ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1664/2021 от 01.06.2021 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Гражданское дело 2-1664/2021

Санкт - Петербург, 01 июня 2021 года

78RS0019-01-2020-007378-98

20.06.2021 мотивированное решение суда.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Малиновской А.Г. при секретаре Ахметшиной А.М, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Приморского района Санкт-Петербурга к Волкову Александру Владимировичу об обязании предоставить доступ,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Приморского района Санкт-Петербурга обратилась в суд с исковым заявлением к Волкову А.В. об обязании предоставить МВК Приморского района Санкт-Петербурга доступ в квартиру по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ответчик являясь собственником квартиры по <адрес>
в Санкт-Петербурге, выполнил работы по перепланировке и (или) переустройству указанного жилого помещения. Истцом в адрес ответчика было направлено предписание о необходимости предоставления доступа в жилое помещение с целью проверки произведенной перепланировки, однако доступ жилое помещение ответчиком предоставлен не был, также ответчик не предоставил проектную документацию на согласование произведенной перепланировки в МВК.

Представитель истца, в судебном заседании иск поддержал.

Ответчик Волков А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду
не сообщил.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из них в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных Жилищным кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

Согласно п. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Согласно п. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение должно использоваться для проживания граждан с учетом соблюдения прав законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным законом исполнительной власти.

В силу п. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Российской Федерацией.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 293 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере, которые в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются положениями ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации и предусматривают в том числе осуществление жилищного контроля (п. 9 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Необходимость осуществления такого контроля связана, в том числе и с выполнением функций органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 293 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 (далее - Положение), администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.

Согласно нормам Положения - задачами администрации являются: осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности, общественного порядка на территории района.

Для решения указанных задач, администрация наделена полномочием в установленном порядке согласовывать переустройство и (или) перепланировку жилых помещений.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2005 № 112 утверждено Положение о районной Межведомственной комиссии (далее - Комиссия), согласно которому Комиссия создается администрацией района Санкт-Петербурга.

Комиссия осуществляет работу на основании заявления собственника помещения либо уполномоченного им лица, либо нанимателя помещения, санитарно-эпидемиологического заключения территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, заявления (заключения) администрации района Санкт-Петербурга, Жилищного комитета, территориального органа МЧС России по Санкт-Петербургу, Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, суда, органов прокуратуры, иных органов, уполномоченных на Проведение государственного контроля и надзора.

К полномочиям Комиссии относится, в том числе: согласование проектов на переустройство и перепланировку жилых помещений без изменения их назначения (п. 2.1.6), приемка в эксплуатацию объектов в соответствии с согласованной проектной документацией после Завершения строительных работ (п. 2.1.7).

Вопросы, отнесенные к полномочиям Комиссии рассматриваются на основании представленных документов с выездом на место для обследования в случае необходимости.

Также ст.29 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве обязанности администрации района предусмотрена выдача Требований о приведении планировки помещений в прежнее состояние в случае его самовольной перепланировки и переустройства (ст.29 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что собственником квартиры по <адрес> в Санкт-Петербурге является Волков А.В.

По делу установлено, что управляющая компания МКД по адресу: <адрес> - ООО УК Комфорт Сервис информирует о проведении в квартире ответчика строительных работ ( лд 27)

В материалы дела представлены акты от 03.12.2019, 28.01.2020, 17.03.2020, 12.05.2020, подтверждающие отсутствие доступа в квартиру сотрудникам администрации Приморского района Санкт-Петербурга.

В адрес Волкова А.В. администрацией Приморского района Санкт-Петербурга были направлены уведомления о предоставлении сотрудниками МВК доступа в квартиру с целью проверки произведенной перепланировки и (или) переустройства.

Направленные уведомления ответчиком исполнены не были, доступ в квартиру сотрудникам МВК администрации Приморского района Санкт-Петербурга» не обеспечен.

Полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере, которые в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются положениями статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации и предусматривают, в том числе осуществление жилищного контроля (пункт 9).

Администрация наделена полномочиями по контролю за соблюдением норм жилищного законодательства с целью обеспечения использования жилых помещений в многоквартирных домах исключительно для проживания граждан с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Учитывая вышеизложенное, отказ ответчика в обеспечении Администрации доступа в жилое помещение – квартиру по <адрес> в Санкт-Петербурге для проведения осмотра с целью выявления фактов нарушения требований жилищного законодательства препятствует осуществлению контроля за соблюдением собственниками данного жилого помещения жилищного законодательства, в том числе требований ст.ст. 26 – 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, выполнению требований законодательства об охране объектов культурного наследия, а также реализации полномочий истца по достижению основных целей и выполнению задач, предусмотренных Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098.

Согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в жилом помещении (доме) граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу главы IV вышеуказанных Правил: п. 17 собственник жилого помещения в многоквартирном доме (далее - собственник) пользуется жилым помещением по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации; п. 18. в качестве пользователя жилым помещением собственник пользуется также общим имуществом в многоквартирном доме; п. 19 в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан: а) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации; б) обеспечивать сохранность жилого помещения; в) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в нарушение установленного порядка.

Поскольку ответчиком не опровергнуты сведения о выполнении перепланировки
и переустройства квартиры по <адрес> в Санкт-Петербурге, которые могут повлечь нарушение прав и охраняемых законом интересов проживающих в данном многоквартирном доме граждан, суд считает требования истца об обязании ответчика предоставить доступ в находящееся в ее собственности жилое помещение для проведения осмотра с целью выполнения возложенных на Администрацию обязанностей в целях пресечения нарушения действующего законодательства, прав и законных интересов проживающих в жилом доме граждан правомерными, подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации Приморского района Санкт-Петербурга к Волкову Александру Владимировичу об обязании предоставить доступ - удовлетворить.

Обязать Волкова Александра Владимировича предоставить межведомственной комиссии администрации Приморского района Санкт-Петербурга доступ в квартиру по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Приморский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.Г. Малиновская