ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1666/2022 от 05.10.2022 Ростовского районного суда (Ярославская область)

УИД 76RS0010-01-2022-002321-17

мотивированное решение

изготовлено 05.10.2022г.

Дело № 2-1666/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(мотивированное)

28 сентября 2022 года Ростовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Отрывина С.А.,

при секретаре Фростовой Н.В.,

с участием: представителя истца - помощника прокурора Борисоглебского района Ярославской области Курепневой Анастасии Валерьевны, представителя ответчика – муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Акватерм-сервис» в лице директора Каторина Владимира Владимировича,

рассмотрев в открытом судебном заседании в постоянном судебном присутствии в пос. Борисоглебский Борисоглебского района Ярославской области гражданское дело по иску прокурора Борисоглебского района Ярославской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Акватерм-сервис» о возложении обязанности устранить нарушение санитарных правил и норм,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Борисоглебского района Ярославской области действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в Ростовский районный суд Ярославской области с иском в интересах неопределенного круга лиц, к МУП ЖКХ «Акватерм-сервис» об обязании устранить нарушения требований санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», при эксплуатации артезианской скважины расположенной по адресу: <адрес>, инвентарный , а именно произвести ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины, и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием.

В обоснование исковых требований прокурор Борисоглебского района указывает, что по результатам проведенной проверки в сфере соблюдения требований водоохранного законодательства, и обеспечения населенных пунктов питьевой водой установлено, что МУП ЖКХ «Акватерм-сервис» наделен статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение питьевой водой и водоотведение на территории Борисоглебского района, с видом деятельности: забор, очистка и распределение воды, забор и обработка сточных вод.

Постановлением администрации Борисоглебского муниципального района от 05 мая 2011 года № п-0496а, артезианская скважина по адресу: <адрес>, передана в хозяйственное ведение МУП ЖКХ «Акватерм-сервис».

Проверкой установлено, что артезианская скважина, расположенная по адресу: <адрес>, в нарушение п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02, не имеет ограждений первого пояса и твердых подъездных путей к ней.

В судебном заседании помощник прокурора Борисоглебского района Ярославской области, настаивала на удовлетворении заявленных требований, по доводам изложенным в иске.

Представитель ответчика – директор МУП ЖКХ «Акватерм-сервис» Каторин В.В., в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, заявив ходатайство о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Третьи лица – администрация Борисоглебского муниципального района Ярославской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили.

Судом разрешен вопрос о возможности рассмотрения дела при существующей явке.

Выслушав лиц участвующих в рассмотрении дела, и исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Борисоглебского района Ярославской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

Статьей 11 указанного Федерального закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников.

В соответствии с п. 5 ст. 59 Водного кодекса РФ при размещении водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны предусматриваться меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на объекты окружающей среды.

Согласно п. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02»,введенные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10 определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Пунктом 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Согласно п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02, территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны имеет твердое покрытие.

Исходя из представленных доказательств, и пояснений истца, суд приходит к выводу, что артезианская скважина, расположенная по адресу: <адрес>, инвентарный не имеет ограждения первого пояса и твердых подъездных путей к ней.

Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия неопределенного круга лиц.

На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом обстоятельств дела, характера действий, надлежащих выполнить, суд считает возможным установить срок для исполнения решения до 01 июня 2023 года.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с МУП ЖКХ «Акватерм-сервис» в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000,00 руб., от уплаты которой при подаче иска истец был освобожден.

Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Борисоглебского района Ярославской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.

Обязать муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Акватерм-сервис» (,ОГРН ) в срок до 01 июня 2023 года, в соответствии с требованиями пунктов 2.2.1.1 и 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» установить ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны скважины, оборудовать подъездные пути с твердым покрытием, в отношении артезианской скважины расположенной по адресу: <адрес>, инвентарный .

Взыскать с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Акватерм-сервис» (ИНН7614004641,ОГРН 1067609020203), в доход бюджета бюджетной системы Российской Федерации государственную пошлину в размере 6 000,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: С.А. Отрывин