ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1665/2022 от 30.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2-1665/2022 Строка 2.211

УИД 36RS0004-01-2022-000665-95

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2022 г. город Воронеж

Ленинский районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Е.И.Калининой,

при секретаре Ю.В.Мармуровой,

с участием прокурора А.А.Семенова,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску и.о. Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Воронежской области, Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области об обязании заключить контракт на проведение инженерных изысканий и на основании полученных результатов принять меры для устранения требований законодательства,

установил:

Исполняющий обязанности Воронежского межрайонного природоохранного прокурора обратился в Ленинский районный суд г.Воронежа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Воронежской области, Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области об обязании заключить контракт на проведение инженерных изысканий и на основании полученных результатов принять меры для устранения требований законодательства, указывая на следующие обстоятельства.

Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой попоручению прокуратуры Воронежской области в рамках рассмотренияобращения ФИО3 проведена проверка исполнения требованийфедерального законодательства при реализации органами исполнительнойвласти Воронежской области мероприятий по охране водного объекта - протока«Басовский рукав», устранении ранее выявленных нарушений, отраженных в актах прокурорского реагирования.

Статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению мер по охране расположенных на их территориях водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности.

Пунктом 4 Правил охраны поверхностных водных объектов,утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от10.09.2020 N1391, к мероприятиям по охране поверхностных водных объектовотнесены предотвращение их загрязнения и засорения, истощения вод, а такжеликвидация последствий указанных явлений, извлечение объектовмеханического загрязнения.

На основании совместного постановления Воронежской областной Думыи администрации Воронежской области от 06.10.2000 N 1662/936 «Онеотложных мерах по улучшению. русло формирующих процессов реки Дон врайоне города Павловска» в 2001 году АООТ «Центрально-Черноземный региональный институт по проектированию мелиоративного и водохозяйственного строительства» разработан рабочий проект первоочередных руслорегулирующих мероприятий на реке Дон у города Павловск Воронежской области, предусматривающий строительство на протоке «Басовский рукав» вблизи от с.Басовка Подгоренского муниципального района Воронежской области гидротехнического сооружения – каменно-земляной регуляционной плотины.

Указанный рабочий проект получил положительное заключениегосударственной экологической экспертизы (заключение экспертной комиссииКомитета природных ресурсов по Воронежской области от 02.10.2002 N217/OC-02-12).

В соответствии с рабочим проектом предусматривалось возведениекаменно-земляной плотины с использованием каменной наброски изнесортового камня в целях перекрытия протоки, с последующим намывомгрунта в нижнюю часть плотины со стороны верхнего бьефа, укладкойводопропускных труб, дальнейшей отсыпке тела плотины связанным грунтом и

В соответствии с п.3 Постановления N 1662/936 в качестве заказчикапроектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по комплексунеотложных мероприятий на реке Дон в районе города Павловск определенадирекция «Воронежсельхозводстрой», учредителем которого являлосьМинистерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Заказчиком-застройщиком работ по возведению гидротехническогосооружения выступило казенное предприятие Воронежской области «Дирекцияпо строительству объектов водопользования» (далее КП ВО«Стройводдирекция»), учредителем которого являлось главное управлениегосударственного имущества администрации Воронежской области.

Работы по строительству гидротехнического сооружения - каменноземляной регуляционной плотины на протоке «Басовский рукав» завершены КП ВО «Стройводдирекция» в конце 2006 г., что подтверждается актом приемки законченного строительства от 18.12.2006 г.

На основании решения Арбитражного суда Воронежской области от21.03.2011 по делу N A14-537/2011признано право собственности Воронежскойобласти на гидротехническое сооружение.

25.08.2020 по результатам обследования территориигидротехнического сооружения в рамках рассмотрения обращения ФИО3должностными лицами Центрально-Черноземным межрегиональногоуправления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вдренажном банкете каменно-земляной плотины на протоке «Басовский рукав»со стороны низового откоса обнаружено 18 элементов железобетонныхконструкций. Указанные железобетонные конструкции выступали издренажного банкета плотины, т.е. являлись конструктивным элементом гидротехнического сооружения.

Вместе с тем проектной документацией не предусматриваласьвозможность использования при строительстве плотины каменно-землянойрегуляционной плотины на протоке «Басовский рукав» железобетонныхконструкций или их лома. Наличие указанных элементов железобетонныхконструкций в основании гидротехнического сооружения свидетельствует оботклонении при его строительстве от проектной документации, получившейположительное заключение государственной экологической экспертизы.

В нарушение ст. 32 Федерального закона N2 7-ФЗ оценка степенинегативного воздействия на окружающую среду с учетом использования привозведении плотины железобетонных конструкций, а равно ломажелезобетонных изделий и отходов железобетона, не проводилась. В рамкахподготовки проектной документации оценка возможности негативного воздействия на окружающую среду проводилась для случая использования при возведении платины природного камня.

По результатам проведенных специалистами филиала «ЦЛАТИ поВоронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» лабораторных анализовотобранных проб определено, что 18 элементов железобетонных конструкцийпо своим морфологическим и физико-химическим свойствам являются отходами V класса опасности, а именно ломом железобетонных изделий,отходами железобетона в кусковой форме (код по Федеральномуклассификационному каталогу отходов - 8 22 301 01 21 5)

Факт размещения в водном объекте при строительстве гидротехническогосооружения лома железобетонных изделий, отходов железобетона в кусковойформе свидетельствует о нарушении требований ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ,регламентирующей императивный запрет на сброс и захоронение в водныхобъектах отходов производства и потребления.

При указанных обстоятельствах 31.08.2020 Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в адрес губернатора Воронежской области Гусева А.В. направлено предостережение №183 о принятии исчерпывающих мер по недопущению нарушения органами исполнительной власти Воронежской области обязательных требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, а также требований природоохранного законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, а также требований природоохранного законодательства, установленных ч.1 ст.56 Водного кодекса РФ, разработке и утверждении комплекса мероприятий по извлечению из основания гидротехнического сооружения на протоке «Басовский рукав» лома железобетонных и бетонных конструкций.

В пункте 3 предостережения отмечена необходимость поручитьответственным органам исполнительной власти Воронежской областиразработать и утвердить комплекс мероприятий (содержащий конкретныесроки его реализации) по извлечению из основания гидроузла на реке Дон врайоне С.Басовка Витебского сельского поселения Подгоренскогомуниципального района Воронежской области лома железобетонных и бетонных конструкций.

13.09.2021 в связи с установленным фактом не принятияуполномоченными органами исполнительной власти Воронежской области мерпо устранению нарушений требований природоохранного законодательствапрокуратурой Воронежской области в адрес заместителя председателяправительства Воронежской области ФИО5 внесено представление обустранении нарушений федерального законодательства, в котором, в том числеотмечена необходимость проработки вопроса извлечения из водного объекталома железобетонных конструкций, выявленных Центрально-Черноземныммежрегиональный управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Однако в рамках проведенных Воронежской межрайоннойприродоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры Воронежскойобласти проверочных мероприятий установлено, что ПравительствомВоронежской области, а равно уполномоченными органами исполнительнойвласти Воронежской области до настоящего времени конкретных мер попроработке вопроса извлечения лома железобетонных конструкций из водного объекта и основания плотины не принято.

Извлечение лома железобетонных конструкций, являющихсяконструктивными элементами гидротехнического сооружения (плотины) на протоке «Басовский рукав», по смыслу п. 14 ч. 1 Градостроительного кодексаРФ является реконструкцией объекта капитального строительства, посколькупредполагает замену несущих строительных конструкций плотины.

Постановлением правительства Воронежской области от 10.05.2012N382 утверждено Положение о департаменте природных ресурсов и экологииВоронежской области (далее - Положение).

В соответствии с п.п. 2.1, 2.14, 2.7 Положения к основным задачамдепартамента природных ресурсов и экологии Воронежской области отнесеныреализация государственной политики в области охраны окружающей среды иприродопользования, направленной на улучшение экологической обстановки вВоронежской области; реализация полномочий в области водных отношенийна территории Воронежской области; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в пределах своих полномочий.

Бездействие департамента природных ресурсов и экологии Воронежскойобласти, выразившееся в непринятии мер по заключению контракта напроведение инженерных изысканий, препятствует реализации дальнейшихшагов по проработке вопроса устранения нарушений требованийприродоохранного законодательства и законодательства об экологическойэкспертизе, выявленных Центрально-Черноземным межрегиональнымуправлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования25.08.2020, в том числе разработке проектной документации по реконструкциигидротехнического сооружения, нарушает гарантированные ст. 42Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, влечет угрозу причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц, а также причинения экологического ущерба.

На основании изложенного, исполняющий обязанности Воронежского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с настоящим иском и просит обязать департамент природных ресурсов и экологии Воронежскойобласти заключить контракт на проведение инженерных изысканий в отношениигидротехнического сооружения «Первоочередные регулирующие мероприятияна реке Дон у города Павловск, Воронежская область» и протоки «Басовскийрукав» на реке Дон», в том числе с целью:

- определения влияния гидротехнического сооружения на сложившуюсяэкосистему протоки «Басовский рукав»;

- определения технической возможности извлечения ломажелезобетонных конструкций из тела плотины и влияния проведенияуказанных работ на безопасность гидротехнического сооружения;

- определения причин отсутствия водотока через водопропускныесооружения плотины в меженный период;

- определения возможности восстановления круглогодичногосанитарного расхода воды по протоке «Басовский рукав».

Также просит обязать правительство Воронежской области на основанииполученных результатов инженерных изысканий принять меры для устранениянарушений обязательных требований законодательства Российской Федерацииоб экологической экспертизе, а также требований природоохранного законодательства, установленных ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ.

Позже, заявителем были уточнены требования в части установления срока заключения контракта на проведение инженерных изысканий – в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда.

В судебном заседании и.о. Воронежского межрайонного природоохранного прокурора Семенов А.А. заявленные требования с учетом уточнений поддержал, просил суд удовлетворить их.

Представитель ответчика Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области по доверенности ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым в соответствии с заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 25.06.2021 №31 ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» установлено, что лом железобетонных изделий, отходы в кусковой форме из тела плотины ГТС на протоке «Басовский рукав» отнесены к 5 классу опасности (практически неопасные отходы). В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с указанным Федеральным законом. Необходимо отметить, что указанное заключение не содержит выводов о состоянии указанных железобетонных изделий на момент строительства и ввода в эксплуатацию ГТС, а содержит сведения, что по состоянию на день проведения исследований лом железобетонных изделий отнесен к 5 классу опасности. Учитывая, что с момента окончания строительства (2006 год) до момента отбора проб прошло 15 лет и в этот период ГТС подвергалось ежедневному воздействию воды, температурному и иному климатическому воздействию, а также заключению о соответствии объекта капитального строительства «Первоочередные руслорегулирующие мероприятия на реке Дон у г. Павловска, Воронежская область» требованиям проектной и нормативной документации от 20.08.2009 невозможно сделать достоверный вывод об использовании именно отходов лома железобетонных конструкций и бетона, а не новых строительных изделий и конструкций.

Пунктом 4 статьи 27 Федерального закона от 23.11. 1995 N174- ФЗ «Об экологической экспертизе» регламентирована обязанность :заказчика документации, подлежащей экологической экспертизе, осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы. При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 постановления Воронежской областной думы и администрации Воронежской области от 06.1 0.2000 N1662/936 заказчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по комплексу неотложных мероприятий на реке Дон в районе города Павловска определена дирекция «Воронежсельхозводстрой» департамента «Воронежмелиорация», генеральным проектировщиком указанных мероприятий определен проектный институт АООТ «ЦЧРГипроводхоз» ( пункт 4 постановления). Таким образом, департамент природных ресурсов и экологииВоронежской области не являлся заказчиком документации по комплексунеотложных мероприятий на реке Дон в районе города Павловска,подлежащей экологической экспертизе, и соответственно департаментприродных ресурсов и экологии Воронежской области не является лицом,допустившим по мнению истца нарушения пункта 4 статьи 27, пункта 7 части 1 статьи 30 федерального закона об экспертизе

В основу искового заявления и.о. Воронежского межрайонногоприродоохранного прокурора положен факт размещения со сторонынизового откоса плотины на протоке «Басовский рукав» железобетонныхконструкций и их лома. Как указано в исковом заявлении извлечение ломажелезобетонных конструкций, являющихся конструктивными элементамигидротехнического сооружения (плотины) на протоке «Басовский рукав», посмылся п.14 СТ. 1 Градостроительного кодекса РФ является реконструкциейобъекта капитального строительства, поскольку предполагает замену несущих строительных конструкций.

В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодексаРоссийской Федерации Российская Федерация передает органамгосударственной власти субъектов Российской Федерации полномочие поосуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихсяв федеральной собственности и расположенных на территориях субъектовРоссийской Федерации. Пунктом 4 правил охраны поверхностных водныхобъектов, утвержденных постановлением Правительства РоссийскойФедерации от I0.09.2020 N 139, установлен исчерпывающий перечень мероприятий по охране поверхностных вод. Реконструкция объекта капитального строительства, к которым относится плотина на протоке «Басовский рукав», не может быть отнесены к мероприятиям, направленным на охрану водных объектов. Мероприятия по охране водных объектов,направленные на предотвращение загрязнения, засорения поверхностныхводных объектов и истощения вод, а также ликвидацию последствийуказанных явлений, извлечение объектов механического засорения(подпункт «б» пункта 4 правил охраны поверхностных водных объектов), на которые ссылается истец, не включают в себя реконструкцию гидротехнических сооружений не являются по своей сути равнозначными или взаимозаменяемыми.

Таким образом, департамент в рамках исполненияпереданного федерального полномочия по охране водных объектов не имеетзаконных оснований для проведения работ по реконструкции ГТС на протоке«Басовский рукав», связанной с извлечением из тела плотины ломажелезобетонных конструкций, и следовательно для проведенияинженерных изысканий, направленных на определение технической возможности проведения указанных работ и их влияния на безопасность гидротехнического сооружения.

В соответствии с планом реализации государственной программы Воронежской области «Охрана окружающей среды и природные ресурсы», утвержденным приказом департамента от 30.03. 2022 N~. 125, в рамках мероприятия 4.4.1 Государственной программы Воронежской области «Охрана окружаюшей среды и природные ресурсы» запланировано выполнение работ по расчистке плотины на протоке «Басовскийрукав» г. Павловска Воронежской области, в рамках мероприятия 4.4.4 запланировано выполнение работ по разработке математической модели гидродинамических процессов р.Дон и протоки Басовский рукав в районе г.Павловска Воронежской области.

Целью проведения работ по разработке математической модели гидродинамических процессоl3 (имитационной гидродинамической модели) реки Дон и протоки Басовский рукав в районе г. Павловска Павловского муниципального района Воронежской области является оценка эффективности реализации проектных решений «Берегоукрепление р. Дон в районе г. Павловска Павловского муниципального района Воронежской области», а также оценка состояния дна в районе протоки Басовский рукав (динамика изменения отметок дна на рассматриваемом участке, батиметрическая съемка, оценка степени зарастания реки, измерение расходов воды на рассматриваемом участке и др.) с помощью разработки математической модели гидродинамических процессов (имитационной гидродинамической модели).

Мероприятия по берегоукреплению в районе г. Павловска Павловского муниципального района Воронежской области являются взаимосвязанными объектами с плотиной на протоке «Басовский рукав». После частичной реализации проектных решений первоочередных руслорегулирующих мероприятий на реке Дон у г.Павловска в последующие годы в результате негативного воздействия вод возникли предпосылки для обвалов, оплывов и оползней на левом высоком берегу реки Дон. Ниже по течению реки стало развиваться подступающее к жилью и промышленным объектам обрушение песчаного откоса с падением сосновых деревьев, растущих по верхней бровке. В этой связи в 2017 году начата реализация мероприятий по строительству берегоукрепительных сооружений в районе города Павловска.

Представитель ответчика Правительства Воронежской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности ФИО8 в судебном заседании поддержала заявленные требования Воронежского межрайонного природоохранного прокурора.

Представитель третьего лица Верхнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства РФ по рыболовству в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство с просьбой рассмотрения дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав все представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» закреплено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Требованиями ч. 4 ст. 27 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры Воронежской области в рамках рассмотрения обращения ФИО3 проведена проверка исполнения требованийфедерального законодательства при реализации органами исполнительнойвласти Воронежской области мероприятий по охране водного объекта – протока «Басовский рукав», устранении ранее выявленных нарушений, отраженных в актах прокурорского реагирования.

На основании совместного постановления Воронежской областной Думыи администрации Воронежской области от 06.10.2000 N 1662/936 «Онеотложных мерах по улучшению. русло формирующих процессов реки Дон врайоне города Павловска» в 2001 году АООТ «Центрально-Черноземный региональный институт по проектированию мелиоративного и водохозяйственного строительства» разработан рабочий проект первоочередных руслорегулирующих мероприятий на реке Дон у города Павловск Воронежской области, предусматривающий строительство на протоке «Басовский рукав» вблизи от с.Басовка Подгоренского муниципального района Воронежской области гидротехнического сооружения – каменно-земляной регуляционной плотины.

Указанный рабочий проект получил положительное заключениегосударственной экологической экспертизы (заключение экспертной комиссииКомитета природных ресурсов по Воронежской области от 02.10.2002 N217/OC-02-12).

В соответствии с рабочим проектом предусматривалось возведениекаменно-земляной плотины с использованием каменной наброски изнесортового камня в целях перекрытия протоки, с последующим намывомгрунта в нижнюю часть плотины со стороны верхнего бьефа, укладкойводопропускных труб, дальнейшей отсыпке тела плотины связанным грунтом и

В соответствии с п.3 Постановления N 1662/936 в качестве заказчикапроектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по комплексунеотложных мероприятий на реке Дон в районе города Павловск определенадирекция «Воронежсельхозводстрой», учредителем которого являлосьМинистерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Заказчиком-застройщиком работ по возведению гидротехническогосооружения выступило казенное предприятие Воронежской области «Дирекцияпо строительству объектов водопользования» (далее КП ВО«Стройводдирекция»), учредителем которого являлось главное управлениегосударственного имущества администрации Воронежской области.

Работы по строительству гидротехнического сооружения - каменноземляной регуляционной плотины на протоке «Басовский рукав» завершены КП ВО «Стройводдирекция» в конце 2006 г., что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта от 18.12.2006 г.

Согласно указанному акту приемки законченного строительством объекта от 18.12.2006 заказчиком КП ВО «Стройводдирекция» был принят законченный строительством объект «Первоочередные руслорегулирующие мероприятия на реке Дон у г. Павловска, Воронежская область», общей протяженностью 6,5 км. КП ВО «Стройводдирекция» 20.08.2009 было дано заключение с соответствии объекта капитального строительства «Первоочередные руслорегулирующие мероприятия на реке Дон у г.Павловска, Воронежская область» требованиям проектной и нормативной документации, которое утверждено распоряжением Верхне-Донского управления Ростехнадзора от 21.08.2009 № 108-р. В указанном заключении не содержится сведений об отклонениях от проектной документации при строительстве гидротехнического сооружения на протоке «Басовский рукав».

На основании решения Арбитражного суда Воронежской области от21.03.2011 по делу N A14-537/2011признано право собственности Воронежскойобласти на гидротехническое сооружение.

25.08.2020 по результатам обследования территории гидротехнического сооружения в рамках рассмотрения обращения ФИО3 должностными лицами Центрально-Черноземным межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в дренажном банкете каменно-земляной плотины на протоке «Басовский рукав» со стороны низового откоса обнаружено 18 элементов железобетонныхконструкций. Указанные железобетонные конструкции выступали из дренажного банкета плотины, т.е. являлись конструктивным элементом гидротехнического сооружения.

Вместе с тем проектной документацией не предусматриваласьвозможность использования при строительстве плотины каменно-землянойрегуляционной плотины на протоке «Басовский рукав» железобетонныхконструкций или их лома.

По результатам проведенных специалистами филиала «ЦЛАТИ поВоронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» лабораторных анализовотобранных проб определено, что 18 элементов железобетонных конструкцийпо своим морфологическим и физико-химическим свойствам являются отходами V класса опасности, а именно ломом железобетонных изделий, отходами железобетона в кусковой форме.

31.08.2020 Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в адрес губернатора Воронежской области Гусева А.В. направлено предостережение №183 о принятии исчерпывающих мер по недопущению нарушения органами исполнительной власти Воронежской области обязательных требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, а также требований природоохранного законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, а также требований природоохранного законодательства, установленных ч.1 ст.56 Водного кодекса РФ, разработке и утверждении комплекса мероприятий по извлечению из основания гидротехнического сооружения на протоке «Басовский рукав» лома железобетонных и бетонных конструкций.

В пункте 3 предостережения отмечена необходимость поручитьответственным органам исполнительной власти Воронежской областиразработать и утвердить комплекс мероприятий (содержащий конкретныесроки его реализации) по извлечению из основания гидроузла на реке Дон врайоне с.Басовка Витебского сельского поселения Подгоренскогомуниципального района Воронежской области лома железобетонных и бетонных конструкций.

13.09.2021 в связи с установленным фактом не принятияуполномоченными органами исполнительной власти Воронежской области мерпо устранению нарушений требований природоохранного законодательствапрокуратурой Воронежской области в адрес заместителя председателяправительства Воронежской области ФИО5 внесено представление обустранении нарушений федерального законодательства, в котором, в том числеотмечена необходимость проработки вопроса извлечения из водного объекталома железобетонных конструкций, выявленных Центрально-Черноземныммежрегиональный управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Однако в рамках проведенных Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры Воронежской области проверочных мероприятий установлено, что Правительством Воронежской области, а равно уполномоченными органами исполнительной власти Воронежской области до настоящего времени конкретных мер по проработке вопроса извлечения лома железобетонных конструкций из водного объекта и основания плотины не принято.

Статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению мер по охране расположенных на их территориях водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности.

Пунктом 4 Правил охраны поверхностных водных объектов,утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от10.09.2020 N1391, к мероприятиям по охране поверхностных водных объектовотнесены предотвращение их загрязнения и засорения, истощения вод, а такжеликвидация последствий указанных явлений, извлечение объектовмеханического загрязнения.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе:

обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

В силу чч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, при осуществлении деятельности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Статьями 32 и 33 Федерального закона № 7-ФЗ регламентирована обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, а также обязательность проведения экологической экспертизы в отношении документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Федеральный закон № 174-ФЗ) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 174-ФЗ экологическая экспертиза основывается на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 27 регламентирована обязанность заказчика документации, подлежащей экологической экспертизе, осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Согласно п. 7 ч. 1 ст.30 Федерального закона № 174-ФЗ отступление от регламентированных проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, способов выполнения работ, является нарушением требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

Согласно ч. 1.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией.

В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 27 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Инженерные изыскания выполняются в целях получения:

материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;

материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.

Вместе с тем, при констатации уполномоченными органами исполнительной власти Воронежской области необходимости проведения инженерных изысканий (протокол поручений, определенных 16.06.2021 в ходе выездного совещания на гидротехническом сооружении, расположенном в протоке Басовский рукав на реке Дон Подгоренского муниципального района Воронежской области, утвержденный 01.07.2021 заместителем департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области Калюжным В.Ю.) соответствующий государственный контракт до настоящего времени не заключен.

Постановлением правительства Воронежской области от 10.05.2012 №382 утверждено Положение о департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - Положение).

В соответствии с п.п. 2.1, 2.14, 2.7 Положения к основным задачам департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области отнесены реализация государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования, направленной на улучшение экологической обстановки в Воронежской области; реализация полномочий в области водных отношений на территории Воронежской области; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в пределах своих полномочий.

Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, руководствуясь представленными доказательствами и вышеназванными нормами права, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленного и.о.Воронежского межрайонного природоохранного прокурора иска к Правительству Воронежской области, Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области об обязании департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в течении трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда заключить контракт на проведение инженерных изысканий в отношении гидротехнического сооружения «Первоочередные регулирующие мероприятия на реке Дон у города Павловск, Воронежская область» и протоки «Басовскийрукав» на реке Дон», в том числе с целью:

-определения влияния гидротехнического сооружения на сложившуюсяэкосистему протоки «Басовский рукав»;

-определения технической возможности извлечения лома железобетонных конструкций из тела плотины и влияния проведения указанных работ на безопасность гидротехнического сооружения;

-определения причин отсутствия водотока через водопропускныесооружения плотины в меженный период;

-определения возможности восстановления круглогодичного санитарного расхода воды по протоке «Басовский рукав», а также обязании правительства Воронежской области на основании полученных результатов инженерных изысканий принять меры для устранениянарушений обязательных требований законодательства Российской Федерацииоб экологической экспертизе, а также требований природоохранного законодательства, установленных ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ.

Доводы ответчика Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области о нецелесообразности проведения инженерных изысканий и возможности ограничиться проведенными мероприятиями департамента по исследованию русла реки, а также отсутствии законных оснований для проведения работ по охране водного объекта суд не может принять во внимание, поскольку, как было установлено в судебном заседании принятые меры по охране протоки «Басовский ручей» в том числе по разработке математической модели гидродинамических процессов не обеспечат соблюдение мер по охране окружающей среды и приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства объекта – гидроузла протоки «Басовский ручей».

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о.Воронежского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области в течении трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда заключить контракт на проведение инженерных изысканий в отношении гидротехнического сооружения «Первоочередные регулирующие мероприятия на реке Дон у города Павловск, Воронежская область» и протоки «Басовский рукав» на реке Дон», в том числе с целью:

-определения влияния гидротехнического сооружения на сложившуюсяэкосистему протоки «Басовский рукав»;

-определения технической возможности извлечения лома железобетонных конструкций из тела плотины и влияния проведения указанных работ на безопасность гидротехнического сооружения;

-определения причин отсутствия водотока через водопропускныесооружения плотины в меженный период;

-определения возможности восстановления круглогодичного санитарного расхода воды по протоке «Басовский рукав»

Обязать правительство Воронежской области на основании полученных результатов инженерных изысканий принять меры для устранения нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, а также требований природоохранного законодательства, установленных ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья .И.Калинина

Решение в окончательной форме изготовлено 06.06.2022г.