТСЖ «<данные изъяты>» (с 26.08.2009) в налоговых органах отсутствует. 08.07.2020г. Истцу ФИО1 была прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина в связи с попыткой получения, либо получением пособия по безработице обманным путем (Приказ от 08.07.2020 №). Истцу ФИО1 в период с 19.06.2020 по 29.06.2020 было начислено пособие по безработице в размере 5 114,82 руб. (Справка-расчет незаконно полученных социальных выплат от 15.07.2020 №). В адрес ФИО1 было направлено уведомление о прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина, требование о возврате незаконно полученного пособия по безработице. Информация о получении ФИО1 пособия по безработице обманным путем была передана в отдел полиции № 4 (дислокация <адрес>) Управления МВД по г. Перми. Постановления о принятом процессуальном решении в соответствии со ст. ст. 144-145 УПК РФ в ТО по Мотовилихинскому району г. Перми не поступало. По состоянию на 29.04.2021г. истец ФИО1 денежные средства в размере 5 114,82 руб., перечисленные в качестве пособия по безработице, не вернул. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гражданин истец ФИО1, являющийся учредителем (участником) организации, организационно-правовая форма которой предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этой организации, включая членов товариществ собственников жилья, не мог претендовать на признание его безработным и получение пособия по безработице, что подтверждается судебной практикой. Действия сотрудников ТО по Мотовилихинскому району г. Перми по прекращению выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного ФИО1, требование о возврате незаконно полученного пособия по безработице обоснованы и соответствуют требованиям действующего законодательства. Просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
В силу статьи 3 Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Одной из основных гарантий социальной поддержки безработных, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», является выплата пособия по безработице (абзац 2 пункта 1 статьи 28).
Согласно части 1 и 2 статьи 30 Законом Российской Федерации от 19.04.1991. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Согласно требованиям статьи 33 Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 34 Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а также гражданам, не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее - Временные правила).
В соответствии с п. 13 Временных правил пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением граждан, указанных в пунктах 14-16 Временных правил, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), либо к среднему заработку, исчисленному центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации согласно пункту 4 Временных правил, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.
Согласно п. 1(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 г., за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, пособие по безработице в апреле - августе 2020 г. устанавливается в размере 12130 руб.; гражданам, признанным в установленном порядке безработными и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в июне - сентябре 2020 г. увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 руб. за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).
Таким образом, для граждан, осуществлявших трудовую и иную общественно-полезную деятельность и признанных в установленном порядке безработными, законодателем установлены различные правила определения размера пособия по безработице в зависимости от того, к какой категории занятых граждан они относились до постановки их на учет в качестве безработных в органах службы занятости - к работавшим по трудовому договору (проходившим службу) либо к иным категориям.
Материалами дела установлено, что 19.06.2020г. истец ФИО1 обратился в ТО по <адрес> г. Перми с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации, для граждан, относящихся к категории инвалидов - индивидуальную программу реабилитации инвалидов.
29.06.2020г. приказом начальника ТО по <адрес> г. Перми от 19.07.2020 № истец ФИО1 признан безработным, и ему назначено пособие по безработице в размере 13 949.50 руб. (л.д.94).
При проверке ведущим инспектором ТО по <адрес> г. Перми информации, предоставленной истцом ФИО1, на электронном портале налогоплательщиков, на ведомственном портале ИФНС России по Пермскому краю было установлено, что ФИО1 является председателем ТСЖ «<данные изъяты>» с 30.11.2011 (Выписка с Всероссийской системы данных о компаниях и бизнесе)/ л.д. 92-93/.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность.
В соответствии с п. 10 ст. 2 Закона РФ « О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 28.04.2021 о ТСЖ «<данные изъяты>» следует, что организационно-правовая форма ТСЖ «<данные изъяты>» предусматривает получение дохода от деятельности этой организации (графа 58 выписки ЕГРЮЛ). /л.д.81-91/. Информация о смене вида экономической деятельности с момента образования ТСЖ «<данные изъяты>» (с 26.08.2009) в налоговых органах отсутствует.
08.07.2020г. истцу ФИО1 была прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина в связи с попыткой получения, либо получением пособия по безработице обманным путем (Приказ от 08.07.2020 №) /л.д.95/.
Истцу ФИО1 в период с 19.06.2020 по 29.06.2020 было начислено пособие по безработице в размере 5 114,82 руб. в соответствии со Справкой-расчетом незаконно полученных социальных выплат от 15.07.2020 № (л.д.96).
В адрес истца ФИО1 было направлено уведомление о прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина, требование о возврате незаконно полученного пособия по безработице.
В соответствии с п. 5.1 Приказа Федеральной службы по труду и занятости от 08.08.2005 № «Об организации работы по предотвращению попыток получения либо получения пособия по безработице обманным путем» перед руководителями территориальных отделов стоит обязанность передавать по всем случаям получения безработными гражданами пособия по безработице обманным путем соответствующие материалы в правоохранительные органы, в том числе и в случаях возмещения безработными гражданами незаконно полученных сумм в добровольном порядке.
В соответствии с п. 19 Временных правил по всем случаям получения гражданами пособия по безработице (стипендии) обманным путем соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы.
Представитель ответчика ГКУ ЦНЗ ПК пояснил, что информация о получении истцом ФИО1 пособия по безработице обманным путем была передана в отдел полиции № 4 (дислокация Мотовилихинский район) Управления МВД по г. Перми. Постановления о принятом процессуальном решении в соответствии со ст. ст. 144-145 УПК РФ в ТО по Мотовилихинскому району г. Перми не поступало. По состоянию на 29.04.2021 гражданин ФИО1 денежные средства в размере 5 114,82 руб., перечисленные в качестве пособия по безработице, не вернул.
По заявлению ЦНЗ <адрес> г. Перми о неправомерном получении пособия по безработице со стороны ФИО1 проведена проверка и вынесено Постановление УУУП ОУУП и ПДН ОП № 4 (дислокация <адрес> район) от 20.08.2020г., которым отказано в возбуждении уголовного дела по ст. 159 ч.1 УК РФ, по основаниям п.1 части 1 ст. 24 УПК РФ, в отношении ФИО1 в связи с отсутствием в его действиях признаков преступления (материал проверки КУСП № от 13.08.2020г. /архивный №г.)/л.д.104,105/.
Истец ФИО1 пояснил, что он действительно встал на учет по безработице в ГКУ ЦНЗ Пермского края и получил часть денежного пособия. В конце июля 2020г. сотрудник ГКУ ЦНЗ ПК сообщил ему по телефону о снятии его с учета, так как он является председателем правления ТСЖ «<данные изъяты>». Истец разъяснил сотруднику ГКУ ЦНЗ ПК, что согласно протоколу собрания членов правления ТСЖ «<данные изъяты>» от 13.11.2019г. он осуществляет свою деятельность безвозмездно. Однако, в дальнейшем истцу стало известно, что он был снят с учета в качестве безработного.
Истцом ФИО1 в обоснование заявленных требований представлена копия Протокола собрания членов Правления ТСЖ «<данные изъяты>» от 13.11.2019г., в соответствии с которым было принято решение об отмене выплаты вознаграждения председателю правления ТСЖ (л.д.74). Указанное решение членов Правления ТСЖ «<данные изъяты>» от 13.11.2019г. не отменено и не изменено, заинтересованными лицами не оспорено.
В случае отсутствия у плательщика в течение того или иного расчетного (отчетного) периода выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, такой плательщик обязан представить в налоговый орган в установленный срок Расчет с нулевыми показателями. Данная позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно сведениям из УПФ РФ в Мотовилихинском районе г. Перми о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 за период с 01.01.2020г. по 31.12.2020г. суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованного лица из ТСЖ «Макаренко,10а» отсутствуют (00,00 руб.) /л.д.110-113/.
В соответствии с информацией, полученной из ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми сведения о вознаграждениях ФИО1 от ТСЖ «Макаренко, 10а» за период 2020г. отсутствуют (л.д.114-115).
Таким образом, в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» истец ФИО1, являющийся учредителем ТСЖ «<данные изъяты>», организационно-правовая форма которой предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этой организации, включая членов товариществ собственников жилья, мог претендовать на признание его безработным и получение пособия по безработице.
Действия ответчика ТО по <адрес> району г. Перми по прекращению выплаты истцу пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного ФИО1 являются незаконными. Требования истца о признании его безработным и взыскании недоначисленного пособия по безработице подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, на Территориальное отдел по <адрес> району г. Перми Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края необходимо возложить обязанность признать истца ФИО1 в статусе безработного в период с 19.06.2020г. по 15.07.2020г. включительно и выплатить остаток пособия по безработице в размере 8 834 руб. 66 коп.
Согласно п.п.6 п.2 ст. 15 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в редакции, действовавшей как на момент возникновения спорных правоотношений, так и действующей в настоящее время, деятельность государственной службы занятости населения, в числе прочего направлена на осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Введенным в действие с 01.07.2011 года Федеральным законом от 01.07.2011 № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» п.4 ст. 15 вышеназванного Закона органам службы занятости предоставлено право запрашивать сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе.
В соответствии с п.6 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891, государственные учреждения службы занятости населения также вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.
Положения Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», а также утвержденные уполномоченными органами исполнительной власти Правила (Порядок) регистрации безработных граждан для реализации права граждан на получение пособия по безработице и иных мер социальной поддержки предусматривают определенные организационно-учетные правила, направленные на исключение злоупотребления этим правом со стороны граждан, и предоставляют органам службы занятости право осуществления контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Таким образом, ГКУ ЦНЗ ПК вправе был обратиться в правоохранительные органы с материалом по факту получения истцом ФИО1 пособия по безработице обманным путем для проведения соответствующей проверки.
Представитель ответчика пояснил, что в отдел полиции № 4 (дислокация <адрес> район) Управления МВД по г. Перми была передана соответствующая информация для проведения проверки по факту неправемерного получения пособия по безработице со стороны ФИО1, по результатам проверки вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ст. 159 ч.1 УК РФ на основании ст. 24 ч.1 п.2 УПК РФ.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 необходимо отказать, так как заявленные истцом требования не подлежат защите в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Возложить обязанность на Территориальный отдел по <адрес> району г. Перми Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края обязанность по признанию признать ФИО1 в статусе безработного в период с 19.06.2020г. по 15.07.2020г. включительно и выплатить остаток пособия по безработице в размере 8 834 руб. 66 коп.
В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
С У Д Ь Я : подпись
КОПИЯ ВЕРНА. С У Д Ь Я :