К делу 2-1666/2017
Решение
именем Российской Федерации
г. Кореновск 06 октября 2017 года
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Калита Н.В.,
при секретаре Лаштабега Ю.Ю.,
с участием помощника прокурора Кореновского района ФИО1,
представителя третьего лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.о прокурора Кореновского района, в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО3 в порядке ст.45 ГПК РФ о возложении обязанности обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,
установил:
Прокурор Кореновского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО4 в порядке ст.45 ГПК РФ о возложении обязанности обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, обосновывая свои требования тем, что прокуратурой Кореновского района выявлены нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов на территории Кореновского района, в деятельности ИП ФИО3
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон №181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам и другие.
В соответствии со ст. 3 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» (далее - Закон № 1229-КЗ) к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащих оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся организации образования, социального назначения, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные сооружения, административные здания и сооружения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним здание торгового комплекса, расположенное по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности ИП ФИО3
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В связи с этим, обязанность нести бремя содержания здания торгового комплекса лежит на собственнике - ИП ФИО3
При этом, в нарушение ст. 15 Закона № 181, ст.ст. 1, 4, 5 Закона № 1229-КЗ ИП ФИО3 условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здании торгового комплекса, расположенное по ул. Бувальцева 34, г. Кореновска, Кореновского района, не созданы.
Так, в нарушение п. 5.2.15 Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605 (Свод правил) лестницы внутри здания оборудованы поручнями только с одной стороны, на поручнях отсутствуют завершающие не травмирующие горизонтальные части, в нарушение п. 5.2.12 Свода правил ступени лестниц не оборудованы контрастной маркировкой, в нарушение п. 4.1.14 Свода правил доступ в помещения второго этажа не оборудован - отсутствует лифт или другое подъемное устройство, предусматривающее подъем для маломобильных граждан, в нарушение п. 5.3.2 Свода правил в здании не оборудованы уборные кабины.
Вместе с тем, в 2016 году по результатам проверки управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Кореновском районе ИП ФИО3 привлекался к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Однако, в настоящее время выявленные нарушения не устранены, что подтверждает информация управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Кореновском районе от 31.07.2017 № 713-2017/5217.
В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района ФИО1 исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель третьего лица по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав представленные письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как было установлено в суде, прокуратурой Кореновского района выявлены нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов на территории Кореновского района, в деятельности ИП ФИО3
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон №181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам и другие.
В соответствии со ст. 3 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» (далее - Закон № 1229-КЗ) к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащих оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся организации образования, социального назначения, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные сооружения, административные здания и сооружения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним здание торгового комплекса, расположенное по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности ИП ФИО3
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В связи с этим, обязанность нести бремя содержания здания торгового комплекса лежит на собственнике - ИП ФИО3
При этом, в нарушение ст. 15 Закона № 181, ст.ст. 1, 4, 5 Закона № 1229-КЗ ИП ФИО3 условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здании торгового комплекса, расположенное по <...>, не созданы.
Так, в нарушение п. 5.2.15 Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605 (Свод правил) лестницы внутри здания оборудованы поручнями только с одной стороны, на поручнях отсутствуют завершающие не травмирующие горизонтальные части, в нарушение п. 5.2.12 Свода правил ступени лестниц не оборудованы контрастной маркировкой, в нарушение п. 4.1.14 Свода правил доступ в помещения второго этажа не оборудован - отсутствует лифт или другое подъемное устройство, предусматривающее подъем для маломобильных граждан, в нарушение п. 5.3.2 Свода правил в здании не оборудованы уборные кабины.
В 2016 году по результатам проверки управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Кореновском районе ИП ФИО3 привлекался к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Однако, в настоящее время выявленные нарушения не устранены, что подтверждает информация управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Кореновском районе от 31.07.2017 № 713-2017/5217.
Непринятие реальных мер по созданию условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры нарушает законные права и интересы не только инвалидов, но и тех лиц, у которых в будущем возникнет право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, и круг таких лиц точно определен быть не может. Таким образом, нарушаются интересы неопределенного круга лиц, что служит основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в целях защиты прав неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд признает обоснованность исковых требований прокурора и считает необходимым удовлетворить их.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о прокурора Кореновского района, в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО3 в порядке ст.45 ГПК РФ о возложении обязанности обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры — удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО3 оборудовать здание торгового комплекса, расположенное по адресу: <...>, в соответствии с требованиями Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605 (Свод правил):
- оборудовать лестницы внутри здания поручнями с обоих сторон, установить на поручнях завершающие не травмирующие горизонтальные части в соответствии с п. 5.2.15 Свода правил;
- оборудовать ступени лестниц контрастной маркировкой в соответствии с п. 5.2.12 Свода правил;
- оборудовать доступ в помещения второго этажа посредством установки, дублирующего лестницу подъемного устройства для маломобильных граждан в соответствии с п. 4.1.14 Свода правил;
- оборудовать в здании торгового комплекса уборные кабины для маломобильных граждан в соответствии с п. 5.3.2 Свода правил.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение 30 дней.
Судья Кореновского
районного суда Калита Н.В.