К делу № 2-1664/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2013 г. Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
председательствующего Бойковой А.И.
при секретаре Рыжковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вольф ФИО13 об оспаривании отказа администрации муниципального образования г.Новороссийск в формировании земельного участка под многоквартирным домом,
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа администрации муниципального образования г.Новороссийск (далее администрация) в формировании земельного участка под многоквартирным домом.
В обоснование заявления ФИО1 указал, что на основании договора на передачу в собственность жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ они вместе с ФИО2 ФИО14, ФИО2 ФИО15 и ФИО4 ФИО16 являются сособственниками <адрес> многоквартирном жилом <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ они обратились в администрацию с письменным заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный жилой дом, приложив к заявлению копии правоустанавливающих документов на квартиру.
ДД.ММ.ГГГГ он, ФИО1, получил письмо за подписью Первого заместителя главы муниципального образования <адрес>ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором сообщалось, что: «График формирования земельных участков под многоквартирными домами в границах муниципального образования <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ сформирован наосновании заявлений собственников квартир в многоквартирных домах, поданных в ДД.ММ.ГГГГ, и утвержден постановлением администрации муниципального образования <адрес>. Земельный участок в <адрес>, на основании Вашего заявления будет включен в график формирования земельных участков под многоквартирными жилыми домами на ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ они повторно обратились в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением, в котором просили: сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес>, сообщить о том, был ли утвержден постановлением администрации муниципального образования <адрес> график формирования земельных участков под многоквартирными домами в границах муниципального образования <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ в том числе, указать реквизиты данного постановления (дату, номер), предоставить надлежаще заверенную копию данного постановления, сообщить, включен ли в график на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ было получено письмо за подписью заместителя главы муниципального образования <адрес> по имущественным, земельным отношениям, инвестициям и перспективному развитию, начальника МКУ «Управление имущественных и земельных отношений» <адрес>ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором сообщалось, что: «На основании Решения Городской думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении адресного перечня планируемых к развитию застроенных территорий муниципального образования <адрес>» и Решения Городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении адресного перечня планируемых к развитию застроенных территорий муниципального образования <адрес>», а также Решения Городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении муниципальной адресной программы планируемых к сносу, реконструкции многоквартирных домов в границах застроенных территорий, планируемых к развитию муниципального образования <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ» с ООО «Кубаньжилстрой» заключен договор о развитии застроенной территории № от ДД.ММ.ГГГГ для реализации проекта по развитию застроенной территории в границах квартала: <адрес> Земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> расположен в границах территории, определенной вышеназванным договором о развитии застроенной территории, в связи с чем, формирование земельного участка является нецелесообразным.».
Он, ФИО1, считает такое решение администрации неправомерным и нарушающим его право на приобретение бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Просит суд: 1) признать незаконным указанное решение администрации; 2) признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении возложенной на нее ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» обязанности по формированию земельного участка под многоквартирным домом по <адрес>, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты; 3) обязать администрацию устранить в полном объеме нарушение (препятствие к осуществлению) его, заявителя, права на приобретение бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в спорном многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен дом; 4) обязать администрацию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда подготовить, оформить в соответствии с требованиями ст.ст. 38, 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и выдать ему, ФИО1, межевой план указанного земельного участка, заверенный подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего межевой план.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 уточнил п. 4 заявления и в этой части просил суд определить и установить администрации разумный срок со дня вступления решения суда в законную силу на подготовку и оформление в соответствии с требованиями ст.ст. 38, 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и выдачу ему межевого плана земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой межевой план. В остальной части заявление не изменял и не дополнял.
В судебном заседании заявитель ФИО1 подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении, и просил удовлетворить его в полном объеме.
Представитель администрации по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявление ФИО1 не признал, просил в его удовлетворении отказать и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией было издано постановление «О развитии застроенной территории в границах квартала: <адрес>, и проведении аукциона». В перечень домов, планируемых к сносу (реконструкции), включен и многоквартирный <адрес>, где проживает ФИО1 Земельный участок под указанным домом формировать нецелесообразно, так как данный участок постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ зарезервирован для муниципальных нужд муниципального образования <адрес>. Так как <адрес> подпадает под снос, всем его жильцам, в том числе заявителю ФИО1, будут предоставлены другие жилые помещения в многоквартирном доме, после чего они смогут приватизировать земельный участок под домом.
Заинтересованные лица ФИО4, ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании поддержали заявление ФИО1 и просили удовлетворить его.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления ФИО1
В соответствии со ст.ст. 254-255 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям и действиям (бездействиям), оспариваемым в судебном порядке, относятся решения и действия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно п. 2 ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктами 3-5 ст. 16 ФЗ от 29.12.1994 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что заявитель ФИО1, а также заинтересованные лица ФИО5, ФИО6, ФИО4, являясь на основании договора на передачу в собственность жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ сособственниками <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ обратились в администрацию с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация сообщила указанным лицам, что земельный участок в <адрес>, на основании их заявления будет включен в график формирования земельных участков под многоквартирными жилыми домами на ДД.ММ.ГГГГ
На их повторное обращение ДД.ММ.ГГГГ в администрацию с просьбой сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом № по <адрес> администрация письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ за подписью заместителя главы муниципального образования <адрес> по имущественным, земельным отношениям, инвестициям и перспективному развитию, начальника МКУ «Управление имущественных и земельных отношений» <адрес>ФИО12 сообщила, что: «На основании Решения Городской думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении адресного перечня планируемых к развитию застроенных территорий муниципального образования <адрес>» и Решения Городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении адресного перечня планируемых к развитию застроенных территорий муниципального образования <адрес>», а также Решения Городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении муниципальной адресной программы планируемых к сносу, реконструкции многоквартирных домов в границах застроенных территорий, планируемых к развитию муниципального образования <адрес> на 2012-2015 годы» с ООО «Кубаньжилстрой» заключен договор о развитии застроенной территории № от ДД.ММ.ГГГГ для реализации проекта по развитию застроенной территории в границах квартала: <адрес> - п<адрес> участок, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес> расположен в границах территории, определенной вышеназванным договором о развитии застроенной территории, в связи с чем, формирование земельного участка является нецелесообразным.».
Таким образом, указанным письмом администрация отказала собственникам <адрес>, включая заявителя ФИО1, в формировании земельного участка под многоквартирным домом.
Проанализировав и оценив в совокупности добытые доказательства, суд приходит к выводу о законности такого отказа администрации в формировании земельного участка.
В соответствии со ст. 43, 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Согласно ст. 11 ЗК РФ резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд относится к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Ст. 28 ЗК РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случая резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с Решением Городской думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении адресного перечня планируемых к развитию застроенных территорий муниципального образования <адрес>» и Решением Городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении муниципальной адресной программы планируемых к сносу, реконструкции многоквартирных домов в границах застроенных территорий, планируемых к развитию муниципального образования <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» администрация города ДД.ММ.ГГГГ приняла Постановление № «О развитии застроенной территории в границах квартала: <адрес>, в Центральном внутригородском районе <адрес>, и проведении аукциона».
Приложением к данному Постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Схема границ земельного участка, а также Перечень адресов зданий, строений и сооружений, планируемых к сносу, реконструкции. В этот Перечень, в числе прочих, включен многоквартирный <адрес>, где заявитель ФИО1 проживает и имеет на праве общей долевой собственности жилое помещение.
Указанное Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ размещено на официальном сайте администрации и Думы муниципального образования город-герой Новороссийск - www.admnvrsk.ru.
ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование <адрес> заключило с ООО «Кубаньжилстрой» договор о развитии застроенной территории № для реализации проекта по развитию застроенной территории в границах квартала: <адрес>.
В ст. 49 ЗК РФ указано, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения.
Как следует из материалов дела, Постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании для муниципальных нужд муниципального образования <адрес> квартала в границах <адрес>, связанных с размещением объектов коммунального хозяйства, предусматривающих строительство систем электро-, газоснабжения, систем теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения муниципального значения» постановлено: зарезервировать на семь лет для муниципальных нужд муниципального образования <адрес>, связанных с размещением объектов коммунального хозяйства, предусматривающих строительство систем электро-, газоснабжения, систем теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения муниципального значения земельный участок площадью 24297 кв.м, расположенный в <адрес>, кадастровый квартал №
П. 2.3. указанного Постановления допускает отказ в предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; п.10 определено, что постановление вступает в силу со дня его опубликования.
ДД.ММ.ГГГГ Постановление администрации № от ДД.ММ.ГГГГ размещено на официальном сайте администрации и Думы муниципального образования город-герой Новороссийск - www.admnvrsk.ru.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что испрашиваемый заявителем и заинтересованными лицами для формирования земельный участок под многоквартирным <адрес> расположен в пределах границ земельного участка, зарезервированного администрацией для муниципальных нужд, а сам многоквартирный дом включен в перечень домов, планируемых к сносу, и учитывая, что ст. 28 ЗК РФ допускает отказ в предоставлении в собственность граждан находящихся в муниципальной собственности земельных участков в случае их резервирования для муниципальных нужд, то суд приходит к выводу о законности отказа администрации ФИО1 и другим сособственникам <адрес>, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ№ заместителя главы муниципального образования <адрес> по имущественным, земельным отношениям, инвестициям и перспективному развитию, начальника МКУ «Управление имущественных и земельных отношений» <адрес>ФИО12, в формировании спорного земельного участка под домом.
Кроме того, суд обращает внимание, что оспариваемым отказом права заявителя не нарушены, поскольку в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства, в связи со сносом <адрес> всем собственникам жилых помещений данного дома, в том числе и ФИО1, будут предоставлены другие жилые помещения в многоквартирном доме, после чего они смогут приватизировать земельный участок под домом.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что в удовлетворении заявленных ФИО1 требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Вольф ФИО17 отказать в удовлетворении заявления о признании неправомерным решения администрации муниципального образования <адрес>, содержащегося в письме от ДД.ММ.ГГГГ№ заместителя главы муниципального образования <адрес> по имущественным, земельным отношениям, инвестициям и перспективному развитию, начальника МКУ «Управление имущественных и земельных отношений» <адрес>ФИО12, об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по <адрес> с элементами озеленения и благоустройства, и признании неправомерным бездействия администрации муниципального образования <адрес> по формированию указанного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.