ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1664/19 от 16.07.2019 Омского районного суда (Омская область)

Дело № 2-1664/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Степановой Е.В., при секретаре судебного заседания Чуевой А.О., рассмотрел в городе Омске в открытом судебном заседании 16 июля 2019 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к акционерному обществу «Омскоблводопровод» о признании задолженности начисленной за водопотребление в связи с самовольным присоединением несоразмерным и её снижении,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в Омский районный суд Омской области с вышеназванным иском, в обоснование указав, что одна зарегистрирована и проживает по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ней и АО «Омскоблводопровод» заключен договор купли-продажи воды .

ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками АО «Омскоблводопровод» по адресу проживания истца было установлено, что на трубе, ведущей к кухне, прибор учета холодной воды установлен, произведена его поверка, опломбировка, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета (ПУ) холодной воды от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика АО «Омскоблводопровод», произведя осмотр прибора учета, попросил показать принцип соединения трубы, которая ведет непосредственно к самому прибору учета. Все коммуникации (трубы) проходят под полом, в связи с чем, истец открыла погреб и предоставила представителю ответчика доступ под пол вместе, где он спустился с прибором для видеофиксации.

В погребе проходит основная водопроводная труба, от которой проведены трубы, ведущие к раковине на кухню и к унитазу для подачи воды в сливной бачок. Представитель ответчика истцу пояснил, что на трубах установлен тройник, в связи с чем, подача холодной воды в сливной бачок унитаза проходит в обход счетчика, т.е. фактическое потребление воды на сливной бачок не фиксирует расход потребляемого ресурса (холодной воды).

Истец пояснила представителю ответчика, что унитаз был установлен нами совсем недавно, фактически истец им еще не пользовалась, поэтому не успели установить прибор учета холодной воды на трубу, подведенную к унитазу. До установки унитаза (до февраля 2019 г.) в жилом помещении, ранее удобствами в квартире не пользовались.

ДД.ММ.ГГГГ. после осмотра, представителем ответчика был составлен акт о выявленных нарушениях, где было указано, что в процесс обследования объектов водопотребления было выявлено: подключение оборудования жилого помещения к инженерным системам водоснабжения дома к магистральному водопроводу, осуществленное с нарушением установленного порядка подключения (самовольное пользование централизованными системами водоснабжения).

Заключением комиссии в акте было указано: убрать тройник до ПУ до момента ввода ПУ в эксплуатацию. Абонента (ФИО1) перевести на нормативное потребление ресурса.

Тариф на питьевую воду установлен приказом от ДД.ММ.ГГГГ РЭК Омской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет - 88,33 руб./куб. м. (с учетом НДС).

В соответствии с расчетом от ДД.ММ.ГГГГ платы за коммунальную услугу при выявленных нарушениях, в соответствии с актом о выявленных нарушениях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был произведен расчет, который составил 30,4 дней. При этом, как указано в расчете, за основу использовали формулу расчета потребления в количестве за 1 день - 18,312 м3. Таким образом, размер потребленного ресурса (по расчетам ответчика) за указанный период составил 49 172,00 рублей.

Однако, фактический среднемесячный расход потребляемого ресурса составляет в среднем 1 куб.м./мес. Оплату за ресурс истица производит ежемесячно, своевременно и в полном объеме, задолженности не имеет. У истца не имеется хозяйственного подворья, на который истцу было бы необходимо потреблять водный ресурс. Кроме того, у истца не имеется надворных построек, нет автомобиля, чтобы использовать воду в больших количествах для мытья.

Таким образом, истец считает, что ответчик, осознавая, что истец, проживая фактически одна, не в силах потребить такой объем ресурса.

Считает, что расчет, произведенный на основании п. 62 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, по своей правовой природе является не возмещением убытков, в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как не возлагает на пострадавшую сторону обязанность доказывать размер, а рассчитывается по максимальному размеру, без каких либо корректировок. В этом случае данный расчёт по своей природе является штрафной санкцией, предусмотренной нормами ст. 330, 332 ГК РФ, за внедоговорное потребление ресурса, а следовательно, подлежит снижению по ст. 333 ГК РФ.

Просит суд задолженность, начисленную ФИО1, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 49 172 рубля признать несоразмерной и необоснованной и применить ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации снизить сумму штрафа до 203,16 руб. исходя из расчёта что средне-нормативное потребление при использование сливного бачка унитаза 2,3м;за 30,4 дня при цене за 1 м3 88,33 руб. установленной в период приказом РЭК Омской области.

Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежаще.

Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности (л.д.4), в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске, указав, фактический среднемесячный расход воды в размере 1 куб.м. в месяц не изменился после переноса тройника после прибора учета воды. Истица является пенсионеркой, живет одна, надворного хозяйства и огорода не имеет. Считает, что расчет задолженности в размере 49 172 рубля по своей сути является штрафной санкцией, потому на основании ст. 333 ГК РФ, просит снизить до 203,16 рублей, согласно расчета специалиста ИП ФИО3.

Представитель ответчика АО «Омскоблводопровод» ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что расчет платы за коммунальную услугу при выявленных нарушениях не является штрафной санкцией. Данный расчет по своей природе является перерасчетом количества отпущенной воды при установлении несанкционированного подключения. Формула расчета приведена в п. 62 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Просил в иске отказать.

Представитель ответчика АО «Омскоблводопровод» ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что он работает руководителем службы технического аудита АО «Омскоблводопровод». При выявлении несанкционированного подключения к водоснабжению, производится доначисление размера платы, исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.

Поскольку руководство АО «Омскоблводопровод» учитывает материальное состояние потребителей, истице было произведено доначисление только за один месяц и из расчета диаметра водопровода 15мм, несмотря на то, что фактически у нее установлен водопровод диаметром 25мм. Просил в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые 06 мая 2011 года Постановлением Правительства РФ № 354 (далее Правила).

В силу подпункта «е» пункта 35 указанных Правил потребитель не вправе несанкционированно подключать своё оборудование к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учёта, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

На основании пункта 62 Правил, при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами. На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

На отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от б мая 2011 года N 354, распространяются Правила организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утверждённые Постаныванием Правительства РФ от 04 сентября 2013 года № 776.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 данных Правил при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за три года, применяется. метод учёта пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду.

Период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).

Согласно подпунктов "б" и "е" пункта 36 Правил водоснабжения и водоотведения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644), организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль за наличием фактов самовольного пользования и (или) самовольного подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принимать меры по предотвращению таких фактов; прекращать подачу холодной воды и (или) отведение сточных вод в отношении объектов лиц, осуществивших самовольное подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) осуществляющих самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения. При этом, определенные сроки проведения контрольных проверок данные Правила не содержат.

В свою очередь, к обязанностям потребителя относится - допуск представителей водоканала или другой обслуживающей инстанции к водопроводу для проверки его работы, обслуживания, ремонта.

Самовольное пользование сетями водоснабжения обозначает, что потребитель пользуется водными ресурсами бесплатно, поскольку учет объемов расходов не ведется.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником ? доли в праве обей собственности квартиры , жилого дома <адрес> (л.д.63), зарегистрирована и проживает по указанному адресу одна (л.д.88).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и АО «Омскоблводопровод» заключен договор купли-продажи воды , согласно которому водоотведение подается по одному водопроводному вводу диаметром 20 мм (л.д.5-7).

В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается стороной истца, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, выявлено несанкционированное подключение к централизованной системе водоснабжения и самовольное пользование коммунальной услугой по холодному водоснабжению, а именно в доме выполнен ввод п/э труба диаметром 25мм, на нем установлен металлический тройник диаметром 15 мм, один отвод от тройника до прибора учета шел на прибор учета, второй отвод тройника шел на отсекающий кран диаметром 15 мм и далее соединялся с п/э трубой диаметром 15 мм, далее был установлен отсекающий кран в сан. узел и подключен к унитазу, при сливе воды в унитаз и наборе воды в сливной бочок, прибор учета не реагировал, о чем был составлен Акт о выявленных нарушениях водопотребления (л.д.10).

Согласно представленному расчёту платы за коммунальную услугу при выявленных нарушениях начисления за безучётное потребление воды произведены из расчёта пропускной способности водопровода диаметром 15 мм, при его круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/с, рассчитанный в соответствии с пунктом 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (30,4 дней) из расчета тарифа установленного РЭК Омской области в размере 88,33 руб./куб. Размер платы за водопотребление за указанный период составил 49 172 рубля (л.д.10).

Истец, не оспаривая правильность расчет платы за коммунальную услугу при выявленных нарушениях, заявил требования о признании суммы платы в размере 49 172 рубля несоразмерной и её снижении на основании ст. 333 ГК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Из системного толкования пункта 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае выявления несанкционированного подключения потребителю производится доначисление платы за коммунальные услуги.

Таким образом, указанное доначисление является платой за коммунальную услугу, а не ответственностью потребителя за потреблённые без надлежащего учёта коммунальные услуги. Суждение истца о том, что в данном случае должен быть применён закон, который уменьшает размер ответственности, основано на ошибочном понимании норм материального права.

Доводы истца о том, что она проживает одна и потребление воды не превышает 1 куб/м в месяц не имеют правового значения при расчете платы за коммунальную услугу при выявленном несанкционированном подключении.

При этом, с заключением специалиста от ДД.ММ.ГГГГ в части расчета размера доначисления платы за несанкционированное подключение унитаза в размере 2 031,59 руб., суд не соглашается, поскольку специалистом произведен расчет по нормативу потребления с применением коэффициента 10. Данный расчет применяется в случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования, тогда как расчет для водоснабжения и водоотведения законодателем определен по пропускной способности трубы.

При установленных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленного иска ФИО1 у суда не имеется.

Одновременно с вынесением решения, суд считает необходимым отменить принятые меры по обеспечению иска.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к акционерному обществу «Омскоблводопровод» о признании задолженности начисленной за водопотребление в связи с самовольным присоединением несоразмерным и её снижении, отказать.

Меры по обеспечению иска в виде запрета акционерному обществу «Омскоблводопровод» производить отключение жилого помещения – квартиры по ул. <адрес> от системы холодного водоснабжения, наложенные определением суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Судья Е.В. Степанова

Решение в мотивированном виде изготовлено 19 июля 2019 года.